Теории происхождения денег.
Связь денег с производством замечена давно. Деньги являются важным элементом любой экономической системы, содействующих функционированию экономики. В зависимости, прежде всего, от оценки роли денег и денежной системы в развитии экономики существуют различные теории денег. Эти теории возникают, получают подтверждение и какое-то время господствуют. Однако, некоторые из них, напротив, не получают распространения, поскольку практика не подтверждает, а то и просто опровергает их. Различают три основные теории денег – металлическую, номиналистическую и количественную. Металлическая теория денег. Ранний металлизм возник в период первоначального накопления капитала. Становления и развития капитализма в XVI_XVIII вв. отражая условия той эпохи и потребности нарождавшейся буржуазии, меркантилисты выступали против порчи монеты за устойчивые металлические деньги. Эта теория появилась в Англии. Одним из основателей металлической теории был У. Стэффорд (1554-1612 гг.). Свои взгляды он отразил в памфлете «Краткое изложение некоторых обычных жалоб наших соотечественников». Сторонниками этого направления в Англии были также Т. Мэн (1571-1641 гг.) и Д. Норс (1641-1691 гг.). Во Франции аналогичные идеи развивал А. Монкретьен (1575-1621 гг.), в Италии – Ф. Галиани (1728-1787 гг.). Сторонники этой теории ошибочно оценивали социально-экономическую сущность денег и были склонны к преклонению перед денежными знаками (фетишизму), приписывая золоту и серебру как таковым свойства денег. Однако благородные металлы стали деньгами лишь в условиях товарного производства. Сущность денег состоит не в их вещественной оболочке, а в их общественной роли всеобщего эквивалента. Искажая сущность денег, эта теория односторонне трактует их функции, признавая лишь те из них, для выполнения которых необходимы металлические деньги (функции меры стоимости, сокровища и мировых денег), и игнорируя другие (функции средства обращения и средства платежа), которые могут выполнять и знаки стоимости. Некоторые сторонники теории объявляли бессмысленным понятие «бумажные деньги», хотя подобное утверждение находится в явном противоречии с реальностью. Во второй половине XIX в. немецкий экономист К. Книс модернизировал взгляды ранних металлистов. В качестве денег он рассматривал не только металл, но и банкноты центрального банка, поскольку к этому времени кредит стал играть значительную роль в экономике, что, в свою очередь, послужило основой для эмиссии банкнот. Признавая банкноты, одновременно К. Книс выступал против бумажных денег, неразменных на металл. После Первой мировой войны сторонники этой теории выступили за сохранение золотого стандарта в урезанной форме, а именно за сохранение золотослиткового и золотодевизного стандартов. После Второй мировой войны сторонники металлической теории отстаивали идею восстановления золотого стандарта во внутреннем денежном обращении, обосновывали необходимость обращения запасов иностранной валюты в золото, что было осуществлено во Франции в 60-е годы XX в. Несостоятельность этой теории состоит в следующем: -отождествление денег с благородными металлами, приписывание золоту и серебру как таковым свойства денег; -одностороннее рассмотрение только некоторых функций денег; -неспособность объяснить существование бумажных денег.[1]
Номиналистическая теория денег. Номиналистическая теория денег противостоит металлической теории в трактовке сущности денег, поскольку отрицает товарную природу денег и саму необходимость их внутренней стоимости. Номиналисты расстраивают деньги как условные знаки и отвергают какую-либо связь их с благородными металлами. Эти взгляды возникли еще в эпоху Средневековья, когда широкое распространение получила практика порчи монет с целью получения монетного дохода. Это привело к тому, что обращение поступало все больше неполноценных металлических монет. Отрицание товарно-металлической сущности денег было обусловлено также стремлением преодолеть границы металлического денежного обращения, поставленного в зависимость от наличия в стране золота и серебра.[2] Первыми буржуазными представителями раннего номинализма были англичане – философ-идеалист Дж. Беркли (1685-1753 гг.) и экономист Дж. Стюарт (1712-1780 гг.). Номиналисты исходили из следующих положений: деньги создаются государством, стоимость денег определяется тем, что на них написано, их номиналом (отсюда и название этой теории). Основной ошибкой номиналистов является положение их теории о том, что стоимость денег якобы определяется государством, тем самым отрицая теорию трудовой стоимости и товарную природу денег. Наиболее ярким представителем номинализма в этот период является немецкий экономист Г. Кнапп (1842-1926 гг.), опубликовавший в 1905 году книгу “Государственная теория денег“. В отличие от ранних номиналистов Кнапп и его последователи основывали свою теорию не на неполноценных монетах, а на бумажных деньгах. В этом проявилась эволюция номинализма. При анализе денежной массы Кнапп учитывал лишь государственные казначейские билеты (бумажные деньги) и разменные монеты. Кредитные деньги (векселя банкноты, чеки) он исключал из своего исследования, рассматривая их как особую категорию. По мере распространения кредитных денег проявлялась несостоятельность концепции. В ходе мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. наблюдалось возрождение номинализма. Это было связано с необходимостью использовать окончательный отход от золотого монометаллизма для провозглашения бумажно-денежного обращения. Количественная теория денег. Количественная теория денег возникла в XVI_XVIII вв. как реакция на концепцию меркантилистов, утверждавших, что чем больше золота в стране, тем она богаче. Её родоначальником является французский экономист Ж. Боден (1530-1596 гг.), который пытался раскрыть причины революции цен, связав их рост с притоком благородных металлов в Европу. В XVI_XVIII вв. добыча золота и серебра в мире примерно в 16 раз превысила запас благородных металлов, который имелся в Европе в 1500 г. Возникновение идей количественной теории денег в XVI веке было естественной реакцией на изменение экономических условий хозяйствования в странах Европы, вызванного открытием Америки и новых источников богатства в виде драгоценных металлов. Эти идеи в XVII-XVIII веках находят отражение в трудах английских философов Дж. Локка и Д. Юма, французского философа Ш. Монтескье и других мыслителей. Локк отмечал, что увеличение количества монет в стране вдвое должно привести пропорционально к снижению их стоимости в два раза. Юм писал, что “стоимость денег определяется их количеством”.[3] Количественная теория видит в деньгах только средство обращения, утверждая, что в процессе обращения в результате столкновения денежной и товарной масс якобы устанавливаются цены и определяется стоимость денег. Современная количественная теория, базирующаяся на бумажно- денежном обращении, берёт своё начало в работах таких экономистов, как А.Маршалл, И. Фишер, Г. Кассель и Б. Хасен. Оно имеет дело с кредитными деньгами, вначале разменными, а затем не разменными на металл. Таким образом, основные положения количественной теории денег сводятся к следующему: покупательная способность денег, как и цены товаров, устанавливается на рынке; в обращении находятся все выпущенные деньги; покупательная способность денег обратно пропорциональна количеству денег, а уровень цен прямо пропорционален количеству денег.
|