Методическое обеспечение программы.
В основе обучения лежит комплексный метод, объединяющий творческую практику и изучение теории музыки. Процесс обучения включает в себя воспитательную и музыкально-образовательную деятельность. Для его осуществления применяется система различных форм и методов. Основная форма организации обучения на занятиях по фортепиано – индивидуальное занятие педагога с учащимся. Формы воспитательной работы – праздники, посещения концертов, участие в творческих мероприятиях. Главная цель занятий - пробудить в учащихся интерес к творчеству.
Требования к учебному занятию: *Каждое занятие – занятие по искусству, должно влиять на эмоции, быть эстетически наполненным; *Используется дифференцированный индивидуальный подход; *Готовность педагога к занятию – знать задачи и цели занятия; *Сознательное и творческое применение методик обучения; *Учет межпредметных связей, последовательность в обучении; *Оптимальность учебного процесса – наилучшие результаты за наименьшее количество времени; *Оснащенность необходимым оборудованием и пособиями.
Структура занятия: 1.Подготовка класса и инструмента. 2. Работа над упражнениями и гаммами. 3.Проверка домашнего задания. 4.Изучение нового материала – разбор текста, новые теоретические сведения. 5.Работа над художественным образом произведений, тренировка исполнительских навыков. 6.Домашнее задание. 7. Ответы на возникшие вопросы. 8.Завершение работы с инструментом.
Используемые методы обучения: *словесный (рассказ, объяснение); *наглядно-демонстрационный (личный показ педагога, слушание музыкальных произведений); *практический (выполнение упражнений); *репродуктивный (объяснение нового материала на основе пройденного); *самостоятельная работа обучающегося.
Одна из задач педагога - контроль за реализацией программы и усвоением знаний, умений, навыков. Основные методы проверки и контроля в классе фортепиано связаны с выступлениями учащихся (зачеты, экзамены, концерты, открытые занятия и т.д.). Главная цель занятий – раскрытие личности учащегося через занятия художественной деятельностью, что возможно только при наличии гуманистического, профессионального подхода педагога к процессу обучения.
Тематический план. Можно выделить следующие группы учащихся и основные задачи в их обучении:
1.Подготовительная группа – В программе: освоение нотной грамоты письменно и устно, сольфеджирование(грамотное интонирование), освоение счета, постановка рук, пение под музыку, игра несложных песенных мотивов, восприятие на слух звуков, ритма, других музыкальных элементов.
2.Обучающиеся с нуля – Базовый курс - освоение нотной грамоты -счет на 2/4,3/4,4/4,6/8 -игра разнохарактерных композиций После освоения базового курса учащиеся и педагог выбирают программу, состоящую минимум из 5 разнохарактерных произведений, в том числе игра в ансамбле.
3.Обучающиеся с подготовкой - разучивание разнохарактерных произведений по выбору педагога и ученика, игра в ансамбле. В программе должно быть не менее 5 произведений.
Репертуарный план для учащихся: Гаммы в тональностях выбранных произведений. -Черни-Гермер этюды 1,2,8,9,16 -Павлюченко - Фугетта
Литература. 1.Школа игры на фортепиано под редакцией Николаева. 2.Любомудрова. Хрестоматия педагогического репертуара. 3.Ройзман, Натансон. Юный пианист. 4.Ляховицкая. Сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей. 5. Кончевский. Современный пианист 6.Артоболевская. Первая встреча с музыкой. 7.Лещинская. Малыш за роялем. 8.Баранова.Первые шаги маленького пианиста. 9.Милич. Маленькому пианисту. 10.Милич. Сборники для 1 – 8 кл. 11.Петерсон. Музыкальная шкатулка. 12.Крит Кристина. Джазовые игрушки. 13.Шмиц. Джазовый Парнас. 14.Шушков. Джазовые пьесы для фортепиано. 15.Судзуки. Школа игры на фортепиано. 16.Ганон. Пианист – виртуоз. 17.Прокофьев. Детский альбом. 18.Бертини. Этюды. 19.Скарлатти. Сонатины. 20.Петерсен. Музыкальная шкатулка.
|