Практика благотворительности
Перечисленные рекомендации рассчитаны не только на начинающих. Они могут оказаться полезными и для опытных менеджеров социально-культурной сферы, но еще не вполне освоивших технологию добывания средств. Характерным примером щедрой благотворительной деятельности может служить культурная политика Внешэкономбанка (ВЭБ), с которой поучительно познакомиться будущим менеджерам социально-культурной деятельности. В этом крупнейшем банке на цели благотворительности и спонсорства ежегодно предусматриваются существенные ассигнования. Разделение благотворительности, как безвозмездного благородного деяния, и спонсорства, как продуманной, просчитанной деятельности, весьма условно. И то, и другое, - инструменты работы, призванной способствовать формированию положительного образа компании. Как пишет начальник отдела общественных связей и рекламы Внешэкономбанка Е.А. Мамсурова в статье "Культурная политика Внешэкономбанка" (журнал "Арт-менеджер". № 1. 2002 г.), уже три года в этом учреждении работает комиссия по благотворительности, созданная решением Совета Директоров. Прежде всего, была разработана корпоративная программа банка в области благотворительности и спонсорства, в рамках которой были определены приоритеты нашей деятельности в этом направлении. Одним из приоритетов стала поддержка значимых проектов в области культуры и искусства. В 2000 году Внешэкономбанк подписал соглашение о сотрудничестве с Министерством культуры по реализации проектов в области искусства. К сожалению, в государственной казне часто не хватает денег на их финансирование в полном объеме, и приходится привлекать средства меценатов. Внешэкономбанк всегда старается найти возможность поддержать приоритетные проекты особой социальной значимости. К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина Банк принял решение о финансировании издания эксклюзивной серии книг, автором и составителем которой стал известный писатель и литературовед Андрей Битов. В первую книгу "1836. Предположение жить", изданную непосредственно к юбилею А.С. Пушкина, вошло факсимильное воспроизведение уникального издания "Капитанской дочки", сохранившегося в единственном экземпляре в Научной библиотеке Санкт-Петербургского университета, а также серия очерков и эссе лучших российских пушкиноведов. Совместно с Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ) Внешэкономбанк осуществил ряд культурных проектов. Банк является членом Общества друзей этого музея. В частности, в апреле 1999 года Внешэкономбанк финансировал подготовку и проведение в залах музея выставки "Русский придворный костюм", где были представлены экспонаты разных эпох от Петра I до Николая II. Экспозиция пользовалась большим успехом и заслуженным вниманием у широкого круга российской и западной общественности. В декабре того же года ВЭБ приобрел и передал в дар музею коллекцию из 55 работ художника В.В. Стерлигова последнего представителя русского классического авангарда, ученика Казимира Малевича. Сегодня картины мастера обрели дом в отделе графики музея и стали достоянием поклонников авангардного искусства. Как известно 1999 год был юбилейным для ГМИИ им. А.С. Пушкина. К празднованию этой даты были приурочены: выставка "Музеи мира - партнеры ГМИИ", выставка произведений Рене Магритта, выставка, посвященная столетию "Мира искусства, и другие. Внешэкономбанк оказал финансовую поддержку в организации этих выставок. В 2001 году Внешэкономбанк совместно с тремя российскими музеями - Музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитажем и музеем-усадьбой "Архангельское" -принял участие в реализации нового интересного проекта - выставки "Ученая прихоть". На ней было представлено крупнейшее собрание западноевропейской живописи и декоративно-прикладного искусства из коллекции мецената, дипломата и государственного деятеля России ХУШ-Х1Х веков князя Н.Б. Юсупова. Не подлежит сомнению, что российская культура является частью мирового художественного наследия. И неудивительно, что в Индии бережно хранят память о семье Рерихов. В 1999 году Внешэкономбанк перечислил деньги Дому-музею Рерихов в Наггаре и Институту гималайских исследований "Урусвати". Средства были направлены на приобретение сочинений Николая Рериха и книг о нем для последующей передачи в дар Дому-музею в Кулу, А в следующем году Банк принял участие в финансировании восстановления и ремонта этого музея, который на сегодняшний день находится в бедственном состоянии, В течение нескольких лет ВЭБ является театральным меценатом. Банк стал членом Клуба друзей Мариинского театра, входит в Попечительский совет Большого театра и оказывает серьезную финансовую помощь этим двум ведущим театрам мира. В начале 2001 года Банк профинансировал гала-концерт в ГАБТ с участием звезд оперы и балета, хора и оркестра Мари-инского театра под управлением В. Гергиева. В июне того же года ВЭБ принял участие в финансировании ответного концерта Большого театра в Мариинке. Кроме того, Большому театру были выделены средства на финансирование новых постановок, а Мариинскому театру - на организацию и проведение просветительской программы для студенчества Санкт-Петербурга. Банк связывают не только теплые и дружеские отношения с московским театром "Мастерская Петра Фоменко", но и дела: банк принял участие в финансировании работ по реконструкции здания, и 24 сентября 1999 года состоялась торжественная церемония открытия здания театра на Кутузовском проспекте. Банк регулярно выделяет деньги на новые театральные постановки этого талантливого режиссера и его учеников. Банк участвует не только в громких "раскрученных" проектах. Например, выделены деньги на реконструкцию школы-студии Немировича-Данченко. Руководители банка понимают, что провинциальным театрам приходится еще труднее, чем столичным. Поэтому они откликнулись на просьбу Новгородского академического театра драмы им. Ф.М. Достоевского о помощи в ремонте фойе и изготовлении нового занавеса. В мае 2000 года ВЭБ оказал спонсорскую помощь в проведении в Большом зале Московской консерватории концерта "Восемь сезонов" камерного оркестра "Кремерата Балтика", солистом и художественным руководителем которого является Гидон Кремер. Маэстро редко бывает в Москве, и концерт стал заметным событием в музыкальной жизни столицы. Выставка "Христианские реликвии в Московском Кремле" летом 2000 года была включена в специальную Президентскую программу и проходила в рамках празднования двухтысячелетия христианства. Одновременно с выставкой прошла презентация альбома-каталога с аналогичным названием, издание которого было бы невозможным без финансовой поддержки Внешэкономбанка. В книге представлены христианские реликвии, в разное время попавшие в Кремль из Константинополя и греческого Востока, которые долгие годы не были доступны широкой общественности. Значение реликвий трудно переоценить: они играли важнейшую роль в консолидации общества, являлись символами государственно – политических концепций России. Вопросы для самопроверки 1. Какими мотивами объясняются поступки меценатов России? 2.Что тормозит развитие благотворительности в совре 3. С чего начинается фандрайзинг? 4 Из каких источников можно получить потенциальных донорах? 5. Что нужно знать о донорах? 6. Раскройте содержание письма – обращения к донору. 7. Как установить контакт с донором по телефону? 8.Каковы методы формирования психологической устойчивости фандрайзера? 9. в чём могут заключаться причины отказа донора в помощи? 10.Какие документы необходимо подготовить для встречи с донором?
Основу менеджмента составляет организация, которую следует понимать как структурную единицу, субъект деятельности Именно организация выступает главной причиной, основным фактором, определяющим существование менеджмента. Организации социокультурной сферы наделены уникальной способностью формирования материальной и духовной среды обитания человека.
Основной смысл существования учреждений культуры связан: с сохранением и трансляцией культурно-исторического наследия (музейные комплексы, музеи, библиотеки, архивы, народные традиции и обряды, быт и т.д.); с созданием условий для культурного досуга и развлечений (клубы, дома культуры, парки, молодежные развлекательные и игровые центры, любительские объединения, художественные самодеятельные коллективы, концертные организации и др.); с художественным образованием, искусством, театральной деятельностью (детские школы искусств, колледжи и вузы культуры и искусств, консерватории, театральные вузы, театры) и другими направлениями культурной деятельности, которая обеспечивается финансированием, управлением, информацией, правовыми актами, кадрами и материальной базой. Применительно к сфере культуры менеджмент следует рассматривать как способ деятельности и как особую область знаний организации управления человеческими отношениями в процессе производства, распространения и потребления культурных продуктов. Менеджмент как искусство и способ управления деятельностью организации существует для производства определенных продуктов - либо в виде произведения искусства - нотной партитуры музыкального произведения, живописного полотна, скульптуры и т.д., либо в виде культурной, концертной, игровой, праздничной программы, спектакля, выставки, фестиваля и т.д. Первая названная группа продуктов культуры имеет реальную потребительскую стоимость, долговременный, возможно и бесконечный характер жизни. Вторая группа продуктов имеет временный, краткосрочный цикл жизни, они быстро, иногда после одноразового использования прекращают свое существование, но трансформируясь в новые формы, изменяя содержание, потребительскую стоимость. В этом продукте культурно-творческий, интеллектуальный потенциал воссоздается, осуществляется и "умирает" в материале в процессе реализации, и необходим новый искусственно проектируемый и целевым образом задаваемый импульс для развертывания нового цикла. Поскольку каждый новый цикл возникает в особой социокультурной ситуации и замысливается как способ решения задачи по удовлетворению определенных потребностей за счет создающихся для этого средств, то эти циклы не повторяют друг друга, а только могут быть представлены как подобные по функциям, механизмам, формам и методам. Кроме этого, в социокультурной деятельности производится некий продукт, выступающий в виде непосредственного живого творческого труда, и представляет собой продукт-услугу (патронажная деятельность, библиотечное обслуживание, шефская работа, посредническая деятельность, реклама, имидж, создание организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни, деятельность по привлечению и аккумулированию финансовых средств (фандрайзинг). Создание такого продукта всегда соотносится с ситуацией, сложившейся на данный момент в учреждении культуры. Но ситуативность в данном случае не является только начальным порождением движения, как это обычно понимается, а становится его постоянной характеристикой, непрерывным потоком повторяющихся в новых ситуациях импульсов движения. Живой непосредственный творческий труд, воплощенный в продукте-услуге, относится к особому виду деятельности, которую можно охарактеризовать как Культуротехника, когда менеджер работает не в культуре, а с культурой в определенной ситуационной перспективе. Культуротехника менеджера не предполагает отношение к творчеству (в высоком смысле творения произведений культуры) как обязательному условию, и творение заменяется развитием-умножением возможностей и расширением функций-кодов культуры. В общепринятом смысле это называют трансляцией культуры. При этом уже сама приверженность к формальной культуротехнической работе воссоздает творчество и духовность. Работа с культурой возможна и осмыслена в контексте педагогики, в которой выделяются, прежде всего, моменты воспитания и передачи технологии работы человека с самим собой и структурными компонентами культуры (проектирование, программирование, реконструкция и т.д.), а посредством воспитания можно добиться должного саморазвития культуротехнической деятельности, сохранения, поиска, определяющего его движение. Развитие и становление культуротехники определяется ее соорганизацией, как с областью педагогики, так и с областью методологически оснащенного социокультурного проектирования как места концентрации и осознания проблем, а затем их рефлексии.
|