Философия французского Просвещения. Вольтер, Руссо, Гольбах.
Просвещенческая идеология была подготовлена всем ходом экономического и социального развития Франции, центром которой она и стала. В конце XVII века, в период с 1680 г. по 1725 г. Франция вступает в полосу углубляющегося политического и экономического кризиса. Абсолютная монархия становится препятствием прогресса, ее авторитет падает. Все классы общества недовольны существующим порядком. Возрастают и усиливаются социальные противоречия - между феодалами и крестьянством, между усиливающейся буржуазией и феодальной аристократией. Растущий деспотизм Людовика XIV, агрессивные тенденции его внешней политики, репрессии во внутренней политике создали почву для оппозиционных настроений и течений внутри французского общества. Вместе с тем у людей появляется новое мироощущение, выразившееся в осознании того, что они живут в эпоху, которая особенно значительна и важна в истории человечества. Все предшествующие века (и не только средневековье) рассматривались как эпохи заблуждений и невежества. Вольтер является зачинателем и крупнейшим деятелем французского просвещения. Важное значение также имеют такие сочинения Вольтера, как «Метафизический трактат» и «Философский словарь». В первом произведении Вольтер выступает против признания понятия Бога врожденным. Однако Вольтер не объявляет себя воинствующим атеистом, но он критикует господствующее религиозное сознание и его институт - церковь, считая, что современные ему богословы и фанатики от религии породили оборотную сторону религии - атеизм. Вольтер пытается выработать собственное понятие некой «естественной религии», которая представляла бы собой «закон, известный во всей вселенной». Он считал, что в морали гораздо больший смысл имеет признавать Бога, нежели не допускать его существования. Жан-Жак Руссо является оригинальным мыслителем, писателем и теоретиком искусства. Им написаны также широко известные и оригинальные произведения «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права». Последнее произведение было запрещено во Франции и осуждено на сожжение. Руссо пришел к парадоксальному и неожиданному для просвещения выводу, гласящему, что «наши души развращались, по мере того, как совершенствовались науки и искусства». Он восставал против частной собственности. Вместе с собственностью, считает Руссо, появились столкновения и раздоры. По Руссо «ни один человек не имеет естественной власти над себе подобными и поскольку сила не создает никакого права, то в качестве основы всякой законной власти среди людей являются соглашения». Только на основе свободного общественного соглашения возможно создание морального и коллективного целого, и только в этом случае можно говорить об общественной личности (гражданине) и гражданской общине (гражданском обществе). Переход от естественного состояния к гражданскому заменяет инстинкт правосудием и сообщает его действиям нравственное начало. Общественный договор должен всем дать равные права и обязанности. Такое государство, управляемое законами, Руссо называет республикой независимо от формы управления. Поль-Анри Гольбах был материалистом и атеистом, дружил с просветителями. Он написал работу «Система природы». Человек, считал Гольбах, является произведением природы, он существует в природе, подчинен ее законам, и не может освободиться от нее даже в мыслях. Все остальное, что вымышляет себе человек - призраки. Человек есть чисто физическое существо. Ошибка человека в том, что не познав природы он стал себе придумывать богов, тем самым уходя в противоположную от истины сторону. Природа же есть великое целое, которое образуется в результате соединения различных веществ. Человек является также их комбинацией. Представления о боге возникли в результате невежества, тревоги и бедствий. Встревоженное человеческое воображение фабрикует химеры и призраки, от которых их может освободить лишь познание природы. Слово Бог люди употребляют тогда, когда перестают разбираться в механизме естественных и известных им причин.
|