Студопедия — Научные идеи и теории деятельности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Научные идеи и теории деятельности






Электронный учебник по дисциплине

Управление в социально – культурной сфере».

Раздел I. Научные основы социокультурного менеджмента

Глава I. Деятельность как социальная основа менеджмента

С тех пор как человек стал задумываться о себе самом, о своей жизни и окружающем мире, о природных явлениях и общественных трансформациях, другими словами, когда человек стал рассматриваться с точки зрения человека, его разум стал осознавать постоянное движение в мире. Размышляя над тем, что движет людьми и обществом, какова истинная причина развития и какова природа движущих сил, он стремился найти истоки непрерывных изменений, событий, искал того, кто вершит судьбами людей, кто отвечает за их жизнь, невзгоды и лишения.

Человек как разумный индивид видел, что общество находится в постоянном движении и вектор этого движения, как правило, устремлен в будущее. Общество как динамичная система состоит из огромного числа элементов и подсистем, которые, изменяясь и обновляясь, вступают между собой в связи и взаимодействия. В процессе движения общество постоянно меняется на всех уровнях своей внутренней структуры: на макро­уровне (экономика, культура, политика), на мезоуровне (общности, микроуровне (индивидуальные действия и взаимодействия).

Следовательно, человек и общество не могут рассматриваться как нечто окаменелое и постоянное, в нем ясно видны на разных уровнях сложные, часто противоречивые процессы развития и торможения.

Экономическая, социальная и культурная динамика общества, рычаги управления и преобразования в процессе длительной эволюции человечества и человеческой мысли находили свои вполне определенные объяснения, адекватные каждому периоду развития общества. На каждом витке общественного развития выявляется тот или иной субъект, непосредственно связанный с деятельностью, сущность которой заключается в том, кто действует в обществе и кто испытывает на себе результаты деятельности.

Следовательно, в своей структуре такая форма человеческой активности, как деятельность, четко дифференцируется на субъект и объект деятельности. Субъект - это тот, кто осуществляет деятельность, а объект - это тот или то, на кого или на что направлена деятельность. Субъектом деятельности может стать человек, группа людей, организация, государст­венный или общественный орган. Объектом деятельности становятся предметы и материалы, сферы, области жизни и деятельности людей, при этом деятельность субъекта может быть направлена и на другого человека

Любой вид деятельности всегда начинается с постановки цели. Цель представляет собой осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Любая деятельность состоит из действий, точнее, из цепочки действий, а значит она имеет средства и результат.

Научные идеи и теории деятельности

Развитие общества является результатом деятельности людей. Деятельность человека представляет собой процесс, в ходе которого он сознательно и творчески взаимодействует с миром и природой, тем самым возводя себя в статус деятельного субъекта. В ходе исторического процесса материально преобразующей предметной деятельности, человек сформировал в себе весь комплекс своих человеческих качеств.

В процессе своей деятельности человек относится к окружающим его предметам адекватно их природе и особенностям, делает их объектом своей активности, при этом он не просто взаимодействует с природой, а методично и настойчиво включает ее в состав своей материальной и духовной культуры.

В философии деятельность рассматривается как способ отношения к миру; психологи выделяют в деятельности функцию взаимодействия индивида с окружающим миром, дифференцируя деятельность на внешнюю (действия с реальными предметами) и внутреннюю (умственную).

Человек (субъект) выступает как активное начало, он выполняет не только практические, внешние действия, но и действия внутренние, происходящие в его психике. Психика - это не просто картина мира или система образов, рождающихся в соз­нании человека, а вполне определенная форма его жизнедеятельности, обеспечивающая решение многих задач, в процессе взаимодействия с этим миром.

Прогресс человечества определяется, таким образом, не биологическими, а социальными законами. Опыт человека закрепляется социальными способами, воплощенными в материальных и духовных продуктах культуры, путем усвоения внешнего общественного опыта, заложенного в средствах производства, в языке, в книгах, произведениях искусства и т.д.

В психологической науке деятельность анализируется в таких единицах, как действие и операции. Действие имеет ту же структуру, что и деятельность: цель, мотив, объект, на который оно направлено, определенный набор операций, реализующих действие. Действие, как и деятельность, субъективно, поскольку совершается субъектом и всегда выражается в активности кон­кретной личности.

Выбор действия в качестве единицы анализа деятельности впервые выдвинули в своих работах А.Н. Леонтьев, а затем С.Л. Рубинштейн. Еще в 1946 году С.Л. Рубинштейн в работе "Основы общей психологии" писал, что "действие как единица" деятельности - это акт, который исходит из определенных мотивов и направляется на определенную цель; учитывая условия, в которых эта цель достигается, действие выступает как решение встающей перед индивидуумом задачи.

Выполняя то или иное действие, субъект имеет определенное представление и о выполняемом действии, и об условиях, в которых это действие осуществляется, и об очередности операций действия. Выполнение действия в определенном порядке, последовательности и в соответствии с принятыми правилами представляет собой некую совокупность операций, выполнение которых выливается в процесс реализации действия.

Таким образом, субъект действия, совокупность операций и процесс действия вместе с окружающими условиями действия создают целостный структурный механизм, с помощью которого можно осуществлять управление действием.

Ученые называют этот структурный механизм ориентиро­вочной основой действия - как систему условий, на которую реально опирается человек при выполнении действия: а) особенности цели объекта действия; б) характер и порядок операций, входящих в действие; в) особенности используемых инструмен­тов и т.д. (Гальперин П.Я. Введение в психологию. М, 1976. С. 16.). В отличие от деятельности - процесса решения жизненных задач человеком, который побуждается целью, на достижение которой он нацелен, действие побуждается не самой его целью, а мотивом (целью) той деятельности в состав которого оно входит. "В каждом человеческом действии, - отмечает П.Я. Гальперин, - есть ориентировочная, исполнительная и контрольная часть".

Ориентировочная часть действия связана с использованием человеком тех объективных условий, необходимых для успешного выполнения заданного действия, которые вошли в содержание ориентировочной основы действия. Исполнительная часть - рабочая часть действия - обеспечивает заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть действия направлена на слежение за ходом действия, на сопоставление полученных результатов с заданными образцами. С ее помощью производится необходимая коррекция, как в ориентировочной, так и в исполнительной частях действия.

Разумеется, что в разных действиях человека эти части от­личаются по объему и сложности, но действие не сможет быть осуществлено без одновременной работы ориентировочной, исполнительной и контрольной частей. Таким образом, всякое действие человека, включенное в деятельность, представляет собой определенную микромодель управления, в которую входят: "управляющий орган" (ориентационная часть действия; "рабочий орган" (исполнительная часть действия); отслеживающий механизм (контрольная часть действия).

Выполнение субъектом какой-либо деятельности всегда связано с присутствием определенной цели, а она, в свою очередь, формируется на основе мотива. Пытаясь объяснить мотивы деятельности людей, характер их поступков, истоки движущих сил развития общества, ученые разных эпох давали неоднозначные ответы на вопрос о том, что же толкает людей на действия, движет обществом.

Некоторые мыслители объясняли это духовным фактором, считая, что миром правят идеи критически мыслящих личностей. Немецкий философ Гегель развивал в своих трудах мысль о том, что историю человечества вершит некий мировой разум.

Французский просветитель Ш. Монтескье считал, что климатические условия, в которых живет человек, определяют степень развития деятельностного потенциала людей. Мягкий и теплый климат, плодородные почвы, высокая урожайность, по мнению просветителя, тесно связывали людей с землей, поглощали их мысли и физические силы, устанавливали зависимость человека от природы и, тем самым, приглушали все другие помыслы и устремления, в том числе идеи о свободе, общественном развитии и т.д.

Скудные же почвы и суровый климат менее всего связывали людей с землей и земледелием, порождая дух свободы, движения и развития. Таким образом, различные климатические условия создают собственную среду формирования и развития индивидуальных черт, склонностей и особенностей человеческой натуры.

Некоторые ученые, в числе которых видное место занимает М. Вебер, объясняли исторические процессы изменений не одним, а несколькими факторами. В частности, они утверждали, что важные исторические перемены происходили в силу как экономических, так и духовных факторов.

Материалистическая позиция развития общества обоснована К. Марксом, который полагал, что мотивы деятельности людей можно объяснить с помощью главенствующей роли материальных факторов. Прежде чем думать о духовном - искусстве, философии, политике, - утверждал К. Маркс, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а, следовательно, производить материальные продукты. Изменения в этом производстве влекут за собой и изменения в других областях жизни людей, поэтому их деятельность, в конечном счете, определяется материальными и экономическими интересами.

Заметим, что интересы человека вызывают состояние тех или иных переживаний, которые побуждают его к деятельности. Переживания связаны с необходимостью удовлетворения определенных потребностей человека, которые определяются не только материальными и экономическими факторами.

Конечно, побуждения к деятельности (как мотив) обусловлены, прежде всего, удовлетворением первичных потребностей (биологических) в пище, тепле, самосохранении, продолжении рода и т.д.

Однако, поскольку потребность - это не только переживаемая и осознанная человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека, но и развития его личности, то становится очевидным присутствие возвышенной потребно­сти - развитие личности. Это - еще одна группа потребностей.

Живя в обществе, личность не может находиться в изоляции от него, она имеет потребность в общении с другими людьми, стремится самоутвердиться и самореализоваться, занять определенный статус и признание окружающих. Эта группа потребностей имеет ярко выраженную социальную направленность.

Древнегреческий философ Аристотель был убежден в том, что человек стремится познавать мир, осознавать смысл своего существования, стремится к знаниям. Знания же раскрывают человеку загадки мира и вселенной, развивают тягу к творчеству, совершенству, искусству. Данную группу потребностей можно отнести к идеальным.

Таким образом, условно потребности можно дифференцировать на три группы: биологические, социальные и идеальные. Такое разграничение относительно, поскольку все они не только взаимосвязаны между собой, но и трансформируются друг в друга. Скажем, биологические потребности становятся социаль­ными, когда, например, вырабатывается определенный ритуал, среда и сервис приема пищи, выбор напитков и блюд, все то, что отличает человека от животного.

Указанная классификация потребностей, заставляющих человека действовать, не является единственной и безупречной. Американский психолог А. Маслоу, например, предлагает иной вариант группировки человеческих потребностей, которые несколько отличаются от вышеназванных.

Физиологические: воспроизводство рода, производство пищи, жилища, одежды, физические упражнения, отдых и т.д.

Экзистенционалъные: безопасность своего существования, комфорт, условия жизнедеятельности, гарантия занятости, уверенность в завтрашнем дне и т.д.

Социальные: социальные связи, общение, привязанности, забота о других, внимание к себе, совместная деятельность и т.д.

Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, достижение успеха, высокая оценка, служебный рост.

Духовные: самоактуализация, самовыражение.

Автор этой теории считает, что первые два типа потребностей являются первичными (или врожденными), а остальные -вторичные (приобретенные). Постепенно удовлетворяя каждый тип потребностей, человек последовательно актуализирует для себя еще не удовлетворенные потребности.

Важными мотивами деятельности являются социальные установки - создание и сохранение семьи; убеждения - устойчивая приверженность к определенным ценностям, идеалам и принципам, которыми руководствуется личность в своих поступках и действиях; интересы - получение образования, создание материальных условий. И потребности, и интересы реализуются человеком осознанно, деятельность по их реализации протекает сознательно под контролем самого человека.

Психологи заметили, что в деятельности часто проявляются и бессознательные действия, которые протекают и без участия сознания, когда человек действуя, не отдает себе отчета. Этой идеи большое значение придавал австрийский психолог 3. Фрейд, а швейцарский психолог К.Г. Юнг показал, что бессознательное является основой творчества личности.

Исследуя проблему деятельности и ее взаимозависимость от мотивов, некоторые немецкие социологи разделяли действия на рациональные - поставленная и продуманная цель; ценностно-рациональные - последовательно направленная планируемая деятельность, руководимая убеждениями долга, доброты, благочестия, достоинства и т.д.; эффективные - обусловленное ду­шевными переживаниями, волнением, эмоциями; традиционные - привычное и знакомое, автоматическая реакция.

Углублению научных знаний о движущих силах общества способствуют современные теории деятельности, являющиеся методологической основой познания социальной природы дея­тельности и без овладения ими современному специалисту в области менеджмента социально-культурной деятельности трудно обойтись.

Историю современной теории деятельности можно проследить, обратившись к трудам ряда зарубежных ученых.

В своей работе "Социология и теория современных систем", опубликованной в 1967 году в Англии, Уолтер Бакли разрабатывает модель коллективного поведения людей как базу социокультурного процесса.

По его мнению, такая модель предполагает работающую систему взаимодействующих компонентов с внутренними источниками напряжения, систему, полностью вовлеченную в непосредственную деятельность с различным внешним и внутренним окружением..."он делает акцент на активную, конструктивную сторону социального функционирования, в результате чего его система "возникает", становится встроенной", "генерирует, вырабатывает идеи и переструктурирует себя".

И, несмотря на то, что во всем этом выделяется некоторое жесткое качество его системы, определенный автоматизм деятельности, его структурно-функциональная модель саморегулирующейся системы явилась значительным прорывом в теоретических взглядах теории деятельности.

Американский социолог Амитай Этциони выдвинул интересную теорию, созвучную сегодняшним взглядам на деятель­ность (Активное общество. 1968. Нью Йорк). Его теория развивает идеи "активного общества", "общества самонаправленности";, где основными категориями являются "мобилизация", "социальная активизация".

"Теория социальной направленности, - подчеркивает автор, - отличается от других теорий современной социальной науки тем, что рассматривает мобилизационные силы коллектива и общества в качестве основного источника их собственных преобразований и трансформаций, их отношений с другими соци­альными единицами.

Когда социальная единица мобилизуется, она имеет тенденцию изменять свою собственную структуру и границы, а также структуру той более высокой единицы, членом которой она является". А. Этциони рассматривает человеческое общество как "микроскопическое и непрерывное социальное движение", в котором происходит "интенсивное и постоянное самопреобразование", концентрация этого процесса происходит в коллективах, группах и социальных организациях.

Автор теории социальной направленности задается вопросом: "как данный деятель направляет процесс и изменяет структуру или границы социального целого?"

В теории социальной направленности, кроме того, ставится вопрос о том, "как моделировалась данная структура, как она поддерживалась, как она может быть изменена, где расположены источники движущих сил, кто концентрирует знания и кто способен к исполнению". Следует отметить, что Этциони удалось избежать жесткости и автоматизма его системы и выявить

истинных субъектов деятельности в различных типах коллекти­вов.

Теория "самопроизводящегося общества"; французского социолога Алана Турена и идеи его сторонников Мишеля Крозве и Эрхарда Фридберга направлены и против теории развития, и против структурализма, которые, как отмечает Алан Турен в одной из своих работ (Социальные движения. 1977 год), "подчиняют чувство коллективного действия неизбежным законам и требованиям исторической реальности".

Таким образом, они выводят субъект из социально-исторического процесса, рассматривая его как простую инертную частицу системы. Общество и история создаются благодаря коллективным действиям, главным носителем которых, считает А. Турен, являются социальные движения.

"Социальное движение - решающий агент истории, поскольку историческая реальность формируется посредством конфликтов, а также требований, выдвигаемых социальными движениями и придающих специфическую социальную форму культурным ориентациям", -делает вывод А. Турен.

Изданная в Лондоне в 1979 году работа Энтони Гиденса "Центральные проблемы в социальной теории" посвящена "тео рии структурации". Будучи убежденным в том, что социальная реальность по своей природе постоянно меняется, а ее субъект деятельности находится в непрерывных действиях и взаимодействиях с людьми, он предложил преобразовать статистическое понятие "структура" (строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами) в динамическую категорию "структурация", означающую описание коллективного поведения людей. "Наша жизнь происходит в трансформации", а ее основное содержание есть не что иное, как производство и воспроизводство общества.

Следовательно, "изучать структурирование социальной системы означает - изучать те пути, которыми эта система (совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство) в рамках применения общих правил и ресурсов, и в контексте непреднамеренных результатов производится и воспроизводится во взаимодействии", - полагает Э. Гиденс и добавляет -"структурные свойства систем являются одновременно и средством, и результатом практики, в процессе которой формируются данные системы".

Как и вышеизложенные теории, исключая французов, идея структурации Э. Гиденса признает, что конечным движением общества являются люди - деятели ("агенты"), множество индивидов в их повседневном поведении, "человеческая история создается целенаправленной деятельностью, но не является преднамеренным проектом, она постоянно срывает попытки сознательно вести ее в определенном направлении".

Другими словами, если даже историю рассматривать как непрерывный продукт деятельности, как созданную из "событий, двигателем которой является индивид", то это совсем не означает, что продукт совпадает с намерениями.

Более того, Э. Гиденс считает, что характерной чертой людей-агентов является их материальная(телесная, биологическая) конструкция и, следовательно, она подчинена времени и пространству, "телесность человека накладывает строгие ограничения на его способность к передвижению и восприятию".

Таким образом, теоретические идеи Э. Гиденса о субъекте деятельности позволили окончательно понять, что деятельность является воплощением индивидуальных качеств личности человека, человеческое общество формируется не под влиянием систем, движений, а повседневным поведением обычных людей, часто далеких от каких-либо реформистских намерений.

Разделение трудовых функций между несколькими людьми приводит к появлению действия, а побуждение индивида к действию достигается в результате выполнения каждым участником коллективного труда своего действия. Естественно, что каждое отдельное действие, само по себе, жизненного смысла не имеет и цели не достигает. Следовательно, общественные условия деятельности играют решающую роль в обеспечении мотивированного отношения индивида к коллективным целям.

Однако на этом анализ проблем, связан-ных с деятельностью не заканчивается. Неко-торые исследователи выдвигают теории, в ко торых человеческая деятельность, несмотря на разнообразные проявления и при всей своей оригинальности все же организуется и управляется. И происходит это в основном за счет действия социально определенных правил, или даже систем правил.

Данную теорию выдвинул шведский социолог Торгни Сегерштедт, представитель "школы Уппасалы" (Уппасале - город в Швеции). Он считает, что "каждый вид взаимодействия и кооперации должен предполагать некоторые общие нормы. Лишь имея общие нормы и общезначимые символы, мы можем предсказывать" (Природа социальной реальности. Стокгольм. 1966.).

Эти идеи развивает Том Берне и Елена Флэм в работе "Формирование социальной организации", опубликованной в 1987 году. Они подчеркивают сложную структуру социальных правил и подразделяют их на три типа "модулей":

1.Системы правил включают в себя правила, "зависящие от контекста и обладающие временной спецификой, - правила, применяемые для структурирования и регулирования социальных взаимодействий, выполнения определенной деятельности, специфических заданий, или взаимодействие в социально обусловленных формах".

2.Режимы правил поддерживаются социальными санкциями, органами власти и контроля и, следовательно, приобретают объективный, внешний характер в человеческом восприятии. Они близки к тому, что обычно называется инструкциями.

3.На индивидуальном уровне системы обращаются в "грамматику социальных действий", используемую для струк­турирования и регулирования взаимодействий друг с другом в определенных ситуациях или сферах деятельности.

Таким образом, все три типа "модулей": система правил, режим правил и грамматика рассматриваются как продукт человеческой деятельности, а не как данность. Люди изменяют правила, формируют новые тремя способами: создавая, интерпретируя (встраивая в систему) и применяя их.

Эти процессы не проходят гладко, они являются причиной социальных конфликтов и борьбы, выступают своеобразной "политикой" формирования правил. Авторы этой теории справедливо считают, что, возникая в человеческих действиях, правила систем, в свою очередь, влияют на них.

Такая двойственность предопределяет, что, с одной стороны, социальные правила систем организуют и регулируют такие социальные взаимодействия, как обмен, экономические, технологические связи, определяют, кто допускается к участию, какие взаимодействия считаются законными, где и как они могут и должны выполняться и т.д.

С другой стороны, процессы взаимодействия служат основой для последующего формирования и изменения систем правил, а также для их интерпретации и применения.

Круг зарубежных ученых, внесших свой вклад в развитие теории деятельности, замыкает Маргарет Арчер. В своих работах " Культура и деятельность" (1988г.) и "Морфогенез социальной организации" (1989г.) она выдвигает тезис, который встраивает в процесс деятельности и культуру.

Положение о том, что "деятельность не только способствует структурным и культурным изменениям, но и сама изменяется в ходе этого процесса", позволяет выделить гуманитарные черты деятельности - способность к размышлению и анализу, стремление к новациям, возможность реализации человеческих способностей к творчеству, познанию и т.д. Указанные черты в различных сочетаниях проявляются как у "первичных агентов" (личностей), так и у "корпоративных агентов" (групп).

Представленные научные идеи и теории деятельности мыслителей, разумеется, далеко не исчерпывают всего объема научных и теоретических воззрений по данной проблеме. Она достаточно подробно и глубоко исследована в работах современных социологов, политологов, философов и психологов.

Вопросы для самопроверки

1. Мотивация деятельности во взглядах Аристотеля, Гегеля, Ш. Монтескье, К. Маркса.

2. Классификация человеческих потребностей, мотивирующих деятельность.

3. Зарубежные психологи о социальных мотивах деятельности.

4. Деятельность как воплощение индивидуальных качеств личности.

5.Общество как саморазвивающаяся система.

6. Правила социальной организации.

 







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 756. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия