Государственное управление при Ярославе Мудром
Владимир умер в 1015 г. Между его сыновьями началась борьба за киевский престол. Приемный сын Владимира Святополк (сын его брата Ярополка) убил трех сводных братьев - Бориса, Глеба и Святослава. В борьбе за киевское княжение Святополк опирался на помощь польского короля Болеслава Великого и все же он потерпел поражение от Ярослава Владимировича, который окончательно утвердился в Киеве в 1019 г., а после смерти еще одного соперника - брата Мстислава - в 1036 г. объединил всю Русь. Ярослав вел частые войны с Польшей (отвоевав захваченные во время усобицы земли на западе), с литовскими и прибалтийскими племенами. В 1036 г. под стенами Киева он наголову разгромил печенегов и покончил с их набегами. Авторитет князя был очень высок во всей Европе, о чем говорят браки его детей с правителями многих стран. Не спрашивая разрешения Константинополя, Ярослав добился избрания собором (съездом) священников первого митрополита из русских - Илариона. Ярослав основал многие города (Ярославль, Юрьев и др.), строил храмы (крупнейший на Руси Софийский собор в Киеве), его сын Владимир возвел Софийский собор в Новгороде. Ярослав покровительствовал просвещению и сам отличался образованностью - отсюда его прозвище Мудрый. При нем появилась первая часть Русской Правды - Устав Ярослава, первый письменный закон на Руси, защищавший новгородцев от бесчинств варягов, нанятых для участия в усобицах. До Ярослава были законы обычая и опыта, тот самый устный «Закон русский», упоминаемый в договорах с Византией во времена первых князей и существовавший задолго до них. Ныне закон становится крепче, ибо, написанный, он был для всех один, не допускал дополнений и переиначивания. Может быть, с этих времен и зарождается пословица, мол, что написано пером,— не вырубишь топором. Закон — это порядок. Его, порядок, и защищала статьями своими «Русская правда», записанная при князе Ярославе[4]. «Русская Правда» включала статьи законов как гражданских, так и уголовных. Она устанавливала судопроизводство, определяла наказания за те или иные проступки или преступления. Из неё можно почерпнуть сведения о социальном устройстве, нравах, обычаях русского общества того времени. По меткой оценке Н.М. Карамзина, «Правда Ярослава» утверждала личную безопасность и права на собственность каждого из подданных князя. Под этим названием скрывается целый комплекс юридических документов, отразивший сложность русской социальной жизни[5]. Почувствовав приближение смерти, Ярослав раздаст сыновьям не только самые главные города, где они сидели наместниками — помощниками отца, но и всю Русь — дабы быть им там правителями. Заключение Древнерусское Киевское государство явилось важнейшей вехой в истории народов нашей страны и его соседей в Европе и Азии. Древняя Русь стала крупнейшим для своего времени европейским государством. Ее площадь составляла более 1 млн. км2, а население — 4,5 млн. человек. Естественно, что она оказала сильнейшее влияние на судьбы мирового исторического процесса. В Древнерусском государстве сложилась форма раннефеодальной монархии, которая сохранилась потом и у ее преемников на протяжении нескольких веков. Принятие христианства при князе Владимире изменило характер властных отношений на Руси и систему государственного управления в «дружинном государстве». Князья утрачивают сакральные функции, но наряду с военными сосредоточивают в своих руках административные и судебные функции. Завершается переход от родоплеменного к территориальному принципу построения государственного управления, которое сосредоточивается у построенной по принципу конического клана династии Рюриковичей. Происходит вытеснение и ассимиляция десятичной системы управления дворцово-вотчинной. Ярослав, прозванный Мудрым, князь киевский, своей волей, своим решением на какое-то время задержал все плохое, увеличил все хорошее и верил, что идущие вслед за ним будут достойны прозываться, как и он, мудрецами. Умер он, сказав на прощание детям и уповая, что его прощальное слово дойдет до их сердец, а через их души — до сердец идущих вослед поколений: «Вот я покидаю мир этот, сыны мои; живите в любви, потому что все вы — братья, от одного отца и от одной матери. И, если будете жить в любви друг к другу, бог будет с вами и покорит вам врагов ваших. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которую они добыли трудом своим великим; но живите в мире, слушаясь брат брата». СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ 1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История отечества: С древнейших времен до наших дней. М.: Академия, 2008. 2. Великий князь Ярослав Владимирович// Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – М.: Книга., 1990. – С. 9 – 22. 3. Загребальный П. Ярослав Мудрый. – М.: Дрофа-Лирус., 1994. 4. История государства и права / Под ред. Г.Л. Гуртовой. М.: Юрайт, 2007. 5. Карамзин Н. История государства Российского: В 3-х кн. Кн. 1. – СПб.: Кристалл., 1998. 6. Карамзин Н.М. История государства Российского в 12-ти томах. Т. II-III/ Под ред. Сахарова. – М.: Наука., 1991. 7. Кузьмин А.Г. Ярослав Мудрый// Великие государственные деятели России/ Под ред. А.Ф. Кисилева. – М.: ВЛАДОС., 1996. – С. 24 – 39. 8. Лубченков Ю.Н., Клокова Г.В. Древняя Русь: С древнейших времен до 1462 года. – М.: РИПОЛ КЛАССИК., 1998. 9. Пашенцев Д.А. История государства и права России. М.: Эксмо, 2010. 10. Повесть временных лет. Ч. 1. Текст и перевод Д.С. Лихачева/ Под ред. В.П. Андриановой-Перетц. – М.: Акад. Наук СССР., 1950. 11. Скрынников Р.Г. История Российская. IX-XVII вв. – М.: Весь Мир., 1997. 12. Ярослав Мудрый// История Отечества в лицах. С древнейших времен до конца XVII в.: Биогр. энцикл./ Под ред. С.А. Аветисяна. – М.: Кн. Палата., 1993. – С. 23 – 27. [1] Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История отечества: С древнейших времен до наших дней. М.: Академия, 2008. С. 12. [2] История государства и права / Под ред. Г.Л. Гуртовой. М.: Юрайт, 2007. С.23. [3] Карамзин Н. История государства Российского: В 3-х кн. Кн. 1. – СПб.: Кристалл., 1998. С. 178. [4] Лубченков Ю.Н., Клокова Г.В. Древняя Русь: С древнейших времен до 1462 года. – М.: РИПОЛ КЛАССИК., 1998. С. 209. [5] Карамзин Н. История государства Российского: В 3-х кн. Кн. 1. – СПб.: Кристалл., 1998. С. 209.
|