Студопедия — Й, последний период. 1948-1953
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Й, последний период. 1948-1953






Постановлением ЦК ВКП(б) об опере В. И. Мурадели "Великая дружба1' от 10 февраля 1948 му­зыка Прокофьева, наряду с произведениями других крупнейших советских композиторов, была объ­явлена "формалистической", "чуждой советскому народу", От этого удара Прокофьев не оправился до конца жизни. Почти все его произведения, написанные после 1948 года (опера "Повесть о настоящем чело­веке", поставлена в Москве в 1960, балет "Сказ о каменном цветке", 1930, поставлен в Москве в 1954, орато­рия "На страже мира", 1950, симфония N7, 1952) малоудачны, отмечены попытками "упростить" и сделать "ближе народу" свой музыкальный язык. Среди немногих исключений два произведения, написанных в рас­чете на исполнительский дар молодого М. Л. Ростроповича: соната для виолончели и фортепиано (1949) и симфония-концерт для виолончели с оркестром (1952).

Прокофьев умер в один день со Сталиным (5 III 1953). его смерть прошла почти незамеченной.

Посмертно (1957 г.) ему была присуждена Ленинская премия.

С.С. Прокофьев. Балет "Ромео и Джульетта";

ЗНАТЬ СЮЖЕТ!!!

Написан в 1935-1936 годах. Либретто разработано композитором совместно с режис­сёром С. Радловым и балетмейстером Л. Лавровским (Л. Лавровский и осуществил первую постановку балета в 1940 году в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова, так в советские времена называлась Мариинка).

К сюжету "Ромео и Джульетта" обращались часто: увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" Чайковского, драматическая симфония с хором Берлиоза, а также 14 опер др.композиторов. "Ромео и Джульетта" Прокофьева - это богато развитая хореографическая драма со сложной разработкой психологических состояний, обилием чётких музыкальных портретов-характеристик. Но вместе с тем партитура "Ромео" была необычной, и потребовалось время для "вживания" в неё. Возникла да­же ироническая поговорка: "Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете". Лишь по­степенно всё это сменилось восторженным отношением артистов и публики.

Либретто сжато показывает основу шекспировской трагедии. В нём сохранена основная последовательность сцен (сокращены лишь немногие сцены; 5 актов трагедии сгруппированы в 4 больших акта). В музыке Прокофьев стремится дать современные представления о старине (эпоха описываемых со­бытий - XV век). Менуэт и гавот характеризуют некоторую чопорность и условную грацию ("церемонность" эпохи) в сцене бала у Капулетти. Прокофьев ярко воплощает в музыке шекспировские контрасты трагично­го и комического, возвышенного и шутовского. Рядом с драматическими сценами весёлые чудачества Мер­куцио, грубоватые шутки Кормилицы. Ярко звучит линия скерцозности в картинах веронской улицы, в кар­навальном "Танце масок", в шалостях Джульетты, в смешной старушечьей теме Кормилицы. Типичное оли­цетворение юмора - весельчак Меркуцио.

Одним из важнейших драматургических средств в балете "Ромео и Джульетта" являются лейт­мотивы:это не краткие мотивы, а развёрнутые эпизоды (например, тема смерти, тема улицы). Обычно му­зыкальные портреты героев у Прокофьева сплетаются из нескольких тем, характеризующих разные стороны образа; появление новых качеств образа вызывает и появление новой темы. Ярчайший пример - 3 темы люб­ви, как 3 ступени развития чувства:

1 тема - зарождение любви;

2 тема - ее расцвет;

3 тема - трагический накал страстей.

Музыка Прокофьева ярко раскрывает основной конфликт шекспировской трагедии - столкнове­ние светлой любви с родовой враждой.

Центральное место в балете занимает лирическая линия любви, побеждающей смерть. Это 1-я драма­тургическая линия. 2-я - составляет резкий контраст к миру любви - это "линия вражды", стихия слепой ненависти и средневековой непримиримости, - причина гибели Ромео и Джульетты. Тема распрей показа­на в резком лейтмотиве вражды и в сценическом портрете Тибальда. Оттеняет этот конфликт 3-я, народно-жанровая линия — народные карнавальные сцены.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 299. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия