Созерцание пяти таттв
209. Таттву земли следует созерцать в бидже ЛАМ — четырехугольную, желтую, благоухающую, сияющую золотым цветом; этим обретается легкость тела.
210. Таттву воды следует созерцать в бидже ВАМ — в форме сияющего полумесяца, дающую выносливость при голоде и жажде и способность безопасно погружаться в воду.
211. Созерцая биджу РАМ, рожденную из огня, в виде сияющего красного треугольника, обретают способность выносить огонь и жар и переваривать обильную пищу и питье.
212. Таттву воздуха надлежит созерцать в бидже ЙАМ —круглую, сияющую темносиним цветом; это позволяет перемещаться в пространстве и летать, как птица.
213. Таттву эфира надлежит созерцать в бидже ХАМ — бесформенную и многообразно сияющую; этим обретается знание трех времен, господство, анима и другие подобные сиддхи.
214. Где есть человек, который знает науку свары, там нет предела богатству. Тот, кто передвигается, зная свару, обретает успех без усилий.
Успешная победа
Богиня сказала:
215. О, Бог богов, Махадева! Поведай великое знание свародаи, позволяющее обрести понимание трех времен, расскажи о нем, о Шанкара!
Господь сказал:
216. Знание времен, победы, благоприятного и неблагоприятного — троично; нет знания выше этого знания трех времен, о Прекрасная!
217. Таттвы определяют успех и неудачу, они обеспечивают победу и поражение; из-за таттв бывает процветание или голод. Сказано, что таттвы проявляются в этих трех состояниях.
Богиня сказала:
218. О, Бог богов, Махадева! Кто же лучший друг людей во всем этом океане сансары, дающий им успех во всех делах?
Господь сказал:
219. Именно прана — величайший друг, именно прана — величайший спутник. Ничего выше и роднее, чем прана, нет и еще раз нет, о Прекрасноликая! Богиня сказала:
220. Скажи, какие вайю есть в праническом теле, какова форма пряны? Как йогины знают действие праны в таттвах?
Шива сказал:
221. Прана в городе тела является защитником. При вдохе она равна десяти пальцам, когда же выходит, — двенадцати. (25)
222. Во время ходьбы она равна 24 пальцам, при беге — 42, при соитии — 65, а во время сна — 100.
223. Естественная длина праны, о Богиня, равна 12 пальцам. Во время еды и рвоты она вытягивается до 18 пальцев.
224. Когда прана уменьшается на один палец, обретается бесстрастность. Уменьшение на два рождает блаженство, на три — поэтический дар.
225. Появляется могущество речи — когда на 4, ясновидение — на 5, левитация — на 6, огромная скорость — на 7.
226 Восемь сиддхи — когда на 8, девять нидхи — когда на 9, десять обликов — когда на 10, потеря тени — когда на 11.
227. Когда на 12 — можно овладеть движением дыхания и пить поток амриты, подобный Ганге. Когда прана заполняет тело вплоть до кончиков ногтей, зачем нужны еда и трапеза?
228. Так поведано знание о поведении праны, дающее успех во всех делах, — оно обретается со слов гуру, а не из миллионов наук и писаний.
229. Если случится, что с утра не будет лунной свары, а вечером — солнечной, то она непременно появится в полдень и полночь.
Битва
230. В дальней войне победоносной является «луна»; в ближних местах — «солнце». Когда нога, поднятая первой при ходьбе, принадлежит текущей нади, результатом является полный успех.
231. В начале путешествия, на свадьбе, при входе в любой город и т.д., во всех благоприятных действиях, лунный поток дыхания является благоприятным.
232. Если во время солнцестояний и в лунные сутки у кого-либо дыхание протекает в соответствии со сварами и таттвами, а также соответствующими им божественными покровителями, тот побеждает врага простой остановкой дыхания; у него не будет никаких преград и в мире Кешавы.
233. «Защити жизнь, защити жизнь», — кто повторяет так, надевая доспехи, тот в битве завоевывает жизнь и землю.
234. Когда в дыхании активны элементы земли и воды, можно приступать к умиротворяющим действиям, когда активны огонь и воздух, — к опасным, а когда активна акаша, — вообще ни к каким.
235. При освящении оружия следует использовать соответствующее дыхание (т.е. держать оружие в той руке, со стороны которой течет свара). Также если в битве обнажать и убирать оружие в соответствии со сварой, то всегда будет победа.
236. Следует выполнять надлежащую пранаяму, взбираясь на повозку и шагая, тогда все дела будут успешными.
237. Если вражеское снаряжение имеет неполную [длину свары], а свое — полную, то, действуя тогда с подходящей полной таттвой, можно и в одиночку победить весь мир.
238. Если течет соответствующая нади и активно ее покровительствующее божество, то это дает успех во всех делах.
239. Сначала надлежит выполнить мудру, а потом уже отправиться на битву. Тот, кто делает мудру змеи, у того будет несомненный успех.
240. Если во время течения «луны» или «солнца» силен воздух, и это подтверждено знающими таттвы, тогда воины выступают, жаждущие битвы. Если акаша или воздух текут обратным образом, то будут лишь пустота и раз рушение.
241. В том направлении, в котором течет воздух, в том направлении следует выступать на битву. Тогда, несомненно, будет победа, даже если сам Шакра во главе [вражеского войска].
242. Когда со стороны той нади, по которой течет воздух, кто-либо натягивает тетиву лука вплоть до уха, то он побеждает даже Пурандару.
243. Тех, кто полностью защищает все части своего тела, не сможет одолеть и убить никакой враг.
244. Тот, кто издает звук соединением большого и указательного пальцев, а также с помощью большого пальца ноги во время битвы, победит в бою даже сто тысяч [врагов].
245. Если в «луне» или «солнце» течет воздух, тогда можно защитить все направления и всегда побеждать.
246. Если посланник говорит о чем-либо желанном во время, когда его собеседник вдыхает, тогда он, уходя, достигает цели, о Прекрасная!
247. Все желаемые действия и вещи успешно достигаются, когда происходит вдох, и разрушаются, — если выдох.
248. У мужчины благоприятна правая, а у женщины — левая, во время битвы же — кумбхака; таковы эти три нади и три их движения.
249. Какой может быть разговор о сваре без различения слога «ха» и слога «са»? Не иначе, как с помощью «со'хам хамса» живущий всегда обретает успех.
250. Наполняя пустые части тела дыханием, живые существа достигают успеха; но поскольку живущие смертны, то пустые части их тела всегда защищают их жизнь.
251. Если спрашивающий ставит вопрос о битве сидя слева или справа относительно полной свары, он победит; если со стороны пустой — проиграет.
252-253. Таттва земли указывает на рану в животе, воды - на ногах, огня — в бедрах, воздух — в руках, акаша — в голове. Эти пять типов ран описываются в науке дыхания.
254. Когда во время битвы течет «луна», обороняющийся обязательно победит; когда же течет «солнце», то победит наступающий.
255. При сомнении в победе следует всматриваться в середину нади, и если прана движется по сушумне, то врага постигнет несчастье.
256. Сражающийся пусть встанет в направлении текущей нади (т.е. на востоке или на севере относительно врага — при текущей иде, и на юге или западе — при текущей пингале). Тогда он обретет победу, и нет другого мнения на этот счет.
257. Когда во время сражения постоянно течет левая нади, тогда обороняющийся победит и даже может пленить врага.
258. Когда во время сражения постояно течет солнечный канал, тогда победит нападающий, даже если он воюет с богами и демонами.
259. Враг захватит в плен того человека, который идет воевать при текущей левой нади; при текущей сушумне он не встретит противника, а при солнечной сваре одержит победу.
260. Если двое одновременно спросят о войне, и если первый —при полной сваре, то победит, если при пустой — победит второй, не иначе.
261. Выступивший на войну при полной нади встретит врага с тыла, а при пустой нади, — встретится с ним лицом к лицу, и враг, несомненно, погибнет.
262. Если при левом движении дыхания будет задан вопрос с четным количеством букв, то будет победа; если спрашивающий находится справа, то все будет наоборот.
263. Когда вопрос о войне поставлен во время «луны», то будет мирный исход, если во время «солнца» — произойдет сражение.
264. Война, начатая во время таттвы земли, будет одинаковой по последствиям для обеих сторон; во время воды —закончится победой обороняющегося; во время огня — будет разгром; во время воздуха и акаши последует смерть.
265-266. Когда поток дыхания во время вопроса чувствуется неясно, пусть тот, кто разумен, поступит так: сев неподвижно, пусть он бросит перед собой цветок. Если цветок будет падать с наполненной стороны, будет успех, если наоборот, — ущерб.
267. Если кто стоя или сидя выдыхает прану, контролируя свой ум, тот во всех своих делах будет успешен по жизни.
268. Ни различные виды смерти и ужаса, ни оружие, ни змеи, ни враги, воры и прочие не причинят вреда тому, чья прана в этот момент в пустом месте.
269. Если удерживать воздух в живом теле, затем медленно и постепенно начать испускать его и в таком состоянии войти в азартную игру, — всегда будет выигрыш.
270-271. Все многообразные силы безуспешны в сравнении со знающим свару. Как в этом мире, так и где-либо еще, знающий свару всегда силен. Как повелители богов в десятки, сотни и сотни тысяч раз сильнее земных владык, так и он в десятки миллионов раз сильнее их всех.
Богиня сказала:
272. Ты поведал о законах победы в войне среди людей. Как одерживается людьми победа в поединке с Ямой?
Господь сказал:
273. Следует созерцать Бога с устойчивым умом, чувствами и телом, задерживая дыхание. Этим обретаются все желаемые совершенства, великая удача и победа.
274. Проявленный мир имен и форм возник из непроявленного. Этот проявленный мир в тот же миг исчезает в непроявленном, как только появляется истинное Знание.
|