Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МОРСКОЙ ПОХОД ЧЕРЕЗ ПЕСКИ И ВРЕМЯ




Здесь, в Абидосе, меня ждала еще одна загадка. Она была погребена в пустыне, примерно в километре к северо-западу от Осириона, среди песков, горбящихся от холмов, и курганов древних кладбищ.

На этих кладбищах, многие из которых восходили к раннединастическим и даже додинастическим временам, тра­диционно правили бал боги-шакалы Анубис и Упуат. От­крыватели пути, стражи духов мертвых, они, как мне было известно, на протяжении всей древнеегипетской истории играли центральную роль в мистериях Осириса, которые каждый год разыгрывались в Абидосе.

Мне показалось даже, что в каком-то смысле они до сих пор продолжают хранить тайны. Потому что чем же является Осирион, если не большой, неразгаданной тайной, которая заслуживает гораздо более внимательного изуче­ния, чем то, которому ее подвергли ученые, чье ремесло — вникать в такие проблемы? И чем еще являются погребен­ные в пустыне двенадцать морских кораблей с высоко заг­

нутыми носами, если не тайной, которая буквально во весь голос вопиет, требуя разгадки?

Именно для того, чтобы увидеть место погребения этих судов, я пересекал сейчас кладбища, охраняемые богами-шакалами. 21 декабря 1991 года лондонская "Гардиан" пи­сала:

"В 13 километрах от Нила обнаружен захо­роненным царский флот из судов, которым 5000 лет. Американские и египетские архео­логи нашли в Абидосе 12 больших деревянных лодок... Специалисты утверждают, что эти лодки, длина которых 15-18 метров, имеют возраст около 5000 лет, что делает их самы­ми старыми царскими судами в Египте и од­ними из самых старых судов в мире... По мне­нию специалистов, эти суда, открытые в сен­тябре, предназначались, возможно, для риту­ала погребения, чтобы на них могли путеше­ствовать души фараонов. "Мы никогда не надеялись найти такой флот, особенно так далеко от Нила", — сказал Дэвид 0'Коннор, руководитель экспедиции и хранитель египетс­кого отдела Пенсильванского университета... "

Лодки покоились в тени огромного сооружения из не­обожженного кирпича, которое" по некоторым предполо­жениям, должно было служить храмом-усыпальницей фа­раона II династии по имени Хасехемви, который правил Египтом в XXVII веке до н.э. Однако 0'Коннор был уве­рен, что они были связаны не столько с Хасехемви, сколько с расположенным поблизости (и почти разрушенным) "по­гребальным комплексом, построенным для фараона Джера (начало I династии). Маловероятно, чтобы эти лодочные захоронения возникли раньше, возможно, что они на самом деле были построены для Джера, но это пока остается недо­казанным".

Внезапно сильный порыв ветра пронесся по пустыне, поднимая песок. Мне пришлось на некоторое время ук­рыться под защитой нависающих стен, построенных Хасе­хемви, рядом с тем местом, где археологи Пенсильванского университета по понятным соображениям безопасности за­рыли двенадцать таинственных лодок, на которые они на­ткнулись в 1991 году. Они надеялись продолжить раскопки

в 1992 году, но возникли разные препятствия, и теперь, в 1993 году, раскопки все еще откладывались.

В процессе моих исследований 0'Коннор прислал мне официальный доклад о сезоне 1991 года 80, где упоминает­ся, что некоторые лодки достигали в длину 22 метров. Он отмечал также, что сложенные из кирпича могилы-эллин­ги, в которых лодки помещались, сами имели форму лодок;

возвышаясь над уровнем окружающей пустыни в начале династической эпохи, будучи новыми, они должны были выглядеть грандиозно:

"Некогда каждое захоронение было снаружи оштукатурено и побелено, так что должно было создаваться впечатление, что в пусты­не, сверкая под ярким египетским солнцем, стоят на якоре двенадцать (или больше) ог­ромных лодок. К идее постановки их на якорь относились достаточно серьезно, потому что вблизи "носа" или "кормы" нескольких захоро­нений были положены небольшие булыжники неправильной формы. Они не могли там ока­заться ни случайно, ни по каким-то есте­ственным причинам; ясно, что их положили туда сознательно, а не просто так. И очень похоже, что они должны были играть роль "якорей".

О лодках из Абидоса можно было сразу же смело ска­зать то же, что о морском 42-метровом корабле, чье захоро­нение было найдено рядом с Великой пирамидой в Гизе:

они достаточно совершенны, чтобы бороться с самыми силь­ными волнами и самой плохой погодой в открытом море. По словам Черила Халдейна, специалиста по морской архе­ологии из Техасского университета "Эй-энд-ам", они де­монстрируют "высокую степень технического совершенства в сочетании с изяществом". Как и лодка у Великой пира­миды (но как минимум на 500 лет раньше), флот из Абидо­са показывает, что с самого начала трехтысячелетней исто­рии Египта на его территории жили люди, которые могли опираться на большой опыт и давние традиции мореход­ства. Более того, мне известно, что в древнейшей настенной росписи, обнаруженной в долине Нила и датируемой при­мерно 4500 годом до н.э. (примерно за полторы тысячи лет

до захоронения флота в Абидосе), можно встретить изоб­раженные на плаву длинные, изящные суда с высоким носом 81.

Не могла ли нация опытных мореходов древности всту­пить в взаимодействие с туземными обитателями долины Нила в какой-то неопределенный период до того, как око­ло 3000 года до н.э. началась официальная история? Не может ли это объяснить странный, парадоксальный, но стой­кий интерес египтян к кораблям в пустыне? Кстати, в "Тек­стах пирамид" есть намеки на некие весьма совершенные суда, одно из которых якобы имело свыше 600 метров в длину к.

Высказывая эти предположения, я не ставлю под со­мнение то, что в Древнем Египте существовала религиозная символика, в рамках которой, как постоянно указывают ученые, корабли понимались как средство перевозки душ фараонов. Тем не менее этот символизм не решает пробле­мы, связанной с высоким техническим уровнем захоронен­ных судов; такая отработанная и совершенная конструкция говорит о длительном периоде совершенствования. Не сле­дует ли рассмотреть возможность — пусть даже с тем, чтобы затем отвергнуть — того, что суда из Гизы и Абидоса явля­ются частью культурного наследия и не влюбленных в свою землю землепашцев из речной долины, вроде исконных оби­тателей Древнего Египта, а нации отважных мореплавате­лей?

Такие мореплаватели вполне могли быть штурманами, которые способны прокладывать курс по звездам и обла­дать умением вычерчивать точные карты морей и океанов, которые они пересекали.

Может быть, они были также архитекторами и камен­щиками, любимым приемом которых было использование огромных многоугольных блоков, как в Храме долины и Осирионе?

И может быть, они были каким-то образом связаны с легендарными богами Первого Времени, которые, по преда­нию, принесли в Египет не только цивилизацию, астроно­мию и архитектуру, не только математику и письменность, но и множество других ценных навыков и умений, среди которых далеко не последнее место занимает сельское хо­зяйство.

Существует свидетельство удивительно раннего перио­да сельскохозяйственного прогресса и экспериментов в до­лине Нила, совпадающее по времени с концом последнего ледникового периода в Северном полушарии. Особенности

этого египетского "Большого скачка" позволяют предполо­жить, что корни его — в притоке новых идей из какого-то неизвестного источника.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 147. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.005 сек.) русская версия | украинская версия