ЧЕЛОВЕКА СРАЗУ ВИДНО
ФЛАГИ НА БАШНЯХ Повесть в трёх частях ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ЧЕЛОВЕКА СРАЗУ ВИДНО
Началась эта история на исходе первой пятилетки. От зимы остались корки льда, прикрытые от солнца всяким хламом: соломенным прахом, налетами грязи и навоза. Поношенный булыжник привокзальной площади греется под солнцем, а между булыжником просыхает земля, и за колесами уже подымаются волны новенькой пыли. Посреди площади – запущенный палисадник. Летом в палисаднике распускаются на кустах листья и бывает похоже на природу, сейчас же здесь просто грязно, голые ветки дрожат, как будто на земле не весна, а осень. От площади в городок ведет мостовая. Городок - маленький, случайно попавший в географию. Многие люди о нем и совсем не знали бы, если бы им не приходилось делать пересадку на узловой станции, носящей имя города. На площади стоит несколько ларьков, сооруженных ещё в начале нэпа. В сторонке – почта, на её дверях – желтая яркая вывеска. Возле почты скучают две провинциальные клячи, запряженные в перекосившиеся экипажи - линейки. Движение на площади небольшое – больше проходят железнодорожники с фонарями, кругами веревки, фанерными чемоданчиками. Рядок будущих пассажиров – крестьян сидит на земле у стены вокзала, греется на припеке. В сторонке от них расположился в одиночестве Ваня Гальченко, мальчик лет двенадцати. Он грустит у своей подставки для чистки сапог и щурится на солнце. Подставка у него легонькая, кое-как сбитая из обрезков, видно, что Ваня мастерил её собственноручно. И припасу у него немного. У Вани чистое бледное лицо и костюм ещё исправный, но и в лице и в костюме уже зародился тот беспорядок, который потом будет отталкивать добрых людей на улице и неудержимо привлекать на сцене или на страницах книги. Этот процесс байронизации Вани только-только что начался – сейчас Ваня принадлежит ещё к тем людям, которых не так давно называли просто "хорошими мальчиками". Из-за палисадника, описывая быструю, энергичную кривую, картинно заложив руки в карманы пиджака, щеголяя дымящейся в углу рта папиросой, вышел здешний молодой человек и прямо направился к Ване. Он поддернул новенькую штанину, поместил ногу на подставке и спросил, не разжимая зубов: - Желтая есть? Ваня испугался, поднял глаза, ухватился за щетки, но тут же увял и растерянно-грустно ответил: - Желтая? Нету желтой. Молодой человек обиженно снял ногу с подставки, снова заложил руки в карманы, презрительно пожевал папиросу. - Нету? А чего ты здесь сидишь? Ваня развел щетками: - Так черная есть... Молодой человек гневно толкнул носком ботинка подставку и произнес скрипящим голосом: – Только голову морочите! Черная есть! Ты имеешь право чистить? Ваня наклонился к подставке и начал быстро складывать свое имущество, а глаза поднял на молодого человека. Он собрался было произнести слова оправдания, но в этот момент увидел за спиной молодого человека новое лицо. Это юноша лет шестнадцати, худой и длинный. У него насмешливо-ехидный большой рот и веселые глаза. Костюм старенький, но всё-таки костюм, только рубашки под пиджаком нет, и поэтому пиджак застегнут на все пуговицы и воротник поднят. На головке клетчатая светлая кепка. – Синьор, уступите очередь, я согласен на черную... Молодой человек не обратил внимания на появление нового лица и продолжал с надоедливой внимательностью: – Тоже чистильщик! А документ у тебя есть? Ваня опустил щеки и уже не может оторваться от гневного взгляда молодого человека. Раньше Ваня где-то слышал, какое значение имеет документ в жизни человека, но никогда серьезно не готовился к такому неприятному вопросу. – Ну? – грубо спросил молодой человек. В этот печальный момент на Ваниной подставке опять появилась нога. На ней очень древний ботинок светло-грязного цвета, давно не пробовавший гуталина. Вследствие довольно невежливого толчка молодой человек отшатнулся в сторону, но толчок сопровождался очень вежливыми словами: – Синьор, посудите, никакой документ не может заменить желтой мази. Молодой человек не заметил ни толчка, ни вежливого обращения. Он швырнул папиросу на мостовую и, порываясь ближе к Ване, оскалил зубы: – Пусть документ покажет! Обладатель светло-грязного ботинка гневно обернулся к нему и закричал на всю площадь: – Милорд! Не раздражайте меня! Может быть, вы не знаете, что я – Игорь Черногорский? Наверное, молодой человек действительно не знал об этом. Он быстро попятился в сторону и уже издали с некоторым страхом посмотрел на Игоря Черногорского. Тот улыбнулся ему очаровательно: – До свиданья... До свиданья, я вам говорю! Почему вы не отвечаете? Вопрос был поставлен ребром. Поэтому молодой человек охотно прошептал "до свиданья" и быстро зашагал прочь. Возле палисадника он задержался, что-то пробурчал, но Игорь Черногорский в этот момент интересовался только чисткой своих ботинок. Его нога снова поместилась на подставке. Ваня весело прищурил один глаз, спросил: – Черной? – Будьте добры. Не возражаю. Черная даже приятнее. Ваня одной из щеток начал набирать мазь. Героическое столкновение Игоря Черногорского с молодым человеком нравится Ване, но он спрашивает: – Только... Десять копеек. У вас есть десять копеек? Игорь Черногорский растянул свои ехидные губы: – Товарищ, вы всем задаете такой глупый вопрос? – А есть десять копеек? Игорь Черногорский ответил спокойно: – Десяти копеек нет. Ваня с тревогой приостановил работу: – А... сколько у тебя есть? – Денег у меня нет... Понимаешь, нет? – Без денег нельзя. Рот у Игоря удлинился до ушей, и в глазах изобразился любознательный вопрос: – Почему нельзя? Можно. – Без денег? – Ну, конечно, без денег. Ты попробуй. Очень хорошо получится. Ваня взвизгнул радостно, потом прикусил нижнюю губу. В его глазах загорелось настоящее задорное вдохновение. – Почистить без денег? – Да. Ты попробуй. Интересно, как получится без денег. – А что ж? Возьму и попробую... – Я по глазам вижу, какой ты человек. – Сейчас попробую. Хорошо получится. Ваня бросает на клиента быстрый иронический взгляд. Потом он энергично принимается за работу. – Ты беспризорный? – спросил Игорь. – Нет, я ещё не был. – Так будешь. А в школу ходишь? – Я ходил... А потом они уехали. – Кто? Родители? – Нет, не родители, а... так. Они поженились. Раньше были родители, а потом... Ване не хочется рассказывать. Он ещё не научился с пользой реализовывать в жизни собственные несчастья. Он внимательно заглядывает на потрепанные задники ботинок Игоря. – Коробку эту сам делал? – А что? Плохо? – Замечательная коробка. А где ты живешь? – Нигде. В город хочу ехать... Так денег нет... сорок копеек есть. Ваня Гальченко рассказывает всё это спокойно. Работа кончена. Ваня поднял глаза с гордостью и юмором: – Хорошо получилось? Игорь потрепал Ваню по русой взлохмаченной голове: – А ты пацан веселый. Спасибо. Человека, понимаешь, сразу видно. Поедем вместе в город? – Так денег нет... Сорок копеек. – Чудак. Разве я тебе говорю: купим что-нибудь? Я говорю: поедем. – А деньги? – Так ведь ездят не на деньгах, а на поезде. Так? – Так, – кивнул Ваня размышляя. – Значит, нам нужны не деньги, а поезд. – А билет? – Билет – это формальность. Ты посиди здесь, я сейчас приду. Игорь Черногорский достал из кармана пиджака какую-то бумажку, внимательно её рассмотрел, потом подставил бумажку под лучи солнца и сказал весело: – Всё правильно. Он показал на здание почты: – В том маленьком симпатичном домике есть, кажется, лишние деньги. Ты меня подожди. Он проверил пуговицы пиджака, поправил кепку и направился не спеша к почте. Ваня проводил его внимательным, чуть-чуть удивленным взглядом.
|