Полное лицо
Композиция грима полного лица строится в горизонтально-округлом рисунке всей пластики лица. При этой схеме нет вертикальной моделировки. Цветовая гамма грима - «тёплая», т.к. она увеличивает объёмы и детали лица. Округлые щёки, округлые брови, полный рот, подбородок выполняются в тёплых красновато-персиковых тонах. Нос, его кончик, подбородок округляются. Для увеличения объема (ширины) лица можно использовать золотисто-коричневые веснушки, которые наносятся не только на щёки, но и на нос. Акцент в гриме – полные щеки, яркий румянец, полные губы. Этот приём используется для композиции (схемы) грима весёлого лица (сангвиника) подростка, Иванушки-дурачка, славянки-простолюдинки. Светлые, кудрявые или волнистые волосы, округлой формы прическа увеличивают, округляют лицо. В старой школе грима существовали сложные и неудобные для мимики актёра приёмы: толщинки из ваты, папье-маше, которые сейчас не используются.
8. Грим подростка В этой схеме используются облегченные приёмы грима полного лица, приёмы омоложения лица, схема естественного румянца. Лицо здорового подростка обязательно должно быть румяным, который наносится до носа без синюшных «кругов» вокруг глаз и оливково-коричневых оттенков вокруг рта (см. «правила омоложения лица»). Для характерных образов мальчишек–сорванцов используются фактурные приёмы грима: веснушки, ссадины, «заеды» на губах, синяки, полученные в драке, щербинка на зубах или отсутствие переднего зуба и т.д. Используется приём подтяжки носа, чтобы он был короче и курносым. Вихрастая мальчишеская причёска или косички, хвостики у девочки дополняют образ подростка.
9. Возрастной грим. Метод «постепенного» старения Ошибка, часто повторяемая не только студентами, но и актёрами, плохо владеющими приёмами грима - это изображение возраста с помощью морщин. В результате решения грима таким способом, получается либо маска с резкими линиями на лице, или молодое лицо с нарисованными «морщинами». Не изменяя пластики молодого лица, морщины не отображают возраст образа. Основное, что происходит с возрастом человека, – это «провисание» лица, которое видно в неровном контуре (овале) нижней части лица. С возрастом происходит углубление всех впадин лица (см. «худое лицо»). Основное в этом гриме - затенение во внутреннем углу верхнего и нижнего века (у носа), углубление носогубных складок и складок на переносице, около рта. Широкое использование в схеме возрастного грима живописных приёмов (блики, теневые краски), фактурных, пластических, скульптурно-объёмных (гуммоз). При изображении пожилого возраста без общего тона рисунок грима получается «легким», актёру в таком гриме комфортно. В профессиональном гриме для изображения морщинистой сетки на коже лица, рук иногда используется разбавленный клей ПВА (латекс). Для изображения неглубокого возраста (30-40 лет) на женском лице бывает достаточно сделать более ярким грим-макияж глаз и рта (яркий с контуром губ) и взрослую, пышную, высокую причёску или сделать гладкую причёску с узлом на затылке. Мужчине (30-40 лет) волосы либо приглаживаются, или делается пробор или волосы зачёсываются назад; часто используется постиж: усы, усы с бородкой. При более глубоком возрасте весь рисунок грима «утяжеляется», где необходимо изображение морщин, которые отображают какое-то мимическое выражение лица (веселое, злое, печальное). Необходимо знать, что при изображении складок, морщин нельзя забывать о бликах, которые хорошо выявляют их объёмы и делает грим живописным, а рисунок грима рельефным. При изучении возрастного грима студентам необходимо учиться показывать в этом гриме разные социальные группы: аристократов, интеллигентов, простолюдинов, т.к. в этих гримах будут разные акценты. Просмотр фотографий артистов в ролях, играющих разные возрасты (Вера Марецкая в к/ф «Сельская учительница», Николай Черкасов «Иван Грозный»), которые помогают найти правильное решение в гриме-образе, сопоставить старую и современную школу. Седая борода и усы придают облику артисту определённый возраст. Искусственная седина на висках и на волосах делается с помощью готовой «седины» или грима. Иногда используются парики с залысинами, лысиной, в работе с которыми необходимо знать приёмы маскировки края лысины парика и лба актера. При изображении глубокой старости нельзя забывать о шее, руках. Руки гримируются или «фактурятся» (приёмы изображения разных фактур кожи человека), если это обветренные, тёмные руки рабочего, крестьянина, бомжа. Шея актёра закрывается воротником, шарфом, либо гримируется, выделяя основные мышцы шеи (грудино-ключично-сосцевидную). Отсутствие зубов, гнилые, жёлтые зубы изображаются косметическим карандашом или коричневым гримом на хорошо протёртых, проклеенных зубах. Затем на краску опять наносится клей, который должен просохнуть. Возрастной грим + мимические выражения лица Это изображение ярких возрастных изменений, показывающих определённый характер, социум, этнические особенности. С возрастом мимические характеристики усиливаются. Например, изображение на молодом европейском лице старого весёлого китайца. Есть необходимость в этом гриме изобразить несколько мимических фиксаций, одновременно для усложнения образа и гримировальной практики; показать несколько схем, схему полного, худого, уродливого лица. 10. Приёмы подтягивания носа, век Сложные приёмы подтягиванияноса и других частей лица (складок на нижней челюсти для омоложения) проводится мастером-гримёром до нанесения грима полосками тонкой шёлковой ткани (эксельсиор), которая после нанесения на неё театрального клея (для усов и бород) становится незаметной, второй конец ткани после полного просыхания Актёрам целесообразно знать эти приёмы, т.к. они хорошо изменяют пластику лица. Литература по технологии грима Раугул Р. Д. Грим. - М.: Искусство, 1947. Сыромятникова Ирина. Искусство грима и макияжа. - М.: Изд. дом «РИПОЛ классик», 2006. Бейган Ли. Грим для театра, кино и телевидения. - М.: Искусство, 1997. Сикорская С.,Сикорская А.. Имиджмейкерство в салоне красоты. – М.: Изд. дом «РИПОЛклассик», 2005. Современная энциклопедия моды. Мода и стиль. – М.: Аванта + Москва, 2002. Кибалова Людмила и др. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага: Артия, 1986. Эко Умберто. История красоты. - М.: Слово/Slovo, 2005. Паке Доменик. История красоты. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. Анджан А., Волчанецкий Ю. Грим в кино. - М.: Искусство, 1949. Воскресенский А.К. Сценический грим. – СПб., 1910. Нестурх М.Ф. Человеческие расы. - М.: Просвещение, 1965. Школьников С. А.: Грим. - Минск, 1976.
|