Студопедия — Торонтская школа
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Торонтская школа







«Медиагуру»

Информационное общество — социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественно­го развития производство и использование научно-технической и другой информации. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», ин­формационного сектора экономики, следующего за сельским хо­зяйством, промышленностью и экономикой услуг. Концепция ин­формационного общества является разновидностью теории постин­дустриального общества, основу которой заложили Дэниел Белл, Збигнев Бжезинский, Элвин Тоффлер. Однако корни этого подхо­да можно увидеть во взглядах Торонтской школы, ярчайшими пред­ставителя которой были Гарольд Иннис и Маршалл Маклюэн.

Традиционно Торонтскую школу относят к критическому куль­турному направлению. Выразителем этих идей стал литературовед Маршалл Маклюэн, который в своем анализе исторической роли медиа в основном опирался на труды Гарольда Инниса.

Иннис стал одним из первых ученых, кто систематически ис­следовал связи между медиа и разными видами социальной струк­туры, существовавшими на определенных этапах исторического развития. В работах «Империя и коммуникации» и «Предвзятость в коммуникации» он доказывал, что первые империи Египта, Греции и Рима базировались на контролируемом элитой письменном слове1. Он противопоставил этим империям более ранние обще­ственные устройства, основанные на устном слове. Согласно Иннису, до того, как элита открыла письменное слово, превалирующей формой общественного дискурса был диалог, и политическая власть была более размытой. Постепенно письменное слово пре­вратилось в основной способ общения элиты с народом, и его власть значительно возросла с изобретением новых письменных материалов (т.е. бумаги). Благодаря бумаге и перу располагавшиеся в центре элиты могли управлять огромными регионами и созда­вать империи.

Иннис утверждал, что империи, опиравшиеся на письменное слово, расширялись, пока позволяла коммуникационная технология. Таким образом, размеры империи определялись не столько мастерством генералов, сколько возможностями медиа, использо­вавшимися для доставки указов из столиц. Аналогичным образом структуры последующих общественных устройств зависели от су­ществовавших в то время коммуникационных технологий. Напри­мер, благодаря телефону и телеграфу стал возможным эффектив­ный контроль над более обширными географическими районами. Следовательно, за счет прогресса технологии медиа централизо­ванные элиты постепенно приобретали все большую власть над пространством и временем.

1 Innis H. A. The Bias of Communication. Toronto, 1951; Innis H. A. Empire and Communications. Toronto, 1950.

«Медиагуру»

 

Маклюэн — противоречивая фигура, которая стоит особняком и не укладывается в конкретную теоретическую категорию, по­скольку в своей работе он синтезировал очень много идей. В раздел критических культурных исследований его можно поместить лишь благодаря связям с Иннисом и литературоведением. Его теории носят макроскопический характер и в некоторой степени критич­ны по отношению к статус-кво. У Маклюэна не было никаких кон­тактов с политическими или общественными движениями. Он по­лагал, что необходимые и существенные социальные изменения неизбежно произойдут как следствие трансформаций в коммуни­кационной технологии.

Широко заимствуя у Инниса, Маклюэн не рассматривал про­блемы использования коммуникационных технологий для эксплу­атации или централизованного контроля. Его интересовали другие возможности новых медиа. На первых порах идеи Маклюэна соот­ветствовали духу начала 1960-х годов. В противоположность Иннису он с оптимизмом воспринимал глубокие и в конечном итоге положительные сдвиги, которые вызывала новая медиатехнология.

В исторически развивающейся системе культуры Маклюэн выделял устную, письменную и аудиовизуальную. В серии книг он утверждал, что человечество преодолевает линейное, базирующееся на грамотности мышление и восходит к нелинейной электронной мысли. Он провозгласил, что «средство информации есть сообще­ние»1. Иначе говоря, новые виды медиа трансформируют собствен­ный опыт индивидов и всего общества, и в конечном итоге это влияние важнее содержания, передаваемого в конкретных сооб­щениях.

Под термином «глобальная деревня» Маклюэн подразумевал новую форму социальной организации, которая возникнет, когда сверхскоростные электронные медиа свяжут весь мир в одну ог­ромную социальную систему. В отличие от Инниса Маклюэн не задавался макроскопическими вопросами о власти элиты над этой деревней и возможной эксплуатации ее жителей. Его больше инте­ресовали такие проблемы, как воздействие медиа на органы чувств. Он объявил медиа «продолжением человека» и утверждал, что медиа буквально расширяли зрение, слух и осязание в пространстве и времени. Электронные медиа открывают новые горизонты для обыч­ного человека и позволят ему мгновенно быть повсюду. Но, как отметил один из критиков медиа, быть повсюду — значит не быть нигде, не обладать чувством места: «глобальная деревня» размеща­ется вне пространства и времени.

Среди наиболее популярных идей Маклюэна была его концеп­ция «горячих» и «холодных» медиа. «Есть основной принцип, от­личающий такое горячее средство коммуникации, как радио, от такого холодного, как телефон, или такое горячее средство ком­муникации, как кино, от такого холодного средства, как телеви­дение. Горячее средство — это такое средство, которое расширяет одно-единственное чувство до степени "высокой определеннос­ти". Высокая определенность — это состояние наполненности дан­ными... Горячие средства характеризуются, стало быть, низкой сте­пенью участия аудитории, а холодные — высокой степенью ее Участия, или достраивания ею недостающего».

По мнению Маклюэна, в 1960-е годы США выходили из эры, когда преобладали «горячие», печатные медиа. В будущем доминирующим станет новое, холодное средство коммуникации — телевидение. Во время просмотра зрителю приходится сильно на­прягаться, дополняя отсутствующую сенсорную информацию, в буквальном смысле соучаствовать в создании цельных образов. Маклюэн утверждал, что именно благодаря этому соучастию телеобразы кажутся такими неотразимыми и осмысленными — имен­но в этом секрет способности телевидения привлекать огромные аудитории.

Пресса, с другой стороны, — это горячее средство. Она обес­печивает всей информацией, необходимой для понимания про­исходящего, выполняя работу за людей, предлагая им готовые описания социального мира. Людям не надо участвовать в процес­се осмысления. Поэтому горячие медиа вне людей, а холодные внутри. Маклюэн развивал это понятие немного дальше, он дока­зывал, что одни формы содержания естественно подходят для хо­лодных медиа, другие — для горячих.

Согласно самой знаменитой интерпретации Маклюэна, у Кен­неди был холодный образ, который идеально соответствовал теле­видению. У Никсона, напротив, был горячий образ. Следовательно, привлекательность образа Кеннеди была значительно усилена с по­мощью телевидения, тогда как горячий образ Никсона пострадал. Этот вывод подхватили политтехнологи, и на его основе стали отби­рать кандидатов и формировать их общественный имидж.

Некоторое время Маклюэн был любимцем медиаиндустрии — ее пророком. Он получал огромные гонорары в качестве консуль­танта и руководителя семинаров для больших корпораций. Его идеи помогли обосновать быстрый рост электронных медиа, не обра­щая особого внимания на негативные последствия их деятельности.

1 Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. М.; Жуковский, 2003.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 1723. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия