Послушание необходимо должно сопрягаться с молитвы деланием. И решение отречься от своей воли должно предшествовать умной молитве
Еcли человек живет в миру, а не в монастыре, он должен все же иметь старца или духовника, которому надлежит оказывать безусловное послушание, дабы отречься от своей воли. Почему такова должна быть подготовка к молитве? Святой Афанасий Великий послушание называет "добровольным мученичеством". Так оно трудно, кажется на первых порах таким мучительным - и столь же плодотворно для души по своим последствиям. Но если значение его велико в нравственной жизни - ибо, по словам аввы Исайи, "собственная воля губит все добродетели", то для вступающего на путь умной молитвы оно совершенно необходимо. Надо на деле научиться отказываться от своей воли. Ибо действующая в нас воля мешает тому состоянию открытости души, которое необходимо для принятия в душу благодати Божией. Научиться отдать себя в руки Божий - а это необходимо для жизни духовной и молитвы - можно только через отречение от своей воли в послушании. Вот почему так высоко ценят послушание святые отцы и требуют от подвизающегося его полного исполнения. Слушаться надо безусловно и не рассуждая. Не спрашивая: почему? И даже не стараясь уяснить себе, почему требуется то или другое. Ибо если послушание будет от "согласия" с доводами разума - это уже не есть послушание, не есть отречение от своей воли. О необходимости безусловного послушания говорят Василий Великий, Иоанн Лествичник, авва Дорофей, святой Иоанн Кассиан, Григорий Синаит, Феодор епископ Едесский и многие другие. Все они говорят о том, что послушание должно оказываться и в таких делах, которые могут казаться неправильными, неполезными, даже ненравственными - по словам святого Иоанна Лествич-ника, "противными нашему спасению". За грех послушника духовник отдает отчет Богу, а не послушник, говорит авва Дорофей. Словом, если уже нет своей воли, то и нет согласия или несогласия в подчинении. За все отвечает тот, в чьи руки отдал себя послушник. Послушание есть послушание во всем и до конца. Единственное ограничение здесь указано святым Антонием Великим: "Если кто укажет тебе что противное Божественным заповедям, то скажи дающему наставление: аще праведно есть тебя послушать паче, нежели Бога?" (Деян. 4,19). На такое послушание, за неимением старца, в миру должен решиться молящийся в отношении духовника. И решиться на это должен раньше, чем приступит к научению умной молитвы. Это послушание - необходимое подготовление к ней. Не во власти человека сразу побороть страсти. Но вниманием к себе и усилием души можно утишить их в себе. Это и надлежит сделать, подготовляясь к деланию умной молитвы Встревоженные бесы начнут всячески противиться этому. И первым делом будут убеждать отложить начатое. Мысли: "Все равно сразу не побороть страстей". "Посвящу себя этому, когда начну молиться". Отвечай: - Питая страсть, я делаю ее еще сильней. Если нет сил побороть сегодня - еще труднее будет завтра. Поэтому начну, не откладывая. И если не могу сделать всего сразу, сделаю, сколько могу. Утишая страсти в преддверии к молитве, не забывай закона духовной жизни, по которому одна оставленная в душе страсть занимает место всех остальных, поборенных человеком. Как говорит Марк Подвижник: "Представь, что есть двенадцать бесчестных страстей. Если одну из них ты произвольно возлюбишь, то она одна займет место одиннадцати. А потому, готовясь к молитве, постарайся, чтобы вообще все страсти стихли в душе твоей. Важно, чтобы в меру сил, имеющихся в данный момент духовного развития человека, его воля плоти подчинялась воле духа, чтобы такое подчинение предшествовало молитве. Важно начинать молиться в такой настроенности. Это как бы фундамент. Пусть будет положено начало в таком именно соотношении сил, дальнейшее будет развитием этого первоначального состояния. Бесстрастие как постоянное состояние души - это окончание молитвенного пути. Бесстрастие как общая настроенность должно быть его началом.
|