Студопедия — Сочинения святого Франциска
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сочинения святого Франциска






I. Наставления
1. Увещевания
2. Рассказ об истинной и совершенной радости

II. Уставы
1. Устав, не утвержденный буллой
2. Устав, утвержденный буллой
3. Фрагменты из Устава сестер св. Клары
4. Устав, предназначенный эремиториям

III. Завещания
1. Завещание, сделанное в старости
2. Завещание

IV. Послания
1. Послание к верным
Послание к верным (вторая редакция)
2. Послание ко всем клирикам
Послание ко всем клирикам (вторая редакция)
3. Послание к правителям народов
4. Послание, обращенное ко всему Ордену
5. Послание к министру
6. Послание к кустодам I
7. Послание к кустодам II
8. Послание к брату Льву
9. Послание к св. Антонию

V. Молитвы и гимны
1. Толкование на «Отче наш»
2. Хвалы, прочитываемые перед каждым каноническим часом
3. Приветствие Добродетелям
4. Приветствие Пресвятой Деве Марии
5. Записка, данная брату Льву
6. Призыв к восхвалению Бога
7. Молитва, произнесенная перед Распятием
8. Гимн брату Солнцу
9. Служба страстям Господним

VI. Сочинения, приписываемые св. Франциску
Молитва о мире
Призыв к братьям

Сокращения
Глоссарий
Хронологические таблицы
Библиография

 

 

Введение

 

Я с удовольствием представляю это издание произведений св.Франциска на русском языке.

Это дань уважения, приносимая нашими собратьями, работающими в России, русскому народу, которому доступнее станет проповедь Бедняка из Ассизи и усвоение его духовной вести.

Святой из Ассизи написал немного, но недвусмысленно запечатлел суть своей любви к Богу и братский призыв ко всем людям доброй воли, чтобы они следовали Евангелию — слову Божию, обращенному ко всем людям.

Он очень живо чувствовал, что послан благовествовать всем людям, и отправил своих братьев проповедовать всей земле учение Добра и Мира, превозмогая религиозную ограниченность, стремясь проникнуть в сердце человека любой религии, любой расы, любой культуры. Он был глубоко проникнут ощущением родства в Боге, обнимающего всех людей, и хотел засвидетельствовать перед всеми благость, красоту и милосердие Бога, который любит каждого, следит за каждым, интересуется каждым.

Поэтому я думаю, что и собратья, живущие в России, почувствуют силу его Слова и смогут увидеть следы, оставленные Христом во всякой вещи, чтобы по этим следам подняться к Нему.

Также его письма, поучения, богатства его любви суть следы, ведущие к Богу, способные придать глубокий смысл нашей жизни, если мы сумеем приблизиться к ним со смирением и любовью.

Я надеюсь, что так оно и произойдет со всеми читателями доброй воли.

о.Лафранко М.Серрини,
генеральный министр OFM Conv.
Рим, 18 декабря 1994

 

От составителей

Приступая к изданию серии книг "Францисканское наследие", которая будет состоять из сочинений францисканских авторов, а также исследований о францисканстве, мы ставим перед собой две главные цели: первая - познакомить широкий круг читателей с той духовностью, идеями и мистическим опытом, которые вот уже на протяжении почти восьми столетий вдохновляют многие тысячи людей, объединенных особым почитанием св. Франциска; вторая же, не менее важная наша задача - введение в научный оборот текстов знаменитых францисканских теологов, философов и историков. Поэтому, не ограничиваясь только переводом, мы решили приводить в таких случаях и параллельный латинский текст, что, как мы надеемся, не только послужит фундаментом для дальнейших, более глубоких, научных изысканий, но и будет пробуждать, если не любовь, то, во всяком случае, симпатию к этому древнему и нестареющему языку, образно названному поэтом "вином времен".

Начиная серию с издания "Полного собрания сочинений" основателя Ордена, мы предполагаем следующий том посвятить знаменитому Учителю Церкви Антонию Падуанскому, затем издать сочинения св. Клары, положившей начало женскому отделению Ордена. Ведется также подготовка к изданию сочинений других не менее известных францисканцев: св. Бонавентуры, Роджера Бэкона, Дунса Скота.

Редколлегия серии "Францисканское наследие"

В.Л. ЗАДВОРНЫЙ
СВЯТОЙ ФРАНЦИСК И ИСТОРИЯ
ФРАНЦИСКАНСКОГО ОРДЕНА

Введение

Святой Франциск, безусловно, один из самых известных и самых почитаемых западных святых в России. Ему посвящено большое число книг и статей на русском языке, от популярных брошюр и заметок до серьезных научных исследований. Особо следует отметить книгу замечательного русского медиевиста В. Герье (10). На русский язык были переведены и средневековые сказания о святом: фрагменты Vita Prima и Vita Secunda Фомы Челанского и Speculum Perfectionis (20), а также «Цветочки святого Франциска Ассизского» (44). Литература же на западноевропейских языках о св. Франциске впечатляюще огромна.

Образ св. Франциска всегда был настолько притягателен, что о нем восторженно писали люди, придерживающиеся подчас противоположных убеждений, что соответственно накладывало отпечаток и на создаваемый ими образ святого. В нем видели родоначальника субъективизма и индивидуализма, провозвестника Ренессанса в литературе и искусстве, реформатора, социалиста и даже романтического героя.

Сейчас читателю открывается возможность познакомиться с подлинными произведениями св. Франциска, который хотя и воздействовал больше примером и проповедью, чем письменном словом, тем не менее оставил целый ряд сочинений. Учитывая то, что на русском языке, как уже отмечалось, имеется много книг о жизни святого, в том числе недавно вышедшая монография Марии Стикко (35), мы сочли целесообразным остановиться более подробно не на биографии Франциска, а на некоторых аспектах его духовности, а также на главном произведении его жизни — Францисканском ордене и его почти восьмивековой истории.

 

I. ЖИЗНЬ СВЯТОГО ФРАНЦИСКА

1. Юность

В гористой Умбрии, расположенной в самом центре Аппенинского полуострова, лежит небольшой город Ассизи. Основанный в глубокой древности римлянами, он был известен тем, что в нем около 50 г. до Р.Х. родился знаменитый поэт Проперций. Проповедь Святого Евангелия на землю Умбрии была принесена св. Крисполитом, который по преданию был учеником св. Петра, как и св. Бритий, епископ Сполетанский, посвятивший по указанию апостола в 58 г. Крисполита во епископа Веттонского. Св. Крисполит погиб во время гонения Домициана, также приняли мученический венец и его последователи, проповедовавшие в Умбрии: св. Викторин († ок. 240 г.), св. Савин († ок. 303 г.) и первый епископ Ассизи — св. Руфин († 236 г.), во имя которого в городе в середине XII в. была построена замечательная базилика романского стиля (62, с. 10). В этой церкви и был крещен младенец, родившийся в 1181 (или в 1182) г. в зажиточной купеческой семье Петра и Пики Бернардоне, которому мать дала имя Иоанн. Находившийся в это время во Франции по своим торговым делам Петр Бернардоне, вернувшись домой, был неприятно удивлен именем своего первенца. Почитатель изящной Франции, взявший, по преданию, и жену себе из Прованса, воскликнул: «Не Иоанн Креститель, одетый в шкуру верблюда, но элегантный, искусный и любезный Француз».1 Таким образом вместо Иоанна появился Франциск.

Годы учения мальчика были непродолжительны. Когда ему исполнилось четырнадцать лет, отец решил, что школьной мудрости он набрался достаточно, и Франциск, сменив учебники на аршин для измерения сукна, принялся постигать науку купеческого ремесла. Но в ту эпоху торговля и сами торговцы значительно отличались от современных: еще не прошли времена героических путешествий вооруженных купцов, сопровождавших свои товары по ярмаркам всего известного тогда мира (1, с. 6). Отважные мореходы и землепроходцы, они подчас были и открывателями новых дорог и первыми рассказчиками о неведомых странах. Унаследовавший эти романтические родовые черты от отца, а также воспитывавшийся под влиянием матери на рыцарских романах и поэзии провансальских трубадуров, Франциск мечтал о подвигах и рыцарской славе. Предводитель компании беспечных юношей, он проводил дни своей юности в беззаботном веселии, а в общем-то скуповатый отец не жалел денег для своего любимого сына.

В 1197 г. умер император Генрих VI, что послужило сигналом к возрождению попыток изменить существовавшее при императоре политическое устройство. Вскоре по всей Италии вспыхнули восстания против империи, начались войны между гвельфами и гиббелинами, между синьорами и горожанами. В 1199 г. в Ассизи также решили воспользоваться моментом и свергли власть герцога Сполетанского, являвшегося вассалом Генриха VI. Вскоре борьба против империи переросла в восстание народа против дворян, сопровождавшееся захватом их имущества. Обращение дворян Ассизи за помощью к Перудже повлекло за собой войну между этими городами. Войско горожан Ассизи было разбито, и многие попали в плен, в их числе был и Франциск. Первая военная неудача не повергла его в отчаяние, и после возвращения из продолжавшегося целый год плена он сразу принял решение примкнуть к одному рыцарю, отправлявшемуся в Апулию. Но неожиданно во время пути в душе Франциска произошел крутой перелом. Без всяких видимых причин он вернулся на родину и начал новую жизнь.

Составители его житий, не будучи в силах объяснить произошедшую перемену, мотивировали это чудесным видением во сне. Легендарность или реальность описанного ими сонного видения имеет не столь большое значение. Но этот рассказ служит еще одним подтверждением того, что, поистине, без призыва свыше никто не может пережить обращение. Ведь и окружавшие Франциска юноши тоже видели нищету и страдания угнетенного нуждою народа, безотрадную жизнь больных и увечных, отверженность прокаженных, но для того, чтобы увидеть в этом страдальческую жизнь Христа, взять Его крест и последовать за Ним, посвятив свою жизнь служению униженным и оскорбленным, для этого необходимо озарение — illuminatio.

Так, внезапно, светский юноша, преданный удовольствиям и веселию, удачливый торговец, мечтающий о славе рыцаря, стал монахом, сменив стремление к почестям и славе на бескорыстное служение ближнему.

2. Обручение с Бедностью

На одной из фресок Джотто изображено обручение Франциска и красивой женщины с исхудавшим лицом, в разорванном платье, на которую лает собака; один мальчик замахивается на нее палкой, другой бросает в нее камнями, но спокойная и величавая, она протягивает руку Франциску, и Христос с небес благословляет их брак.

Сострадание к людской нужде побудило Франциска самого стать нищим. Долго искавший себе товарищей среди богатых и знатных, стоящих в социальной иерархии выше него, теперь он ищет товарищей на церковной паперти среди обездоленных, желая сравняться с ними в бедности и уничижении. Ведь всемогущий Бог, сотворивший вселенную и управляющий всем мирозданием, став человеком, принял образ не царского сына, но сына бедного плотника.

Однажды находившийся в своей лавке Петр Бернардоне, услышав крики на улице, выбежал и ужаснулся представшей перед его глазами картине: толпа бросала камнями и грязью в безумца в рваной одежде и с изнуренным лицом, и это был его сын, его гордость... Бранясь и избивая Франциска, он потащил его в дом и, связав, запер. Когда Петр Бернардоне узнал о том, что его жена выпустила сына, он бросился за ним и нашел его в церкви св. Дамиана. Наверное, в глубине души осознавая, что все уже бесполезно, он в отчаянии подал на сына жалобу, обвинив его в краже денег. Когда отец с сыном предстали перед Ассизским епископом Гвидоном, Франциск, положив деньги и рядом с ними свои одежды, сказал: „До сих пор я называл отцом Петра Бернардоне. Я отдаю ему все деньги и все одежды, полученные от него, и говорю: Отец наш — на небесах”. Все присутствовавшие были глубоко взволнованы: народ плакал, епископ обнял Франциска и укрыл его своей мантией. Это было ранней весной 1206 г.

Служение Франциска Отцу Небесному началось с восстановления полуразрушенных храмов. Первым стал находившийся за городом и давно уже обветшавший храм св. Дамиана, потом церковь св. Петра, а затем часовня Девы Марии Ангельской, называемая Порциункула2, которая стала в дальнейшем главной святыней Ордена. Рядом с часовней в шалаше поселился и сам Франциск.

3. Служение прокаженным

Нищие, конечно же, были на дне общества, но как бы низко не стояли они в социальной иерархии, все же были те, кто находился еще ниже — прокаженные. Неизлечимая в то время болезнь полностью исключала их из человеческого общества, и только Церковь воспитывала в людях сострадание к этим несчастным. Благодаря ей они в большей степени, чем другие страждущие, рассматривались как живой образ страдающего Спасителя.

Еще в VI в. св. папа Григорий Великий описал историю монаха Мартирия, встретившего на своем пути изможденного прокаженного, не имевшего сил продолжить свой путь. Мартирий надел на него свой плащ, взял на руки и нес до своего монастыря. Когда они уже подошли к монастырю, прокаженный превратился в Иисуса Христа и, перед тем как вознестись на небо, благословил Мартирия, пообещав ему в награду Царство Небесное. Аналогичные эпизоды присутствуют в житиях св. Юлиана Милостивого, св. папы Льва IX (73, с. 45—46). В Средние века Церковь стремилась окружить прокаженных особой благочестивой заботой. Для ухода за ними был создан специальный орден св. Лазаря.

Однажды Франциск оказался около лепрозория3 Сан-Сальваторе, расположенного в окрестностях Ассизи. Почувствовав ужасный запах и неожиданно увидев перед собой изуродованного больного, он захотел куда-нибудь скрыться, но превозмог себя и, подойдя к несчастному, подал ему монетку и дал поцелуй мира. А уже со следующего дня Франциск стал ухаживать за прокаженными, промывая и перевязывая их язвы.

4. Начало нового монашества

Прошло два года со времени обращения Франциска. И вот однажды на мессе в день св. Матфея 24 февраля 1208 г. Франциск услышал известный евангельский рассказ о том, как Спаситель направил Своих учеников проповедовать Царство Небесное, и был поражен этими словами: ему открылось их новое понимание, которое во многом и привело к изменению всего западного монашества. Одинокий отшельник стал странствующим проповедником.

Зародившееся в IV в. монашество предполагало уход из мира ради нравственного совершенствования и духовных подвигов. Монастыри, как бы укрывая подвижников за своими стенами от внешнего мира, давали им возможность заниматься возвышенными и праведными трудами. Монахи предавались созерцанию и молитве, возделывали сады и огороды, в некоторых монастырях культивировались научные занятия. Такие обители становились центрами просвещения, в них создавались библиотеки, писались научные трактаты. В XII в. крестовые походы породили еще один тип монашества,— рыцарские ордена, члены которых, будучи монахами, были в то же время и воинами. Но при этом монахи не давали какого-либо особого обета апостольского благовествования, и проповедь христианской веры не составляла их главной миссии. Религиозная жизнь в определенной степени отражала также жизнь феодального общества: монахи, священники и епископы являлись либо крупными, либо мелкими, но настоящими феодалами, владеющими земельными угодьями и недвижимостью.

Образование Францисканского ордена положило начало новой эпохе монашества, ибо св. Франциск возродил идеал жизни Христа, одновременно и созерцательно-молитвенный и активный, в котором на первом месте стояла проповедь Благой Вести. Франциск призвал к универсальному, всемирному апостольству,– и монахи вышли за стены монастырей, чтобы нести людям слово Божие. Он призвал к евангельской бедности,– и его последователи отреклись от личной собственности, став нищими.

Кроме нестяжания каждого монаха в отдельности, францисканцы отказались от имущества и какой-либо хозяйственной деятельности ради преумножения богатства как община, и стали жить на добровольные пожертвования. Вследствие отказа от stabilitas loci (то есть постоянства места проживания), они приобрели мобильность и полностью предоставили себя в распоряжение Церкви для дела миссионерства. Причем их духовность оказала определяющее влияние и на само понятие миссионерства, положив конец ставшего распространенным в ту воинственную эпоху «миссионерству мечом». Св. Франциск был убежден, что людей нужно приводить к Богу мирным путем, с помощью благовествования и самоотверженного бескорыстного служения (41, с. 120—125). И хотя основой монашеского подвига осталось отречение от земных благ и личного счастья, но теперь в этом не было презрения к греховному миру, но наоборот, была жалость и сострадание к страждущему человеку. Преобразились и сами лица монахов: они перестали быть сумрачными и угрюмыми, ибо с радостью и веселием, с благодарением Богу за все, заповедал им нести свое служение Франциск.

Первым последователем св. Франциска стал богатый гражданин города Ассизи — Бернардо да Квинтавалле, продавший все свое имущество и раздавший вырученные деньги нищим. Затем, 16 апреля 1208 г. к ним присоединился священник Петр Каттани. Община быстро росла и спустя 10 лет насчитывала уже более пяти тысяч человек.

Пример евангельской жизни привлекал не только мужчин, и вскоре св. Франциск основал Второй орден — женский, начало которому положила община св. Клары ди Оффредуччи, променявшей богатство родового замка на евангельскую бедность. Некоторое время спустя возник и Третий орден, объединивший мирян.

5. Св. Франциск и Иннокентий III

Святые подвижники, создавая свои ордена, кладут в их основание апостольский Камень — благословение св. Петра. Так и св. Франциск в 1209 г. (1210 г.) вместе со своими братьями, которых тогда, словно апостолов, было двенадцать, направился в Рим для утверждения своего устава, представ перед великим преемником первоверховного апостола, Иннокентием III. Наверное, никогда земное могущество Святого Престола не было столь велико: Папа раздавал короны королям и утверждал их власть, по его слову утихали войны и начинались крестовые походы, его справедливого суда покорно ожидали князья и бароны. Но могущественнейшему Папе было видение во сне, что какой-то бедный и невзрачный монах своей спиной поддерживает падающий собор св. Иоанна на Латеране — образ Римской Церкви. И это был, конечно же, св. Франциск.

В лице Иннокентия и св. Франциска, казалось бы, встретились противоположности: с одной стороны — стремление к духовной власти над всем миром ради утверждения в нем справедливости и христианских идеалов, с другой — полный отказ от любой власти, даже в своей маленькой общине; с одной стороны — приумножение достояния и благолепия Церкви, а с другой — полный отказ от какой-либо собственности; с одной — безусловный авторитет, а с другой — безусловное смирение. И в этих противоположных идеях, в соответствии с законами этого мира, было единство, но, в соответствии с законами мира иного, в них не было борьбы, ибо их соединяла общность цели: спасение бессмертной человеческой души.

Духовная прозорливость и человеческая мудрость Иннокентия III преодолели недоброжелательность и опасения многих, считавших, что нельзя допустить неученых монахов, ведущих в глазах собственников столь непристойный, нищий образ жизни, к проповеди слова Божиего. Папа благословил Орден св. Франциска и это благословение открыло двери церквей для проповеди монахов и обеспечило им радушный прием у епископов и королей.

6. Возвращение человека ко Христу

Шел тринадцатый век от Рождества Христова, и Европа уже давно именовалась христианской. Но невидимая борьба за человеческие души не ослабевает ни во время гонений, ни во время торжества Церкви. Конечно же, современники св. Франциска слышали слова Евангелия, но как в притче о семенах, которые падая около дороги, бывают склеваны птицами, другие, не имея корня, засыхают, третьи падают среди заглушающих их терний, и лишь немногие попадают на хорошую почву и приносят добрый плод,– так не все слышащие слово Божие одинаково его принимают: одних нужно постоянно убеждать и рассеивать их сомнения, другим нужно проповедовать на понятном и доступном для них языке, третьим — напоминать о грядущей блаженной жизни и о возмездии за совершенное зло.

И св. Франциск обращался к людям с пламенными речами, а те, затаив дыхание, слушали — ремесленники и крестьяне, ученые-богословы и высокопоставленные прелаты. “Прибегают мужчины, прибегают женщины, торопятся клирики, стремятся верующие с целью увидеть и услышать Божиего святого, всем казавшегося человеком другого века... И в самом деле, с тех пор, как явился святой Франциск и заговорил, небо, казалось, изливало на землю новый свет... Он сиял как звезда, блистающая в ночной тьме, как утро, зарождающееся над мраком” (Celano. Vita Prima. XV).

Для того, чтобы возвращать людей ко Христу у св. Франциска было надежное средство — любовь к ближнему. Св. Франциску, не обладавшему никакой собственностью, часто приходилось делиться с нищими своей одеждой. Однажды, получив от одного благодетеля новый кафтан и по пути встретив бедняка, Франциск решил отдать ему свою обнову. Спутник же его стал возражать, не желая, чтобы святой отец помогал другим в ущерб себе, на что тот ответил: „Я не хочу быть вором, ибо это было бы воровство, если бы мы не отдали кафтан более нуждающемуся. Ведь мы получили его временно, до встречи с еще более бедным” (Speculum Perfectionis. XXX).

Другой раз с просьбой о милостыне пришла к св. Франциску бедная старушка, двое сыновей которой стали монахами Ордена. “Нет ли чего-нибудь для матери нашей?” — спросил Франциск у Петра Каттани, ибо он называл матерью мать каждого из братьев. Но случилось так, что у них ничего не было, остался лишь Новый Завет, который монахи читали у заутрени. Тогда Франциск сказал: „Дай нашей матери Новый Завет, чтобы она продала его и купила то, что ей нужно. Ибо я твердо уверен, что это угоднее Господу и Святой Деве, чем наше чтение” (Speculum Perfectionis. XXXVIII).

А как-то раз ночью один из новообращенных братьев, чрезмерно предавшийся аскезе, начал стонать. Проснувшись, Франциск подбежал к нему и спросил, что произошло. “Умираю с голоду”,— ответит тот. Тогда св. Франциск, сам соблюдавший строжайший пост, тотчас повелел принести еду, а чтобы брат не стеснялся есть в одиночку, сел есть вместе с ним, а также разбудил и пригласил к столу всех братьев (Speculum Perfectionis. XXVII).

Св. Франциск любил всех людей и “о милости к падшим призывал”. “Многие из тех, кто кажется нам сегодня слугой диавола, могут еще послужить Господу”, — говорил святой.

Недалеко от одного монашеского скита жили разбойники, которые иногда приходили к монахам за хлебом. Когда братья спросили, хорошо ли подавать милостыню разбойникам, Франциск ответил: „Идите и принесите разбойникам хорошего хлеба и вина, расстелите скатерть и смиренно и весело прислуживайте им, пока они будут есть. И попросите у них, чтобы они больше не убивали. На следующий день за доброе их обещание принесите кроме хлеба и вина еще яиц и сыра, и опять служите им. А потом, проповедуя слово Божие, спросите их, зачем они живут в лесу, умирая с голоду и подвергаясь опасностям, и при этом губят свои души? Ведь лучше служить Господу, Который дает все необходимое для тела, а в конце жизни спасает души”. Монахи, точно исполнившие слова святого, любовью и братским отношением достигли обращения разбойников, которые сначала стали носить в обитель дрова, а затем, чистосердечно раскаявшись, обещали вести праведный образ жизни, некоторые из них даже вступили в Орден (Legenda Perusina. XC).

Но в тринадцатом веке, как и в любое другое время, нужно было не только помогать человеку в его телесных немощах, учить преодолевать слабости и соблазны, но и спасать людей от духовных заблуждений, которые способны улавливать и лучших, и, говоря на языке Евангелия, отрывать их от Церкви.

Во Франции и в Италии продолжали существовать и вербовать себе сторонников секты вальденситов и катаров, выступавшие под лозунгом евангельской бедности и совершенства. Девизом вальденситов, получивших свое название по имени основателя секты Петра Вальдеса, было возвращение к бедной Церкви апостольских времен, а свое учение они пытались строить только на Священном Писании, не принимая учительский авторитет Святых Отцов. Еще более радикальную секту представляли собой катары (то есть “чистые”) или, как их еще называли, альбигойцы, — по городу Альби в Южной Франции, где была основана их первая община. Они проповедовали уже почти не христианское, а манихейское учение, отвергая не только церковную организацию, но и таинства. Провозглашая извечное сосуществование добра и зла, они считали, что весь материальный мир связан со злом, полагая его источник именно в материи. Исходя из этой предпосылки они настаивали на крайнем аскетизме и умерщвлении плоти.

Еретики пытались проповедовать необходимость дословного понимания Евангелия и следования его заповедям. Св. Франциск настаивал на том же самом, но не забывал и того, что в Евангелиях сказано об апостоле Петре и его преемниках. Еретики проповедовали на понятном народном языке, св. Франциск делал то же самое, но с разрешения папы. Еретики требовали бедности, чистоты и трудового образа жизни, но их распирала гордость за свои добродетели. Они обличали не только духовенство за его страсть к стяжательству, но и осуждали всех, кто не жил так, как жили они, поэтому вокруг себя они сеяли ненависть. Св. Франциск же самым последним и недостойным из людей считал самого себя. Он никого не судил, осуждая в первую очередь самого себя, и не упрекал людей за то, что они не святые. Св. Франциск целовал землю, где ступала нога священника, хотя бы и недостойного, но являющегося служителем алтаря Бога. Он обращался к грешникам примером своего покаяния и, неумолимый к себе, для других был как любящая мать. И всюду он нес не ненависть, а мир (65, с. 22—23).

7. Возвращение природы ко Христу

Христианство, четко различая Творца и творение, развенчало божественность природы, лишив стихии одушевлявших их мифологических божеств. Следствием этой философской предпосылки стало глубокое изменение ментальности, ведь природа, перестав быть сакральной, не только может, но и должна быть подвергнута преобразованию, должна совершенствоваться, как совершенствуется человек. Но эта философская посылка таила в себе и другие тенденции, а именно возможность рационалистически-бездушного отношения к живой природе. В Средние века еще не был сформулирован известный тезис Декарта о существовании в мире только двух субстанций: материи и сознания,– атрибутом первой из которых философ назвал протяженность, а атрибутом второй — мышление. Таким образом, природа и все населяющие ее живые существа, лишенные мышления стали бездушным механизмом, пусть более сложным, чем механизмы, созданные руками человека. Эта философия, доведенная до своего логического конца, явилась бы оправданием жестокости по отношению к природе.

Но в XIII в., когда еще только закладывались и формировались предпосылки научно-технической революции, принесшей великие блага и породившей великие угрозы, св. Франциск указал на другое, бережное отношение к природе. Жития св. Франциска изобилуют рассказами о его нежном отношении ко всему живому.

Однажды, проходя мимо поля, на котором было много птиц, он обратился с проповедью к “сестрам воронам” и “братьям голубям”. Птицы же, пусть и не понимая его слов, но чувствуя в нем друга, не разлетались, как обычно бывает при приближении человека, но подпустили его к себе так близко, что он задевал их своей рясой. Св. Франциск, видя их доброе отношение к себе, почувствовал себя виновным перед миром животных и впредь обещал говорить с ними как с людьми. Как-то раз он выпросил горлиц у мальчика, несшего их на рынок, и когда тот отдал ему их, то усадил птиц к себе на колени и с нежностью обратился к ним: „О сестрицы мои, простые, невинные, чистые горлицы, зачем вы даете обижать себя? Я вот хочу избавить вас от смерти и устроить вам гнезда, чтобы вы плодились и размножались по слову вашего Творца”. Франциск сделал им гнезда, и они жили у монастыря словно ручные (44, с. 71—72).

В Губбио Франциск приручил свирепейшего волка, «обратив его к Богу», как пишет автор Fioretti (44, с. 68—70). Святой запрещал монахам, рубившим деревья, повреждать их корни, чтобы сохранить у деревьев надежду на быстрое возрождение. Он отдавал свой плащ, спасая жизнь ягненка на бойне, и выпрашивал меда для голодных пчел. Он проповедовал даже змеям, а видя на дороге червяка, останавливался и убирал его, спасая от опасности быть раздавленным. Франциск твердо верил, что не напрасно прожил день, если ему удавалось спасти от гибели хотя бы одно животное. По образному выражению, он “отнял природу у диавола и возвратил ее Богу” (1, с. 36).

8. Крестный путь

Св. Франциск, следуя за Христом, хотел следовать за Ним до конца, в глубине души надеясь окончить свою земную жизнь мученичеством. В 1219 г. он решил отправиться с проповедью Благой Вести к мусульманам и прибыл в Египет, где в это время находилась армия крестоносцев. Перейдя линию фронта, Франциск в сопровождении одного из братьев, предстал перед грозным султаном, установившим награду за голову каждого убитого христианина. Удивленный султан спросил, что побудило их прийти к нему,– желание ли обратиться в сарацин или посольская миссия? Когда же монахи назвали себя послами Бога, то султан повелел призвать своих ученых мужей, которые тотчас потребовали отрубить им головы. Но вместо этого султан заговорил с Франциском и вскоре так полюбил его, что стал предлагать ему в дар земли и просить остаться при своем дворе. Франциск, понимая, что разговор принимает совсем другое направление, сказал: „Повели развести великий огонь. Я войду туда, и тогда ты познаешь силу истинной веры. Пусть только султан обещает принять христианство, если я невредимо пройду через костер”. “Если же”,— добавил Франциск,— “я погибну в огне, то припиши это моим грехам”. Султан, не решившись на такое испытание из-за опасения мятежа своих подданных, отпустил монахов с миром (S. Bonaventura. Legenda major. IX, 8).

Таким образом, мечта о мученичестве так и продолжала оставаться мечтой до 1224 г., когда Франциск, решив в уединении провести сорокадневный пост архангела Михаила взошел на гору Альверну. Почитание св. Михаила было особо распространено в Средние века.4 Этот грозный архангел, изображаемый на иконах и фресках церквей с обнаженным мечом в одной руке и весами, на которых он взвешивает души умерших, определяя их загробную участь, в другой, этот покровитель рыцарей и военных подвигов, почитался, как правило, в уединенных и труднодоступных местах, храмы в его честь воздвигались на вершинах гор и часто соединялись с крепостями. И вот, ранним утром 14 сентября, в праздник Воздвижения Креста, на вершине горы, изборожденной разломами и расщелинами, словно образовавшимися во время истязаний Христа, когда, по слову Евангелия, “камни расселись”(Мф. 27, 51) (35, с. 191), св. Франциск увидел спускающегося к нему Распятого Господа в образе шестикрылого серафима. И тогда на этой горе, ставшей для Франциска его собственной Голгофой, совершилось мистическое распятие святого на кресте, о чем он просил Бога как о величайшей награде: на его изнуренном постом и трудами теле появились стигматы — раны распятого Спасителя.

9. Канонизация

Франциск уже при жизни почитался святым, а менее чем через два года после его кончины (3 октября 1226 г.) состоялось его официальное прославление. 16 июля 1228 г. покровитель и друг Франциска кардинал Гуголин, ставший в 1227 г. папой Григорием IX, причислил его к лику святых.

Гробница с мощами св. Франциска находится в Ассизи, в готической базилике, возведенной в его честь в 1230 г. После вскрытия саркофага и канонических рекогниций, проводившихся в 1818—1824 гг., а также в 1978 г., мощи вновь были положены в саркофаг ассизского собора и только малые частицы тела и облачения были переданы в другие монастыри и церкви (61, с. 9).

Память св. Франциска совершается в Церкви 4 октября.

10. Заключение

Св. Франциск положил начало новому духовному движению, во многом предопределившему дальнейшие пути развития западного монашества, суть которого состояла в свидетельствовании миру о Евангелии не только через самоусовершенствование и духовные подвиги, но и через постоянную проповедь, миссионерство и конкретную помощь ближнему. Это деятельное начало, воспринятое монашеством, которое до св. Франциска в основе своей все же оставалось созерцательным, соответствовало духу европейской цивилизации.

Св. Франциск оказал влияние не только на религиозную жизнь, но и на культуру. Его восторженное любование окружающим миром вдохновило художников на изображение красоты реального, видимого мира. Именно францисканской духовностью питалось искусство раннего Возрождения и прежде всего творчество Джотто. А «Гимн Солнцу», ставший первым стихотворением на итальянском языке, был как бы благословением св. Франциска поэзии на национальных языках, которое уже в ближайшее время дало поэму великого Данте.

Словно предчувствуя грядущие соблазны, св. Франциск завещал будущим поколениям евангельские идеалы. Накануне триумфального шествия буржуазного культа наживы он заповедал культ бедности. Перед лицом грядущего раскола Церкви теми, кто хотел бы по своему произволу толковать Священное Писание, он заповедал особую верность Престолу апостола Петра, как самую надежную гарантию единства Церкви. А перед лицом набиравшего темпы безжалостного уничтожения природы он заповедал бережное отношение к сотворенному Богом миру.

Проповедуя любовь и сострадание к страждущему человеку, милосердие к отданному во власть людей животному и растительному миру, он для себя оставил лишь одно желание — пострадать за других и искупить, насколько это возможно для человека, чужие грехи, прося у Бога для себя лишь мученической кончины.

II. РАННИЕ БИОГРАФИИ СВ. ФРАНЦИСКА

1. Vita Prima (1228—1229 гг.)

Канонизация св. Франциска, состоявшаяся в 1228 г., вызвала необходимость написания его жития. Папа Григорий IX, бывший инициатором канонизации, поручил это брату Фоме Челанскому (ок. 1190–1260 гг.). Хотя Фома и не был среди самых близких товарищей святого, вступив в Орден около 1215 г., зато был человеком образованным, хорошо владевшим литературным латинским языком, что в то время среди францисканцев было еще достаточной редкостью. Это древнейшее житие св. Франциска написано в поэтическом стиле. В нем чувствуется искреннее преклонение автора перед прославляемым им святым. Но несмотря на высокие литературные достоинства и назидательность жития, а также одобрение папы, оно не могло удовлетворить всех братьев, особенно тех, кто хорошо знал Франциска, ибо страдало явной неполнотой. Для устранения этого недостатка и было предпринято составление «Второго жития».

Рукопись «Первого жития» была найдена болландистами5 и впервые опубликована в 1768 г. Критическое издание текста осуществлено в Кваракки: Analecta Franciscana, X, p. 1–117. Перевод фрагментов на русский язык см.: (20).

2. Vita Secunda (1246—1247 гг.)

В 1244 г. на капитуле в Генуе генерал Ордена Кресценций из Иесси предложил братьям, чтобы все, кто имеет какие-либо достоверные сведения о жизни и чудесах св. Франциска, записали бы их и представили ему с целью составления нового, более полного жития святого. Собранные записи были затем переданы Фоме Челанскому, ставшему официальным историографом Ордена, который на их основании написал расширенный вариант жития, расположив материал систематически в соответствии с добродетелями, которыми обладал св. Франциск.

Текст «Второго жития» был найден в конце XVIII в. и впервые опубликован в 1806 г. С. Риннальди, но по очень испорченной рукописи. Критическое издание было осуществлено в Кваракки: Analecta Franciscana, X, p. 127–268. Перевод фрагментов «Второго жития» на русский язык см.: (20).

3. Tractatus de miraculis (1252—1253 гг.)

Целью «Трактата о чудесах», третьего сочинения Фомы Челанского, было уже не только прославление самого святого, но и того духовного движения, которому он положил начало. Фома Челанский восхваляет деяния двух орденов: мужского и женского св. Клары, опуская терциариев, и приводит важные свидетельства о распространении францисканской общины к середине XIII в. И







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 404. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия