Часть первая. Полностью расцветшее сознание
Наставления
Глава первая Полностью расцветшее сознание
Когда вы обращаетесь к садху, смиренно его слушаете, предаетесь ему и вкладываете в его слова всю свою веру, вы поднимаетесь на ступень адхидайвика и ваше сознание начинает очищаться от скверны. И тогда — кенде бале, охе кршна ами тава даса — вы со слезами на глазах восклицаете: «Боже! Что я творил! Жизнь за жизнью я служил майе, а не Кришне. О Кришна, я — Твой слуга!»
Глава первая Полностью расцветшее сознание
са ваи вишва-срджам гарбхо дева-карматма-шактиман вибабхаджатманатманам экадха дашадха тридха Совокупная энергия, махат-таттва, принявшая облик гигантской вират-рупы, сама разделила Себя на сознание живых существ, жизнедеятельность и самоотождествление, которые затем разделились на один, десять и три соответственно.
КОММЕНТАРИЙ: Сознание — главный признак живого существа, души. Бытие души проявляется в форме сознания, называемого гьяна-шакти. Сознание исполинской вират-рупы есть совокупное сознание, и оно также присутствует в живых существах. Основа деятельности сознания — жизненный воздух, который делится на десять потоков. Их называют прана, апана, удана, вьяна и самана, или, по другой классификации, нага, курма, крикара, девадатта и дхананджая. Когда сознание души осквернено материей, она ошибочно отождествляет себя с телом и отдается бесчисленным делам и заботам. В «Бхагавад-гите» (2.41) об этом сказано так: баху-шакха хй ананташ ча буддхайо ’вйавасайинам. Душа вовлечена в мирские занятия потому, что ее сознание осквернено. Душа, обладающая чистым сознанием, поглощена одним делом. Ее сознание едино с высшим сознанием, ибо находится с ним в полном согласии. Монисты утверждают только, что сознание едино, а сатваты (преданные Господа) добавляют, что о единстве сознания можно говорить тогда, когда индивидуальное сознание находится в согласии с высшим сознанием. Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа (Б.-г., 18.66). Господь велел Арджуне, индивидуальному живому существу, соеденить свое сознание с высшим сознанием, чтобы его сознание вновь стало чистым. Пытаться привести сознание в бездействие неразумно, однако его можно очистить, поступая согласно с волей Всевышнего. От того, насколько чисто наше сознание, зависит наше представление о себе: мы можем отождествлять себя с телом и умом (адхьятмика) или с тем, что порождено материей (адхибхаутика), а можем сознавать себя слугами Господа (адхидайвика). На ступени адхидайвика наше сознание начинает очищаться от скверны, ибо мы исполнили волю Господа.* *Бхаг., 3.6.7. Приведенная ниже лекция была прочитана Гор Говиндой Свами в городе Перт, Австралия, 22 ноябрая 1990 г. Различают четана и ачетана. Четана — это обладающие сознанием одушевленные существа, ачетана — это лишенные сознания неодушевленные предметы. У одушевленных существ есть душа, которой, однако, нет у неодушевленных предметов. Там, где есть душа, есть сознание, и наоборот.
|