Уместность, соответствие своему контексту
Если перед вами зал, в котором собрались несколько десятков или сотен человек, то не бойтесь делать широкие жесты. Если вы выступаете перед одним человеком, на расстоянии примерно 1 м, то лучше ограничиться движениями с малой амплитудой. Отметим, что в любом случае широкие жесты говорят об ораторе, как об уверенном в себе человеке, в то время как мелкие, зажатые — скорее как о неуверенном. Также стоит учитывать социо-культурные особенности аудитории, используя те или иные жесты. Упражнение: Моя коллекция. (II) Невербальные сигналы аудитории Во время выступления важно следить не только за своей мимикой и жестами, но и за мимикой и жестами слушателей, чтобы правильно отреагировать на их реакцию. Пусть ваше поведение говорит о том, что вы заботитесь о своих слушателях и понимаете их чувства. Вовремя сведите свои движения к минимуму, если это начинает раздражать, посмотрите в глаза, улыбнитесь, если от аудитории потянуло холодком, оживите мимику и жестикуляцию, если в зале заскучали. Заинтересованный человек, как правило, достаточно скуп на жесты. Человек, испытывающий интерес к происходящему, всем своим существом стремится приблизиться к источнику информации. Можно заметить наклон корпуса в сторону говорящего: слушатель стремится быть ближе к нему. Бывает, человек так увлекается происходящим, что просто перестает контролировать свое тело. Он может забыть закрыть рот или широко раскрыть глаза – это мимические признаки, которые говорят о том, что человек удивлен, изумлен, находится в максимально заинтересованном состоянии. Если же вам не удалось обнаружить у вашего собеседника ни одного из перечисленных «симптомов» заинтересованности, следует срочно поменять тактику – изменить тему разговора, повысить эмоциональность излагаемого, иначе ваше сообщение будет несущественным для вашего собеседника и не принесет нужных вам результатов.
Если слушатели смотрят на часы, это еще ничего. Хуже когда они начинают трясти часы, чтобы проверить, не остановились ли они. Скучающий, бесстрастный взгляд, апатичная поза, вытянутое лицо, опустившаяся челюсть, чуть опущенные веки – все это признаки скуки. Вы заметили, что ваш собеседник зевает? Значит, вы не очень хорошо его развлекаете. Такой жест может быть замаскирован или сдержан. Человек прикрывает рукой рот – это свидетельство того, что у него кончается терпение и слушать вас больше невмоготу. Человек, которому скучно, может попытаться себя развлечь, чтобы не уснуть. Допустим, хватает предметы, которые лежат рядом, но совершенно ему без надобности. Тем не менее эти предметы являются единственным развлечением: он может их перебирать, крутить, подбрасывать или производить другие манипуляции. Также ваш спутник может перелистывать какую-либо книгу или журнал без желания что-то найти там. Он может рисовать что-то на листе бумаге. Если человеку скучно, он старается принять наиболее удобную для него позу, постепенно найти какую-то опору, он расслаблен, невнимателен к вашим словам. Если ваш собеседник сидит, то свидетельством того, что ему скучно, будет его «растекание» по столу. Поза – это показатель уровня внимания. Человек в расслабленной позе не способен воспринимать информацию. • Простой способ избавиться от критического настроя собеседника — это дать человеку что-нибудь в руки или постараться увлечь его разговором. • Просьба о передаче слова, демонстрация желания высказаться Поднятый указательный палец говорит о стремлении прервать человека, возразить ему, вернуться к более подробному объяснению (служит своего рода инструментом, с помощью которого мы искусственно создаем ничем не заполненную паузу, тем самым прерывая поток слов говорящего); поднятая рука. Иногда поднятию указательного пальца сопутствует глубокий, отчетливо слышный вдох, выпрямление туловища и более напряженная поза, сигнализирующие о том, что слушатель собирается вот-вот вступить в разговор. В некоторых случаях слушатель начинает прихорашиваться, что также может сигнализировать о подготовке к вступлению в новую роль. • Частые кивки головой — это необходимость ускорить общение, не отвлекаться на лирические отступления, а медленные — согласие с собеседником, заинтересованность партнера; Упражнение: Мой wish-list.
|