Изменение ценностных ориентации семьи в условиях социальных перемен
Условием существования и развития любого общества является наличие некоего набора идеальных образований, рассматриваемых в виде ценностных ориентации. Особое влияние на их формирование оказывает семья, так как в семье человек приобретает свой первый жизненный опыт, получает первую социальную информацию, влияющие в дальнейшем на отбор, принятие или отторжение ценностей и идеалов общества. Следовательно, семья является той непосредственной средой, где происходит становление и развитие системы ценностных ориентации личности. Данное обстоятельство обуславливает необходимость применения ценностного подхода к изучению семьи, поскольку ценностные ориентации семьи служат фундаментом формирования ценностных ориентации конкретной личности, которые в дальнейшем оказывают воздействие на жизнедеятельность общества, обуславливают саму возможность его успешного функционирования. Любое общество имеет ценностные представления о направленности социального развития, о человеке и его месте в социальной системе, «правильном» образе жизни и т.п. Утверждается- определенный, главный тип ценностей, претендующий на обязательность. Доминирующие в конкретном обществе ценности выступают в качестве инструмента социального регулирования, образуя самый устойчивый остов социальной системы. Ценностные ориентации представляют собой достаточно стабильные, но в то же время подверженные изменениям, образования, т.е. для любого социума характерен процесс трансформации ценностных ориентации. Основным источником этих изменений при переходе от традиционного к современному обществу стало распространение индустриального способа производства, а от современного к постсовременному - постиндустриального. Данное обстоятельство означает, что смена технологических способов производства, последовательно развертывающаяся в ходе общественного развития, характеризуется глубокими и качественными трансформациями не только в экономической, но и в социальной структуре общества, и, соответственно, в структуре его ценностных ориентации. В результате осмысления этих масштабных перемен в социологической науке сложился ряд концепций, воссоздающих внутреннюю логику общественного развития и определяющих его ближайшие перспективы (см. приложение Д). Одной из них, получившей в последнее время наибольшее признание и обладающей серьезным прогностическим потенциалом, является теория постиндустриального общества. Термин «постиндустриальное общество» был введен в научный оборот американским социологом Д.Рисменом, который использовал его в 1958 г. в заглавии своей работы «Занятость и работа в постиндустриальном обществе», получившей благодаря этому широкую известность, но носившей относительно частный.характер. Постиндустриализм является воплощением продолжительной научной традиции, восходящей еще к эпохе Просвещения. Именно в то время разрабатывались экономические идеи А.Смита и А.-Р.Ж.Тюрго, исторические подходы Д.Юма и И.Г.Гердера и моральная философия Ж.Ж.Руссо и Ф.Хатченсона. Важнейшие методологические принципы концепции постиндустриального общества почерпнуты из работ основоположников позитивизма (А. де Сен-Симон, О.Конт, Дж.Ст.Милль) и экономических исследований конца XIX - начала XX вв., представленных в трудах К.Маркса, А.Пенти, У.Сомбарта, Б.Хильдебранда, обозначивших признаки индустриальной цивилизации и положивших в основу периодизации социального развития особенности технологической организации производства, обмена и распределения общественного продукта. Таким образом, труды мыслителей XVIII, XIX и начала XX вв. стали прочной основой постиндустриальной доктрины. Особое место в теории постиндустриального общества занимают положения, заимствованные из экономических, социальных и политологических концепций двадцатого столетия. Прежде всего, это представления о трехсекторной модели общественного производства (1940-е и 1950-е гг.), разграничивающей всю национальную экономику на первичный (сельское хозяйство и добывающие отрасли), вторичный (обрабатывающая промышленность) и третичный (сфера услуг) секторы; о стадиях экономического роста (1950-е и начало 1960-х гг.), часто отождествлявшихся с этапами развития самой цивилизации; представления о возможности формирования «единого индустриального общества», чрезвычайно популярные среди технократов в 1960-е гг. Синтез различных подходов к анализу современного социума, давший начало теории постиндустриального общества, относится к 1960-м гг. В дальнейшем, в 1970-е гг., становление системы представлений о природе и характере постсовременного общества сопровождалось активными дискуссиями и спорами относительно адекватного обозначения формирующегося социального состояния. Идея рассмотрения формирующегося общества как постиндустриального была подхвачена в этот период представителями самых разных научных школ. Исследования Д.Белла, Г.Кана, К.Томинаги, Р.Дарендорфа и многих других авторов привели к глубокому осознанию радикально изменившегося характера современного общества. Основу этих изменений большинство исследователей видели в повышении роли науки и беспрецедентных технологических сдвигах. 30. Социализация современной российской молодежи. Факторы риска социализации в современной ситуации. Ценностное отношение человека к миру пронизывает все сферы его жизнедеятельности, служит интегральной характеристикой его социального состояния. Проблема изучения ценностных ориентации, являясь междисциплинарной, приобретает особую значимость в периоды общественных трансформаций, глубоких перемен в социально-экономических, социально-политических, социально-культурных условиях жизни людей. Это объясняется тем, что ценностные ориентации представляют своеобразную призму, через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направленность. По системе ценностных ориентации можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития социума в целом. Еще одно обстоятельство, придающее значимость ценностной проблематике, состоит в том, что ценностные ориентации служат основой мотивации поведения людей, базисом целостности социальной системы. Общество, в котором достигнут консенсус относительно того, что является ценным, а что нет, может рассматриваться как стабильная система. Специфику ценностных ориентации общества необходимо рассматривать в контексте особенностей ценностных ориентации составляющих его социальных групп, в том числе и семьи. Семья, обеспечивая своим членам физическую, экономическую и социальную безопасность, одновременно выступает важнейшим инструментом социализации личности. Благодаря ей происходит трансляция культурных, этнических, нравственных ценностей. При этом семья, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным элементом социума, развивается вместе с ним. Семья, таким образом, находится в движении, меняется не только под воздействием внешних условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Поэтому все социальные проблемы современности так или иначе затрагивают семью, преломляются в ее ценностных ориентациях, которые в настоящее время характеризуются возрастанием сложности, разнообразия, противоречивости. С одной стороны, тенденции трансформации современного общества, профессионального, материального и социального статуса. С другой стороны, в настоящих условиях общественного развития существуют проблемы изменений в уровне и качестве жизни, в социальной инфраструктуре, которые вызывают усиление социальной дифференциации. В такой ситуации именно семья противостоит социальной напряженности, является для личности консолидирующим центром. Семья для человека остается сферой удовлетворения потребностей в общении и эмоциональном контакте, признании и самореализации. Поэтому сохраняется социальная и личностная значимость ценностных ориентации, связанных с развитием семьи. Изучение ценностных ориентации семьи в контексте происходящих в современном российском социуме трансформаций приобретает особую актуальность, поскольку способствует лучшему пониманию механизмов формирования системы ценностных ориентации общества в целом. Суть проблемы, рассматриваемой в данном диссертационном исследовании, заключается в противоречии между потребностью социума в воспроизводстве семейных ценностных ориентации, необходимых для сохранения его стабильности, и распространением в процессе трансформации российского общества внесемейных ценностных ориентации. Под семейными ценностными ориентациями мы подразумеваем ценности супружества, родительства и родства, а под внесемейными — ценности личностного саморазвития, профессионального роста и достижения на этой основе высокого социального и материального статуса. Ценностные ориентации личности, являясь комплексным феноменом, изучаются различными социальными науками: философией, психологией, социологией. В философии сформировались два основных подхода к пониманию В.Виндельбанд и Г.Риккерт), понимая под ценностью объективную и общеобязательную значимость, акцентируют внимание на том, что ценности находятся вне реального мира, вне субъекта иобъекта, но воздействуют на них. Сторонники субъективно-релятивистского направления (Р.Б.Перри, Дж.Дьюи), интерпретируя ценность как значимость, которая является производной от интереса, потребности, желания индивида, раскрывают смысл этого понятия через призму сознания-человека. В психологии ценностные ориентации, их детерминанты изучались такими зарубежными учеными, как Г.Олпорт, Р.Лапьер, М.Дефлер, Ф.Р.Уэстай, Э.Шпрангер, В.Франкл. Отечественные психологи, прежде всего Л.И.Божович, В.Н.Мясищев, Е.Ф.Рыбалко в своих работах применяют категорию «ценностная ориентация» для обозначения эмоционального компонента психики людей. Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, Б.Ф.Ломов, И.В.Дубровина, А.Г.Асмолов и др. показали связь ценностных ориентации личности (группы) с ее мотивационной структурой. Наиболее полно анализ ценностных ориентации личности с психологической точки зрения был осуществлен в трудах Б.И.Додонова, В.Н.Куницыной. Данные авторы не только определили сущность и основные характеристики ценностных ориентации, но и предложили их типологии. В социологической науке категории «ценность» и «ценностная ориентация» исследовались в той или иной степени представителями разных направлений. В классической социологии роль ценностей в жизнедеятельности общества рассмотрена в теории социальной солидарности Э.Дюркгейма и в понимающей социологии М.Вебера. В дальнейшем концепции ценности разрабатывались в рамках феноменологической социологии (У.Томас, Ф.Знанецкий), бихевиоризма (Ч.Моррис), теории социального действия (К.Клакхон), структурного функционализма (Т.Парсонс). Начиная с 1960-х гг., в западной социологии стали разрабатываться первые типологии ценностных ориентации (Р.Вильямс, Н.Ресчер). К этому же периоду относятся первые попытки операционализации понятия «ценностная ориентация» с целью его применения в эмпирических исследованиях (М.Рокич). Современный этап социологического изучения ценностных ориентации в- зарубежной науке (с конца 1970-х гг. по настоящее время) характеризуется как теоретической разработкой проблемы развития и изменения ценностных ориентации в связи с социальными трансформациями, так и началом широких сравнительных эмпирических исследований в различных странах мира (поздние труды М.Рокича, работы Р.Инглегарта, С.Шварца и У.Билски). В отечественной социологии до 1990-х гг. ценностные ориентации личности зачастую рассматривались на основе теоретических схем, сформулированных в соответствии с идеологическими установками. Однако следует отметить ряд концепций, в которых широко представлены различные аспекты ценностных ориентации. Это теории диспозиционной регуляции социального поведения личности (В.А.Ядов, А.Г.Здравомыслов), целенаправленного поведения (И.Ю.Истошин, Н.Ф.Наумова), жизненных ценностей (Н.И.Лапин). В настоящее время наблюдается повышение исследовательского интереса к проблеме ценностей населения России. Это во многом определяется масштабными1 изменениями в экономической, политической, социальной сферах, которые качественно преобразуют жизнь людей, их ценностные ориентации. Специфика ценностных ориентации населения в контексте трансформирующегося российского общества рассматривается в работах В.А.Ядова, Т.И.Заславской, Н.И.Лапина, В.Э.Бойкова и др. Семья является одним из объектов, наиболее активно изучаемым отечественными авторами: так, А.И.Антонов, В.А.Борисов, В.М.Медков, А.Б.Синельников, придерживающиеся «кризисной» парадигмы, рассматривают семейные изменения как выражение деформации семейного образа жизни; трансформация института семьи с позиций «модернизационной» парадигмы представлена в трудах М.С.Мацковского, С.И.Голода, А.А.Клецина, Т.А.Гурко, А.Г.Вишневского; изменение роли семьи в жизни общества подробно проанализировано в работах А.Г.Харчева, В.Н.Архангельского, Т.П.Долговой, Л.И.Кукса, А.Б.Любимовой. В то же время ценностные ориентации семьи, на взгляд автора, изучены недостаточно. В данном контексте особо необходимо отметить исследования Н.Г.Марковской, Л.И.Савинова, М.А.Токмаковой; в которых анализируется место семьи в системе ценностных ориентации личности, соотношение семейных и внесемейных ценностей членов семьи. Зависимость ценностных ориентации семьи от возрастных, профессиональных особенностей, уровня образования супругов рассмотрена Л.Н.Москвичевой, Н.М.Калмыковой, В.В.Форсовой. Специфическим особенностям ценностных ориентации неблагополучных семей посвящены работы А.Н.Елизарова. Некоторые параметры, характеризующие противоречивость ценностных ориентации современной российской семьи, представлены в трудах И.Ф.Дементьевой, Т.Г.Поспеловой, Г.А.Заикиной, Е.В.Фотеевой. В целом, признавая значение и роль указанных исследований в разработке отдельных аспектов ценностной проблематики, стоит отметить недостаток публикаций, в которых комплексно раскрыты вопросы, касающиеся содержания и структурирования ценностных ориентации современной семьи, взаимосвязи между процессами трансформации современного российского общества, его основных институтов, в том числе и института семьи, формированием в нем семейных и внесемейных ценностных ориентации. В связи с этим в данной диссертационной работе делается попытка изучить ценностные ориентации семьи в трансформирующемся российском обществе на основе теоретических источников и эмпирических данных, полученных в результате исследования ценностных ориентации семей Приморского края. Положение становящегося, а не ставшего субъекта общественного воспроизводства и общественной жизни указывает на незавершенность процесса формирования личностных и социальных качеств молодого человека. Он еще только находится в стадии перехода от преимущественного свойства быть объектом социального воздействия (посредством воспитания, назидания, наставления) к формирующемуся отношений. Изменение социального свойства молодежи, процесс становления ее социальной зрелости, как отмечалось в первой главе, приобретает специфические особенности в различных социальных условиях, но неизменно протекает в форме транзиции - системы различных переходов в психофизическом и социальном смыслах. Следовательно, проблема становления социальной зрелости молодежи, интеграции в общественные отношения есть ни что иное, как проблема переходного периода. Идет ли речь о физическом развитии молодого организма, о перестройке сознания или о выборе молодым человеком собственной социальной ниши ювенологами неизменно подчеркивается перелом и критичность этой фазы жизни личности. Период биологической и психологической перестройки, расширение круга исполняемых ролей, усложнение идентификационной структуры, идущее через кризисы идентичности, освоение новых видов деятельности и нового социального окружения с необходимостью адаптации к ним - такова традиционная картина ранней юности. Это период, когда закладываются физические, психические и социальные основы жизнедеятельности молодого человека. И в этом смысле юношеский возраст, по образному выражению Л.С. Выготского - это возраст, обращенный вперед, имеющий значение подготовки к новой фазе, к будущей жизни. Наиболее интенсивно переходность проявляется в отрочестве, придавая ему особый смысл -переходного возраста, драматичного в своей противоречивости. Идея переходности и кризисности подросткового и юношеского бытия и сознания красной нитью проходит через все исследования психоаналитического и культурологического направлений, начиная с работ Ж.-Ж. Руссо и С. Холла. Она пронизывает психоаналитические конструкции молодости 3. Фрейда и эпигенетический принцип Э. Эриксона, отражается в исследованиях пубертата Ш. Бюлер и теории переходного возраста К. Грооса, в подходе Л. Розенмайра, присутствует в культурно-историчекой концепции Л.С. Выготского, в концепции психологии ранней юности И.С. Кона. Переходность как важнейшее свойство молодежи выделяется в качестве неотъемлемой составляющей становления социальной субъектности молодежи В.Н. Борязом, социального конструирования реальности В.А. Луковым, А.И. Ковалевой, обосновывается в концепции социального развития В.И. Чупровым, используется рядом западных социологов в определении транзиции (Д. Аштоном, Дж. Колманом, Д. Филдом, Э. Ферлонгом, К. Эванс и многими другими авторами). «Нам представляется, - пишет в этой связи В.А. Луков, - что переходность как сущность молодежи есть то онтологическое основание, которое единственно и позволяет ее выделять в различных обществах... как некоторую целостность. В этом плане молодость (свойство возраста) институционализируется, приобретая социально-статусные и ролевые конфигурации, знаковую атрибуцию, специфику деятельности и организации» (30, с. 148). Юность неизменно определяется как период бунта, бури и натиска, наполненный стрессами и конфликтами с доминантой нестабильности, энтузиазма и смятения. Прежде всего, это вызвано возрастными физиологическими изменениями. «Физическое развитие, сопровождающееся интенсивным ростом, совершенствованием мускульного аппарата, увеличением веса, способствует накоплению внутренней энергии и повышению активности подростка. Одновременно происходят важные изменения в деятельности внутренних органов... одни органы развиваются быстрее других, что... часто приводит к некоторым временным дисфункциям в организме, ухудшению самочувствия, вызывая повышенную возбудимость и раздражительность. Этот период, как правило, совпадает с активизацией интеллектуальной деятельности.... Происходит значительное функциональное развитие мозга и нервной системы, которая не всегда способна выдерживать сильные перегрузки. Отсюда частые нервные срывы, состояния депрессии» (95, с. 248). Все подростковое сознание - сплошное нагромождение противоречий, или, по Холлу, сочетание антитез, достигающих экстремального проявления и постоянно переходящих друг в друга: чрезмерная активность в упадок сил, неистовая веселость в уныние, самоуверенность в застенчивость, альтруизм в эгоизм, живая любознательность в равнодушие и сумасбродство (30, с. 25). Многие изменения в эмоционально психологическом состоянии и поведении подростка связаны с половым созреванием - пубертацией (З.Фрейд, Ш.Бюлер). Превращенные формы либидо воздействуют на "Я" как фоновое давление и придают различным действиям и мыслям человека порой неожиданные импульсы и конфигурации. Невроз и психические расстройства в период молодости, таким образом, явление вполне обычное, естественно вытекающее из природы человека, как ее понимал Фрейд, отмечают в своей обобщающей книге по теории социологии молодежи А.И. Ковалева и В.А. Луков. Столкновение психофизического и социального, по Фрейду, обостряет противоречие между сексуальными потребностями и социальным порядком, что нередко ведет к радикализму, противостоянию и борьбе, т.е. провоцирует конфликтность юности (Там же, с. 34). Для юношеской психологии больше всего характерен порыв, выраженный последовательно в моторных реакциях, аффективных состояниях, чувственных и интеллектуальных стремлениях, делает обобщающий вывод И.С. Кон. Но и здесь нет никакой устойчивости, ибо объекты стремлений также изменяются. «Сначала этот процесс носит характер смутного влечения, без ясного очертания цели. Подросток испытывает безграничность желаний, смутную неудовлетворенность всем существующим миром, который он хотел бы изменить... Но реализовать свои стремления в деятельности он еще не умеет, да и сами стремления еще не выкристаллизовались». Отсюда столь распространено «переживание действительности как препятствия, как границы собственного Я, которое сосредотачивается теперь, прежде всего в мечте» (37, с. 170). В своих мечтах молодой человек представляет себя успешным, а потому готов к любым свершениям и рискованным поступкам, которые в дальнейшем приведут его к новому качественному состоянию. Если биологический аспект пубертации, согласно Бюлер, исчерпывается половым созреванием, то его психологическая сторона раскрывается через характер и интересы индивида. «В этот период складывается личность, формируются страсти, цели, идеалы" (Цит. по: 30, с. 31). В переходный период формируется потребность и способность к рефлексии на самих себя - самосознание и самооценка, возникающие под влиянием коммуникативного взаимодействия. Это сложный и противоречивый процесс. «Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества, внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается требовательность к окружающим. Их излишнее завышение приводит к уединению, «уходу в себя, в свой внутренний мир» (95, с. 248). Внутренние переживания подростка бросают его из крайности сближения в крайность разрыва с окружающим миром. Остро стоят вопросы «Кто Я?» и «Насколько я самостоятелен?» Скрытый в этих вопросах процесс самоидентификации на этапе первичной социализации, совпадающей с юношеским возрастом, проходит, согласно Э. Эриксону, через главное противоречие между социальными требованиями и психосоциальной зрелостью молодого человека, что также делает его кризисным. Трудно реализуемое в юношеском возрасте стремление к взрослости сопровождается чередованием конфликтности и агрессивности. Период ранней юности характеризуется неустойчивым набором социальных ролей и постоянно меняющимися образцами социальной идентичности. Поэтому лабильность юношеского сознания является, по существу, синонимом его переходности, а ее главный вектор обращен в сторону идентификации с группами сверстников. 31. Российский рынок труда в условиях перехода к рыночной экономике. Процесс перехода от командной к рыночной экономике имеет общие закономерности. С одной стороны, этот процесс включает глубокие изменения в структуре социально-экономических отношениях, а также производства, с другой - осуществление незамедлительных жестких стабилизационных мер, прежде всего в нормализации потребительского рынка, системе хозяйственных связей, в денежно-кредитной и финансовой сфере и в ценообразовании.
|