Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ И ЗАДАЧИ ЕЕ РАЗВИТИЯ





Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, передает законченную тему (т. е. представляет единое целое), организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой.

Единицами связной речи можно считать рассказ, статью, роман, монографию, доклад, отчет и т. п., а в условиях школы — развернутый устный ответ учащегося на поставленный учителем вопрос, письменное сочинение или изложение и т. п. В отдельных случаях к связной речи может быть приравнено отдельное предложение, если оно отвечает требованиям законченности, цельности (например, загадка) и даже отдельное слово.

В методике начальной школы приняты следующие виды упражнений в связной речи, принадлежащей самим учащимся:

а) развернутые ответы на вопросы (в том числе и в ходе беседы);

б) различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанных произведений, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм и лексики, если высказывания учащихся (устные или письменные) в основном отвечают указанным выше требованиям;

в) записи по наблюдениям (если они не единичны, а ведутся систематически), ведение дневников природы и погоды;

г) устный пересказ прочитанного в его различных вариантах;

д) устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу или концу, по данному плану или сюжету и т. п.;

е) рассказывание художественных текстов, заученных наизусть,

запись таких текстов по памяти;

ж) импровизация сказок (обычно — устно), начатки литературно-художественного творчества — сочинение стихов, рассказиков;

з) письменные изложения образцовых текстов (художественных, публицистических, научно-популярных);

и) перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценирование рассказов и пр.) как устно, так и письменно;

к) различные виды драматизации, устного (словесного) рисования, иллюстрирования прочитанных рассказов, воображаемая экранизация прочитанных произведений или собственных рассказов;

л) письменные сочинения разнообразных типов;

м) статейки в газеты, отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах, дружеские письма;

н) деловые бумаги: объявления, заявления, адреса, телеграммы, деловые письма и т. п.

В приведенном списке представлена речь и устная, и письменная; преобладает речь монологическая, однако есть и диалоги; материал самый разнообразный: от наблюдений, собственных почти документальных записей в дневнике по наблюдениям самих учащихся до живого, творческого воображения в рассказах и импровизируемых сказках; широко представлен материал, почерпнутый из книг; язык — от поэтического текста, заученного наизусть, до лаконичного языка телеграммы; жанры: от простого повествования о происшедшем, о наблюдаемых событиях до драматизированного рассказа. Некоторые упражнения выполняются в строгих условиях урока, иные — дома. Различна и степень самостоятельности учащихся при составлении текстов: от подражания данным образцам до творческого сочинения, свободного рассказывания.'

Все это разнообразие дается учащимся почти без теории, практическими способами. Естественно, что только четкое планирование речевых упражнений на длительный срок (так называемое перспективное планирование) позволит, с одной стороны, избежать частых повторений одних и тех же видов работы, с другой — не пропустить чего-либо важного.

Разнообразие упражнений в связной речи соблюдается, во-, первых, в источниках материала, в тематике, во-вторых, в жанрах, в-третьих, в особенностях языка, в-четвертых, в типах самих упражнений.

По степени самостоятельности и творческой активности упражнения в связной речи делятся на упражнения «по образцу», конструктивные упражнения, творческие упражнения. Последние приобретают здесь преобладающее место: большинство перечисленных выше упражнений выполняется без образца и без конструктивного задания.

Типичные упражнения «по образцу» — это пересказы и изложения; конструктивные: перестройка или сжатие прочитанного текста, расширение или сужение собственного текста; совершенствование, редактирование написанного. Творческие работы предполагают высшую самостоятельность учащихся, внесение чего-то своего, нового, оригинального.

К числу творческих работ обычно относят устные рассказы и письменные сочинения, импровизацию, литературно-художественное творчество, драматизацию, творческие изложения, устное рисование, иллюстрирование прочитанного, отзывы о прочитанном, дружеские письма и тому подобные работы.

Организуя систему упражнений со связной речью учащихся, необходимо учитывать источники материала.

Материал непосредственного, живого опыта учащихся дают организованные школой наблюдения на уроках или во время прогулок, походов, экскурсий, а также личный опыт учащихся, их трудовая, учебная и игровая деятельность.

Книги и другие печатные издания, слово учителя или кого-либо другого из числа взрослых (рассказы участников Великой Отечественной войны, героев труда), кинофильмы, произведения живописи, радиопередачи и т. п. могут быть определены как источники опосредствованного опыта, т. е. материал, собранный другими людьми и переданный школьниками через слово или рисунок.

Очень важно, чтобы учащиеся опирались на материал живого опыта, чтобы они пользовались также и книжным материалом, чтобы учились, наконец, объединять тот и другой материал, например, в таких темах, как «Мой родной город», «Птицы нашего края», «На совхозных полях» и т. п.

Развивать связную речь школьников — это значит прививать им ряд конкретных умений. Общий вопрос методики «Чему учить?» в области связной речи решается путем определения, каким именно умениям нужно учить школьников.

Школьники овладевают следующими умениями, которые, в полном объеме находят воплощение в сочинении, как самостоятельном упражнении по развитию связной речи:

1. Умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы, умение с относительной полнотой раскрывать тему сочинения. Так, если школьникам предложена для сочинения тема «В лесу», то можно рассказать о любом лесе; если же дана тема «Как мы ходили в лес», то должен быть описан конкретный случай, например прогулка в лес, которая действительно имела место. Работа над любым связным текстом начинается с вопроса «О чем?».

Подготовка к пониманию темы проводится при пересказе, в изложении, при анализе образцов, а самостоятельное раскрытие темы осуществляется в сочинении. Готовясь к рассказу или сочинению, школьники отбирают материал, который соответствует теме сочинения.

2. Умение подчинить свое сочинение определенной (основной) мысли. Конечно, в детском сочинении трудно передать идею, подобно тому как ее передает писатель в своем художественном произведении. Но и детские работы всегда несут в себе определенную мысль: это радостное восприятие прекрасных картин природы, это гордость своей счастливой жизнью, это уважение к труду и людям труда. Эти идеи выражаются всем ходом повествования, отбором фактов, использованием изобразительных средств языка. Нередко идея содержится в выводах, например: «Кем я хочу быть».

3. И первая, и вторая задачи требуют умения собирать материал для рассказа, сочинения или другого связного текста. Необходимо отбирать то, что относится к теме, что существенно для ее раскрытия, и отбрасывать второстепенное, то, что не относится к теме и не отвечает замыслу.

Сбор материала иногда продолжается длительное время: например к рассказу «Какая была погода в феврале нынешнего года» материал накапливается в течение всего февраля месяца. Сбор материала требует систематических наблюдений, а иногда — и записей.

Сбор материала важен не только в сочинении, но и в других упражнениях: так, в изложении, казалось бы, материал дается в готовом виде, но его надо глубоко проанализировать, правильно понять, выделить главное, отобрать детали, не исказить содержания.

4. Следующее умение — это систематизация материала, расположение его в нужной последовательности, умение составлять план предстоящего связного текста и писать, придерживаясь намеченной последовательности и составленного плана. Школьники сами решают, о чем нужно сказать сначала, о чем — после, как будет закончен рассказ.

5. Умение использовать средства языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, т. е. умение правильно выражать свои мысли.

Для того, чтобы успешно работать над связным высказыванием, нужна подготовленная языковая база: необходимо иметь достаточный запас лексики, синтаксических умений. Этому служат системы упражнений со словом, словосочетанием и предложением, а также усвоение образцовых текстов (т. е. языковая среда). Наряду с постоянной языковой работой, которая проводится на всех уроках независимо от предстоящего изложения или сочинения, предполагается и конкретная языковая подготовка каждого отдельного связного текста: сочинения, изложения и т. п.

6. Умение писать сочинение, составлять устный или письменный текст, т. е. подводить итог всей подготовительной работы. Синтезировать весь материал — важнейшее умение, вершина умений в развитии речи.

Очень важно научить детей работать над текстом достаточно быстро, выработать умение укладываться в сроки, отведенные на рассказ, изложение или сочинение на уроках.

7. Умение совершенствовать написанное, «редактировать» собственный текст также доступно в начальных классах в элементарных формах и поэтому включается в список обязательных умений. Это умение воспитывается на основе самокритического отношения к своему творчеству. Школьников постепенно приучают замечать недостатки, ошибки в отборе материала, в его расположении, в полноте или правильности раскрытия темы, в отборе слов, в построении словосочетаний и предложений. Специальный эксперимент показал, что учащиеся III класса, при соответствующей подготовке или в результате специального обучения делают по 3—4 исправления (в среднем), улучшающих написанный текст.

Каждое упражнение в связном тексте предполагает использование всех этих умений в той или иной степени. Но учить всем умениям сразу в одинаковой степени невозможно. Поэтому на каждом уроке, где составляется учащимися какой-то связный текст, будь то изложение или сочинение, рассказ или пересказ, письмо или отзыв о прочитанной книге,— должна быть четко определена главная учебная задача.

Готовя учеников к очередному сочинению, рассказу, учитель ясно представляет себе, во-первых, какова педагогическая цель этого упражнения, чему оно научит детей и как обогатит их мышление и речь, и, во-вторых, какое место оно займет в ряду других упражнений. Например, предлагается составить устный рассказ по картине А. Пластова «Первый снег». Учебные задачи этого рассказа: обучение рассматриванию картины; использование образных слов и выражений. Конечно, учитель может определить и иные задачи данного рассказа, например составление сюжетного рассказа на основе воображения.

Школьники овладевают умениями, последовательно продвигаясь от простейших к более сложным, устанавливая связи между ними. Осознание связей и зависимости между фактами, событиями, явлениями развивает мышление школьников. Успех дела будет обеспечен тогда, когда каждое упражнение, каждое новое умение, которым овладевают учащиеся, будет представлять собой необходимое звено в цепи упражнений, в их системе. Необходимо предусмотреть постепенное расширение, обогащение всех тех умений, о которых было выше сказано.

Поэтому планировать развитие связной речи учащихся рекомендуется на длительный срок, например на год. При этом условии в плане могут быть предусмотрены различные виды упражнений, различные темы, формирование различных умений. План должен охватывать все доступные возрасту учащихся виды сочинений, изложений, рассказов, других упражнений. Это позволит разносторонне развивать связную речь учащихся, так как каждый вид упражнений активизирует свои особые мыслительные операции, свои пласты лексики, грамматические средства.

Очень важно определить примерные соотношения видов упражнений. Так, устные упражнения проводятся чаще, чем письменные. Это преобладание достигается за счет пересказов прочитанного и (что очень важно!) рассказов по наблюдениям, драматизации, импровизации, словесного рисования и т. п.

Такие письменные упражнения, как сочинения и изложения продолжительностью в 1—1,5 урока, проводятся сравнительно редко (2—3 раза в месяц), но письменные речевые упражнения малых форм выполняются часто (3—4 раза в неделю и даже чаще). Дневниковые записи ведутся ежедневно.

Современная методика развития связной речи Требует разграничения простейших жанров. Текстовые упражнения делятся, согласно методической традиции, на описания, повествования и рассуждения. Конечно, редко встречаются «чистые» жанры (тем более в начальных классах школы!); в сущности, нет никакой необходимости требовать «чистого» жанра. Чаще всего тексты в начальной школе — это смешанные по жанрам работы, в которых может преобладать повествование или описание, а также могут встречаться элементы рассуждения.

Каждый из трех названных жанров имеет свои особенности и в характере используемого материала, и в построении (в расположении материала), в отборе средств языка. В ходе подготовки к сочинению или иному упражнению в связной речи учитель, а следовательно, и учащиеся учитывают их жанровые особенности.

В повествовании говорится о каких-либо событиях, связанных временными (обычно — последовательностью событий) и причинными связями. В повествовательных текстах есть сюжет, и в этом смысле они близки к рассказу как литературно-художественному жанру. Последовательность изложения событий в школьном повествовании обычно определяется естественным ходом изображаемых событий изображаются картины природы, отдельные предметы и явления. Суть описания состоит в более или менее развернутом указании на признаки предметов и явлений, обычно признаки существенные. Поэтому в описании чаще, чем в повествовании, используются имена прилагательные.

В художественном описании писатель передает свое отношение к изображаемому; школьники тоже небезучастны к своим описаниям.

Наряду с художественным, бывает описание «деловое», научное, требующее высокой точности; такое описание тоже проводится в школе. В начальных классах дети читают описательные тексты в «Родной речи» (например, «Песни гремят» Н. Сладкова), 'их пересказывают, пишут изложения, а также и описательные сочинения, например: «Белая акация цветет», «Наша классная комната», «В лесу осенью». Поскольку описание как жанр считается труднее повествования, мы приводим здесь в качестве образца повествовательный текст — художественное описание И. Соколова-Микитова «Колокольчики»: Я очень люблю эти простые цвети — колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травой луг и от радости ахнешь: сколько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод! По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее — лиловые колокольчики. От легкого дыханья теплого, летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.

Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов.

Описывать можно не только предметы, но и процессы, действия (например, «Как сделать свисток»), явления природы (например, грозу).

Спецификой описания является и то, что в нем обычно много эпитетов, сравнений, метафор; прямая речь в описании, как правило, отсутствует; сюжета нет, композицию определяют либо последовательность наблюдений, либо ряд наблюдаемых предметов (что вблизи, затем — что вдали).

Рассуждением называется такой связный текст, в котором для доказательства какого-либо утверждения (или для его опровержения) используются суждения, примеры, сопоставления, приводящие к новым суждениям, к выводам. Рассуждение — наиболее трудная форма связного текста, поэтому сочинений-рассуждений программа начальных классов не предусматривает (в сочинениях используются лишь элементы рассуждения). Однако в книгах для чтения есть тексты-рассуждения, например обращение летчиков-космонавтов А. Николаева и П. Поповича к школьникам «Чтобы стать настоящим богатырем» (II класс). Включаются тексты-рассуждения также в сборники текстов для изложений В повествовательном тексте, как правило, действуют персонажи (действующие лица), может быть передан диалог между ними; здесь главное внимание уделено фактам, событиям, поэтому текст насыщен именами существительными и глаголами. В повествовательном тексте могут быть элементы описания, например зарисовки картин природы или внешности людей, и элементы рассуждения: причинные обоснования, выводы и т. п.

Повествование — самый подвижный, динамический, живой и потому наиболее доступный младшим школьникам жанр сочинений, изложений, рассказов. В качестве примеров повествования можно назвать рассказы Е. Пермяка «Первая рыбка» (Родная речь, I класс), С. Алексеева «Дом» (Родная речь, II класс) и многие другие.

В описании нет сюжета и, как правило, нет действующих лиц (нередко действующим лицом описания является сам автор — лирический герой описательного произведения); в нем

Рассмотрим пример текста-рассуждения «Самый главный завод» («Родная речь», II класс). Какой завод самый главный? Может быть, автомобильный? Бее машин не обойдешься, это верно. Вот идет автобус, везет людей на работу. Крытые грузовики — фургоны — развозят товары по магазинам. Звучит сирена — «скорая помощь» мчится, врач спешит к больному. Всюду нужны автомобили. Выходит, самый главный — автомобильный завод? Нет, не он самый главный. Остановился автомобильный завод, перестал выпускать автомобили. Что ж, это не сразу все и почувствуют, не сразу узнают о случившемся.

А часовой завод, который часы выпускает? Конечно, если совсем не будет часов, то все перепутается. Люди станут на работу опаздывать, в школу приходить не вовремя. Поезда пойдут без расписания, аварии начнутся, крушения... Все это так. Но если часовой завод остановится не насовсем, а так, ненадолго, на несколько дней? Никто даже не заметит. Нет, это не самый главный завод.

Самый главный завод не останавливается ни на минуту, ни на секунду.

Электростанция — вот как называется самый главный завод. День и ночь работает электростанция, без праздников, без выходных дней, без перерыва на обед. Нельзя ей останавливаться, никак нельзя! Ведь без электричества ни один завод не может работать: ни автомобильный, ни часовой. Даже хлебозавод перестанет хлеб выпекать, если нет электричества. Трамваи остановятся, замрут электропоезда. И лампочки погаснут везде: и на заводах, и в школах, и дома...

В рассуждении выдвигается предположение (тезис): «Автомобильный завод — самый главный». Однако проверка тезиса приводит к его опровержению. Тогда выдвигается второй тезис: «самый главный — часовой завод». Но и этот тезис не выдерживает проверки. Третий тезис: «Электростанция — самый главный завод» доказан, и вывод следует здесь положительный.

Схема простейшего рассуждения такова: тезис — развитие тезиса и доказательство — вывод. По такой схеме пишутся в старших классах литературные сочинения, например: «Прав ли Добролюбов, считая Печорина «родным братом Обломова», научные статьи, где выдвигается гипотеза, описывается ход исследования выдвинутой проблемы, а затем делается вывод о том, подтвердилась гипотеза или нет.

Такие темы сочинений, практикуемые в начальных классах, как «Кем я буду», «Почему мне нравится профессия врача», «Почему нельзя разорять птичьих гнезд», «Берегите лес!», всегда содержат элементы рассуждения, независимо от того, проводится ли по ним беседа, устный рассказ или письменное сочинен

Планируя развитие связной речи, учитель предусматривает упражнения различных жанров и организует обучение повествованию, описанию и элементам рассуждения. При этом, естественно, главное место в начальных классах отводится повествовательным текстам. Однако по мере овладения связной речью все чаще и шире в повествование вводятся «зарисовки», т. е. элементы описания, а также причинные обоснования и выводы, т. е. элементы рассуждения.

В зависимости от задач высказывания и речевой ситуации, говорящий и пишущий использует не одинаковые средства языка. Устная речь дошкольника, диалогическая и ситуативная, резко отличается от изложения учебного материала учителем. В первом случае имеет место разговорный стиль речи, во втором — научный.

Простейшие стилистические разграничения доступны учащимся начальных классов. Так, первоклассник понимает, что в школе, на уроке не следует говорить, так, как он дома разговаривает с членами семьи. К концу I класса, при специальной работе, он уже может, в зависимости от поставленной задачи, составить художественный, образный текст, а также «деловой», «научный» текст на эту же тему.

Усвоению простейших стилистических разграничений способствует речевая среда, специально подобранные тексты разных стилей. Авторы учебников и учителя заботятся о том, чтобы языковые образцы были не только доброкачественными, но и разнообразными, чтобы дети познакомились с простейшими стилевыми различиями. Так, большим своеобразием языка отличаются произведения устного народного творчества — сказки, загадки, пословицы, народные песни; нетрудно заметить языковые особенности басен; язык художественного описания богат образами, точными деталями, яркими сравнениями; ни с чем невозможно спутать стиль деловых бумаг — их язык предельно лаконичен и сух; высокой точностью, относительной сложностью и отсутствием иносказаний, тропов отличается язык научного текста. Читая, анализируя и пересказывая учебные книги, школьники постепенно привыкают и в своей речи дифференцировать средства языка в Зависимости от содержания своих высказываний и от ситуации.

Школьники могут самостоятельно обнаруживать некоторые признаки стиля. Встречая в произведениях А. С. Пушкина слово брег, школьники уже знают, что это старинный вариант слова берег; первоклассники читают: Набили оскому; черница поспела... (Н. А. Некрасов), выделенные слова областные, диалектные, и дети замечают это.

В речевых упражнениях элементарное разграничение стилей начинается со II класса.

Дети разграничивают в устных рассказах и сочинениях на первых порах лишь два «стиля»: так называемый деловой, т. е. стиль, который используется для изложения учебного материала, и эмоциональнообразный (художественный).

Термин «деловой стиль» в школьном употреблении охватывает понятия и «научный стиль» (в доступных возрасту пределах), и «официально-деловой стиль».

Проиллюстрируем возможности учащихся III класса двумя примерами сочинений, написанных на одну и ту же тему, но с разными установками: в первом случае нужно было написать сочинение эмоционально-образное (художественное), в другом случае — «деловое» (научное). Тема сочинения — «Скворцы» (в обоих случаях).

Первый вариант. Мы с папой сделали скворечник и повесили его на высокой палке. Стали ждать скворцов. Я видел, как скворцы несколько раз прилетали, но потом улетали снова. Я думал, что наш скворечник им не нравится.

Но однажды утром папа показал мне, что в нашем скворечнике уже поселились настоящие хозяева. Я видел, как прямо с лёта скворец сел на полочку и юркнул в темное круглое отверстие.

Наши скворцы веселые, они поют на разные голоса.

Скоро в скворечнике появились птенцы. Тогда скворец-папа стал таскать им червяков. Но скворчат не так легко накормить!

Второй вариант. Скворец немного больше воробья, но меньше галки. Он черный, но есть и серые перышки. На зиму скворцы улетают на юг, а птенцов выводят у нас. Живут в дуплах или скворечниках. Питаются червяками. Скворцы уничтожают очень много вредных гусениц, поэтому они очень полезны. Осенью скворцы собираются в большие стаи.

Как видно из этих примеров, школьники неплохо поняли задачи рассказа, близкого к художественному, и научного описания хорошо знакомого им предмета.

Однако этим различиям языка надо учить, вырабатывать у детей чувство стиля, в противном случае неизбежны ошибки. Так, однажды в сочинении «Наши зимние развлечения» ученица написала: В период зимних каникул у нас прошло много веселых мероприятий. Слова в период и мероприятий были неуместны в сочинении, которое в целом было написано в приподнятом, мажорном тоне, в повествовательном жанре, образным стилем и передавало радостное настроение автора.

Лучшее средство знакомства со стилями — показ образца, его анализ. Вот пример эмоционально окрашенной, образной речи:

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые., влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой деревенской чаще, куда летом не проникает глаз человеческий.

Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют еще увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца (С. Т. Аксаков).

Пример научного текста:

Скорость звука в воздухе в обычных условиях около 330 м в секунду Но звуковые волны распространяются не только в воздухе, а и в воде. Притом почти в 5 раз быстрее. Еще быстрее распространяются они в твердых телах, например по стальному стержню («Что такое? Кто такой?», т. I, с. 269).

Пример объявления в школе (деловой стиль):

Завтра, 12 апреля, в 10 часов утра в школьном зале состоится утренник по случаю Дня космонавтики. В программе: встреча с инженером П. С. Ивановым, осмотр выставки технического творчества школьников, конкурс на лучшее чтение стихов о космонавтах, викторина. Приглашаются все учащиеся IV—V классов.

Стилистическая дифференциация проводится в школе постепенно, осторожно, без теории: важно, чтобы стилистические особенности текста не были искусственно навязаны детям, важно, чтобы эти особенности естественно вытекали из задач и ситуации высказывания.

Работа над стилем уместна также при совершенствовании (редактировании) текста, где могут быть введены новые слова или устранены неудачные, могут быть перестроены предложения.

Таковы общие требования к методике развития связной речи учащихся. Перейдем теперь к рассмотрению конкретных направлений и видов этой многогранной работы.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 2755. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.15 сек.) русская версия | украинская версия