Re: Краткий словарь обществоведческих терминов
Ответ #16: 03.08.2012, 14:52:45
... (политическая система) ведущая свое начало от Юлия Цезаря, который, сосредоточив в своих руках верховную власть в полном объеме, сохранил для вида старые республиканские учреждения и формально признавая, что власть его как бы делегирована римск. народом, который остается единственным сувереном. Наполеон I и III с успехом проводили эту систему, также признавая демократическую основу своей власти и сохраняя, как декорум, конституционные формы. Ц., в идее опирающийся на народный суверенитет. противополагается легитимизму, власти монарха исторической и наследственной (“Божией милостью”).
Большинство историков находят цезарепапизм в истории Византии, где юридически отношения церкви и государства регулировались “теорией симфонии”, выраженной в предисловии к VI новелле Кодекса императора Юстиниана (6 в.): “Величайшие дары Божий, данные людям высшим человеколюбием, - это священство и царство; первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих, оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь, поэтому цари более всего пекутся о благочестии духовенства, которое со своей стороны постоянно молится за них Богу”. Тенденции к цезарепапизму можно обнаружить в толкованиях на Номоканон антиохийского патриарха Феодора Вальсамона (12 в.): император главенствует над церковью, его власть выше епископской, ему принадлежат права и преимущества архиерея. Ряд историков, в т. ч. прот. А.Шмеман, считают, что нельзя однозначно характеризовать отношение церкви и государства в Византии как цезарепапизм, ибо между ними существовал догматический союз, в вопросах догматики имперская власть подчинялась церковной. В русской истории тенденцию к цезарепапизму связывают с появлением Соборного уложения 1649 царя Алексея Михайловича, его упрочение - с реформами Петра I, упразднившего патриаршество, конфисковавшего в пользу государства церковное имущество и реформировавшего церковное управление. В деятельности патриарха Никона ряд историков - М.В.Зызыкин, архиеп. Серафим (Соболев) - усматривают стремление противостоять цезарепапизму. С критикой цезарепапизма в русской истории выступали В.О.Ключевский, С.М.Соловьев, Вл.С.Соловьев, А. В. Карташев и др. В.В.Зеньковский, напротив, считал, что цезарепапизм не характерен для русской церковно-политической мысли: “Теократическая тема христианства развивается в России не в смысле примата духовной власти над светской, как это случилось на Западе, а в сторону усвоения государственной власти священной миссии. Это не было движение в сторону цезарепапизма. Церковь сама шла навстречу государству, чтобы внести в него благодатную силу освящения” (История русской философии, т. 1. Париж, 1989, с. 49). Критику цезарепапизма как искажения теократии можно найти у Л.А.Тихомирова, И.А.Ильина и др.
|