Наука о дыхании
15. Слушай же, о Богиня, высшее знание, пребывающее в самом теле! Одним лишь постижением этого знания можно обрести познание всего.
16. В движении дыхания — Веды, все писания; в сваре —высшая музыка гандхарвов; в сваре — все три мира, свара — сама сущность Атмана. (6)
17. Без знания свары и астролог, что дом — без хозяина; или как уста, лишенные [знания] писаний, а тело — головы.
18. Различающий все тонкие каналы и потоки энергии (нади и праны), различающий таттвы и срединную сушумну, — знающий это достигает освобождения.
19. Все проявленное или непроявленное становится благоприятным только благодаря силе воздуха. Говорят, о Прекрасно- ликая, что знание свары вмиг делает все благоприятным. (7)
20. Части и вся Вселенная в целом были созданы сварой; и осуществляет создание и разрушение Вселенной воистину Сам Великий Господь в форме свары. (8)
21. Нет тайны выше, чем знание свары, нет богатства выше, чем знание свары, нет знания выше, чем знание свары, — ни из увиденного, ни из услышанного.
22. С помощью силы свары можно одолеть врага и встретить друзей. Богатство, слава, наслаждение и счастье обретаются благодаря силе свары. (9)
23. Перемещение по земле, также принятие пищи, совершаются благодаря силе свары; моча и нечистоты также из вергаются из тела с помощью силы свары.
24. Рождение дочери и прием у правителя достигаются благодаря силе свары; посредством свары достигаются божественные совершенства и подчинение другого своей воле.
25. Все шастры, начиная с Пуран — смрити, веданги и прочие писания не содержат ничего более высшего, кроме знания свары, о Прекрасноликая!
26. Среди иллюзорных имен и форм блуждают глупцы, погрязшие в неведении, до тех пор, пока не знают таттву. (10)
27. Эта свародая-шастра — лучшая среди лучших из всех шастр; подобно светильнику, она освещает собой обитель Атмана.
28. Не следует сообщать это всем и каждому, кто просто задает вопрос, потому как это познается лишь тем, кто сам по стиг Атман в обители Атмана (11).
29-30. Ни лунные сутки и созвездия, ни день недели, ни божества планет, ни въятипата, ни соединения вайдхрита и прочие меняющиеся условия; ни плохие соединения, о Богиня, никогда не имеют неблагоприятного значения, — когда обретается чистая сила свары, все имеет хороший результат. (12)
31. Внутри тела находятся нади, имеющие много форм и различную протяженность; мудрым всегда следует знать их ради знания о своем теле.
32. Разветвляясь от корня, находящегося в области чуть выше пупка, они числом 72 000 распространены в теле. (13)
33. В пупке находится сила кундали, спящая подобно змее; от туда десять нади идут вверх, и десять — вниз. (14)
34. Две и две нади проходят, пересекаясь, поперек; таким образом всего их 24. Основными являются 10 нади, по которым циркулируют потоки дыхания.
35. Пересекаясь, направляясь вверх или вниз, нади распространяют дыхание в теле. Они находятся в теле и в форме чакр, поддерживаемые потоками праны.
36. Из них десять являются важнейшими, из этих десяти три наиважнейшие — ида, пингала и сушумна.
37. Остальные — гандхари, хастиджихва, пуша и яшасвини, аламбуша, куху и шанкхини.
38. Ида находится в левой части, пингала —в правой, сушулшй — в середине, гандхари — в левом глазу.
39. В правом глазу — хастиджихва, в правом ухе — пуша, яшасвини — в левом ухе, а во рту — аламбуша.
40. Куху — там, где половой орган, в анусе — шанкхини. Таким образом у всех основных отверстий тела находится одна из десяти нади.
41. Пингала, ида и сушумна стоят на пути потоков праны; так эти десять нади по-разному расходятся втеле. (15)
42-43.Таковы названия нади. Теперь Я поведаю названия самих потоков: прана, апана, самана, удана и вьяна, а также нага, курма, крикала, девадатта и дхананджая. Прана находится в сердце, апана — в области ануса.
44. Самана — в области пупка, удана — в середине горла, вьяна распространена по всему телу. Вот десять основных по токов дыхания.
45. Пять из них начинаются с праны, остальные пять начинаются с наги. Так же, как и места расположения первых пяти, Я поведаю места расположения пяти остальных.
46. Нага известна в отрыжке, курма — в моргании глаза, крикала известна как причина голода, девадапгту распознают в зевоте.
47. Даже когда наступает смерть, не покидает тело всепроникающая дхананджая. Так все эти десять нади пронизыва ют тела живущих.
48. Мудрецам следует различать эти потоки движения праны в сердцевине тела, управляемые идой, пингалой и сушумной.
49. Ида распознается слева, а пингала упоминается как находящаяся справа, в обратном направлении по отношению к иде. В иде находится «луна»4, в пингале — «солнце»; сушумна обладает природой Шамбху, а Шамбху — сам хамса (т.е. и вдох, и выдох).
51. Выдох обозначается слогом «ха», вдох—слогом «са». Слог «ха» —форма Шивы, а слог «са» известен как форма Шакти.
52. Проявляясь как форма Шакти, «луна» обеспечивает поток левой нади. Правая же нади управляется «солнцем» как формой Шамбху.
53. Когда дыхание течет через иду в порядке слога «са», то какое бы благо ни получил мудрец в тот момент в мире жи вущих, оно возрастет в десятки миллионов раз.
|