Приложение 3.
Не менее важную роль в овладении педагогического мастерства играет посещение уроков учителя и других студентов с последующим их анализом. При этом студенты наблюдают как за деятельностью учителя, так и за деятельностью учеников. Наблюдение на уроках за деятельностью учащихся может вестись как прямыми, так и косвенными методами. С этой целью может быть составлен план и разработана программа наблюдений. При этом: ـ восприятие общего фона занятости учащихся сочетается с одновременным контролем над их групповыми и индивидуальными действиями; ـ ведутся наблюдения за степенью активности учащихся; ـ прослеживается доля индивидуального участия на фоне общей активности группы; ـ наблюдается отношение учащихся к совместной работе, отношение учащихся к заданиям. Наблюдения за индивидуальной занятостью учащихся фиксируют на специальном бланке:
Наблюдения за индивидуальной занятостью учащегося ___ класса школы № ___ Урок № ___ Тема урока______________ Учитель __________ Учащийся _______________№ компьютера___
Анализ урока должен быть проведен по схеме:
1. Дата, класс, фамилия, имя, отчество учителя, предмет преподавания, количество учащихся по списку, сколько присутствует, какой урок по порядку. 2. Подготовленность к уроку: чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение, порядок в классе, готовы ли учащиеся к уроку (наличие на столах тетрадей, учебников, ручек и других необходимых принадлежностей), подготовлены ли компьютеры (наличие необходимого количества рабочих ПЭВМ, разослано ли программное обеспечение). 3. Как учитель организовал класс на работу в начале урока (потребовалось ли время на установление порядка и дисциплины, на проверку отсутствующих, была ли поставлена перед учащимися цель урока и т.п.). 4. Какое оборудование использовалось учителем на уроке (наглядные пособия, учебные и методические пособия, компьютерные программы). Насколько они необходимы и уместны на данном уроке. 5. Какова общая структура урока, научный уровень его содержания, методы обучения. 6. В чем заключалась деятельность учителя и учащихся на уроке? Каким был общий стиль их общения? Какие качества учителя преобладали: авторитарность, доброжелательность и т. п. Педагогический такт учителя, этика взаимоотношений, сотрудничество. 7. Результаты урока: какие учебные знания, умения и навыки сформированы, достигнуты ли поставленные цели (образовательная, воспитательная и развивающая). Пути совершенствования урока.
Важным этапом педагогической практики является изучение кабинета информатики и его описание по схеме:
1. План кабинета с указанием расположения столов, компьютеров, внешних устройств и др. 2. Общие сведения о кабинете (школа, номер кабинета, расположение, сведения об учителе). 3. Описание рабочих мест учащихся и учителя с указанием основных характеристик компьютеров. 4. Описание программного обеспечения. 5. Учебно – методическая литература, дидактический материал; 6. Стенд по технике безопасности.
Приведем пример отчета о кабинете информатики средней школы № 14 1. Общие сведения о кабинете.
ФИО преподавателя ОИВТ: Туркина Вера Владимировна Номер кабинета: 23 (третий этаж) Количество рабочих мест: 14-13 рабочих мест для учащихся и 1 для преподавателя (см. схему кабинета) 2. Описание кабинета и рабочих мест.
Всего в кабинете информатики 14 компьютеров. Один из них является рабочим местом учителя. Это настольный компьютер. - на базе процессора Intel Pentium 166 MHz (Genuine Intel PentiumÒ Model 4 208 MHz Stepping 3); - RAM – 32 Mb; - HDD 2,95 GB; - S3 VIRGE PCI Ver 4.0; - FDD 1.44 MB. - Multimedia CD-ROM 8x, Sound Blaster, active speakers; - Bus Type PCI; - 14 " 0 25 SVGA ViewSonic Е641; - внешний модем GVC 2400 V 42bis,/MNP5; - внешний модемMotorola; - струйный принтер EPSON Stylus Color 2000; - операционные системы Windows 95. DOS (ver 7.10); Рабочие места учащихся представлены персональными компьютерами семейства IBM PC/AT 4 моделей: 1. IBM PC/AT 286 20 MHz (1 ПЭВМ): - RAM – 1 Mb; - HDD 20 Mb; - FDD 5,25 и 3,25; - Bus Type PCI; - 14"SVGA; 2. IBM PC/AT 386 SX 40 MHz (10 ПЭВМ): - RAM 1 Mb; - HDD 40 Mb; - FDD 5,25; - Bus Type PCI; - 14" SVGA; 3. IBM PC/AT 386 DX 33 MHz (1 ПЭВМ): - RAM 4 Mb; - HDD 40 Mb; - FDD 5,25 и 3,25; - Bus Type PCI; - 14" SVGA; - матричный широкоформатный принтер STAR –1500; 4. IBM PC/AT 486 DX2 80 MHz (1 ПЭВМ): - RAM 8 Mb; - HDD 365 Mb; - FDD 3,25; - Bus Type PCI; - Multimedia CD-ROM 2x, Sound Blaster, active speakers; - 14 " SVGA.
3. Программное обеспечение.
1. Базовое ПО (для рабочих мест учащихся): - операционная система MS-DOS (ver. 6 20); - оболочка Norton Commander (ver. 4.0); - оболочка dos Navigator (ver. 1.49g); - утилиты Norton Utilities (ver. 6.0); - антивирусные программы AIDSTest и DrWeb. 2. Базовое ПО (для рабочего места учителя): - операционная система MS-DOS (ver. 7.10); - операционная система Windows 95; - оболочка Norton Commander (vet 4.0); - оболочка Dos Navigator (ver. 1.49 g); - утилиты Norton Utilities (ver. 6.0); - антивирусные программы AIDSTest и DrWeb. 3. Прикладное ПО (для рабочих мест учащихся): - клавиатурный тренажер ТРК (ver.3.0); - текстовый редактор Lexicon (ver 1.2); - текстовый редактор W & D (ver 8.0); - графический редактор StoryBoard Livel (ver 1.0); - интегрированный пакет Works (ver 2.0); - тестирующая программа Opros, - демонстрационно – обучающая программа Professor (ver 2.1). 4. Прикладное ПО (для рабочего места учителя): - Microsoft Word¢97; - Microsoft Access'97; - Microsoft Excel'97; - Инструментальное ПО (для рабочих мест учащихся): - Borland Pascal 6.0; - Borland Pascal 7.0; - Qbasic; - Инструментальное ПО (для рабочего места учителя): - Borland Pascal 7.0; - Borland C++ 3.0; - Microsoft Visual Basic 5.0; - ARITY/Prolog Version 5.1; - 3D Studio MAX R2; - Microsoft Macro Assembler 6.1; - Adobe Photoshop 3.0; - Microsoft Visual Basic for MS-DOS 1.0.
4 Дидактический материал. - Карточки с заданиями. - Тесты. - Демонстрационные рисунки. - Карточки с заданиями для контрольных и самостоятельных работ.
5 Учебно – методическая литература. 1. Персон Р. и Роуз К. Microsoft Word 97. 2. Фигуранов В.Е IBM РС для пользователя. 3. Епанешников А.М и Епанешников В.А Программирование в среде Turbo Pascal 7.0. 4. Мизрохи С.В Операционная система MS-DOS. 5. Финогенов К.Г MS-DOS 5.0 (часть 1). 6. Козловский Е.A Norton Commander 4.0. 7. Григорьев В.Л Самоучитель по операционной системе. 8. Бондарев В.М, Рублинецкий В.И, Качко Е.Г Основы программирования 9. Березин Б.И и Березин С.Б Начальный курс С и C++. 10. Авербух А.В, Гисин В.Б. Зайдельман Я.Н и Лебедев Г В Изучение основ информатики и вычислительной техники. 11. Нестеренко А.В ЭВМ и профессия программиста. 12. Нортон П. Руководство по DOS Питера Нортона. 13. Справочник по Microsoft Works. 14. Справочник по работе Windows 95. 15. Жаров А. Железо IBM 98. 16. Быля Т.Н и Быля О.И Изучаем информатику. 17. Насаткин В.Н Информация и алгоритмы ЭВМ. 18. Скэнпон Л. Персональные ЭВМ IBM PC и XT. 19. Журавлев А.П и Павлюк Н.А Язык и компьютер. 20. Ламуатье Упражнения по программированию на Фортране IV. 21. Арсак Ж. Программирование игр и головоломок. 22. Марченко А.И и Марченко Л.A Turbo Pascal 7.0.
Важным этапом педагогической практики является подготовка и проведение внеклассного мероприятия по информатике. При подготовке внеклассного мероприятия по информатике может быть использована следующая литература: 1) Зубрилин А.А., Овчинникова О.В. Игровые моменты при изложении темы «Символьные величины». // ИНФО. 2001. № 1. 2) Макарова Т.Н., Редченкова Г.Д. Элементы занимательности в курсе информатики. // ИНФО. 2000. № 5 С. 30-37. 3) Позднова Е.А., Сиротина С.Л. Командные задания по информатике. // ИНФО. 2000. № 2. С. 63-66. 4) Сулейманов С. КВН в кабинете информатики // ИНФО. 1999. № 3.
Приведем пример конспекта одного из мероприятий.
Игра «счастливый случай»
Цели: Образовательная: - проконтролировать знания учащихся по различным темам курса информатики. Развивающая: - развитие познавательных способностей школьника; - развить интерес к информатике. Воспитательная: - воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению информатике; - формирование нравственных качеств личности: воли, интереса к познанию, трудолюбия, ответственности за принятие решений.
Оборудование: карточки с вопросами, карточки с правильными ответами, список вопросов, бочонки с номерами от 1 до 20.
Подготовительная работа: За несколько дней до игры детям было дано задание: набрать команду из 7 человек, выбрать капитана, придумать название своей команды, эмблему и девиз. Учащимся было рекомендовано повторить различные сведения, полученные ими на уроках информатики. Ход игры Правила игры: Игра проводится для двух и более команд. Первый конкурс проводится для капитанов, чтобы выяснить, чья команда будет первой ходить. Затем команды по очереди вытягивают из мешочка бочонки. Каждому номеру соответствует определенный вопрос. На обдумывание вопроса – 1 мин. Если команда не отвечает на вопрос или дает неверный ответ, то право на ответ имеет другая команда. Если же обе команды дают неверный ответ, то на него могут ответить зритель, а полученные за него баллы он может отдать любой команде. За правильный ответ на вопрос присуждается 5 баллов.
Конкурс капитанов: Капитаны всех команд подходят к ведущему. Задание: по очереди назвать части компьютера (монитор, мышь…). Капитан, остановившийся первым, считается проигравшим. Команда, чей капитан победил, начинает игру первой. Затем команды по очереди тянут бочонки с номерами заданий. Вопросы:
1. +5 очков 2. Отгадайте ребус:
МО
3. Переход хода через один. 4. Переведите из десятичной системы в двоичную число 97. 5. Изобразите компьютер, т.е. каждый человек команды должен изображать какую-то часть компьютера. 6. Переход хода через один. 7. Для чего нужен сканер? 8. Отгадайте ребус:
МО О Е
9. Переведите из двоичной системы в десятичную 1001101. 10. +5 очков. 11. Музыкальная пауза. Каждой команде надо придумать четверостишье со словами «монитор» или «принтер». 12. Разгадайте кроссворд: а.
ключевое слово это.?. – схема б. 8 в. Язык программирования.
г.
13. Переведите из десятичной системы в двоичную число 100. 14. Переход хода через один. 15. Как правильно включить компьютер? 16. Для чего нужны эти клавиши:
17. Отгадайте ребус:
К А
|