Студопедия — Авалон Артрур – Кундалини-йога. Змеиная сила 5 страница. Поэтому за этим состоянием есть еще и четвертое (Турья)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Авалон Артрур – Кундалини-йога. Змеиная сила 5 страница. Поэтому за этим состоянием есть еще и четвертое (Турья)






Поэтому за этим состоянием есть еще и четвертое (Турья). Переживание его, называемое Шуддха-Видья (чистое знание), достигается посредством Самадхи-Йоги. Джива в состоянии Сушупти находится в причинном теле (Карана), а в состоянии Турья-Джива находится в теле Маха- Карана, «Великой Причины».

Кроме того, говорят, есть еще и пятое состояние «по ту сторону четвертого» (Турьятита), достигаемое укреплением в четвертом. Здесь достигается Ишвара-Таттва. Это состояние сознания, называемое Унмеша, в котором Садхакья-Таттва есть Нимеша. Высшие подразделения — Вишва, Байджаса. Идущие за пределы «незапятнанного единого достигают высочайшего равенства» и «поглощаются в высшем Шиве».

Высшие подразделения — Вишва, Тэйджас и Прад- жна — это состояния сознания индивидуального Дживы. Но есть и коллективный, космический Джива, который — совокупность Джив каждого особого состояния[43].

В макрокосме этот коллективный Джива называется Вайшванара (соответствующий индивидуальному Вишва- телу), Хираньягарбха и Сутратма (соответствующий индивидуальному Тэджас-телу). Ишвара — это имя коллективной формы Джив, описываемых как Праджна. Космически — это сознание владык объективного, субъективного и причинного миров, по ту сторону которых находится высочайшее сознание.

Высочайший йогический опыт и освобождение достигаются прохождением по ту сторону первых тех состояний обычного опыта.

Процесс Йоги — это движение возврата к первоисточнику, из которого началось движение развертывания мира множества форм. Порядок нисхождения таков: Буддхи, Ахамкара, Манас, Индрии, Танматры, а из них Бхуты. Так как в теле человека первоисточник находится в мозге, в котором проявляется сознание, то местопребывание ума — между глазами, а местопребывание материи — в пяти центрах, от горла до основания позвоночника. Здесь начало возвратного движения, при котором различные виды материи растворяются один в одном, а потом в уме; а ум — в сознании, как это описано далее в главе 5.

На вопрос, который человек может теперь поставить: «Достижимо ли высшее состояние блаженства?» — Йога отвечает: «Да. Здесь и сейчас».

Глава 4 Мантра

Теперь нужно дать объяснение о Шабда, Варна и Мантре. Говорят, что буквы алфавита (Варна) распределены по всем центрам тела на лепестках лотосов, В каждом из лотосов имеется также Семя-Мантра (Биджа) Татгвы этого центра. Кундалини — это не только свет (Джотир-Майя), но и Мантра (Мантра-Майя), поэтому Мантра употребляется и в процессе ее подъема.

В индийских Шастрах; вероятно, нет темы более важной, чем Мантра. Это столь важная часть Тантра-Шастры, что ее даже называют Мантра-Шастрой. Обычно слово «Мантра» объясняется как «молитва», «формула почитания», «мистический слог» и т. п. Хорошо ли обоснована Мантра Шастра или нет — но в любом случае это отнюдь не абсурд, как полагают некоторые. Те, кто так думает, могут исключать Мантры, являющиеся молитвами, значение которых они понимают, ибо с молитвами они близко знакомы. Но такое отношение само по себе показывает недостаточное понимание — в случае Мантры нет необходимости в молитве или в святости. Мантра — это Сила (Мантра-Шакти), которая передается независимо от того, кто ее употребляет. Человеку можно нанести вред и даже убить с помощью Мантры[44]. Посредством Мантры может быть достигнуто и определенное соединение с физической силой[45] (Шакти). Так, посредством Мантры в особом посвящении, называемом Ведадикша, происходит переход силы от Гуру к ученику, так что ученик даже может упасть в обморок от этого импульса. Посредством Мантры при благоприятных условиях может быть зажжен огонь для жертвоприношения; Мантрой человек может спастись и т. д. Короче говоря, Мантра — это сила; Сила в форме звука. Корень «Ман» означает «думать».

Творческая сила мысли теперь получает все усиливающееся признание на Западе. Чтение мыслей, передача мыслей, гипнотическое внушение, магическая проекция (Мокшана) и защита (Грахана) становятся известными и практикуемыми — не всегда с хорошими результатами. Это учение очень древнее в Индии, и за ним стоит определенная практика, описанная в Тантрах. Некоторые формы этой практики держатся в тайне, чтобы предотвратить возможное зло. Однако на Западе еще неизвестна особая форма науки о мысли — Мантра-Видья.

Тот, кто знаком с западными представлениями об этом, легче поймет меня, когда я говорю, что, согласно индийскому учению, описываемому здесь, мысль (как ум, посредством которого она действует) есть сила, Шакти. Поэтому она так же реальна, как и всякий другой материальный объект. И то и другое — проекция творческой мысли Миро-мыслителя. Корень «ман», который означает «думать», — это также корень и другого слова, «ман», которое, единственное во всем творении, означает «мыслящий». Мантра — проявление Шабда-Брахмана. Но что такое Шабда, или звук? Шакта-Тантра-Шастра следует доктрине Мимансы о Шабда с теми изменениями, которые необходимы, чтобы совместить ее со своей доктриной о Шакти.

Звук — это качество (Гуна) эфира (Акаша), и он ощущается слухом — двухчастный буквенный звук и небуквенный звук (Дхвани). Последний производится ударением друг о друга двух предметов и лишен значения. Шабда, наоборот, есть Анахата (название, относящееся к лотосу сердца), и это звук Брахмана, он происходит не от ударения двух предметов. Буквенный звук образует слова, предложения и буквы. Такой звук имеет значение. Говорят, что проявление Шабда в виде речи — вечно. Найяики отрицают это, говоря, что он преходящий. Слово произнесено, и оно уходит. Это мнение отрицается Мимансой, утверждающей, что восприятие буквенных звуков должно отличаться от буквенных звуков самих по себе.

Восприятие зависит от Дхвани, то есть от прикосновения воздуха к голосовым органам — нёбу, горлу и языку. Прежде чем возникнет Дхвани, должно быть соударение одной вещи о другую. Но это не то соударение, которое производит буквенный звук, а лишь проявление его. Буквенный звук создается благодаря устройству голосовых органов и их контактом с воздухом, а сами эти органы реагируют на ментальное движение, идею, которая волевым усилием устремляется вовне и выражается внятным звуком. Это — восприятие, которое является преходящим для Дхвани, проявляющей на языке идеи как таковые.

Но и буквенный звук как таковой — вечен. Он не производится только в тот момент, когда он был познан. Он только проявлен через Дхвани. Он существовал прежде, как будет существовать и потом. Это проявление подобно кувшину в темной комнате, который становится видимым благодаря вспышке молнии. Но этот кувшин возник не в этот момент и не исчезнет после того, как исчезла молния, сделавшая его видимым.

Воздух, контактируя с голосовыми органами, проявляет звук в форме букв алфавита и их комбинаций в форме слов и предложений. Буквы производятся для слушания их человеком, желающим говорить, и становятся слышимыми ушам других посредством деятельности небуквенного звука, или Дхвани. Дальнейшее является только проявлением. Сам же буквенный Шабда — это нечто иное, чем его проявления. Перед описанием природы Шабда в его различных формах развития необходимо понять индийскую психологию восприятия.

В каждый момент Джива является субъектом для бесчисленных влияний, которые идут к нему со всех концов Вселенной. Но только те достигают его сознания, которые притянуты его вниманием и отобраны его Манасом. Манас прислушивается к тому или другому из этих смысловых впечатлений и выводит его к Буддхи. Когда объект (Артха) представлен уму и воспринят, ум создает очертания физического объекта. Это называется ментальными Вритги (колебаниями, видоизменениями)[46], которые и старается подавить Йога. Но поскольку Вритги представляет внешний объект, то это и нечто большее, чем сам объект.

Физический объект называют грубым объектом, а ментальное впечатление называют тонким объектом. Но около объекта находится ум, который воспринимает его. Из этого следует, что ум имеет два аспекта, в одном из которых — воспринимающий, а в другом — воспринимаемое в форме ментальной формации (Вритти), которая предшествует своей внешней проекции и затем следует как впечатление, произведенное в уме посредством чувствования грубого физического объекта. Ментальное впечатление и физический объект полностью соотносятся, потому что хотя физический объект и есть фактически, но прошедшая через него проекция космического воображения имеет такую же реальность, как и ум, не более и не менее.

В уме есть оба: познающий и познаваемое, зрящий и зримое. Когда ум воспринял объект, он трансформирует его в очертания этого объекта. Так что ум, думающий о божественном, которое он почитает, в конце концов при продолжительной направленности на это трансформируется в подобие этого божества. Тот, кто долго занимает свой ум образом избранного Дэвата, тот становится таким же чистым, как и Дэвата. Это фундаментальный принцип Тантрической Садханы, практики.

Воспринятый объект называется Артха — термин, происходящий от корня «ри», который означает «достигать, знать, радоваться». Артха — это то, что познано, и поэтому является объектом радости. Ум, как Артха в форме ментального впечатления, есть рефлексия, отражение внешнего объекта, или плотного Артха. Артха — это как внешний объект, так и внутренняя тонкая ментальная форма, которая соотносится с ним. Этот аспект ума, который познается, называется Шабда, или Нама (имя), а тот аспект, в котором он сам является своим собственным объектом или познаваемым, называется Артха или Рупа (форма). Внешний физический объект, становящийся впечатлением в индивидуальности, также Артха или Рупа, а говоримая речь — это внешний Шабда.

Субъект и объект в аспекте Мантры — это Артха и Шабда. Эти термины соответствуют ведантическим Нама и Рупа, или мысли и мыслеобразу. По словам Веданты, все творение — это Нама и Рупа. Ум — это сила, функция которой различать и идентифицировать. Так же как тело бывает причинным, тонким и плотным, так и Шабда (звук) имеет четыре состояния (Бхава): Пара, Пашьянти, Мадхьяма и Вайкхари (термины, которые будут объяснены в главе 5).

Пара-звук существует при дифференциации Маха- Бинду — великой творческой воли перед началом проявления. Это неподвижный первичный звук Кундалини в телесном центре Муладхара. Тот его аспект, в котором он начинает двигаться (хотя это и не какое-то отдельное движение), называется Пашьянти, и его место перемещается от Муладхары к Манипуре. Этот звук ассоциируется с Ма- насом, и это первое движение бывшего неподвижным звука в его Ишвара-аспекте. Мадхьяма-звук ассоциируется с Буддхи. Это звук Хираньягарбха, Шабда, устремляющийся из Пашьянти к сердцу. Мадхьяма — это внутреннее «наименование», производимое познающим аспектом ментального движения, и Артха, или тонкий объект, принадлежащий ментальному тонкому телу.

Восприятие зависит от различения и идентификации. В восприятии та часть ума, которая идентифицирует и различает, или познающая часть, — это тонкий звук, а та часть, которая принимает очертания предмета (форма, соответствующая внешней вещи), — это тонкий Артха (объект). Восприятие объекта — такое следствие стимулирующей функции ума в его двойном аспекте, как Шабда и Артха, которое находится в нерасторжимой связи между познающим и познаваемым. Оба принадлежат тонкому телу. В творении первым проявляется Мадхьяма-звук. В этот момент нет никаких внешних Артха (объектов). Тогда космический разум проецирует этот Мадхьяма-Артха в мир чувственного опыта и проявляет его в произносимой речи.

Последний, Вайкхари-звук, — это речь, возникающая в горле и исходящая изо рта. Это Вират-Шабда, поэтому Вайкхари-звук порождается языком и вызывается плотным объектом, который обозначается с помощью языка. Он принадлежит грубому телу Мадхьяма-звука, то есть ментального движения или мышления в его познающем аспекте. Мадхьяма-Артха — это ментальное впечатление о грубом объекте. Внутреннее движение мысли в ее аспекте

Шабдартха (получившее образ) и рассматриваемое в его аспекте узнавания (Шабда) и как тонкий объект знания (Артха) принадлежат тонкому телу. Причина их обоих — это, во-первых, общее движение по направлению к особому мышлению из неподвижной причины, Паразвука, или высшей речи.

Таким образом, две формы внутренней, или скрытой, речи, причинная и тонкая, ведут к разговорному языку. Внутренняя форма мышления состоит из тонкого и произнесенного звука — грубого аспекта Мантры, которая — проявление Шабда-Брахмана. Плотный звук, называемый Вайкхари, или произнесенная речь, и плотный Артха, физический объект, выраженный в этой речи, — это проекция в мир грубого чувственного восприятия более тонких Шабда и Артха через изначальную активность Шабда- Брахмана. Поэтому в плотном физическом мире Шабда означает язык, то есть предложения, слова и буквы — выражение идей и суть Мантры.

В тонком ментальном мире Мадхьяма соответствует уму, который является и познающим и тонким ментальным объектом его познания Артха. Это подобно состоянию сна: как Паразвук есть причинный сон, а Вайкхари — бодрствующее состояние. Ментальный Артха — это Сан- скара, впечатление, отложившееся в тонком теле от прошлого опыта, которое снова проявляется, когда Джива пробуждается к миру опыта и снова вспоминает о своем опыте, временно утерянном в космическом сне без сновидений, который и есть растворение (Маха-Пралайя). Из чего возникает эта Санскара? Как действие, она должна иметь причину. Эта причина — Шабда, тонкое или плотное имя, соответствующее этому особому Артха (объекту). Когда слово «Гхата» (сосуд) произнесено, это вызывает в уме изображение самого объекта, так же как и представление об этом объекте. В состоянии Хираньягарбха звук, как Санскара, работает, чтобы вызвать ментальные изображения. Целое — это звук и образ, имя и форма. Оба они неразлучно вместе. Нет звука без образа и образа без звука.

Греческое слово «Логос» также обозначает и мысль и слово. Так проявляется двойная линия творения — звук и образ, идея и язык вместе с их объектами. Слышимая речь или внешнее проявление звука служит для творения звука. Образ творения является внутренним или внешним объектом, видимым ментальным или физическим зрением. Из космической начальной точки творения ум исходит первым, а из него развертывается физический мир, согласно созревшим Санскарам (отпечаткам), которые ведут к существованию проявленной Вселенной. Поэтому ментальный образ предшествует физическому образу, который является эволюцией ментального образа в плотную материю. Это ментальное состояние соотносимо с состоянием сна, когда человек живет только в ментальном мире. После творения, которое соответствует пробуждению к состоянию бодрствования, для индивидуальности возникает параллелизм имен и объектов. Произнесенная речь — проявление наименования или мысли. Эта мысль — движение, одинаковое в людях всех рас.

Когда англичанин или индус думает об одном и том же объекте, изображение этого объекта у них одинаковое, вызываемое самим объектом или произнесением его имени. Может быть, по этой причине читающий мысли, чей мозговой центр находится в связи с центром другого человека, может читать скрытую речь, то есть мысль того, чью разговорную речь он не может понимать, так как хотя движение мысли одинаково у всех людей, а выражение ее, как Вайкхари-Шабда, различно.

Согласно библейской легенде, так было до смешения языков, происшедшего у Вавилонской башни. И разве это не так, если мы делаем вывод, что различие во внешней речи возникает от различия рас, проявившихся со временем? Если бы инструменты и условия, которые обнаруживают мысль в форме речи, были теми же самыми для всех людей, тогда и язык был бы один. Но в настоящее время этого нет. Различны расовые характеристики и физические условия, такие как разная природа голосовых органов, климат, наследственность и т. д. Но для каждого отдельного человека, говорящего на каком-либо языке, произнесение имени какого-либо объекта есть грубое выражение движения его внутренней мысли. Такое произнесение вызывает это движение и порождает впечатления. Оно вызывает идею, а идея — это сознание, как ментальная операция. Эта операция может быть так усилена, что и сама становится творческой. Это — Мантра-Чайтанья.

Из вышесказанного понятно, что когда говорится о том, что «буквы» находятся в шести телесных центрах, то не нужно понимать это как абсурдное утверждение, что буквы имеют письменную форму или форму произнесенного звука, который слышим ухом. Буквы в грубом смысле могут проявляться только в речи и при письме. Это должно быть ясно, хотя точнее изложить это довольно трудно. Вообще нет более сложной темы, чем Мантра-Видья, вне зависимости от того, рассматривать ли ее в целом или в связи с каким-то отдельным конкретным вопросом. Нужно все время остерегаться, чтобы не попасть в ловушку, пытаясь предписывать это в качестве метода самопостижения в полном смысле этого слова.

Сложность увеличивается и существованием некоторых различий в текстах. Так, иногда Дэвата Муладхары — Ганеша, а в «Шат-Чакра Нирупане» это Брахма. Кроме того, там же говорится, что Дакини в Муладхаре — Дэвата Асти-дхату (костной субстанции). Когда йог сидит в предписанной Асане, то кости окружают Муладхару, так как это — центр тела, и кости располагаются сверху и снизу вокруг Чакры. В другом тексте здесь помещена Дэви Ша- кини. Также сказано, что буквы, находящие на лепестках лотоса Муладхара, — это Ва, Ша, Са и Сса[47]. Почему там именно они?

По этому вопросу мне были даны разные объяснения. Так как различные буквы запечатлены в различных видах материи, то кажется очевидным предположить, что буквы, соответствующие стихии Земли, должны быть в центре Земли. Но изучение этого вопроса не подтверждает это. Кроме того, говорится, что буквы имеют цвет и что буквы определенного цвета распределены по лотосам того же цвета. Но «Шат-Чакра Нирупана» не подтверждает это. Еще утверждается, что разные буквы исходят от соответствующих Дэвата. Но буквы, произведенные Дэвата, — это образы Мантры как звука. Мне говорили и то, что буквы размещаются согласно их положению в произношении. Но отмечалось и то, что Муладхара — общий источник их всех.

Кроме того, говорится, что буквы на лепестках — это Биджа, или семя Мантр всей активности, связанной с Тат- твой того или иного центра. Все сущности Таттвы Земли (Притхиви) могут быть созерцаемы в Муладхаре. Поэтому здесь имеются органы действия ходьбы (ноги), ощущения запаха, качества Притхиви. Нивритги-Кала и Брахма (Господин Таттвы). Но мне также говорили и то, что буквы Ва, Ша, Са и Сса — это Атма и Биджу четырех Вед, четырех Юг, четырех океанов, и поэтому они называются Чатур- варнатмака, сущностью четырех букв. Это верно, что четыре Веды находятся там и истекают из Паразвука, местопребывание которого Муладхара, ибо Веды в своем первоначальном смысле — это идея мира в уме творческого Брахмана, части которой открылись Риши (Пророкам) и воплотились в четырех Ведах. Но почему Ва — это семя Риг- веды Ша — Яджурведы и т. д.?

Ритуальное объяснение можно найти в «Рудраямала- Тантре» (14-73,15-2,16-1,16-2). Лепесток Ва — это Брахма (Раджас-Гуна) и Биджа сочетания «рк»; Са — это Рудра (Тамас-Гуна) и Биджа слога «Са». Сса — это Биджа-Атхарва, то есть Биджа-Шакти. Эти четыре буквы пребывают в Пара-звуке в Муладхаре. Мне кажется (насколько мне позволяет мое знание Шастр), что детали описания центров бывают двух родов. Во-первых, есть некоторые факты объективной реальности. Это, например, наличие центров в позвоночнике. Или то, что принцип твердости (Притхиви) находится в самом нижнем из этих центров, который, как центр тела, содержит статическую потенциальную энергию, называемую Кундалини-Шакти. Этот центр-лотос имеет 4 лепестка, потому что таково распределение в нем Йога-Нади[48]. Твердость удачно символизируется кубом, который является Янтрой этого центра. Дэвата этого центра тоже удачно восседает на слоне — символе массивности, соответствующей твердости «земли». Силы, создающие твердую плотную материю, йогином воспринимаются желтыми. Возможно, особые субстанции тела и особые качества связаны с особыми центрами.

Однако есть и другая группа вещей, которые, возможно, имеют только символическую реальность и которые даются Садхаке лишь для облегчения понимания инструкций и как объект для медитации. Буквы, связанные с внешней речью, проявляются только после того, как возникли в горле. Поэтому они, как таковые, не могут существовать в Чакрах. Да и не говорится, что они там, в буквальном смысле, — они присутствуют в Чакрах в тонкой и причинной форме. Такая тонкая форма называется Матрика. Но, будучи такой формой, она — Шабда, мышление и причина движения. Сознание само по себе (Сварупа) беззвучно (Них-Шабда) в своей высшей форме (Пара-Шабда).

Сознание принимает общее недифференцированное движение, так же как и дифференцированное движение, проявляющееся в виде произносимой речи. Внутреннее движение имеет внешнее соотношение с тем звуком, который исходит из губ. Это путь Мантры — сознание движется, как Шакти, и проявляется, во-первых, как субъект и объект в тонкой форме ума и его содержимого, порождаемого отпечатками (Санскарами), и, во-вторых, в грубой форме речи, как выражение идей и физических объектов (Артха), которые творчество космического ума проецирует в мир чувственного опыта, чтобы они были источником впечатлений индивидуального опыта внутри его. Верно, что в этом смысле буквы, как скрытая речь или семя внешней речи, содержатся в Чакрах, но назначение отдельных букв и их размещение в Чакрах — это та тема (если это, конечно, есть в действительности, а не только символизм), которой я уже касался в своей книге «Шакти и Шакта».

В каждой из Чакр есть также Биджа (семя) Мантра каждой из Таттв. Они — семя Татгвы, выходят из нее и возвращаются в нее. Естественное имя чего-либо — это звук, который производится действием движения сил, составляющих его. Поэтому говорится: кто мысленно или устно произнесет с творческой силой природное имя чего-либо, тот приносит в бытие вещь, которая породила это имя.

Так, РАМ — Биджа Огня в Манипура-Чакре. Это Мантра РАМ — выражение в грубой форме тонкого звука, производимого силами, создающими огонь. То же самое объяснение дается и насчет ЛАМ в Муладхаре и других Бидж в других Чакрах. Простое произнесение РАМ или любой другой Мантры — это, действительно, всего лишь движение губ. Но если сила Мантры пробуждена, тогда это — Мантра-сознание, и тогда Садхака может сделать Мантру действенной.

Так и Вайкхари-Шабда со своим носителем Дхвани — это тело силы сознания, которое способно сделать произносящего Мантру владыкой стихии Огня. Однако в любом случае в этом должна быть творческая мысль, которая оживляет произносимый звук, и он начинает работать в малой человеческой магии, так же как он сначала работал в великой магической игре Создателя мира. Его мысль была соединена с творческой силой всех мыслей.

Каждый человек — это Шива, и он может достичь его силы по мере своей способности сознательно реализовывать себя как такового. Дэвата вызываются для различных целей. Дэвата — это Шабда и Артха (звуки образ), Первое — имя (Мантра-субъект) и второе — тот Дэвата, чье это имя.

Практикой (Джапа) Мантр достигается присутствие вызываемого Дэвата. Джапа, повторение Мантр, сравнивается с деятельностью человека, трясущего спящего, чтобы разбудить его. Две губы — это Шива и Шакти. Их движение — это их совокупление (Майтхуна). Шабда, происходящий из них, имеет природу семени (Бинду). Производимый этим Дэвата — сын Садхаки. Это не высший Дэвата, который остается бездеятельным, а эманация, производимая Садха- кой для своих целей. Так, при почитании Шивы появляется мальчик Шива (Бала-Шива), затем он становится большим благодаря питанию, которое Садхака дает своему творению.

Мистик сможет понять весь этот символизм в том смысле, что Дэвата — это форма сознания Садхаки, которую он пробуждает и укрепляет. Это его сознание становится сначала мальчиком Шивой, а потом, когда окрепнет, становится вполне зрелой Божественной Силой. Все Мантры находятся в теле как формы сознания. Когда Мантра практикуется, она оживляет Санскары (отпечатки), и Артха (образ) появляется в уме. Поэтому Мантры — это форма Санскара Дживы, чей образ становится проявлением сознания, готового постичь его. Сущность всего этого — концентрация мысли и силы воли. Но для такой цели необходим метод, соответствующий искомому результату, — такой как речь и определенные виды практики. Так учит Мантра-Видья, объясняющая, что есть Мантра.

Причинное состояние звука называется Шабда- Брахман, то есть Брахман как причина звука и образа. Непроявленная (Авьякга) сила или звук, которые — причина проявленного звука и образа, возникает из дифференциации Высшего Бинду от Пракрити в форме Бинду через преобладание Крийя-Шакти[49]. Авьякга Рава, или Шабда (непроявленный звук), — принцип звука, как такового (Нада-Мантра). Это недифференцированный зв)пес, не проявленный в форме букв, а выражающийся через творческую активность. Он — причина проявления звука и образа. Это Брахман, рассматриваемый как всепроникающий звук, неделимый и непроявленный, чья субстанция — Нада и Бинду, ближайший творческий импульс в Пара-Шиве и ближайшая причина проявленного звука и образа. Это вечный и лишенный частей Спхота[50], в котором звук и образ не разделены и являются силой, посредством которой существуют и могут быть познанными и звук и образ.

Таким образом, Шабда-Брахман — это кинетический недифференцированный аспект идеи недифференцированного Высшего Сознания философии, или Сагуна- Брахмана религии. Чит-Шакти, носителем которой является недифференцированная Пракрити-Шакги, — это творческий аспект Брахмана, развоплощенного и бесформенного (Ниргуна) и в то же время воплощенного, имеющего форму (Сагуна). Как говорит «Хатха-Йога Пради- пика» (4.101—102). «Все, что слышимо в форме звука, — это Шакти. Поглощенное состояние (Лайя) Таттв (в которых эволюционирует Пракрита) — это то, в чем не существует форм. До тех пор, пока есть Эфир, до тех пор есть и звук. Беззвучие — это Пара-Брахман, или Параматман».

Шабда-Брахман с целью творения проецирует самого себя в двух формах движения: во-первых, Шабда (с ментальной вибрацией познания), который, проходя через вокальные органы, становится произносимым звуком; и, во- вторых, Артха — движения, обозначаемого звуком в форме всех вещей, оставляющих содержание ума и объективного мира. Оба они — эманации из сознания активности Шакти, которая — весь этот мир (Вак, или Логос) и, по сути,

они — одно и то же. Между ними есть постоянная связь. В высшем смысле это нужно понимать так, что Вселенная состоит из букв. Это 50 букв санскритского алфавита, которые изображаются в виде гирлянды отрезанных человеческих голов, которые несет мать Кали, нагая и темная, как грозовая туча, стоящая среди костей и трупов животных и птиц на выжженной земле, на белом теле Шивы, лежащем подобно трупу (Шива-Рупа). Это она забирает в себя все формы речи и все объекты во время всеобщего растворения (Маха-Пралайя).

Шабда-Брахман — это сознание во всех существах, и оно принимает на себя форму Кундалини и обитает в теле всех дышащих существ в форме Праны, проявляющее себя через буквы в прозе и стихах. В сексуальном символизме Шакта- Тантр Бинду — семя[51] истекает из перевернутого соединения[52] Маха-Кала и Маха-Кали. Это семя, созрев в Йони- Пракрити, истекает, как Кундалини, в форме букв. Кундалини, как Махаматрика-Сундари, имеет 51 кольцо, и эти кольца — Матрики, или тонкие формы грубых букв (Варна), которые — Вайкхари, форма Шабда (звука) в Чакрах. Кунда- ли с одним кольцом — Бинду, с двумя — Пракрита- Пуруша, с тремя — Шакти (в форме Воли, Знания и Действия) и три Гуны (Сатгва, Раджас и Тамас), а свернутая в три с половиной оборота она тогда, когда она актуально творческая, с Витерита; с четырьмя оборотами — она Дэви-Экаджата и т. д. до Шриматрикот Патисундари с 51 кольцом.

Непроявленный Пара-Шабда в теле — это тот, который первым истекает из Кундалини-Шакти в нижней Чакре и устремляется вверх как Пашьянти, Мадхьяма и Вайкхари Шабда[53]. Когда Шакти впервые становится «видимой», она — Парама-Кала в форме Матери (Амбика-Рупа), которая — высшая речь и высший мир. Она «видит» проявленного из Пашьянти к Вайкхари. Пашьянти — это то состояние Шабда, в котором сила воли в форме острия заставляет развертываться Вселенную в форме семени (Биджа). Это Шакти-Вама, Мадхьяма-Вак, которая есть Джняна (знание) и в форме прямой линии есть Джиестха-Шакти. Здесь в особом виде движения происходит первое принятие на себя формы (Матрика). Состояние Вайкхари — это состояние Крийя-Шакти, или Дэви-Раудри, чья форма — треугольник, и форма Вселенной.

Как первая Шакти производит тонкие буквы Матрика, которые — Васана, так последняя — это Шакти грубых букв, из которых состоят слова и их объекты. Эти буквы — гирлянда Матери, истекающая из нее в форме Кундалини- Шакги и поглощаемая обратно ею в процессе описываемой здесь Кундалини-Йоги.

Глава 5

Центры, или Лотосы. Чакры. Падмы

Здесь нам пора перейти к рассмотрению Чакр, тонких центров в теле, где действуют Шакти (Силы) различных Таттв — принципов, составляющих телесные оболочки. Пять низших центров от Муладхары и до Вишудцхи — это центры Бхута, пяти форм чувствующей материи. Аджна и другой центр в области между Аджной и Сахасрарой — центры Таттв, составляющих ментальные оболочки, в то время как Сахасрара — тысячелепестковый лотос на вершине мозга — это полная блаженства обитель Парама- Шивы-Шакги, состояния чистого сознания.

Описание Чакр можно делать, во-первых, на основании западной анатомии и физиологии центральной и симпатической (периферической) нервной системы, во-вторых, на основании тантрического учения о строении нервной системы и ее центров; и, наконец, с соотнесением по мере возможности этих двух систем на основе действительной анатомии и физиологии, что как раз и свойственно тантрическому оккультизму.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 409. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия