Восточные славяне
Вопрос о прародине славян и их этногенезе остаётся дискуссионным в исторической науке. Отделение племён балто-славянской языковой группы от индоевропейской миграционной волны и заселение ими Центральной и Восточной Европы происходило, по предположению ряда исследователей, в течение 2 тысячелетия до н.э. Данные исторической лингвистики и топонимики свидетельствуют о том, что балто-славянская общность сохранялась чрезвычайно долго, и лишь к V в. до н.э. она разделилась на собственно славян и балтов. В VI-VIII вв. славяне, занимавшие территорию от верховья Одера до среднего течения Днепра, расселяются по трём основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север – на Восточноевропейскую равнину. В результате произошло и разделение славян на три ветви – южную,западную и восточную. Продвижение и расселение земледельческих восточно-славянских племён по всему лесному пространству Восточноевропейской равнины было не завоеванием, а медленной инфильтрацией и освоением территорий, часть которой была заселена (с очень малой плотностью) балтами и угро-финами. Преимущественно мирное сотрудничество с коренным населением приводило к постепенному ославяниванию значительной его части. В VII-VIII вв. у славян идёт интенсивный процесс разложения родоплеменного строя. В результате дробления и смешивания племён складывались новые общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Возникают более крупные объединения – племенные союзы во главе с князьями – вождями. Это означало переход к военной демократии и непосредственно предшествовало возникновению государства. На территории, вскоре вошедшей в состав Киевской Руси, известно о 12 племенных союзах – полян, древлян, волынян, тиверцев, уличей, радимичей, вятичей, дреговичей, кривичей, словен и др. Эти названия большей частью связаны не с единством происхождения, а с районом расселения, что свидетельствовало о преобладании территориальных связей над родовыми. Соседями восточных славян в IX в. были на северо-западе – балтийские племена, на западе – западные славяне (ляхи, словаки, чехи), на северо-востоке – финно-угорские племена (мордва, весь, карела, чудь, мурома, марийцы и др.), на юго-востоке – кочевники авары, печенеги, Волжско-Камская Булгария, Хазарский баганат (охвативший Северный Кавказ, Нижнее Поволжье, Северное Причерноморье). За южными степями, в Северном Причерноморье, Крыму, Приазовье располагались греческие колонии. Территория и природные условия. По территориальному расположению восточные славяне оказались между Европой и Азией, преимущественно на Восточноевропейской равнине. Здесь формировался особый тип цивилизации - евразийский. Он складывался в результате сочетания собственного уклада, культуры и традиций с влиянием Запада и Востока. Через природные урало-каспийские ворота на южную Русь из глубин Центральной Азии приходили, сменяя друг друга, бесчисленные, устремлявшиеся на Запад кочевые орды, часть которых оседала в южно-русских степях. Азиатские орды аваров, угров, болгар, хазар, печенегов, торков, половцев и, наконец, татар подвергали русские земли опустошительным нашествиям и вынуждали русский народ истощать свои силы в тяжёлой борьбе. Но отношения с кочевниками не сводились только к взаимной вражде и войнам, они сопровождались торговыми, политическими, родственными связями и превращались в сложное взаимовлияние двух типов цивилизации – формировавшейся древнерусской и устойчивой, своеобразной кочевнической. Взаимоотношения восточных славян с кочевниками являлись важным фактором генезиса древнерусской государственности. Природно-климатические условия осваиваемой территории по сравнению с Западной Европой были гораздо более суровыми и контрастными: континентальный климат, продолжительная зима, существование различных хозяйственных зон (северной лесной, южной степной), в целом меньшая плодородность земель. Главными природными факторами являлись равнинный характер территории (способствовавший процессу колонизации всё более отдалённых районов), реки, леса, степь. Хозяйственная жизнь. Основу экономической жизни восточных славян составляло земледелие, хлебопашество с подсечно-огневой на лесном севере и переложной в более плодородных южных степях системой земледелия. Подчинённую роль в хозяйстве играли скотоводство (разведение крупного рогатого скота, свиней, лошадей), охота, рыболовство, лесные промыслы, бортничество. Большую роль играла военная добыча племенных вождей – князей и их дружин в результате походов (чаще всего в Византию). Выделение дружины (своего рода профессиональных воинов) и советников князя – существенный этап в создании классового общества и в превращении власти князя из родоплеменной в государственную. Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья. Низшим звеном социальной организации, объединявшим хозяйства нескольких семей, служила соседская (территориальная) община – вервь. Община объединяла жителей одного или нескольких близлежащих сёл, владела общинной землёй (сенокосами, лесными угодьями, водоёмами) а принадлежавшие ей пашенные земли делились между семьями. Таким образом общинное владение сочеталось с личной собственностью и индивидуальным пользованием и ведением хозяйства. К IX в. завершился переход от кровнородственной общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье. В общине существовала трудовая взаимопомощь, круговая порука и коллективная ответственность перед государством и феодалом, а имущественная и социальная дифференциация протекала медленно, несмотря на повышение производительности труда и общего уровня жизни. Общины располагались на государственных землях, землях князей и феодалов, постепенно попадая в зависимость от них. Город. Крестьянские хозяйства, как и хозяйства феодалов, были преимущественно натуральными (т.е. удовлетворяли свои потребности за счёт внутренних ресурсов). С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары, зарождаются города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты княжеской власти и обороны от внешних врагов. Города обыкновенно строились на берегах рек, на торговых путях. В центральной части города (Кремль, детинец), защищённой валом, крепостной стеной и рвом, находились дворцы князей, дворы феодалов, храмы. За крепостной стеной располагался торг, ремесленная часть города называлась посадом (со слободами). В IX в. на Руси было уже не менее 24 относительно крупных городов, среди них Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск, Ладога, Суздаль, Муром, Полоцк, Ростов, Белозеро. Язычество. Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. В языческий пантеон входили Род и Рожаницы (божества плодородия), Ярило (бог солнца), Перун (грома и молнии, войны и оружия), Велес (“скотий”), Сварог (огня), Мокошь, Даждьбог, Хорос и др. В роли первосвященников выступали князья, но были и особые служители культа – волхвы и кудесники. У восточных славян сохранялся родовой быт (постепенно разлагавшийся), власть старейших, обычай кровной мести, многоженства. В отличие от “варварских” государств Западной Европы, которые в своём становлении унаследовали многие государственно-правовые традиции античности, Восточная Европа оказалась вне их влияния, и ей предстояло пройти самостоятельный путь государственности. Этим можно объяснить сравнительно медленные темпы вызревания государственных институтов, их архаичность и своеобразие.
|