Процесс формирования личности и его механизмы.
Формирование личности это объективный и закономерный процесс, в ходе кот. чел-к выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. Личность формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения индивидом общественно выработанного опыта. Согласно А. Н. Леонтьеву личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» — в возрасте дошк., когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с соц. критериями. Второе ее «рождение» — в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения (способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию). Гиппенрейтер выделяет 3 мех-ма развития личности: 1. сдвиг мотива на цель (сначала ребенок выполняет действие (цель) ради общения с матерью (мотив), позже в случае позитивного общения со взрослыми «правильное» поведение приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом)). 2. идентификация (подражание взрослым). 3. принятие и освоение соц. ролей. 26.Детерминизм в психологии личности и его трактовка в различных психологических теориях. Детерминизм — закономерная и необходимая зависимость психич. явлений от порождающих их факторов. Развитие научного знания о психике связано с разраб. различных форм детерминизма. Длительное вр. оно ориентировалось на механич. детерминизм, кот. представлял обусловленность психич. явлений материальными факторами либо по образцу взаимодействия объектов в мире механики, либо по образцу работы технических устройств (машин). Несмотря на ограниченность этого воззрения (психические явления рассм. только как последствия внешних влияний), оно дало психологии ее важнейшие учения: о рефлексе, ассоциациях, аффекте и др. В середине XIX в. возник био. детерминизм, открывший своеобразие поведения живых систем и утвердивший взгляд на психику как необходимую для их выживания ф-цию. Если механический детерминизм представлял психику побочным явлением (эпифеноменом), то теперь она выступила в качестве неотъемлемого компонента жизнедеятельности. В дальнейшем, когда было установлено, что этот компонент имеет самостоятельное причинное значение, возник психологический детерминизм, получивший, однако, неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной (В. Вундт). Др. понимание психол. детерминизма сложилось в трудах естествоиспытателей (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс, И. М. Сеченов и др.), показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психич. явления формируются по законам, отличным от физ. и био., и на этой основе выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественнонаучного психол.детерминизма привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные собственным закономерностям. Теория самопричинности личности В.А. Петровского. Опр-щей хар-кой личности в данной теории является субъективность — полагающая себя причинность индивида в его взаимоотношениях с миром. «Быть личностью» — значит быть субъектом себя самого, своего существования в мире, носителем идеи «Я» как причины себя. Исходным пунктом развертки теории является сомнение в самой возможности для индивида быть субъектом себя, т. е. целостным, целеустремленным, развивающимся существом. Источник этого сомнения — в трудности примирить идею субъектности человека с «постулатом сообразности» (стремление к «внутренней цели», полагая при этом, что она определяет все проявления чел. активности.), а также «принципом неадаптивности» (расхождения между целью стремлений и достигаемыми рез-тами). В теории самопричинности личности сущ-т в 4 пространствах: жизнь, культура, др. человек, в самом себе. Личность – особая, идеальная форма бытия чел-ка, придающая ему свойство субъектности, т. е. способности быть причиной себя, воспроизводить свое бытие в мире.
|