Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Статья (фрагмент) № 1





«Серебряный век»

Ариштейн Л. Серебряный век. За строкой учебника. //Учительская газета. 12.1990. № 49.

 

<…> Уже в конце XIX века, ощутив первые раскаты надвигающегося социального кризиса, русская интеллигенция оказалась перед выбором: искать ли обновления России на путях социальных преобразований (которые неминуемо сопровождались бы насилием) или же направлять свои силы на духовное просветление нации? Большая часть русской интеллигенции – не только народники и посетители марксистских кружков – предпочла насилие. Но возникло и противоположное течение, в центре которого в 1890-е годы стал Владимир Соловьев. Опираясь на идеи Достоевского, философ отверг возможность какого-либо обновления без обращения к внутреннему миру человека. Так появилась его концепция нравственного совершенствования, основанного на развитии духовных ценностей, выработанных религией и искусством. Для человека, полагает Соловьев, естественно стремиться разумом – к истине, волей – к добру, чувством – к прекрасному. Но достижению нравственной гармонии мешало сопротивление грубого материального начала – эгоизма. И тут без просветления и одухотворения человеческой психики, без приобщения эмоционального мира к миру прекрасного не обойтись. Отсюда и взгляд на поэта или художника как на своего рода священнослужителя, жреца искусства, а на само искусство как на священное таинство, роль которого в жизни человека совершенно исключительна. Эти идеи составили основу сколько-нибудь талантливых поэтов, вступивших в литературу в 1890-е годы и последующее десятилетие. Именно философским содержанием – возвращением к исконным духовным ценностям и нравственным началам поэзии золотой пушкинской поры (изрядно порастраченным во второй половине XIX века) – определяются выдающаяся роль и значение поэзии серебряного века в истории русской литературы. Вместе с тем серебряный век совсем не похож на золотой. Но водораздел проходит не по линии философско-нравственных основ (именно понимание их незыблемости и безусловности роднит Анненского, Сологуба, Блока, Мандельштама и других поэтов с Пушкиным), а по линии поэтики и эстетики. Свое новаторство в поэтике и стихосложении сами поэты всячески акцентировали, демонстративно подчеркивая свой разрыв с традицией и объявляя себя создателями совершенно новых поэтических школ, первой и наиболее значительной из которых стал символизм.

<…> Символистам удалось разработать стих, построенный на совершенно иных принципах, во многом прямо противоположных классическим. Классиков отличала максимальная четкость и ясность смысла составляющих строфу слов и предложений. Они подчиняли этой задаче ритм, размер и интонацию стиха. Символисты же, напротив, стремились к туманности, неопределенности смысловой стороны слова, всячески выдвигая на первый план его музыкальные возможности. Они пользовались особым ритмико-интонационным построением строфы, что вызвало широкий приток новых ритмов в русской поэзии. Целым рядом приемов символисты добивались того, чтобы «оторвать» внешнюю звуковую оболочку слова от его смыслового содержания. Один из приемов состоял в том, чтобы как-то нейтрализовать элементы языка, несущие наибольшую смысловую нагрузку и, напротив, всячески усилить наименее нагруженные в смысловом отношении элементы. Например, у Блока: «Запевающий сон, зацветающий цвет, Исчезающий день, погасающий свет…».

Или же у Брюсова: «Ты белых лебедей кормила, Откинув тяжесть черных кос, Я рядом плыл; сошлись кормила; Закатный луч был странно кос…». Или у Сологуба: «И два глубокие бокала Из тонко-звонкого стекла Ты к светлой чаше подставляла И пену сладкую лила. Лила, лила, лила, качала. Два тельно-алые стекла…». Поразительное многообразие и мастерство в разработке ритмов и интонаций «русской медлительной речи» проявил Бальмонт, что позволило ему, хотя и несколько нескромно, утверждать, что он «впервые открыл в этой речи уклоны, перепевные, гневные, нежные звоны».

<…> Другая замечательная черта новаторства символистов – создание новой системы поэтической образности. Ясный, рельефно вычерченный образ классической литературы не удовлетворял символистов однозначной определенностью, лишавшей, по их мнению, поэзию тайны. Они пытались заменить образ (как центральный формообразующий элемент поэзии) символом, который, по выражению Вяч. Иванова, «неисчерпаем и беспределен в своем значении… изрекает в своем сокровенном языке намека и внушения нечто неизглаголемое, неадекватное внешнему слову. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в последней глубине».

 

Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Возрастают, словно блестки, При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне… Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. В. Брюсов 1 марта 1895

 








Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 387. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия