СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ Введение Социометрические техники представляют собой методы для наблюдения, измерения и изменения социального взаимодействия. Взаимоотношения ролей и функций в конкретной социальной системе являются здесь главным объектом исследования. В социометрии предполагается наличие прямого взаимоотношения между структурой и функцией. Причем для изменения поведения необходимо переструктурировать соотношение ролей и функций в системе. Вместе с тем подчеркивается значение места каждого индивида в системе с точки зрения того, каковы результаты его деятельности и как они воспринимаются другими членами системы. Таким образом, приоткрываются паттерны взаимодействия, его направленность и смысл. Внимание концентрируется на повторяющихся паттернах, а поведение становится доступным наблюдению, измерению и предсказанию его последствий, что характерно для любого научно-психологического подхода. Социометрия может рассматриваться как техника и одновременно как метод диагностики. В той мере, в которой она используется для описания, социометрия должна следовать критериям, предъявляемым к любому научному инструментарию: согласие независимых наблюдателей, внутренняя непротиворечивость, большая вероятность того, что эти же результаты могут быть получены повторно, если только не произойдет психотерапевтическая интервенция в систему. Когда социометрия используется для того, чтобы внести определенные изменения в семейную систему, она выступает как техника, пригодная для целей семейной терапии, так как с ее помощью можно наглядно представить место каждого человека в системе, образцы взаимодействия членов семьи и те чувства, которые они испытывают по поводу всего этого. В исторической перспективе Морено и его последователи (Могепо, 1940, 1945, 1946, 1951; Могепо, Рпеоетапп, Ва11ееау, Могепо, 2.Т. 1966) открыли возможности социометрических техник клиническим психологам, в частности, многие техники включены в психодраму, социограмму, "Семейную скульптуру". На основе социометрического подхода социальные и клинические психологи изобрели много новых техник. Среди них следующие: 1. Семейная социограмма — метод описания предпочтений и выборов в ролевом взаимодействии. 2. Генограмма — метод описания истории семьи. 3. Экокарта — метод описания места данной семьи в расширенной семейной системе и социальном сообществе; большое внимание уделяется тем внутренним и внешним ресурсам, которые доступны семье. 4. Семейное пространство — метод описания взаимоотношений пространства, места и эмоций в данной семейной системе. 5. Семейная скульптура — метод определения места индивида во внутрисемейной системе взаимоотношений, в сложившейся на данный момент ситуации или же представляемой идеально. 6. Игры — метафоры для проигрывания ролевого поведения в семье на основе какой-то совместной деятельности. 7. Ролевая карточная игра — метод определения ролевого поведения, которое ожидается от членов семьи и воспринимается другими членами этой семьи как адекватное. Приверженцы различных психотерапевтических школ используют социометрию для получения данных и результатов, соответствующих той конкретной теории, которой они следуют. Например, психоаналитики обращают внимание на получение таких данных, как социальные влияния, модели проекции и идентификации, "неоконченное дело" или травма в родительской семье, сублимация фрустраций, механизмы совпадающего поведения и адаптации, "ключи" к бессознательному идентифицированного пациента. Теоретики общения стремятся разобраться в хитросплетениях коммуникаций и дисфункциональных коммуникациях внутри семейной системы. Им интересно определить, кто находится в центре коммуникативного процесса, кто является звездами в группе, кто изолирован, кто мешает этому процессу, кто его поддерживает и т.д. Специалисты в области системной семейной терапии озабочены образцами и формами системы внутрисемейного взаимодействия, тем, как она организована с точки зрения распределения власти и принятия решений, границ, близости членов семьи и ди станции между ними, альянсов, сговоров, ролей, правил, сходства и взаимного дополнения друг друга. Психотерапевт может непосредственно представить эту информацию клиентам, повышая их уровень осознания и понимания ситуации. Он также может вмешаться и переформировать семейную структуру: руководить, спрашивать, интерпретировать и давать прямые предписания. Социометрические техники предоставляют семейному терапевту много возможностей. 1. Они уводят психотерапевтический процесс от интеллектуального и эмоционального обсуждения к реальному взаимодействию. Это увеличивает активность каждого члена семьи, что в свою очередь повышает спонтанность клиента и уменьшает его сопротивление, в основе которого лежит интеллектуальная сфера. 2 Они помещают настоящее, прошлое и предвидимое будущее в операциональную систему "здесь и сейчас". Мы можем вспомнить о прошлом, но мы не в состоянии его изменить. Мы можем предвидеть будущее, но мы не в состоянии жить в нем. Помещая все это в "здесь и сейчас" и основываясь на своем личностном опыте, клиенты могут непосредственно взаимодействовать с прошлым и будущим, изменяя при этом свое восприятие, понимание ситуации и в конечном счете — поведение, в том числе и межличностное, в семье. 3. Они содержат в себе важные элементы личностной проекции и идентификации. Верования, чувства, установки поведенчески выражаются в межличностном взаимодействии и таким образом становятся доступными изучению и изменению. 4. Они рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение. Члены семьи могут наблюдать, что каждый из них делает, как его поведение воспринимается другими, какие роли поддерживаются его семьей, а какие отвергаются. 5. Они бывают очень неожиданны для клиентов, не соответствуют тому, как они себе представляют работу на психотерапевтической сессии, и поэтому могут снять сопротивления клиентов, с которым психотерапевту так или иначе приходится сталкиваться. 6. Они интересны. Эти техники, безусловно, привлекают внимание клиентов. 7. Они представляют собой своеобразную форму метакоммуника-ции. Реальность и мифология соединяются здесь воедино, и новые сообщения формулируются, посылаются и принимаются без каких бы то ни было предварительных обсуждений. Например, коща семья занимается "ваянием скульптуры" и отца помещают вне семей- ' ного круга спиной к остальным членам семьи, здесь возникает множество мощных посланий для мужа, жены, детей и всей семьи | как целого. 8. Они фокусируют внимание на социальной системе и процессе^ социального взаимодействия. Чувства изоляции и одиночества, возникающие у идентифицированного пациента, у того, кто, по мнению семьи, "болен", подвергаются вызову по мере того, как семья как бы смотрит на себя со стороны. Становится ясно, что если один член семьи не захочет следовать за другим, то этому другому вряд ли удастся быть лидером, или же что одному невозможно быть беспомощным и при этом выжить, если другой не будет все делать за него и не возьмет под свой контроль их общую жизненную ситуацию. На основе социометрических техник можно наблюдать и изучить такие факторы, как индвидуация, регуляция близости и отдаленности, навыки разрешения конфликтов и т.д. Социометрические техники, представленные в данном разделе, лишь небольшой срез из числа доступных в литературе. Семейная скульптура Обоснование Суть данной техники состоит в том, что расположение людей и объектов должно физически символизировать внутрисемейные взаимоотношения в данное время, определяя то, как видится место; каждого индивида в семейной системе. Каждый член семьи создает свой живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними, на; ту деятельность, которую они осуществляют по отношению друг к ' другу, и на чувства, которые при этом испытывают. Таким образом, опыт каждого воплощается в живой картинке и проецируется на нее. Пэпп, Силверштейн и Картер (Рарр, 5Иуеге1ет, Сапег, 1975) и Б.Дал, Ф.Дал и Уоганаб (ОиЫ, ОиЫ, ^а1апаЬе, 1975) — среди тех стратегических терапевтов, которые широко применяли эту технику.; Одним из многих преимуществ скульптуры является ее способность преодолеть чрезмерную завербализированность, заинтеллектуализованность, разнообразные защиты, проекции и обвинения, часто существующие в семейной системе. Членам семьи не дают взаимодействовать друг с другом обычными для них словесными намеками, а принуждают общаться на качественно ином, более спонтанном уровне. Когда треугольники, альянсы и конфликты наглядно и символически изображены, появляются различные возможности для взаимодействия на основе чувств в их тончайших оттенках. В этом отношении скульптура — довольно хорошее диагностическое средство. Другим преимуществом скульптуры является тот эффект, который она производит на членов семьи, заставляя их думать о себе как о неком единстве в разнообразии, где важны и целое, и каждый его элемент — самоценная человеческая личность. Невозможно изолировать любую субсистему внутрисемейного взаимодействия без учета тех последствий, которые они будут иметь для всей семьи. Скульптура не только объединяет семью, она еще и подчеркивает индивидуальность каждого. Кроме того, она требует от члена семьи обобщить свой личностный опыт, осмыслить его, а затем и проинтерпретировать. Скульптура также дает терапевту возможность прямой интервенции в семейную систему. Структурный терапевт при этом помогает членам семьи перераспределить их позиции в семье, способствуя, таким образом, созданию более приемлемых границ внутрисемейных субсистем. В этом контексте можно утверждать, что скульптура используется для внесения позитивных изменений в семью, для ее полноценного функционирования. Процедура Техника "Семейная скульптура" применяется на любом этапе диагностики и терапии. Для ее проведения достаточно хотя бы трех или четырех человек, некоторое количество легко передвигающейся мебели и предметов, которые используются в качестве замены отсутствующих на сессии членов семьи. Скульптура может изображать как настоящее, так и прошлое семьи и включать любое требуемое в терапевтических целях количество членов расширенной семьи. Вводя клиентов в курс данной методики, психотерапевт объясняет, что она помогает прежде всего прочувствовать, что значит быть членом данной семьи. Иногда легче бывает это показать, чем рассказать. Каждый член семьи по очереди показывает свое виден” внутрисемейных взаимоотношений, изображая их в живой скульптуре так, чтобы их позы и положения в пространстве отражал] действия и чувства по отношению друг к другу. Пэпп предлагает скульптору обращаться с членами семьи так, как будто они сделаны из глины. Скульптор ставит каждого в та кую позицию, которая могла бы его охарактеризовать невербаль но. При этом психотерапевт занимает в семейной скульптуре мес то самого скульптора, как сам скульптор его видит. "Ваяние" продолжается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен своиы творением. Важно, чтобы другие члены семьи позволили скульптору свободно обращаться с собой как с "материалом", зная, чти потом они поменяются с ним местами. Когда каждый член семьи создаст свою "реальную" семейную скульптуру, отражающую эмоциональную ситуацию в семье в дан ный момент, можно также попросить создать скульптуру "идеаль ной семьи". Психотерапевт имеет возможность вмешиваться в этот процесс, предлагая свои варианты и непосредственно комментируя происходящее. Впоследствии можно обращаться к скульптуре "идеальной" семьи для того, чтобы проследить динамику психотерапевтического процесса. При этом несоответствия между представлениями о структуре семьи различных ее членов очень существенны и их легче выявить с помощью семейной скульптуры, чем на основе традиционных вербальных техник. Существует много вариантов использования методики "Семей ная скульптура". Некоторые психотерапевты, применяющие эту методику, просят скульптора придумать для каждого члена семь! слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы пове дение этого человека. Членам семьи следует затем последователь но их произнести. В этом случае достигается не только визуальный но и слуховой эффект. Обсуждается не только вся скульптура в целом, но и ее отдель ные части. Психотерапевт может также задавать следующие вопро^ сы. 1. (каждому члену семьи) Как вы чувствуете себя на этом мест< среди ваших родственников? 2. (всей семье) Удивила ли вас данная скульптура? 3. (каждому члену семьи) Знали ли вы раньше, что скульпто! воспринимает вас именно так, как он это изобразил? 4. (всей семье) Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как изображено в скульптуре? 5. (скульптору или семье) Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы видеть? 6. (скульптору, раньше всех других вопросов) Придумайте название вашему произведению. Можно также организовать прямо на сессии обсуждение семьей, скульптором и психотерапевтом проделанной работы. Скульптура используется и при индивидуальной психотерапевтической работе. В этом случае роли членов семьи исполняют мебель или другие большие предметы, находящиеся в кабинете. Хотя при таком подходе порой ощущается дефицит живого присутствия членов семьи, он также помогает внести позитивные изменения в семейную систему. При этом скульптура не должна слишком жестко интерпретироваться, поскольку она отражает не объективную внутрисемейную ситуацию, а лишь субъективное мнение одного из членов семьи, субъективную реальность его внутреннего мира. Пример Семья Л. обратилась к психотерапевту по поводу того, что их младший сын, двенадцатилетний Мигел, убежал из дома. Отец, мачеха и три его сестры присутствуют на сессии. Хотя напряжение в семье очевидно, непонятна природа тревожности, которая двигала Мигелем. В данный момент для Мигела важно защитить отца и сестер, и он настаивает на том, что дома все нормально. "Я не знаю, почему я убежал", — говорит он. Мигел не очень словоохотлив и потому является хорошим кандидатом в скульпторы, поскольку с помощью скульптуры он в состоянии выразить свои чувства, и это будет для него менее опасно, чем если бы он пытался объяснить что-то словами. Терапевт дает Мигелу следующую инструкцию: "Представь себе, что ты скульптор. Я хочу, чтобы ты создал скульптурное изображение своей семьи. Твоя семья сделана из глины. Ты можешь поместить их куда угодно, поставить в какую угодно позицию. Давай, приступай. Я хочу узнать, как выглядит семья с твоей точки зрения". Далее семейный терапевт помогает Мигелу при помощи наводящих вопросов: "Вот мама. Должна ли она у тебя сидеть или сто Мигел Рисунок Гастона Уэйза Ряс. 1. Скульптура Мигеля "Моя семья" ять? Как она держит руки? Куда смотрит? Где отец? Как он сток Касается ли мамы? Куда смотрит? Где находится Лапа по отношению к отцу и матери? Где Мария? Куда она смотрит? Где стой Лидия? А сейчас помести меня на то место, на котором стоял б1 ты сам. Должен ли я сидеть или стоять? Каково выражение моел лица?" Сначала Мигел пребывал в нерешительности, но в результат! справился с обязанностями скульптора весьма успешно. Он поме-| стал своих трех сестер в круг. Было ясно, что Мигел не видит для себя никакого места внутри этого круга. Родители также были пред| ставлены в качестве закрытой ячейки. Себя же Мигел поместил где| то позади родителей и сестер (рис. 1). В процессе создания скульптуры сестры заметили, что, хотя Мигел близок им (по крайне! мере, так они чувствуют), он изобразил себя как чужого. Все дет были согласны с тем, что родительский союз представляет собо закрытую ячейку. Причем мачеху они поместили на гораздо бол1 шее расстояние от себя, чем отца. В скульптуре всегда присутств вал какой-нибудь предмет, стол или газета, разделявший одного: родителей и детей. Три из четырех детских скульптур изобрази отца со скрещенными руками. Скульптура, созданная отцом, изо ражает Мигела со скрещенными руками, отвернувшегося от остал ных членов семьи. Как отец, так и мачеха довольно сильно реа| Рве. 2. Скульптура Мигеля "Моя идеяльная семья" гировали на скульптуры детей и были удивлены расстоянием, которое, как полагают дета, существует между ними и родителями. Когда позднее скульптуры обсуждались на сессии, родители сказали, что они совсем не ощущали свою отдаленность от детей. Лайа отметила: "Может быть, вам никогда не приходилось слышать о том, что я чувствую, сейчас же вы можете все мои чувства увидеть своим глазами". Затем каждого из членов семьи попросили изваять скульптуру "идеальной" семьи. Мигел поместил всех гораздо ближе друг к другу, чем в своем первоначальном творении. Причем сам он очутился в центре круга (рис. 2). В ходе последующего обсуждения Мигел смог выразить себя вербально, что ранее было для него очень затруднительно. Он сказал, что ощущал себя в семье аутсайдером, сестер представлял сплоченной группой, а родителей закрытой ячейкой. Лидию очень удивили слова Мигела о его изоляции, так как ее уже давно раздражало его особое положение единственного сына в семье. Сам процесс "ваяния" и его продукты — скульптуры — помогли членам семьи честно оценить свои позиции в семье и дали возможность (уникальную для семьи, в которой принято отрицать существование сложностей!) выразить невербально, какой они ви-Дят идеальную семью. Создание скульптуры, также оказалось удачной совместной деятельностью для всей семьи и помогло отвлечь их внимание от "плохого мальчика Мигела", убегающего из дома. Использование Данная техника используется в работе практически с любо] малой социальной группой и любым индивидом — с супружеско! парой, субсистемами "родители — дети", "братья — сестры", полной семьей, с командой психотерапевтов или любой друге рабочей бригадой и даже с целой промышленной корпорацией, хст условия проведения могут существенным образом отличаться др; от друга. Скульптура может использоваться как средство оценв системы и как средство интервенции в нее, и даже как особы механизм общения с клиентами. Она является мощнейшим проти вовесом разного рода сопротивлениям и тупикам, возникающим ходе психотерапевтического процесса. Подростки обычно становятся отличными скульпторами из-: их чувствительности к тому, что в действительности происходит семье, и из-за естественного желания манипулировать своими бли жайшими родственниками. Замкнутые дети также являются хоро шими скульпторами, хотя их творения часто бывают стереотипными и идеализированными. Более того, так называемые "благополучные дети" могут через скульптуру выразить свое тайное одиночество, страх или враждебность, те чувства, которые, как ранее считалось, в основном должны испытывать "неблагополучные дети". По разным причинам трудно побудить к "ваянию" маленьких детей и родителей: первых из-за недостатка понимания семейных проблем, а вторых — из-за опасения уронить свое достоинство. Однако, когда первоначальная неловкость проходит, они могут показать себя та-| лантливыми скульпторами, и тогда между членами семьи возникае очень интересное соревнование, в котором точка зрения каждог выражается свободно и открыто. В ходе выполнения методики начинают проявляться семейны ролевые образцы — треугольники, альянсы, специфические эмс циональные взаимоотношения, а также такие проблемы, как борь ба за власть, близость, дистанция, границы. Техника семейно* скульптуры — хорошее средство наблюдения за всем этим, особенно в семьях, привыкших использовать изощренные вербальные мани-1 пуляции, или в тех, кто сопротивляется традиционной психотера-^ певтической беседе., Описанная ниже методика "Семейная хореография" является! вариантом методики "Семейная скульптура". I Семейная хореография Обоснование Техника "Семейная хореография" представляет собой развитие техники "Семейная скульптура", предложенной Дэвидом Кантором, Фредом и Банни Дал из Бостонского института семьи и Пегги Пэпп из Института семьи Аккермана в Нью-Йорке. Это своеобразная метафора, описывающая системный взгляд на семью через пространственные взаимоотношения. Вместе с тем, с точки зрения Пегги Пэпп, термин "скульптура" скорее относится к статике, чем к динамике внутрисемейных взаимоотношений, а так как эмоциональные взаимоотношения всегда находятся в "движении", то термин "хореография" больше подходит для описания данного динамичного процесса. Одного из членов семьи просят построить всех остальных на сцене таким образом, чтобы картина отражала внут-рисемейные взаимоотношения в контексте какого-то события или проблемы, а затем эту сцену разыграть. Эффективность семейной хореографии связана с тем, что она оказывается понятной для любой семьи, особенно для тех семей, которым трудно словесно сформулировать проблемы. Проблемы и их альтернативные способы решения представлены здесь в движении и визуально. Семейная хореография может изменить защитные, постоянно повторяющиеся и предсказуемые образцы дисфункци-ональных внутрисемейных взаимоотношений, она преодолевает вербальные трудности и вскрывает те подспудные эмоциональные проблемы, которые испытывают отдельные члены семьи, супружеские пары, семьи и другие малые социальные группы. Представленные проблемы затем могут быть изучены с помощью альтернативных методов. Семейная хореография основывается на создании новых образцов взаимоотношений и скорее предполагает осуществление определенных изменений в семейной системе, чем ее глубокое и всестороннее понимание. Эти изменения опробываются при исследовании альтернативных образцов взаимообмена (Рарр, 1976, р. 466). Главная ценность этой техники состоит в том, что она способна наглядно представить человеческие взаимоотношения. В английском варианте буквально • 1юп". — Прим. переводчика. 4 — 2401 "етойопа! ге1а*юп51ир& аге аЬуаув т то- Процедура Процедура довольно гибкая и может быть изменена в зависимоч ста от конкретных образцов взаимодействия, существующих в данной семейной системе. Члены семьи должны показать сцену без1 слов, в которой была бы изображена актуальная ситуация в данноИ| семье. Затем им предлагают изобразить идеальную ситуацию в ” взаимоотношениях, как она им видится в данный момент. Если давать инструкцию более конкретно, то каждого чле” семьи просят так разместиться в пространстве комнаты, чтобы эп наилучшим образом показало проблему семьи. Затем психотера^ певт помогает оживить сцену, проиграть ее. Идеальная ситуаци также разыгрывается семьей. При этом психотерапевт работает каким-нибудь одним членом семьи, обращаясь к нему с просьбо] изобразить его реальную и идеальную позиции в семейной сие теме. Для того чтобы более четко сформулировать проблему, психо терапевт также может проинструктировать данного члена семь] кратко сформулировать для себя и других то, что составляет сут его актуального состояния и положения в семье. Затем в порядке очереди это могут сделать и другие. Вопросы всегда одни и те же; "Каково быть в этом положении в семье и какие чувства возникав ют у данного члена семьи по отношению к другим членам семьи* Психотерапевт может попросить несколько раз повторить сце ны, отражающие дисфункциональные внутрисемейные паттерн] а также и те сцены, которые изображают их преодоление, приче советует им действовать при каждом очередном дубле со все 1 растающей энергией, пытаясь сделать ситуацию, с их точки эре” все лучше и лучше. Другой вариацией данной техники является предложение к ентам вообразить себя каким-то животным или предметом, нап{ мер, клиент может вообразить себя сильным, мощным львом с бо) шой пастью и острыми зубами. Затем он представляет себе сце!-включающую в себя этих животных или предметы, и описывает < После этого группу просят принять позиции, отражающие опис ную сцену, и разыграть ее. Примеры Следующие два примера были приведены Пэпп (Рарр, 1979). Супружеская пара испытывала трудности в общении между собой и со своими двумя взрослыми детьми. Было совершенно ясно, что между членами семьи возникло отчуждение. В частности, в отношениях между сыном и дочерью легко было заметить враждебность. Для демонстрации конфликтных отношений психотерапевт обратился к хореографии. Каждого члена семьи попросили показать "живую картину" того, как он или она видят проблему. Наводящие вопросы и предположения помогли выявить способы взаимодействия в семье, придать основному плохо функционирующему внутрисемейному треугольнику физическую форму, в рамках которой в него можно было вносить изменения. Каждый член семьи находил себе место, лучше всего показывающее разлады в семье: мать — близко к дочери; отец — близко к сыну; дочь ходит туда-сюда, стараясь ликвидировать разрыв между родителями; брат мечется между всеми тремя. Терапевт попросил сына показать, какой он хочет видеть семью. Он поставил их в круг, отец и сестра по бокам, а мать напротив него. Терапевт, сосредоточившись на супружеских отношениях, предложил отцу что-нибудь предпринять в связи с трудностями в отношениях с женой, но он ничего не смог сделать. Сын сразу же попытался возложить обязанность на себя. Терапевт попросил мать показать, где она хочет видеть отца. Она поставила мужа прямо за дверью, а сына и дочь — перед собой, заявив, что когда-то была близка с сыном'. Терапевт предложил ей показать, как близки они были. Мать обняла сына и заплакала. Терапевт попросил ее открыть дверь и впустить мужа. Мать отошла от сына и одной рукой обняла мужа, а другой — дочь. Затем дети ушли, оставив родителей одних, чтобы они вместе обсудили нерешенные проблемы и тем самым избавили бы их от своих затруднений (Рарр, 1976, рр. 466—468). Одиннадцатилетняя девочка пришла на прием с матерью, пятнадцатилетним братом и восьмидесятилетней тетей. Она была необщительна, плохо училась в школе. Терапевт предложил ей выстроить картинку, в которой отразилась бы жизнь семьи. Девочка поставила мать и брата друг против друга, попросив их обняться, а тетю — прямо напротив себя. Она пояснила, что не может "доб-Раться" до мамы, потому что их разделяют брат и тетя. Терапевт спросил, что бы ей хотелось сделать. Она промчалась мимо тет отстранила брата и, рыдая, обняла мать. Мать, которая никогда ] показывала своей привязанности, прильнула к дочери. Вербальное общение никогда не смогло бы ни наглядно изо” разить эту сцену, ни так драматично изменить ее. Хореограф! помогла семье преодолеть актуальный конфликт и вселить надез ду в мать и дочь (там же, рр. 468 — 469). Использование; Семейная хореография помогает: I 1) перестроить взаимоотношения в нуклеарной семье*; 2) связать симптомы детей и образцы взаимоотношений их ро дителей, обеспечивая членов семьи невербальными каналами ко] муникации, позволяющими им открыто выразить свои чувства; 3) проследить негативные циркулярные образцы поведения прервать их действия, последовательно изображая поведенчеси акты, ведущие к усилению конфликта; 4) обучить специалистов в области психологической помощи семейной терапии, используя "симулированные" семьи*, разыгр! вающие ситуацию в собственных семьях профессионалов или в их родительских семьях; 5) популяризировать семейную терапию перед публикой и п фессионалами смежных специальностей. Генограмма Обоснование Генограмма представляет собой структурированную диг системы внутрисемейных взаимоотношений в трех-четырех пок<| лениях. Предложена Мюррэем Боуэном в 1978 году (Воууеп, 197< в рамках подхода семейной терапии, изучающего несколько покс! лений семьи. Цель ее — показать, как образцы поведения и вну< рисемейных взаимоотношений передаются из поколения в пок<| ление и как события, подобные смертям, болезням, крупным п{ фессиональным успехам, переездам на новое место жительс! влияют на современные поведенческие образцы, а также на внут-рисемейные диады и треугольники. Генограмма позволяет психотерапевту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некой интегральной вертикально направленной перспективе. Иногда она высвечивает то, что являлось тайной для некоторых членов семьи, вытаскивая "скелет из шкафа". Этот подход имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи, но его главной отличительной особенностью является структурированность и составление карты данных семьи. Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые наряду с другими данными применяются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе. Такая диаграмма представляет собой как бы карту семьи. Когда собрана информация об именах, возрасте каждого члена семьи, времени женитьб, смертей, разводов, рождений, можно приступать к сбору других важных сведений о функционировании семейной системы — таких, как частота и качество контактов, эмоциональные разрывы, факторы, приводящие к конфликтам и тревожности, уровень закрытости-открытости семейных субсистем и семьи в целом. Семейные сценарии, ценности, правила, мужские и женские стандарты поведения также могут быть выявлены в ходе интервью на основе этой техники. Процедура Цель методики — получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой сбор информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Она, как правило, выполняется в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и Детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна, и им любопытно узнать подробности о своих близких род-ценниках. Беседа обычно начинается с оценки предъявляемого семьей Еимптома: у кого он наблюдается, когда впервые возник и каково было его клиническое течение. Причем физические, эмоционг ные и социальные симптомы рассматриваются как проявлений дисфункциональности эмоциональных взаимоотношений, а пове-| дение симптомоносителя отражает то, как тревожность проявляет^ ся и преодолевается в данной семье. Временные рамки первичного проявления и последующих усилений симптомов могут быть свя-^ заны с другими событиями жизни семьи, такими как, например^ смерть ближайшего родственника. | Затем начинается описание семейной истории со времени, ког-| да встретились родители, и вплоть до настоящего момента. Здес1| важное значение имеют возраст супругов, точная дата их первой-встречи, то, чем они занимались, когда были женихом и невестой,! свадьба, что случилось до рождения первого ребенка, влияние по-) рядка рождения детей на их физические и психологические особенности, где семья жила и когда именно переезжала в другое ме-^ сто, особенно важно, если переезды были на очень близкое или очень далекое расстояние от родительской семьи. Данные о здоровье, образовании и профессиональной карьере каждого из родите-* лей также собираются на этом этапе беседы. Далее обсуждается история расширенной семьи, как со сторо-| ны матери, так и со стороны отца. Здесь как минимум необходим” узнать о братьях и сестрах матери и отца, об эмоциональной атмос-] фере в их родительских семьях, о том, чем занимаются все член] семьи в настоящее время. Точные даты событий, произошедших родительской семье, важны потому, что они могут коррелироват с событиями в нуклеарной семье. Психотерапевт использует структуру генограммы для того, что-| бы рассмотреть вопросы о физических и эмоциональных граница в данной семье, о закрытости и открытости ее субсистем, о разнс образии или ограниченности образцов взаимоотношений межд, членами семьи и средств общения между ними. Такие содержатель-* ные факторы, как культурная, этническая и религиозная принад* лежность, социально-экономический уровень, то, как семья взаи-| модействует со своим социальным сообществом, тоже принимают: во внимание. По мере поступления информации она фиксируется специал! ными символами. Каждый психотерапевт может использовать уде ную для него символику, но общепринятыми обозначениями ляются следующие:
|