Билет №1. Государство— важнейший институт политической системы обществаГосударство — важнейший институт политической системы общества. В политической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план один из аспектов социальной сущности государства: либо служение общему благу, интересам общества и личности, либо организованное принуждение, подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых. Одним из наиболее распространенных является представление о государстве как о политико-территориальной суверенной организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько государственно-организованное общество (или, иначе, политико-, территориально- и структурно-организованную форму общества). Признаками государства, отличающими его от догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества, являются: 1) деление населения по территориальному принципу, что порождает такой институт, как гражданство (подданство); 2) наличие особой публичной власти, отделенной от общества; 3) наличие специального слоя, разряда людей, профессионально занятых управлением (бюрократия); 4) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих функций; 5) государственные атрибуты (гимн, герб, флаг). Признаками государства, отличающими его от других политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.), являются: 1) суверенитет (т. е. полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене); 2) правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны); 3) монополия на легальное применение насилия. Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития. По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние. К внутренним относятся: экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой), социальные (организация системы социального обеспечения), культурные (формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения), охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка). Среди внешних функций можно выделить осуществление международного сотрудничества и организацию обороны государства. Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, «уходя» из экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Но в кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения. Одной из гарантий против установления диктатуры какого-либо государственного органа или должностного лица является система разделения властей между законодательными, исполнительными и судебными ее ветвями. Теория разделения власти уходит своими истоками еще в античные времена, хотя окончательно сформировалась в трудах английских и французских мыслителей XVII—XVIII вв. Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье. Она исходила из вполне рациональной предпосылки: в любом государстве необходимо осуществлять три вида деятельности — принимать законы, исполнять их и наказывать нарушителей этих законов. Естественно, что более эффективно и компетентно будут выполнять эти функции государственные органы, специализированные только на одной из них. Но есть и другой аспект проблемы: с точки зрения сохранения демократии целесообразно распределить три этих направления государственной деятельности между тремя различными ветвями власти, чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним человеком или одним органом. Будучи относительно независимыми, эти три ветви власти могут взаимно контролировать и уравновешивать друг друга. При последовательно проведенном принципе разделения властей законодательная власть вверяется высшему представительному органу — парламенту, в составе которого заседают избранные народом представители — депутаты. Исполнительная власть, которая принадлежит президенту и правительству, обычно формируется законодательными органами или непосредственно населением, подконтрольна и подотчет на парламенту. Она действует на основе закона и в его рамках, но при этом занимает самостоятельное и независимое положение. Законодательная власть не может вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность правительства. Третья, судебная ветвь власти независима как от законодательной, так и от исполнительной ветвей. В исключительной компетенции судов находится осуществление правосудия. Но и суд принимает свои решения на основе законов, разработанных парламентом. Разделение властей воплощается, таким образом, в сложной системе «сдержек и противовесов», во взаимном контроле всех ветвей власти. Разделение властей представляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Но принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.
Билет №1 Современное обществознание дает следующее определение религии: под религией чаще всего понимается совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность. Основа любой религии — вера в сверхъестественное, т. е. в необъяснимое с помощью известных науке законов, противоречащее им. Одной из первых форм религии был тотемизм — поклонение какого–либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику (само слово «тотем» на языке североамериканских индейцев означает «од его»). Тотемизм своими корнями уходит еще в праобщество и первоначально выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объединения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией (колдовством), под которой понимаются действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на окружающий мир. От магии неотделим и фетишизм (от слова «фетиш» — магическая вещь) — вера в магические свойства различных предметов (амулетов, фигурок и т. п.). Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в рамках многих современных верований (даже мировых религий), хотя и осуждаются официальной церковью. В анимизме многие ученые видят не только самостоятельную форму религиозных представлений, но и основу для возникновения современных религий. Среди сверхъестественных существ выделяются несколько особенно могущественных — богов. Постепенно они приобретают антропоморфный характер (на богов переносятся свойственные человеку качества и даже его внешний вид, хотя и утверждается, что это именно Бог создал человека по своему образу и подобию), складываются первые политеистические (от слов «поли» — много, «теос» — бог) религии - древнегреческие и древнеримские религии, славянское язычество. Позже, на более высокой стадии появляются и монотеистические религии (от греческого «монос» — один, единый, «теос» — бог) - христианство, ислам и другие, хотя в каждой из них сохраняются следы политеизма. В русском языке для них есть более привычные аналоги — многобожие и единобожие. Все ныне существующие религии можно условно разделить на три большие группы: 1) родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день; 2) национально–государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, индуизм, иудаизм и др.); 3) мировые религии. Их всего три: христианство, буддизм и ислам. христиан в мире насчитывается более 1,4 млрд. человек, мусульман (приверженцы ислама) — 0,8 млрд., буддистов — 0,3 млрд. Функции: 1. Мировоззренческая 2. компенсаторная – снимает соц. напряжение, преодолевать бессилие, слабости, страдания и болезни 3. воспитательная – проповедует высокие нравственные ценности и нормы; 4. коммуникативная – сближение и общение верующих Для многих людей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем. Религиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они регулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множество природных явлений религия предлагает свои варианты ответа на мучительные вопросы. Часто религия способствует объединению наций, образованию единых государств. Но идеализировать роль религии не следует. Исторический опыт показывает, что виной многих конфликтов, войн являются религиозные различия и нетерпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживала человека и общество от совершения преступлений и проступков. Часто религия и церковь накладывали запреты на определенные виды деятельности, науку, искусство, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная несправедливость, деспотические режимы освящались авторитетом церкви, обещавшей подлинное освобождение только в ином мире. Земную же жизнь религия призывала провести в покое и смирении, не противясь злу. Хлесткая и упрощенная формула атеистов «религия — опиум для народа» не является совсем уж безосновательной. РФ – светское государство, т.е. в нашей стране ни одна религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.
2. В России в процессе перехода к рыночной экономике разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. В результате 10% самых богатых в 1993 г. получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами использует государство? Прожиточный минимум это официально устанавливаемый минимальный уровень дохода на семью, необходимый для приобретения продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами, а также удовлетворения минимальных потребностей людей в одежде, обуви, жилье и т.д. Лица, получающие доходы ниже этого уровня, относятся к категории бедных. На прожиточный минимум должны ориентироваться устанавливаемые государством минимальный размер оплаты труда, пенсии, стипендии. Поэтому все большее значение имеет "адресная помощь" государства социально незащищенным слоям населения. Государство использует следующие экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами: - льготы на¾ оплату жилищно-коммунальных услуг для слабозащищенных категорий граждан (многодетные семьи, инвалиды и пр.); - ежемесячные денежные выплаты ветеранам¾ Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, труженикам тыла, ветеранам труда и т.д.; - компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим¾ вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф; - льготное лекарственное обеспечение и льготный проезд для отдельных малообеспеченных категорий населения выплаты государственных и муниципальных социальных стипендий студентам вузов из малообеспеченных семей и т.д.
3. Вам предложили организовать группу из учеников вашего класса для подготовки выступления перед пятиклассниками на тему "Как компьютер помогает в учебе". Кого бы из своих одноклассников вы попросили бы принять участие в этой работе? Какие качества личности вы учли бы, осуществляя свой выбор? Необходимо учесть следующие общественно значимые качества личности: взгляды выбранного человека на данную проблему (в том числе: убежденность в полезности изучения информатики, понимание необходимости передачи своих знаний младшим); - потребность в общении; - способности к передаче¾ накопленных знаний (умение логично и последовательно строить свое выступление, интересно и просто рассказывать о сложных вещах, по существу и полно отвечать на поставленные вопросы, быстро реагировать на нестандартную ситуацию и т.д.); - ярко выраженный интерес к информатике, увлеченность новыми информационными технологиями и т.д.
|