История и теории возникновения дизайна
В середине ХХ века в профессиональном лексиконе для обозначения формообразования в условиях индустриального производства употреблялось понятие «индустриальный дизайн». Тем самым подчеркивалась его неразрывная связь с промышленным производством и конкретизировалось многозначность термина «дизайн». И многие трактаты по истории дизайна того времени в заголовках содержали уточняющие «индустриальный дизайн». Затем в конце ХХ века проектно-художественную деятельность в области индустриального формообразования стали называть более кратко — «дизайн». Отчасти это связано и с тем, что общество вступило в фазу постиндустриального и произошли значительные перемены и в целеустановках «индустриального дизайна». Дизайн как творческий процесс иногда можно разделить на два направления: художественный дизайн и техническую эстетику. Художественный дизайн занимается вопросами создания вещного мира сугубо с точки зрения его внешнего оформления, эстетики восприятия, т.е. внешнего проявления формы. Техническая эстетика – это уже скорее наука о дизайне, которая включает в себя и учитывает все аспекты при взаимодействии человека с окружающим миром, и прежде всего конструктивность (ранний этап развития), функциональность (средний этап), комфортность в производстве, эксплуатации и утилизации (поздний этап). Эргономика пересекается с дизайном именно как с технической эстетикой и в середине XX века (а точнее сразу после Второй Мировой войны) формируется в самостоятельное направление. Это связано с тем, что в мире стала появляться сложная техника, которая не всегда эффективно использовалась из-за предъявления к обслуживающему персоналу требований, превосходящих его психофизиологические и биомеханические возможности. Именно на этом этапе дизайн перестает быть только наукой о внешней форме, что дает толчок для развития эргономики – науке с обширной базой знаний о системе человек – машина – среда (СЧМ). Одним из примеров участия эргономики в развитии дизайна является эволюция органов управления самолетом происходящая уже более ста лет. Если посмотреть на ручку управления самолетом (РУС) времен Второй Мировой войны (рисунок 1), то становится очевидно, что при разработке системы управления самолетом антропометрические характеристики кисти руки человека практически не учитывались. В настоящее же время ведется серьезный контроль за соблюдением эргономических требований к промышленным изделиям на всех этапах разработки, и как результат можно привести РУС современного боевого самолета (рисунок 2). На рисунках видно, что форма современной РУС достаточно удобна для захвата и имеет упор под кисть, это не дает руке летчика уставать и облегчает пилотирование. Кроме того, при разработке современных авиационных систем управления учитываются такие параметры как обзор, досягаемость, читаемость, прилагаемые усилия и другие. Учет данных факторов позволяет снизить нервно-эмоциональное напряжение летчика при пилотировании и степень усталости, что значительно повышает безопасность полетов.
Рис. 1 – РУС в кабине P-40 образца 1941 г.
Рис. 2 – РУС в кабине МиГ-29А
|