Студопедия — Роль песни в семейном укладе
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Роль песни в семейном укладе

Роль песни в семейном укладе

Перевозникова Ирина Васильевна,

начальник информационно-методического и

просветительского отдела ГБУК АО

«Государственный академический

Северный русский народный хор»

Музыка, пение и пляска, выражение радости были известны нашим предкам ещё задолго до основания государственности в России. Изначально музыка была прерогативой простого народа. У благородного сословия она появляется гораздо позже. Было время, когда музыку считали дьявольским увеселением, а занятия музыкой государственным преступлением. Веселившихся считали погибшими на том свете; раскаявшихся не допускали к причастию без покаяния. Входившее в обыкновение пение было осуждаемо: думали, что разнообразное изменение голоса (тембр, тональность и др.) и по нотам нельзя выполнить без содействия злых духов.

Время такого отношения к музыке и пению давно в прошлом. И сейчас музыка – это вид искусства, одно из средств воплощения художественных образов.

Каждый народ имеет свой музыкальный язык, у каждого народа своё отношение к музыке. Понятия «музыкальные способности» и «одарённость» различны в разные исторические эпохи, у разных народов и в разных музыкальных культурах. Русские же от природы имеют наклонность к музыке и пению.

Богатейшим заповедником музыкального фольклора стал Русский Север, куда высокий уровень песенной культуры привнесли новгородцы. Песенная культура Севера – это сплав песенной культуры различных регионов древнеславянского государства, сохранённый многими поколениями северян в её первозданности.

В XVI-XVII вв. по побережьям северных рек и в порту Архангельск велась активная торговля с другими городами и заграницей. Сюда устремились бурлаки, грузчики, возчики, плотники, каменщики, богомазы-художники и др. Многие из них, музыкально одарённые люди, песенники, музыканты, ассимилировались на Севере и обогатили местную хоровую культуру. Своё влияние на песенное искусство северян оказывали и странствующие артисты – скоморохи, которые насильственно переселялись на Север.

В XVIII веке в связи с перенесением основного торгового пути в Прибалтику произошла своеобразная «консервация» песенной культуры на Севере, особенно в отдалённых районах – Пинеге, Лешуконье, Мезени, Печоре.

Особенности труда северян – моряков, рыбаков, зверобоев, охотников, лесорубов, – вынужденных в непогоду и тёмное время года артелями проводить время, способствовали сохранению и передаче из поколения в поколение старинных народных песен путём массовых спевок. Поморы, отправляясь на длительный промысел, непременно брали с собой сказочника или певца былин, который рассказами скрашивал долгие зимние вечера. Пропевая былины, исторические песни, сказители передавали младшим поколениям свои знания и знакомили с историей России. Мальчишки воспитывались на рассказах о былинных героях и легендарных мореходах.

Былина «Широко лежишь ты, море Белое»

 

Широко лежишь ты, море Белое,

море Белое ды всё студёное,

все студёное ды всё солёное.

Кормишь-поишь ты нас,

ды море Белое,

море Белое ды всё студёное,

все студёное ды всё солёное,

одеваешь ты нас ды море Белое,

море Белое ды всё студёное,

всё студёное ды всё соленоё.

 

Длительные «посиделки» северянок – ткачих, швей, вышивальщиц – также содействовали их массовому певческому общению. Женщине-северянке приходилось очень много трудиться. Весь дом был на её плечах в то время, когда муж находился на промысле. Долгими вечерами за песнями, былинами и сказками северянки пряли, ткали, шили, вышивали и др. Из поколения в поколение передавались ремесленные традиции, а совместный труд, совместное хоровое пение объединяло.

Песня «Пряди, пряди, пряжка»

 

Так, например, образовался и Северный хор. В 1919 году Антонина Колотилова, учительница из Великого Устюга, собрала домохозяек, любительниц песен и старины. За песнями они занимались рукоделием. С 1926 года молодые артистки стали давать концерты. Этот год и считается датой основания Северного хора.

Ярко выраженной особенностью народнопевческой культуры Севера является так называемая подголосочная полифония. Её основа – подголосочная вариационность, соединяющаяся с контрастным сопоставлением звучания тембров и регистров низких и высоких женских голосов. Таким образом возникает простор для импровизационности, свойственной народно-песенному искусству.

Примечательной особенностью северных многоголосных песен является непрерывность движения напева. Строфы следуют одна за другой. Этому способствует цепное дыхание: исполнители берут дыхание по очереди где-нибудь в середине.

Высокая певческая культура северных певиц позволила им исполнять многоголосные народные песни и импровизационными подголосками, создавая уникальные, неповторимые хоровые произведения.

Хранителем и продолжателем традиций северного хорового исполнения является Государственный академический Северный русский народный хор (художественные руководители – Антонина Яковлевна Колотилова (1926 – 1960); Нина Константиновна Мешко (1960 – 2008); Светлана Конопьяновна Игнатьева - с 2008 г.). Особое место в репертуаре хора занимают былины, старинные северные песни и многое другое из сокровищницы музыкального фольклора Севера.

Песня «Роздуй-розвей»

Роздуй ко розвей да погодушка,

ой погодушка, калинку в саду!

Калинку в саду ой калинушка,

ой да с малиною лазурьевой цвет!

Лазурьевой цвет да цвет невесела,

ой беседушка, где милого нет.

Песня сопровождает человека всю жизнь – от рождения до смерти. Н. В. Гоголь говорил: «Под песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек». «У нас народ, - писал Н. А. Добролюбов, - сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль».

Колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки относятся к так называемой «материнской поэзии» и исполняются детям в младенчестве.

Какая мать не хочет, чтобы её ребёнок был музыкальным, чувствующим и знающим родное слово, поэзию, любил и понимал окружающую природу, был крепким и здоровым. Гениальный опыт воспитания ребёнка с первых дней его жизни, накопленный, отточенный и проверенный на протяжении многих веков, даёт нам народная педагогика. Этот опыт воспитания, утвердившийся в крестьянской Руси, подарил нам самобытнейшую культуру. Опыт воспитания детей передавался по наследству. Родители знали, что нужно вложить в ребёнка, как ухаживать за ним. Воспитание протекало в естественной домашней обстановке, в обычном общении, но при этом опиралось на созданные народом специально для детей музыкальные и поэтические произведения, игры, игрушки, бытовые предметы. Одно из главных средств народного воспитания – детские песни и игры, предназначенные для исполнения их взрослыми маленьким детям.

Детские песни имеют огромное значение для воспитания ребёнка. Они самые первые услышанные ребёнком музыкальные и поэтические творения, запоминались им, через них он познавал родной язык, родные мотивы, знакомился с окружающим миром. В его памяти, ещё девственно чистой, откладывалось всё самое поэтичное и музыкальное, появлялось творческое мышление, рождался человек. Детские песни и игры являлись теми семенами, из которых впоследствии и вырастал подлинный народный исполнитель-творец.

· Главное назначение колыбельных песен – влиять на психологическое состояние, поведение и настрой ребёнка в момент его засыпания. Колыбельные песни исполняются детям уже в первые дни появления их на свет. Эти произведения – первая для них музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее цепко схватывает и запоминает интонационные обороты, мотив, слова, звучащие в песнях. В колыбельных ребёнка приучали к мысли о том, что труд – необходимая обязанность каждого, и что ценность человека в обществе во многом зависит от его умения трудиться, от качества его работы. Колыбельные песни в многочисленных вариантах содержали перечисление почти всей крестьянской работы, которая предстоит ребёнку в будущем. Родители знали, что растят себе трудовую смену и об этом пели в колыбельных.

 

Колыбельная «Байки-побайки»

 

Байки-побайки

да матери китайки,

отцю кумацю,

брату ластовицю,

сестрице пестрицы,

3 новых рукавицы,

лентоцки безументоцки,

два пояска,

третьему – шапоцка.

Традиционные колыбельные песни продолжали последовательно развиваться и в XIX—XX вв., отметая многие из старых бытовых мотивов и нанизывая новые, отражающие процесс все большего проникновения городской культуры в деревню.

Пение ребёнку колыбельных песен имеет большое значение в его эстетическом и музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уравновешенной психики. Колыбельной песней мать готовит почву, создаёт благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий.

Термин «пестушка» произошёл от слова «пестовать», то есть нянчить, воспитывать, растить, холить, носить на руках. Пестушки исполняются в первые месяцы жизни ребёнка, цель их – забавлять, потешать, успокаивать, отвлекать, ласкать ребёнка. Для того чтобы вызвать у ребёнка радость, улыбку, двигательное возбуждение, весёлый лепет, необходима зрительная и слуховая стимуляция, она-то и достигается пением пестушек. Исполняя их, мать излучает на своего ребёнка нежность, заботу, радость, любовь, теплоту, которые она переживает сама, тем самым формируя у ребёнка опыт положительных эмоций, а также регулирует его настроение и эмоционально-психическое состояние. Например, известная пестушка «Сорока-белобока» - это несомненный гимн труду («Кто не работает, тот не ест»).

Потешки это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребёнком. Как известно, малая активность младенца приводит к снижению жизнеспособности и деформациям развития. Для ребёнка важно удовлетворение моторной потребности, овладение собственным телом и пространством, развитие реакции, накопление слухового, информативного и зрительного опыта. Удовлетворение этих потребностей ребёнок и получает через посредство играющего с ним взрослого. Ребёнка берут на руки, перемещаются с ним в пространстве, качают его, выполняют разные движения его ручками, ножками, головкой; в процессе таких игр у него и формируется внимание, воображение, произвольное управление своим телом, тренируются мышцы.

Потешка «Тень-тень-потетень»

 

В потешках проявляется опыт традиционной народной практики телесного и психического воздействия на ребёнка. При этом маленькие дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек, нередко затем сами повторяют их. Ценность потешек состоит ещё и в том, что практически и психологически они подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками, что является новым этапом в их творческом развитии.

 

Игровая песня «Пойдём-ка, жёноцька»

Основное назначение прибауток – развеселить, рассмешить детей. Структура этих песен оригинальна: они состоят из вопросов и ответов. Причём ответ, оканчивающий строку, даёт повод к новому вопросу в следующей строке, образуя таким образом как бы непрерывную цепь. В прибаутках большая воспитательная ценность – ребёнок слушает, наблюдает, сравнивает, познаёт неведомые ему явления, через сюжеты песен знакомится с окружающим миром, голосами птиц и животных, сельским бытом и хозяйственными работами. Исполнение прибауток, концентрируя внимание ребёнка, отвлекает его от отрицательных эмоций. Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для жизненно важных функций организма – становления речи, тренировки памяти, информативного запаса.

Человек вырастал, и песня следовала за ним в его семейную жизнь, в его взрослые заботы и веселье. Благодаря песне уже в юности человек приучался по-особому смотреть на мир, замечать прекрасное. Песенные образы проникали и в обыденную речь.

· Свадьбы на Руси играли осенью и зимой. И здесь песня выполняла свою функцию. На свадьбе исполняли обрядовые песни – ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, лирические. Пели также внеобрядовые песни любовного содержания, тематически соответствовавшие свадьбе.

Корильная «Вот сидит наша сватьюшка»

Северная свадьба, в отличие от южной и среднерусской, драматична; её основной жанр – причитания, которые исполнялись на протяжении всего свадебного обряда. Состояла из двух частей: I часть – трагедийная - с оплакиванием невесты, сопровождалась печальными и элегическими произведениями. Подвижно, многообразно и диалектично изображались переживания невесты. II часть – весёлая. Преобладала идеализация участников застолья, исполнялись весёлые величальные песни. Праздничная застольщина, как бы ни была она обильна питьём и едою, считалась неполноценной без песнопения. И песни звучали часами. На свадьбе были обязательны драматургия, хоровое и сольное исполнение, массовость и хореография.

 

Свадебная песня «Вылетали, выбегали 33 корабля»

 

В советское время схема традиционного свадебного обряда упростилась до минимума. Выветрилось, выдралось с корнем его песенно-поэтическая и обрядовая специфика. И свадьба превратилась в обычное застолье. В последнее время наблюдается всплеск интереса к прежним свадебным традициям: возрождается венчание и на свадьбах воспроизводятся некоторые традиционные акты и обряды, исполняются величальные песни, в том числе, и Северным хором.

· Проводы в армию. Страшное горе приносила народу рекрутчина. Плачем встречали весть о наборе солдат на службу. В старину служили 25 лет: уходили молодые, приходили старые. При проводах рекрутов запевали особые песни и причитали, как на похоронах: проклинали власть, службу называли «великим несчастьицем».

· Похороны. Тяжкую скорбьпо умиравшим выражали в похоронных причитаниях, которые всегда были индивидуальны. Поскольку горе не бывает стандартным. Выплакивание было физиологической потребностью: выплакавшись, человек наполовину освобождался от горя. А люди, слушающие причитания, разделяли беду, брали и на себя тяжесть потери. Горе в причитаниях словно развёрстывалось по людям.

Столь же скорбными были песни о вдовьей и сиротской доле. В семейных песнях пели о домашних неурядицах, несчастьях и редко - о счастье.

Огромное песенное наследие русского народа надо беречь, относиться к нему с любовью и передавать из поколения в поколение, чтобы наши дети имели представление о песенном богатстве, которое русский народ накопил за столетия своего развития. Сейчас мало поют, мало знают русских песен. А ведь они развивают голос, лёгкие, грудную клетку. И что самое главное – нравственность, душу. Хорошая русская песня дух бодрила, веселила, лечила и смешила. Но самое главное – учила уму-разуму, жизни, отваге и смелости, любви к ближнему своему и своей Родине, внушала правила поведения.

Судьба русского народного песенного искусства по-своему трагична. Наступило исчезновение народной традиции, и произошёл общий упадок песенно-хоровой культуры. Затихают в быту и прекрасные песни военных лет, созданные советскими композиторами. Эстетические нормы меняются.

Заслуженная артистка РФ, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Игнатьева С. К.: «В тяжелейшие 90-е годы очень многое оборвалось, закрылись редакции, фонды. У русского народа отобрали русскую песню и стали насаждать чуждую западную поп-культуру. И народ перестал петь песни. Россия замерла. Потому что русская песня – душа народа. А как проживёшь без души? Потому нам, русским, очень важно сохранить свой исторический песенный код, код интонационный и хоровой. И очень важно петь самим, участвовать в песенном творчестве. Потому что в песне, которую поют сами, говорит с людьми, страдает, радуется, мечтает душа человеческая».

Когда иссыхает песня, опасность нависает и над всей остальной музыкой, потому что в песне – исток всех других жанров.

В 1990 году в интервью журналу «Детская литература» известный детский режиссёр и актёр Ролан Быков страстно говорит о необходимости развития в семье особого эстетического стиля, о роли колыбельной песни, которая устанавливает первые контакты ребенка с миром: «Очень важен вопрос о взаимоотношении ребёнка и искусства. Мы разрушили эту связь категорически, начиная с семьи. Исток воспитания духовности в семье – колыбельная песня, которая устанавливает первые контакты с миром. Она определяет вкус данного дома, в котором ребёнок и мать связаны не только кровью, инстинктом, чувством благодарности, страха, защиты, но ещё и личным вкусом, определяющим их дальнейшую связь на всю жизнь.

Колыбельная песня входит в кодовую систему прикосновений, близости тела, всего того, что называется системой досознательных отношений, чрезвычайно важных, закладывающих в ребёнке основу будущей морали и будущей доброты. Ребёнок рождается с жаждой милосердия, он беспомощен. Необходимость помощи настолько очевидна и естественна для него, что дети всё время побуждают к воспроизводству милосердия. Именно в этот момент первые проявления акта милосердия: ласковое слово и такая ёмкая структура, как песня, то есть голос, мотив, мелодия с её содержанием, - всё это устанавливает связь, которая более прочна, чем кровная. Собственно говоря, это первое общение способом искусства. Ведь голос и облик матери, её ласки образны. Мать осознаёт, что ребёнок не понимает слов, но он понимает интонацию, образ слова, выраженный в интонации, образ доброты, заботы, ласки, нежности. Колыбельная песня всегда нежна. С колыбельной песней ребёнок получает главную информацию. Он входит в глубокую связь с главным для него существом на белом свете, с кормилицей, с защитницей – с матерью. Эти связи были налажены веками. Колыбельная песня всегда была испытанным средством успокоения ребёнка перед сном, умиротворения его, создания ему системы покоя, благополучия, что для него чрезвычайно важно.

Сегодня матери почти не поют колыбельных своим детям, да они их и не знают. А бабушки не знают сказок, и читают внукам чужие сказки, иногда с отношением, иногда без всякого, просто докладывают ребёнку книжку. Оказалось, что стабильный путь налаживания взаимосвязи между родителями и ребёнком разорван».

Тесная связь родителей с детьми как сообщающийся сосуд, через который перетекает, входит в кровь и в мысль ребёнка нравственная сущность человеческая.

Ещё недавно праздник казался невозможным без совместного пения. По мнению профессора Светланы Игнатьевой, в процессе экономических изменений меняется и семейный уклад. А так как песня всегда была привязана либо к календарным, либо к конкретным семейным традициям, то меняется и функция песни: уходит воспитательная, ритуально-магическая и объединяющая. Основная функция песни на сегодня - развлекательная. Социальная функция песни также снизилась. «Причём об идейности песни и говорить не приходится, - сетует Светлана Конопьяновна. - Если раньше даже тюремные песни были наполнены идеологией борьбы за правду, то нынешние тюремные (блатные) песни не имеют ни слов, ни музыки, ни, тем более, идеологии. А в русской песне, даже тюремной, всегда была высокая поэзия, которая наполнялась соответствующей музыкой. Если нет хорошей поэзии, то нет и хорошей музыки. Что мы с вами и наблюдаем на современном этапе развития песенной культуры».

Горько сознавать, что пение застольных песен, так распространённое в советское время, уходит в небытие. Пение за столом отвлекает от процесса пития. Во время совместного исполнения реже поднимаются бокалы и произносятся тосты.

Теперь за нас поют радио, телевизор и т.д. Люди часто не поют, потому что стесняются петь, не умеют петь. Родители, приучившиеся не петь, не дадут петь и маленьким детям. Петь – это выражать свою душу, свои собственные, настоящие, не выдуманные переживания. А ведь душа есть у каждого, и, может быть, самое лучшее, заветное, красивое в ней без песни – невыразимо. Учиться петь надо, но главная школа – вековая традиция всеобщего совместного пения. Художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора С. К. Игнатьева: «Личное творческое начало в человеке очень важно, оно должно реализовываться и развиваться. Никакие нынешние технические достижения и новейшие технические средства не заполнят вакуум в душе человека, не заполнят пробелы. Потому так важно личное творческое участие».

Совместное семейное пение – самый доступный и самый увлекательный вид совместного семейного творчества, где главное – петь от души. А когда семья поёт в лад, на лад идут и семейные отношения. Надо только преодолеть желание вместо совместного пения нажать кнопку на пульте телевизора. Совместное пение не только эмоционально сближает, но и физически развивает людей, укрепляет здоровье, совершенствует дикцию и богатство речевых интонаций, делает красивой речь. Красивая музыкальная речь вносит вклад и в общую красоту человека. Песня способна наполнить пространство семьи энергией живого общения. Начав с совместного пения за праздничным столом, семья продолжит своё общение с музыкой, внимательно вслушиваясь в звучание оркестра или пение хора на концерте. Совместное пение очеловечивает, возвышает, побуждает к творчеству.

 

Скоморошина «Ой дак во зелёном во бору»

Ой дак во зеленом во бору,

да во высоком терему,

да жила барыня блоха

да злая злюща голова.

Да захотела раз блоха

да в банецке помытсе.

Заставляет паука

всем распоядитсе!

Тараканы баню мыли,

комары дрова рубили,

мухи баню топили,

мошки щелочь щелочили!

Натопили жарко баню,

принесли блоху в диване,

блоха скок, скок, скок

повалилась на полок!

Да слуги верные бежали

блохе жару поддавали,

уморилася блоха,

повалилася с полка.

Да со угару блоха пала,

на ушат боком попала.

Переломила хребёт,

блоха стонет и орёт!

Ой, изувециласе да искалециласе!

Без пальця нога,

без мизиньця рука,

без ума голова!

Да побежали мошки-блошки

блохе за лекарством.

Пока бегали они,

блоха околела!

Кроты яму копали,

тараканы погребали!

Мошки голосом крицяли,

мухи плакали-рыдали!

Хорошо, что околела.

Всему миру надоела,

все живое переела!

ВСЕ!

«В последнее время возрождаются семейные праздники, возникают семейные ансамбли. В семейном фольклорном ансамбле песня возвращается в дом, в семейный уклад. Через песню происходит погружение в русскую культуру, в этнографию. У людей пробуждается любовь к земле, к родовому месту, - радуется народная артистка РФ Светлана Игнатьева. – Возрастает число фольклорных фестивалей как для профессионалов, так и для самодеятельности. Беда в том, что информация об этом сложно доходит до слушателя и зрителя. Создаются различные образовательные фольклорные программы, в школах вводится национально-региональный компонент. Музыкальные учебные заведения взяли на себя функцию сохранения национального музыкального творчества».

Северный хор также предлагает школьникам и дошкольникам различные образовательные программы, которые включают в себя экскурсии и мастер-классы: игра на ложках, плетение пояса, вышивка жемчугом и бисером, ткачество. Для фольклорных и хоровых коллективов детских школ искусств, общеобразовательных школ, домов детского творчества в скором времени будет разработана программа регулярных занятий в Северном хоре. Создаётся Малый Северный хор: детская хореографическая и хоровая студии.

Петь вместе – это не говорить разом, это вместе чувствовать, думать, мечтать одними словами и одной, положенной на звуки, страстью. Петь вместе – одной семьёй ощущать себя. Нет одиноких среди поющих.

Песенное воспитание – воспитание чувств – приобщает к братству человеческому, к ощущению бесконечности удивительного нашего мира и пониманию, как свободно проникает красота в звуки, образы, цвета. И потому русский крестьянин, не принимающий красоты без пользы, песню любил и знал – была она частью его жизни. Советским людям, лишённым веры в Бога, песня заменяла молитву. Хоровое, совместное пение, особенно в труде и за столом, объединяло, сплачивало и сближало. И в этом объединяющем песенно-молитвенном костре выгорали все человеческие мерзости.

Песня «Прялица»

Уж ты прялиця-кокориця моя,

пойду вынесу на улицю тебя.

Буду прясти-попрядывати,

по беседушкам похаживати.

 

Я стояла на угороцке,

сарафан с косой обороцкой.

Сарафанцик раздуваетсе,

ко мне милой приближаетсе.

 

Я заметила заметрицку

на милом рубашка в клетоцку.

Я заметила вторую навеку,

мой-от миленькой не курит табаку.

Мой-от миленькой не пьет виньце,

часто ходит на мое крыльце!

 

Из колодця воду церпала,

уронила в воду зеркало.

Уронила не разбилосе

полюбила не ошибласе.

Уж ты прялиця-кокориця моя,

пойду вынесу на улицю тебя.

Буду прясти-попрядывати,

по беседушкам похаживати.

Литература:

  1. Белов, В. Лад: Очерки о народной эстетике. – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1985. – 30 с.
  2. Буторина, Т. С. Поморская семья - основа народной педагогики / Буторина, Т. С., Щекина, С. С. - Архангельск, 1999. - 102 с.
  3. Быков, Р. Матери не поют колыбельных песен // Детская литература. – 1990. - № 1. - С. 3-6.
  4. Васильцова, З. П. Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналиста. – М.: «Педагогика», 1983. – 144 с., ил.
  5. Зуева, Т. В. Русские семейно-бытовые обряды, их поэзия // Литература в школе. – 2011. - № 6, 7.
  6. Котенька-коток: Русские народные детские песенки / Сост. и обраб. Г. Науменко; худож. Г. Скотина. – М.: Дом, 1994. – 112 с.: ил.
  7. Русские народные песни / Вступ. ст., коммент. и сост. В. П. Аникин. – М.: «Дет. лит-ра», 1972.
  8. Терещенко, А. Быт русского народа. – Изд-во «Русская книга», 1997.
  9. Уколов, В. С., Рыбакина, Е. Л. Музыка в потоке времени. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 317 с., ил.
  10. Щуров, Г. С. Очерки истории культуры Русского Севера, 988 — 1917. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2004. — 552 с., ил.
 

Большую воспитательную роль в традиционном быту играла песня. Она сопровождала человека повсюду на протяжении всей его жизни – с самого рождения и до смерти. Сначала слушая пение взрослых (в младенческом возрасте – пение матери), затем, постепенно, накапливая свой, характерный для данного возраста, песенный материал, ребёнок входил в жизнь, усваивая законы и обычаи общества. Песня самым непосредственным образом влияла на воспитание и формирование развивающейся личности. Колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки несли малышу большой объём информации об окружающем мире, об отношениях, которые должны складываться в семье. Благодаря песням дети пополняли свой словарный запас терминами из взрослой жизни, усваивая одновременно их назначение и смысл. Дети имели возможность наблюдать обрядовую жизнь общины, слышать свадебные, хороводные, лирические песни, опосредованно запоминая не только пение взрослых, но их поведение, движения во время исполнения песен, совершения обрядов. Песни, звучавшие во время различных обрядов, способствовали развитию эмоционально-слухового восприятия подрастающего поколения, активизировали их мышление, воспитывали в лучших традициях, передававшихся от поколения к поколению. Большое значение в этот период имеет самостоятельное пение детей, многочисленные заклички, различные игровые формы, в которых дети очень часто брали на себя функции старших, изображая и копируя их. С малых лет ребенка начинали приобщать к труду. Такое воспитание вырабатывало в человеке жизненно важные, необходимые качества: самостоятельность, дисциплина, ответственность, уважение к чужому труду и т.д. Труд детей поощрялся взрослыми (тем более что включение в трудовой процесс происходило постепенно), дети стремились подражать в работе старшему поколению и в ответ получали моральную поддержку. Постепенно усложнялся круг обязанностей, детям доверялись более ответственные задания, они выполняли более сложную работу. Девочек учили прясть, ткать, позже они учились доить корову. Мальчики выгоняли пасти скотину, а примерно с 13-14 лет их учили пахать, боронить и т.д. Старшее поколение старалось воспитывать детей и подростков примером собственной жизни. Подросткам разрешалось присутствовать и даже участвовать в обрядах взрослых, девочки 11-12 лет водили хороводы с более взрослыми девушками, мальчики наблюдали за мужскими забавами (кулачные бои, состязания в верховой езде и т.п.). Такая активная деятельность стимулировала личностное развитие подростков и способствовала воспитанию в них качеств, необходимых для полноценного члена общества. Воспитательный процесс человека в традиционном обществе проходил исподволь, незаметно для него самого, начинаясь с самого рождения. Результатом такого воспитания являлось то, что к своим 13-14 годам подростки были практически сформировавшимися, самостоятельными людьми, готовыми к вступлению во взрослую жизнь. Для настоящего времени вопросы воспитания подростков не менее актуальны. Но то, что подростки прошлого постигали, как говорится, с младых ногтей, их сверстнику, живущему в других социальных условиях, нужно умело преподать. Это значит, что, воспитывая их на фольклорной основе, необходимо не просто рассказать о существовании такого понятия, как традиционная народно-песенная культура, но и вызвать интерес у учащихся к фольклору, его специфике, самобытности. Приобщая подростков к народной песенной культуре, мы должны опираться на творческую природу фольклора, направленную на раскрытие индивидуальных положительных качеств. Необходимо также принимать во внимание психофизиологическую специфику современных подростков, желание проявить свою индивидуальность, самоутвердиться. Песенный материал берётся с учётом аксиологически отобранных средств музыкальной выразительности (речь, в первую очередь, идёт о музыкально-поэтическом тексте, в котором должны воспеваться непреходящие, общечеловеческие ценности: любовь к родному краю, родителям, бескорыстная дружба и т.д.). В отличие от младших школьников подростки способны воспринимать более сложный репертуар. Здесь и расширенный диапазон (как отдельной голосовой функции, так и общей партитуры звучания), и увеличение количества голосовых функций и, что немаловажно, индивидуализация каждого участника в рамках совместного пения – то, что фольклористы называют варьированием. Песенный фольклор невозможно представить без варьирования, которое является одним из основных признаков традиционной культуры. Варьирование как закономерный процесс есть проявление индивидуального отношения к действительности, в данном случае коллективному пению. Традиционному обществу было присуще совместное ведение хозяйства, общий быт, коллективный характер художественно-эстетического самовыражения через пение. Но личность каждого нисколько не терялась на общем фоне, наоборот, любой человек имел возможность проявить свою индивидуальность благодаря варьированию. Видоизменяя мелодию, певец не противопоставлял себя общине, а в рамках коллективного, обязательного для всех, привносил что-то свое. Варьирование было потребностью человека и, как личностное качество, проявлялось во всех видах деятельности. В свою очередь, через народную песню традиционное общество выражало свое отношение к действительности. Умение варьировать помогало человеку другими глазами взглянуть на окружающий мир, творчески проявить свое отношение к действительности, не забывая о незыблемых жизненных установках. При варьировании, чтобы сохранить исконное начало, необходимо учитывать ту жанрово-стилевую специфику, в рамках которой могут возникать варианты конкретной песни. Эта специфика определяется наличием следующих незыблемых песенных компонентов:

1. слогоритмическая структура;

2. ладоинтонационная основа;

3. звуковысотные характеристики и особенности звучания всех голосовых функций.

Если первые два компонента нацелены в первую очередь на объединение исполнителей (общим временем звучания каждого слога и сходными интонационными оборотами - первый, а также общей звуковой палитрой – второй компонент), то третий из них в наибольшей степени выявляет неповторимость самопроявления каждого певца, его индивидуальность. Изучая традиционную песенную культуру, подростки смогут соприкоснуться с подлинной историей своего народа, их сознание постепенно будет трансформироваться под влиянием нравственно-эстетического опыта предыдущих поколений, отображенного в народных песнях. Осознание своей сопричастности народно-песенной культуре воспитает в них высокие нравственные качества: уважение к людям старшего поколения (родителям, учителям), способность ценить бескорыстную дружбу, взаимовыручку, порядочность, трудолюбие. Приобщение к лучшим произведениям фольклора, безусловно, должно способствовать тому, что подростки смогут по достоинству оценить свою принадлежность к родной земле, к своему Отечеству. Таким образом, активное приобщение подрастающего поколения к животворному источнику народных песенных традиций, несомненно, должно стать одной из форм повышения эффективности воспитательного процесса, что актуально для современной системы образования.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль отца в воспитании ребенка | 

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 782. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия