Студопедия — Обращение к ТЮТовцам
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Обращение к ТЮТовцам

Составом, цементирующим незыблемость китайской общественной структу­ры, служили и особые формы сознания. Складываются ли эти формы в системы религиозной морали или морально-этической «религии», они всегда переводят на свой язык уже существующие общественные связи, стремятся закрепить их, ка­нонизировать, увековечить. Каждый символ конфуцианства — мистифицирован­ное обобщение той или иной отдельной хозяйственной, политической и экономи­ческой реальности, а вся система его соподчиненных догматов — отвлеченный слепок с китайского общества в целом с его чрезвычайно сложной, разветвлённой и детализир6ванной структурой.

К у л ь т предков, пожалуй самый массовый, общедоступный и распрост­раненный, представлял собою идеологический первоэлемент, помогавший соеди­нять и укреплять первичную социальную ячейку.

Культ Неба воплощал в себе, говоря словами К. Маркса, верховное «единое начало», высший деспотический авторитет и в то же время выражал ог­ромную зависимость человека от природных сил, которые на том уровне разви­тия производства могла частично обуздывать и регулировать лишь могуществен­ная централизованная власть.

Философия «Дао», усвоенная впоследствии конфуцианством, учение о всеобщем пути вещей и людей, сплав науки, религии и этики, синтезировала все представления об окружающем человека мире, взаимодействии природы и обще­ства, подчинив их власти единого беспрекословного догмата.

Конфуцианство и даосизм впитали и растворили в себе положительные зна­ния, идеологию, мировоззрение, стали образом жизни, нормой общественного пове­дения и морали. Они выработали целую систему ритуалов, регламентировавшую снизу доверху общественную жизнь, оставляя все меньше простора для личной инициативы. В таком общественном сознании почти не остается места для понятия личности. Она поглощается всеобщностью, которая есть не что иное, как символ безличностной структуры восточного общественного строя. В отличие от христианства в религиозном мифотворчестве Востока отчуждается не лич­ность, превращающаяся в богочеловека. В нем объективируются космос, масса.

Государственные и общественные институты, которые, лишаясь своих конкретных черт превращаясь в иррациональные абстрактные принципы, с еще большей силой господствуют над личностью, обществом, коллективом. Наука, религия, культура институциализировались, превращались в инструменты господства и влияния, в ступеньки восхождения по иерархической административной лестнице, а государственный строй и общественные институты пропитывались их духом, идеями, понятиями.

Вначале китайский тип культуры содействовал духовному подъему, развитию материальной цивилизации, являлся стимулом для многих удивительных научных и технических открытий. Китайское общество за несколько столетий до нашей эры или на самой ее заре обладало научно-теоретическими знаниями и технологическими секретами, которые в XVI—XIX веках заново открывали для себя Европа, Северная Америка (С. 206-207). Но постепенно сплошная институциализация культуры почти полностью лишавшая ее свободы выбора и самостоятельности разви­тия омертвила науку, заморозила ее восходящее движение, выработала эталон, непрерывно повторяющий самого себя, допускавший лишь схоластическое толкование изначальных общих истин. В свою очередь научное знание, заключенное в жесткие скобки конфуцианских догм, способствовало иммобильности китайского общества служило тормозом для экономического и социального прогресса. Конфуцианские доктрины - не только иррациональное отражение общественной иерархии сложившейся в стране. Они и постоянная попытка по-своему рационализировать развивающиеся экономические и социальные отноше­ния поддерживать их в состоянии стабильности, подгонять под неизменный умо­зрительный образец, соответствующий взглядам конфуцианства на идеалы гармоничное государство.

Переплетение и однонаправленность действия самых различных факторов природных, экономических, социальных, политических и религиозно-этических - породню то явление, которое со времен Гегеля и Маркса принято называть застойностью восточных обществ. Однако «застойность» нельзя понимать в абсолютном значении этого слова. Она не означает целиком статичного состояния, полного отсутствия развития и движения. В восточных обществах она выражалась застойности общественной формы, ее редкостной устойчивости обеспечивавшей относительное равновесие административно-аграрного строя. Внутри него появлялись элементы новых производственных отношении, все время возникали попытки образования крупных, экономически самостоятельных классов. Но темпы зарождения и развития феодального и капиталистического укладов были чрезвычайно замедленны. Государственно-аграрная структура служила как бы плотиной на пути бурного исторического потока. Опуская и поднимая шлюзы, она регулировала течение, разбивала поток на отдельные ручейки ослабляла его напор, подчиняла его своим законам.

Процессы медленного и мучительного преодоления собственной неподвижности накопили в китайском обществе огромный заряд социального динамита. В бесправных униженных, попранных массах концентрировался гнев, спрессовывалась ярость, выражаясь языком П. Антокольского, «ныла злость и бушевала горечь». Народное недовольство, взрываясь в массовых восстаниях, выли лось в грозные общественные движения, расшатывавшие твердыню бюрократа ческой власти. Просвещенные представители верхов все чаще обращались к западному опыту, ищя в нем выход из создавшегося положения. В нем старались, найти путь для прогресса и оппозиционные революционные интеллигенты большинство которых побывало в эмиграции в европейских странах и Японии, было положено начало серьезным экономическим и социальным сдвигам, развитию ограниченного капиталистического производства. Но прочное, трудно нарушаемое сцепление элементов новых капиталистических отношении с традиционной бюрократической структурой создавало особый путь и для формирования современных классов. Капитал в Китае вырастал несвободным, опутанным административными ограничениями, стесненным государственной регламентацией.

Особые экономические отношения сопутствовали и образованию пролетариата, который складывался как особый придаток несвободного и зависимого капитала.

По сути дела, это был еще не пролетариат, а предпролетариат вклю­чавший в себя очень узкую прослойку современного промышленного рабочего класса и неизмеримо более широкие слои наемных полурабочих-полукустарей и деклассированных париев, выброшенных за борт аграрного общества. Эти огром­ные массы растворяли в себе и первые пролетарские отряды, которые к началу народной революции в Китае составляли, менее одного процента самодеятельного населения страны.

Претерпевала изменения и основная социальная среда - крестьянство. Капиталистические отношения, проникая в деревню, усиливали расслоение непосред­ственных производителей. Но и зажиточные, и средние, и бедные крестьяне, и даже основная масса «помещиков» вели хозяйство на примерно одинаковой основе на применении архаических, примитивных орудий, личного и наемного, ручного труда (С. 207-208). Слой новых, современных землевладельцев, которые вели хозяй­ство на основе капиталистических форм аренды, был очень узким и не опреде­лял собою лица аграрного; общества. Элементы капиталистических отношений подрывали традиционные устои производства, но не преобразовывали их, а при­спосабливались к ним, как бы присасываясь к сложившейся экономической струк­туре.

Специфические пути образования основных традиционных социальных слоев и групп, которые, с теми или иными модификациями, свойственны большинству восточных стран, создавали особый социальный климат. Движущие силы обще­ственных движений развивались в чрезвычайно сложной атмосфере острых и не­вероятно запутанных социальных противоречий и взаимосвязей. Если Европе понадобился сравнительно небольшой исторический срок, чтобы товарно-денеж­ные отношения и образовавшийся на их базе промышленный капитал строго дифференцировали западное общество на буржуа и пролетариев, то для Востока оказались необходимыми тысячелетия, чтобы рано зародившееся товарное произ­водство создало хотя бы отдельные предпосылки для образования современных классов (С. 208) <…>

 

Обращение к ТЮТовцам

Николай Медведчиков

Обращение к ТЮТовцам

Я в детстве убегал от суеты
От меленьких обыденных явлений
В тот чудный мир из сказок и мечты,
Что сотворил когда-то добрый гений.
Я открывал волшебный мир страниц:
Теснились образов неясные виденья…
Бродяга, мореплаватель и принц,
Смешные гномы, эльфы привиденья…
Но был тот мир загадочно далек
И уходил с чарующими снами,
Как утром исчезает огонек
Из тьмы ночной освеченый лучами.
Но вот, однажды, помню полный зал,
Впервые очутился тут,
Сосед мне тихо на ухо сказал:
«Сейчас смотри, на сцене будет ТЮТ».
Светился занавес в лучах прожекторов,
Мелодия, как речек журчала
И в таинство иных, загадочных миров
Звала и в эти тайны посвящала.
И я смотрел на них, заворожен,
На тех, кто это чудо создает
Застыл в восторге нем и потрясён,
Забывши про раскрытый рот.
А там, на сцене, шла иная жизнь
И оживали вновь, реальные, живые:
Бродяга, мореплаватель и принц,
Смешные гномы, эльфы, домовые
С тех пор прошло уже немало лет
И вот мы здесь поклонники искусства.
Я обращаюсь к вам: дарите людям свет,
Будите в них все лучшие их чувства!
И я хочу, как прежде так же вот,
Чтоб оживал волшебный мир из книжек,
И чтобы замерли, открыв на чудо рот,
Там в зале, сто других таких мальчишек!
Полтава, 1968г.

 

Я могу назвать дату рождения ТЮТа 22 апреля 1956 года.

Точно знаю место рождения - Дворец пионеров.

Могу назвать отца и мать: отец и мать ТЮТа - Матвей Григорьевич Дубровин.

Мне досталось счастье - найти ТЮТ. Это была абсолютная случайность.

Двенадцать лет - такой возраст, в котором- либо принимаешь,

либо нет. Я - принял ТЮТ. И он повлиял на всю мою жизнь: на выбор профессии, на карьеру. На всё.

ТЮТ-это сотни, тысяч воспитанников. Складывались целые тютовские поколения: у тютовцев первого созыва появлялись дети и становились тютовцами. А потом пошли внуки - тютовцы…
Тют- это более чем школа. Иногда (страшно сказать) - более чем семья.

ТЮТ - это своя философия.ТЮТ-это целая биография.
Все мы были романтиками. Романтиком был и Матвей Дубровин. Да и ТЮТ основан был во время романтическое - весенне-оттепельное. Это время прекрасно подходил для рождения ТЮТа. Время надежд, романтики, идеализма.

Не знаю, изучал ли Матвей Григорьевич классиков педагогики, но своя продуманная система у него, конечно, была. Очень мудрая система. Главное его свойство - уважение к детям. И - доверие.

Он говорил тихо. Но если он брал свои маленький ладошки более крупные и сильные руки подростка, смотрел в глаза, говорил что-то негромко - отказать, не согласится было невозможно. Он создал в ТЮТе особую модель самоуправления. Дети учились не только подчиняться, но и командовать, руководить. В каждом воспитывалась ответственность.

Отношение к ТЮТу остается - как к чему-то святому.

Греет чувство огромной благодарности.

 

Николай Буров,




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Нефть и основные продукты ее переработки. Нефть — маслянистая жидкость темно-бурого или почти чер­ного цвета с характерным

Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 367. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия