Правление Владимира Святославича и Крещение Руси
Князь Владимир вошел в историю как крупнейший государственный деятель раннего периода русской истории. Недаром он стал героем народных сказаний - былин. При Владимире на южных рубежах начали сооружать крепости для защиты от набегов кочевников. В них была организована сторожевая служба с привлечением лучших воинов из всех частей государства. Народные воспоминания об этих событиях и легли в основу былин о богатырях - защитниках родной земли. Владимир не раз возглавлял походы против печенегов, воевал с западными соседями - Польшей, литовскими племенами. Захваченные Польшей в период усобицы сыновей Святослава земли на западе Руси вновь отошли под власть Владимира. При Владимире начала складываться система управления Русским государством. Центральное место в ней занимал князь. Он был главным управителем и высшим судьей, предводителем войска. По отдельным областям Владимир разослал в качестве наместников своих сыновей. Каждый такой удельный князь был полноправным правителем своей земли, однако часть доходов с нее должен был посылать в Киев. На этой почве возникали противоречия между киевским и местными князьями, что в дальнейшем стало одной из причин распада Руси. Владимир и его сыновья правили при помощи своих дружин. Все дружинники делились на старших и младших. Старшие дружинники - бояре - были советниками князя, с ними он обсуждал все свои действия по управлению страной. Позже в качестве платы за службу князья стали раздавать дружинникам земли с крестьянами. Такие земельные владения - вотчины - передавались по наследству от отца к сыну. Многие крестьяне превращались в зависимых людей и должны были выполнять работы и платить подати в пользу владельцев вотчины. При принятии важнейших решений Владимир советовался также со «старцами градскими», т.е. с выборными главами народного самоуправления в городах. Эти «старцы», очевидно, избирались на вечах. Без поддержки веча князь не мог совершить ни одно серьезное действие. В дальнейшем роль веча еще больше возрастала. Вече стольных городов отдельных земель стало фактически выбирать и свергать князей. Главные события правления Владимира связаны с Крещением Руси. Несмотря на то что в Киеве хорошо было известно христианство и многие жители уже крестились, на Руси продолжало господствовать язычество, сохранившееся с догосударственных времен. Владимир пытался приспособить язычество для нужд единого государства. В 980 г. он повелел поставить на княжеском дворе в Киеве идолы 6 главных богов во главе с богом молнии и войны Перуном, считавшимся покровителем дружинников. Однако отдельные племенные образования Руси продолжали поклоняться своим богам[3]. Стремясь укрепить единство страны, Владимир пришел к мысли о принятии монотеистической религии - религии, проповедующей существование единого Бога - Творца всего сущего. Как повествует летопись, князь выслушал проповедников ислама, иудаизма, западного (римского) и восточного (византийского) христианства. Он остановил свой выбор на последнем. С Византией Русь давно связывали прочные отношения, и, скорее всего, в Киеве было больше всего христиан, крещенных, как бабка Владимира Ольга, по византийскому православному обряду. В 988 г. Владимир захватил после длительной осады византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму. В качестве условия возвращения города империи князь потребовал в жены византийскую принцессу Анну. До этих пор в Византии еще не было случая брака принцессы, дочери правящего императора, с иностранцем. Однако византийцы были вынуждены согласиться, потребовав, в свою очередь, крещения жениха. Владимир крестился сам со своей дружиной и повелел креститься всем жителям Руси. Первоначально христианизация носила формальный характер. Внешнее следование церковным обрядам сопровождалось тайным или открытым исполнением языческих обрядов (двоеверие). Но в дальнейшем православие стало одной из основ жизни русского общества. С Крещением на Русь пришла церковная организация. Известно, что с 1036 г. в Киеве появился митрополит всея Руси, присланный патриархом Константинополя. Ему подчинялись епископы отдельных земель, а тем - местные приходские священники. Большую роль стали играть монастыри - общины монахов. Самым известным из них был Киево-Печерский монастырь, основанный в сере-Дине XI в. С христианством связано развитие просвещения и культуры Руси, повышение ее международного авторитета.
|