Документ №5
Снова обращаюсь к вам, о богоизбранные сестры! Вот, видите, сколько с помощью Божиею представил вам указаний об истинном, богоподражательном, смиренномудром послушании и о противном, самомнительном непокорстве. Этого ради, я грешный старец и попечитель ваш, от болезненной души написал это во утверждение ваше, чтобы и вы, о возлюбленые сестры, боясь страшных запретов, соблюдали себя осторожно от нарушения ваших обетов и преданий, и все старание прилагали бы утверждать друг друга к терпению, подражая Святым девам, обручившим себя Господу, как Варвара, Екатерина, Иулиания, Евдокия, Мелания, Евпраксия, Евфросиния, Ксения и прочие. Не только богатство свое и обручников и супругов, любви ради своей ко Господу, оставившие, но и кровь свою и души в мучение Христа ради предавши. И если вы воспротивитесь и не захотите следовать с покорностью и смирением указанным вам мною путем и правилам, преданным от святых отцов, то простите: я грешный не могу вмещать немирствия вашего и непокорства. И более желаю обратиться к моему любимому безмолвию, да пекусь о моей душе, чтобы ни всуе и бесполезно изнурять дни мои, не видя вашего преуспеяния под моим руководством и попечением. Оставив вас, один буду отвечать ко Господу, как не смог управлять и служить непокорным и самомнительным, и поэтому если не приму награды, но по крайней мере избавлюсь осуждения. Если же до конца пребуду с вами, и вы всегда пребудете упорны и непокорны, то какое горе и осуждение предлежит мне за каждую из вас. Того ради и предлагаю вам избрать одно из двух: или отвергши в конец свою волю и мудрование, преклонитесь вседушно к совершенному смиренномудрию и послушанию, или отпустите меня, да не примете и вы большего осуждения за то самое, что вас ради я оставил безмолвие и спасительное житие и предпочтительно восприял послужить вам как богоизбранным девам, уневещенным Самому Господу нашему Иисусу Христу. Вы же, напротив, своим непокорством и возношением предаете себя диаволу, меня же вовлекаете в молву, болезнь и скорбь [душевную], чрез что бедствует и мое и ваше спасение, и Бог нами прогневляется. А потому не только я грешный, боясь осуждения от Бога, пишу и увещеваю вас, да соблюдаете достодолжно обеты ваши и да провождаете житие ваше богоугодно в единодушии и неразрывном дружелюбии; но и каждая из вас, вспомоществуйте сильные немощным любовью и советами и примером доброго жития, чтобы, вооружившись единодушием, стереть главу адского Голиафа и явиться угодными Христу Господу, Жениху душ ваших, чрез что и сами сподобитесь вечного радования в блаженств праведных, и мне может быть исходатайствуете некую отраду и милость Божию за усердное послужение к вашему спасению.
Документ №5 ОПИСАНИЕ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ
(в данном описании, сделанном очевидцем, паломницей,(по предположению исследователей её звали Эгерия) следует обратить внимание на практику оглашения, существовавшую в Иерусалиме в IV веке)
Я вам должна также описать, как поучают тех, которые крестятся на Пасху. Каждый, кто заявляет свое имя, делает это за день до начала Четыредесятницы, и пресвитер записывает все имена. И все это происходит за восемь недель, в течение которых здесь соблюдается пост, как я уже упомянула. После того, как пресвитер запишет имена всех желающих креститься, на следующий день, на первый день поста, день, с которого начинается восьминедельный пост, для епископа ставится кафедра в главной церкви, в Мартириуме. По обе стороны кафедры садятся пресвитеры на сидениях, а остальные клирики стоят вокруг. Затем один за другим вызываются имеющие принять крещение, при том, если мужчины, то приходят со своими крестными отцами, а если женщины, то со своими крестными матерями. Епископ задает отдельно вопросы соседям имеющего принять крещение, расспрашивая: «Ведет ли он добрую жизнь? Почитает ли родителей? Не пьяница ли он, не лжец ли?» А также ищет в человеке и другие более тяжелые пороки. И когда человек бывает признан безупречен во всем, о чем расспрашивались свидетели, то епископ сам своей рукой записывает имя кандидата. Если же кто-нибудь найдется в чем-то виновным, то епископ велит ему уйти, говоря: «Пусть он исправит сперва свою жизнь, и тогда только приступает к Таинству Крещения». Тс же вопросы, какие задает о мужах, задает и о женах'. Чужестранец же не может легко креститься, пока не представит свидетелей, знающих его. Госпожи, мои сестры, я пишу вам обо всем этом, чтобы вы не подумали, что здесь что-либо совершается без разумнаго основания или объяснения. В течение сорока дней поста здесь существует обычай подвергать заклинанию всех тех, которые приготовляются к крещению. Происходит этот чин рано утром, сразу после отпуста утренней службы, в храме Воскресения. По совершении этого чина в Мартириуме ставится кафедра для епископа, и все приступающие к крещению, мужи и жены, садятся рядом с епископом, в то время как крестные отцы и матери стоят. И, конечно, все тс из народа, которые хотят слушать, и если они верные, могут войти и сесть. Оглашенные же в тот момент, когда епископ поучает закону, войти не могут. В течение этих сорока дней он, начиная с Бытия, проходит все Писание, объясняя сперва его буквальное значение, а затем его духовный (символический) смысл. И в течение всего этого времени излагается не только то, что относится к Воскресению, но и все, относящееся к самой вере; и это называется «оглашением». И когда исполниться пять недель от начала их поучений, то приступают к изучению Символа Веры. Епископ объясняет смысл отдельных слов и фраз Символа Веры таким же образом, как он объяснял Священное Писание, то есть, сперва буквальное значение, а затем их духовный смысл. И вот таким образом объясняется Символ Веры. И вот поэтому верные в этих местах могут следить с пониманием за Священным Писанием, когда оно читается в церквах, так как они поучаются ему в течение сорока дней и во время трех часов оглашения, от первого (6 ч.) часа и до третьего часа (9ч.). И видит Господь, госпожи, мои сестры, что голоса одобрения верных, пришедших услышать поучения епископа, во время оглашения громче, чем во время обычной службы. Отпуст с оглашения дается в третьем часу, и сразу же при пении гимнов ведут епископа в храм Воскресения, где совершается служба в третьем часу. И вот таким образом в течение семи недель ежедневно три часа в день они обучаются вере. На восьмой неделе, называемой здесь Великой, времени для поучений больше нет, ибо необходимо совершить все, о чем было уже раньше упомянуто. И когда пройдут все семь недель и остается только Пасхальная неделя, которая зовется здесь Великой, епископ идет утром в главную церковь, в Мартириум. Позади за алтарем, в абсиде, ставится для епископа кафедра, и по очереди мужи со своими крестными отцами и жены со своими крестными матерями подходят к нему, и каждый говорит (наизусть) епископу Символ Веры. По прочтении Символа Веры епископ обращается ко всем и говорит: «В течение этих семи недель вы поучались всему закону Священного Писания. Вы слышали поучение о вере, также слышали о воскресении плоти и о внутреннем смысле Символа Веры, одним словом, о всем том, что как оглашенные еще, вы можете усвоить. Что же касается сокровенных Тайн Крещения, будучи еще оглашенными, вы поучаться о них не можете. И чтобы вы не подумали, что что-нибудь могло бы быть оставлено без объяснения, то как только вы креститесь во имя Божие, вы услышите обо всем в храме Воскресения во время этих восьми пасхальных дней, сразу после отпуста. Но пока вы все еще оглашенные, самые сокровенные Божественный Тайны вам не могут быть поведаны». Во время пасхальной недели, в течение восьми дней, от пасхального воскресения и до восьмого дня, сразу после отпуста в церкви, все с песнопениями отправляются в храм Воскресения. И там, как только произнесется молитва и благословятся верные, епископ встает и, облокотясь на внутреннюю преграду, находящуюся в пещере Воскресения, объясняет все, касающееся Таинства Крещения. В этот час ни один оглашенный не входит в храм Воскресения, только неофиты и верные, желающие услышать о Таинствах, входят в храм Воскресения. И действительно, все двери запираются, чтобы никто из оглашенных не мог проникнуть внутрь. И в то время, как епископ излагает и объясняет все, голоса одобрения бывают так громки, что слышны вне церкви. Он излагает все Таинства таким образом, что нет человека, который, услышав, не был бы растроган. В этой местности часть населения знает и греческий и сирийский языки, некоторые же знают только греческий, другие же — только сирийский. И несмотря на то, что епископ может знать сирийский, он всегда говорит по-гречески и никогда по-сирийски, и поэтому там всегда присутствует пресвитер, который, когда епископ говорит по-гречески, переводит на сирийский для того, чтобы все могли понять, что он объясняет. И также потому, что все тексты Писания должны читаться по-гречески, присутствует всегда кто-нибудь, кто может переводить на сирийский для людей, чтобы все могли понимать. И чтобы присутствующие здесь латиняне не были бы смущены, так как они не знают ни греческого, ни сирийского, то тут всегда находится кто-нибудь из братьев или сестер, знающих и греческий и сирийский языки, и которые могут все им объяснить на латинском. Но что здесь особенно приятно и достойно восхищения — это то, что какие бы гимны или антифоны ни пелись, какие бы чтения или молитвы ни читались, все соответствует тому, какой праздник, отмечаемый здесь, и также месту, где происходит служба.
Письма паломницы IV века. М., 1994. С. 217-220.
|