Церковь, внешняя политика, удельный период.
Христианство. Важным рубежом в начальной истории Древнерусского государства стало принятие христианства от Византии, т.е. в его восточной, греко-православной форме. Официальной, государственной религией христианство стало с 988 г., со времени крещения великого князя Владимира и его дружины, а потом и киевлян (т.е. несколькими веками позже Западной Европы). Христианизация (вытеснение язычества и переход к новой вере) заняла 100-200 лет, осуществлялась в различных социальных слоях и районах с разной длительностью и глубиной, утверждалось часто насильственно, жестокими методами (особенно в социальных низах, на периферии, среди нерусских народов). Тем не менее, новая религия и церковь, стали оказывать огромное воздействие на государство, общество, повседневный уклад жизни. В отличие от язычества, соответствовавшего родоплеменному состоянию общества, христианство гораздо более отвечало потребностям нарождавшейся государственности. Оно оказывало влияние на великокняжескую власть, социальные отношения, право, мораль, культуру, духовный строй древнерусского общества, на международное положение Киевской Руси. Христианство укрепило власть великого князя божественным авторитетом, упрочило территориальное, духовное и этническое единство молодой страны, ввело Русь в христианскую цивилизацию, подняло её международный авторитет. В народном сознании и обрядовости христианство переплеталось и ассимилировалось с язычеством. Церковь. Вместе с христианством пришла и церковная организация. Она развивалась под покровительством великого князя, получала десятую часть государственных налогов (“десятину”), крупные земельные пожалования от князей. Русская православная церковь подчинялась константинопольскому патриарху, так как являлась одной из митрополий константинопольской церкви (до XV в.) и возглавлялась митрополитом (назначавшимся тогда, как правило, константинопольским патриархом), делилась на епархии (Новгородская, Ростовская, Черниговская, Переяславская, Полоцкая и др.) во главе с епископами. Помимо своей религиозно-нравственной и духовно-культурной роли, церковь осуществляла многие функции власти и управления в феодальном государстве: судебную (суд на церковными людьми, над всем населением по семейно-брачным делам), фискальную (судебные сборы), метрологическую (контроль за применением мер веса и длины), врачевания (при храмах и монастырях), образовательную, опеки (над сиротами, немощными, изгоями), часть внешнеполитических функций (отношения с византийской и другими церквами). Церковные иерархи вместе с князьями участвовали в обсуждении всех важных вопросов государственной жизни, выступали в роли советников и моральных судей. В то же время, в соответствии с византийской традицией (и в отличие от католической церкви в Европе), Русская православная церковь пользуясь значительной внутренней автономией, не претендовала на исключительную роль в государстве, не противопоставляла себя светской власти. Принятие христианства в его византийском, православном варианте впоследствии (в XV-XVI вв.) привело к политическому и культурному отчуждению Руси, России от латинской Европы, изоляционизму и утверждению иной модели исторического развития. Древнерусское право. Христианство и церковь, церковное право оказали большое влияние на формирование древнерусского права. Преобладающая часть социальных отношений длительное время регулировалась обычным, неписанным правом, а также договорами. Наиболее ранним письменным памятником древнерусского права является Русская правда. До неё важнейшим признаком силы документа был узаконенный прецедент и ссылка на древность. Русская правда – документ середины XI-XII вв., включавший ряд законодательных источников. Появление Русской правды (первая её часть - “Древнейшая правда”, ”Правда Ярослава”) связывают с Ярославом Мудрым. Она содержала 43 статьи и в основном касалась споров между свободными людьми, прежде всего в княжеской дружине. “Правда Ярослава” ограничивает право кровной мести (пережитка первобытно-общинного строя) кругом только ближайших родственников. “Правда Ярославичей” (вторая часть “Русской правды”, появилась в конце 60-начале 70-х гг. XI в., после народных восстаний в Киеве, Новгороде, Ростово-Суздальской земле: 121 статья) защищает имущество феодалов и его вотчину. “Русская правда” в основном регулирует имущественные отношения между свободными людьми, устанавливает наказание за различные преступления против собственности (которая ценилась выше) и личности в зависимости от социального статуса пострадавшего и преступника (истца и ответчика), размер штрафа (виры). Наиболее тяжёлым было наказание за посягательство на собственность и жизнь феодала. За убийство старшего дружинника назначался штраф в 80 гривен, свободного мужа – 40, сельского старосты и ремесленника – 12, смерда и раба – 5. “Правда Ярославичей” отменила кровную месть. Внешняя политика Древнерусского государства осуществлялась в нескольких направлениях – оборона от внешних врагов (преимущественно от кочевников), расширение территории, внешняя торговля, связи, союзы и договоры с соседями и другими государствами. Древнерусское государство вело вооружённую борьбу с варяжскими дружинами, Хазарией, Византией. Киевские князья старались закрепиться на черноморских рынках, в Причерноморье, Крыму. Византия стремилась подчинить себе Русь, используя церковную власть и кочевников. Торговые отношения с Византией нарушались военными столкновениями. Договоры с Византией (911, 945, 971 гг) определяли условия пребывания русских послов и купцов (как и греческих), политические, военные и торговые обязательства. До середины XI в. наибольшую внешнюю опасность для Руси представляли (с X в.) печенеги (ушли за Дунай), а с этого времени и в течение всего XII в. половцы (кипчаки, тюркские племена из Западного Казахстана, создавшие ханства в Приднепровье и Приднестровье, Приазовье, на Кубани). Борьба с ними с переменным успехом велась весь XII в. Но отношения Руси с половцами не сводились к вооруженной борьбе, они сопровождались и тесными хозяйственными, а в некоторых случаях политическими и родственными связями. Русь поддерживала торговые, политические и культурные отношения не только с Византией, но и с другими государствами Европы – Чехией, Польшей, Венгрией, Болгарией, Германией, Норвегией, Швецией, не раз вступала в взаимодействие с Францией и Англией. О тесных международных связях Руси говорили и многочисленные династические браки между представителями Киевского княжеского дома и правящих династий других европейских стран. Они заключались в определённых политических целях и служили укреплению выгодных Руси международных и междинастических связей. Купцы прибывали на Русь из разных стран Европы и Востока, русские купцы имели свои дворы и бывали во многих крупнейших торговых центрах. Удельный период. Первые признаки распада Древнерусского государства проявились в середине XI в. (после смерти выдающегося государственного деятеля Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.)) в создании полусамостоятельных княжеств и земель, а в середине XII в. (после смерти великого князя Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), пытавшегося преодолеть княжеские междуусобицы) они выразились в борьбе Мономаховичей и Святославичей. С этого времени Русь окончательно вступает в новый период – раздробления прежде относительно единого государства на 15 самостоятельных княжеств и превращения его в своеобразную федерацию княжеств со слабеющей и скорее номинальной властью великого князя киевского. Цель междуусобиц князей в удельный период была не в захвате великокняжеского киевского стола, а в укреплении своих княжеств, расширении их за счёт соседей. Процесс феодального раздробления, децентрализации, ослабления Киева и обособления от него русских княжеств носил объективный характер, обусловленный закономерной эволюцией феодального строя (происходившей и в Западной Европе). Он был следствием комплекса причин: экономическое, политическое и культурное развитие земель, рост городов (ещё слабо связанных экономически, взаимной торговлей), делавшее их более независимыми; укрепление на местах феодального землевладения, не только княжеского, но и частного; рост экономической мощи и политических притязаний местной феодальной аристократии во главе с князьями; нарушение прежнего порядка передачи великокняжеской власти, замена принципа родового старшинства (сложного для точного соблюдения) более простым наследованием стола во всех княжествах от отца к сыну. Новый принцип закрепил Любечский съезд князей в 1097 г. для прекращения усобиц. Удельный период был временем не всеобщего упадка и деградации, а распада прежней государственной формы (также не прочной и достаточно аморфной) и вступления, в результате развития, в новый исторический период. Русские земли и княжества в XII-начале XIII вв. Количество княжеств постоянно менялось и росло, так как каждое из них в ходе семейных разделов распадалось на новые. К началу XIII в. их число достигло 50. Главными из княжеств и земель были Киевское, Переяславское, Турово-Пинское, Полоцкое, Галицкое и Волынское (впоследствии объединившиеся), Ростово-Суздальское (впоследствии Владимиро-Суздальское). Особняком стояла Новгородская земля с её республиканско-вечевым строем. В XIII в. из неё выделилась Псковская земля, также республиканская. Из большого числа княжеств, на которые распалось Древнерусское государство, наиболее крупными былиВладимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородская земля. Развиваясь как феодальные государства, эти образования представляли по сути своей разные виды государственности, возникшие на обломках Киевской Руси. Для Владимиро-Суздальского княжества стала характерной сильная княжеская власть, генетически связанная с утвердившимся позднее на северо-востоке самодержавием. Для Галицко-Волынского княжества было свойственно противостояние традиционно сильного боярства и княжеской власти. С наступлением феодальной раздробленности не было утрачено сознание единства Русской земли. Удельные княжества продолжали жить по законам Пространной Правды, с единым митрополитом, в рамках своеобразной федерации. Позднее этот фактор станет играть важную роль в процессе собирания земель вокруг нескольких княжеств-центров, претендовавших на киевское наследие. Ростово-Суздальская земля (или Северо-Восточная Русь), расположенная на северо-востоке от Приднепровья, была далёкой окраиной Древнерусского государства. Здесь первоначально жили угро-финские (мордва, меря, мурома) и балтийские (в западной части) племена. На рубеже IX-X вв. с северо-запада сюда начинают проникать ильменские словене, с запада – кривичи, на рубеже X-XI вв. - вятичи. От остальной части Древнерусского государства эту землю отделяли густые и труднопроходимые леса (край поэтому часто назывался Залесским). В XI-XII вв. широким потоком идёт колонизационное движение из Юго-Западной Руси и Новгородской земли в эти края. Земля здесь не столь плодородная, чем приднепровский чернозём, но давала достаточно устойчивые урожаи. Здесь располагались торговые пути, возникали новые города – Владимир-на-Клязьме, Суздаль, Муром, Переяславль-Залесский, Дмитров, Звенигород, Кострома, Нижний Новгород. Первым князем здесь был Юрий Долгорукий (1125-1157 гг.), захвативший киевский стол и влиявший на Новгород, превративший Суздаль в столицу княжества, основавший Москву. С именами сыновей Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского (1157-1174 гг.) и Всеволода Большое Гнездо (1176-1212 гг.) связаны политический и экономический подъём Северо-Восточной Руси, перенос столицы из Суздаля во Владимир, присвоение титула великого князя киевского при одновременном повышении роли Владимиро-Суздальского княжества в общерусской политике, превращение его в великое княжество. После смерти Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество оказалось, в силу сохранявшихся центробежных тенденций, разделённым на 7 княжеств, а владимирский великий князь стал лишь первым среди равных князей других княжеств. Тем не менее княжеская власть в Северо-Восточной Руси с самого начала была значительно сильнее, чем в Приднепровье и поэтому в будущем могла эволюционировать в сторону самодержавной монархии. На смену дружинной организации здесь пришёл двор со штатом военных слуг, положивших начало к образованию дворянства. Галицко-Волынская земля (Червонная Русь) находилась на крайнем юго-западе Древней Руси. Благодаря исключительно плодородной чернозёмной почве здесь раньше возникло и достигло расцвета феодальное землевладение, развиты были различные промыслы и ремёсла. Для Юго-Западной Руси характерно мощное боярство, нередко противопоставлявшее себя князьям. При Ярославе Остомысле (1152-1187 гг.) Галицкая земля достигла могущества, но тогда же землю начали раздирать феодальные усобицы. Они привели к фактическому раздроблению Галицко-Волынского княжества на ряд небольших уделов, постоянно воюющих друг с другом, нередко с привлечением половецких, польских, венгерских войск. Князю Даниилу Романовичу (1205-1264 гг.) удалось восстановить княжества, расправиться с боярской оппозицией, стать одним из самых сильных князей Руси. Новгородская феодальная республика. Своеобразно развивалась Северо-Западная Русь, где были расположены Новгородская и Псковская земли. Проникновение славян на территорию будущей Новгородской земли началось, очевидно, значительно раньше, чем в южные районы, и шло иным путём: из славянского прибалтийского Поморья. На новых местах славяне встретились с местным угро-финским и балтийским населением и постепенно ассимилировали его. Под властью Новгорода оказалось обширная территория Северо-Западной Руси. Собственно Новгородская земля включала бассейны озера Ильмень и рек Волхова, Мсты, Ловати, Шелони, Мологи. Новгороду принадлежали земли, населённые карелами и другими народами. Территория эта простиралась от Финского залива до Урала, от Ледовитого океана до верховьев Волги. В силу меньшего плодородия почвы земледелие здесь было развито слабее, своего хлеба не хватало. Успешнее развивались животноводство, огородничество, садоводство, ремёсла. Новгород располагался в отдалении от набегов кочевников и на перекрёстке торговых путей, связывавших Западную Европу с Русью, а через неё с Востоком и Византией. Он всегда был крупным центром торговли, как внутренней, так и внешней. Отсюда особую роль играли в Новгороде, помимо экономически мощного местного боярства, купцы, многие из которых также имели земельную собственность. С самого начала для Новгорода было характерно призвание князя на престол. С 1095 по 1304 г. смена княжеской власти произошла здесь 58 раз, на новгородском престоле побывали около 40 человек из трёх ветвей Рюриковичей – суздальской, смоленской и черниговской. Князь был главой боевой дружины (которую он приводил с собой), владетелем домена, высшей судебной инстанцией, он был звеном, связующим Новгород с Русью и порядками в остальных её землях, а также адресатом дани Новгороду. С 1136 г., когда новгородцы прогнали князя Всеволода Михайловича, новгородцы сами приглашают к себе князя на определённых условиях (среди них – запрет репрессий без вины, вмешательства в дела городского управления, приобретения собственности в волостях), закреплявшихся в договоре - “ряде”. Высшим органом власти в Новгороде было вече – народное собрание. Как показали последние исследования, вече было собранием не всего мужского населения города, а владельцев городских усадеб в количестве 400-500 человек, составлявших верхушку новгородского населения и являвшихся полновластными правителями Новгородской земли. Высшим новгородским сословием было боярство, возможно, происходившее от родоплеменной знати. Именно оно, а не князь с дружиной (как это происходило в других землях), взимало государственные подати. Экономическое могущество боярства обеспечивалось также благодаря крупным земельным владениям, что и обусловило его перевес в антикняжеской борьбе. На вече избирались и городские власти – посадник, тысяцкий, владыка (епископ), позднее архиепископ и архимандрит новгородский. Новгородская республика была государством, где власть фактически принадлежала феодалам (боярам и меньшим людям) и купцам. Поэтому для Новгорода была всегда характерна острая политическая и социальная борьба – боярских группировок между собой и народные движения против наиболее ненавистных представителей правящего феодального сословия. Новгородская феодальная республика играла очень важную роль в международных экономических и политических отношениях того времени. Торговля велась главным образом с Западной Европой и особенно интенсивно с немецкими торговыми городами. Новгород был одним из крупнейших и самых красивых городов не только Руси, но и Европы. Именно Новгород стал передовым форпостом Руси в борьбе с агрессией немецких и шведских феодалов-рыцарей.
|