Студопедия — Постсекулярное общество
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Постсекулярное общество






По мере перехода человечества от модерна к постмодерну секулярное общество сменяется постсекулярным. Но поскольку современный мир темпорально (социально-исторически) многослоен, то мы являем­ся свидетелями сосуществования досекулярного, секулярного и пост-секулярного обществ.

Секуляризация была революционным процессом радикального пре­образования отношений религии с человеком и обществом. До начала реализации проекта модерна в обществе светское и религиозное были тесно связаны друг с другом. Модерн осуществил десакрализацию об­щества, превратив светское в автономное от религии и самодостаточ­ное явление. Религия была вытеснена за пределы «актуальной» жизни и должна была секуляризоваться, чтобы выжить. Церковь была лишена значимой социальной роли, а социум был секуляризован. Социальная идентификация утратила религиозный характер и стала преимущест­венно светской (гражданской). Религиозная идентичность преврати­лась в одну из множества идентичностей человека. Произошла десакрализация человека, государства, экономики и культуры.

В ситуации постмодерна религия оказывается в новой ситуации по сравнению с модерном, где было противоборство веры и разума, ре­лигии и науки, а также конфликт старых религий с новыми квазирели­гиями, к которым можно отнести позитивизм, марксизм, прогрессизм. В культуре постмодерна секулярное смешивается и переплетается с религиозным. Постсекулярное общество предполагает коммуникацию, поиски компромисса между секулярным и религиозным. Религия долж­на не отвергать, а признавать секуляризм и его достижения как истори­ческий факт, примириться с ним. А секуляризованное общество должно признать права такой «примирившейся» религии на существование.

В постсекулярном обществе религия, утрачивая исключительный статус, оказывается в плюралистическом и толерант­ном социокультурном пространстве. Постсекулярный вызов для рели­гиозных сообществ состоит в их искушении свободой, плюрализмом и обостренной конкуренцией на рынке духовности. Эти сообщества видят опасность в тенденции релятивизации своих, считавшими­ся абсолютными, ценностей, в возможности или даже неизбежности превращения религии в одну из множества субкультур общества, в без­различии общества к религии, а также в тенденции размывания рели­гиозных представлений.

В 2008 г. в Великобритании вызвало большую дискуссию предложе­ние главы англиканской церкви Великобритании Р. Уильямса включить в британское законодательство элементы шариата как способа нала­живания сосуществования с мусульманскими общинами. Это событие является подтверждением постсекулярного этапа развития человечес­тва, так как то, что предлагает британский религиозный деятель, было бы немыслимо в секулярную эпоху. Он желает изменить европейское сознание посредством отказа в сфере права от принципа всеобщности системы права, отделенной от морали как частного дела личности. Он утверждает, что сегодня этот принцип не отвечает интересам плюралис­тических обществ, состоящих из социальных групп, имеющих разные моральные принципы. Предложение Р. Уильямса состоит в сокраще­нии сферы всеобщего права, поддерживаемого государством и обяза­тельного для всех граждан. Объем прямых запретов и гарантированных гражданину прав должен остаться тем же, но можно будет использовать не все из прав, а только те, которые соответствуют моральным принци­пам конкретного гражданина. Все остальные вопросы могут регулиро­ваться в рамках одновременно существующих и конкурирующих между собой морально-правовых систем различных социальных групп. Тем самым предлагается отказаться от универсалистского мировоззрения и осуществить постсекулярное по характеру возвращение морали в право через свободный выбор различных моральных ценностей (хрис­тианских, иудаистских, исламских и др.). Этот шаг мог бы содейство­вать «органическому» функционированию части норм шариата внутри британской правовой системы.

Достижение толерантности в мультиконфессиональных постсекулярных обществах является лишь первым шагом к установлению взаимопонимания в масштабах конкретных государств. Конституцион­ное закрепление свободы вероисповедания должно дополняться пре­одолением изоляции религиозных общин друг от друга посредством осознанного участия их членов в деятельности гражданского общества и в формировании новой политической культуры. Только через взаим­ное признание и создание общей перспективы может быть достигнута интерсубъективно разделяемая интерпретация.


[1] Использован материал книги «Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы». М., 2009. Гл. 6.

[2] См.: Ульрих Бек. Общество риска На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

[3] Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2000.

[4] Чемпионат мира по футболу.

[5] Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2000. С. 41.

[6] См.: Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2003. С. 61-88.

[7] Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2003. С. 347.

[8] См.: Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2003. С. 255-260.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 799. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия