Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Пример 4: Арпеджио аккордов.





Акценты в пассажах нужно делать на нотах арпеджио аккорда. Это тоника, терция и квинта. На рисунках с ладами они обозначены красным, синим и желтым цветом. Например, при обыгрывании соль-мажора при помощи миксолидийского лада акценты должны быть на нотах соль, си, ре.

Обратите внимание, что, не смотря на то, что на каждый аккорд звучит свой уникальный лад, арпеджио аккордов одного типа идентичны, т.е. арпеджио Am = Dm = Em; арпеджио C = F = G. У них одинаковые аппликатуры. Единственное отличие в том, что они исполняются от разных ладов на грифе гитары. На самом деле при игре нужно уметь играть арпеджио и лады не только в рамках одного бокса, как было рассмотрено (в уроке рассмотрен вариант с тоникой на 6-й струне), а в любой игровой зоне грифа.

Попробую проиллюстрировать предложенный метод. Возьмем, к примеру, уже знакомую нам прогрессию: Am, G, F, Em, но исполним ее в тональности си-минор. Это значит, что все аккорды и гаммы будут исполняться на тон выше (2 лада). Прогрессия будет иметь следующий вид: Bm, A, G, F#m.

Аккорд Bm я обыграю при помощи эолийского лада, A - миксолидийского, G - лидийского и F#m - дорийского.

В первом примере аккорды обыгрываются при помощи арпеджио.

Пример 4a:


Звуковой файл

Теперь, исполним на каждый аккорд гамму, которая ему соответствует.

Пример 4b:


Звуковой файл

На практике такое обыгрывание аккордов (при помощи только гаммы или арпеджио) используется очень редко. Как правило, эти два приема комбинируются между собой.

Используя материал этого урока, попробуйте обыграть другие прогрессии (например, 2-ю прогрессию из 2-го урока).

Надеюсь, Вы поняли, о чем идет речь. Стоит сказать, что этот урок не позволяет полностью усвоить материал и использовать его в игре. Для того чтобы Вы могли свободно пользоваться этим приемом, Вам следует пополнять свой словарный запас, причем, фразами для разных типов аккордов.

Удачи!

Урок 8. Гармонизирующие ноты

В этом занятии мы рассмотрим такое понятие, как гармония. На самом деле будет рассмотрено далеко не все, что подразумевается под этим словом. Однако если Вы не очень хорошо представляете значение этого термина, то этот урок поможет немного разобраться в том, что имеется в виду.

Хочу сразу отметить, что максимальная польза от урока будет в том случае, если Вы тщательно проработали уроки "аккордовые гаммы" и "ладовая относительность".

Что такое гармония? Под этим термином подразумевается одновременное звучание нескольких нот. Причем, здесь всегда присутствует основной тон, а так же еще одна или несколько нот, которые носят название гармонизирующие ноты. О них и пойдет речь в этой статье.

Приведу несколько примеров. Например, если Вы слышите power-chord, то можно рассматривать это как гармонию. В этом случае основной тон гармонизирован 5-й ступенью (квинтой). Другим примером может быть любой аккорд. К примеру, возьмем аккорд ля-минор. Основной тон - нота ля; а ноты до и ми - гармонизирующие ноты, соответственно 3-я и 5-я ступени.

Если Вы вдумаетесь в значение слова гармония, то Вы поймете, что оно подразумевает некую упорядоченность этих гармонизирующих нот относительно основного тона. Давайте попробуем понять правила, при помощи которых получаются эти ноты.

Вообще, для изучения данного материала неплохо иметь под рукой магнитофон или компьютер, который сможет "исполнить", например, основную партию, а Вы поверх этой партии исполните другую, состоящую из гармонизирующих нот. Далее в уроке Вы встретите mp3-файлы, которые помогут Вам исполнить примеры.

Существует два способа построить гармонию.

Первый способ заключается в следующем. Вы просто повышаете каждую ноту мелодии на определенный фиксированный интервал. Этот способ гармонии имеет довольно узкое применение по той причине, что часть гармонизирующих нот не совпадает с диатоникой (нотами гаммы, в которой исполнена основная мелодия). Однако иногда бывают ситуации, когда необходимо воспользоваться именно таким подходом, поэтому, давайте разберем несколько примеров.

Для примера возьмем пассаж, который построен по ля-фригийской гамме. Гамма выбрана произвольно, и для примеров этой серии не имеет никакого значения.

Пример 1a:


Звуковой файл

Гармонизируем эту мелодию. Все, что для этого надо - это просто исполнить поверх исходной мелодии точно такую же, но смещенную на какой-либо интервал. Это очень легко сделать. Надо просто сдвинуть весь пассаж на несколько ладов вверх по грифу. Давайте, гармонизируем пример 1a квинтами. Для этого надо исполнить пример 1a от 12-го лада, т.е. сдвинув исходный пассаж на 7 ладов вверх.

Пример 1b:


Звуковой файл

Гармонизировать мелодии можно не только квинтами, а любыми интервалами.

Пример 1c:


Звуковой файл

В этом примере исходная мелодия гармонизируется при помощи кварт. Сдвигаем пассаж на 5 ладов.

Попробуйте гармонизировать мелодию другими интервалами. Сдвигайте мелодию на 2, потом на 3 и т.д. ладов. От себя отмечу, что мне больше всего нравятся следующие интервалы: минорная терция (3-лада); мажорная терция (4-лада); кварта (5 ладов); квинта (7 ладов); тритон (6 ладов); октава (12 ладов). Найдите те интервалы, которые Ваш слух воспринимает наилучшим образом.

Как я уже отмечал, данный способ гармонии используется очень редко. Поэтому давайте перейдем к другому способу. Существует несколько способов усвоить этот метод, но, на мой взгляд, следующий является самым доступным. Он заключается в следующем: гармонизирующая мелодия получается в результате прибавления какого-то числа (например, 2 для гармонизации в терцию) к номеру каждой ступени основной мелодии. В результате получаются не конкретные ноты, а ступени гаммы, которые и будут гармонизирующими нотами. Давайте разберем пример, и Вам все станет предельно ясно.

Возьмем для примера пассаж, построенный по гамме ля-минор.

Пример 2a:


Звуковой файл

Здесь над каждой нотой проставлена цифра - порядковый номер ступени гаммы (тоника - первая ступень), в которой исполнен пассаж. В данном случае ля-минорная гамма.

Как производится гармонизация в этом случае.

Мелодия гармонизируется нотами той же гаммы. Гармонизирующая нота получается путем прибавления к номеру ступени гаммы числа, например, 2 для гармонизации в терцию. Здесь существует одно правило. Если у нас звучит 7-я ступень, а нам надо ее гармонизировать терцией, то после прибавления числа 2 мы получаем 2-ю ступень следующей октавы, т.е. при сложении надо использовать 7-ричную систему исчисления (из-за того, что в гамме 7 нот). 6+2=1; 7+2=2 и т.д.

Другими словами, если звучит какая-то нота, например, соль (гамма ля-минор), то Вы должны посчитать 3-ю ступень от ноты соль вверх по гамме ля-минор. Соль-1, Ля-2, Си-3. Гармонизирующая нота для ноты соль - нота си (интервал терция).

В следующем примере мелодия гармонизирована в терцию при помощи этого правила.

Пример 2b:


Звуковой файл

Для того чтобы гармонизировать мелодию другими интервалами я приведу таблицу чисел, которые надо прибавлять к порядковому номеру основного тона.

  • 1 - секунда;
  • 2 - терция;
  • 3 - кварта;
  • 4 - квинта;
  • 5 - секста;
  • 6 - септима;
  • 7 - октава;

Обратите внимание на то, что когда строим гармонию для варианта терция, то не все ноты получаются отстоящими от основного тона именно на этот интервал. Поэтому, названия в таблице условны.

Я думаю, для Вас не составит труда гармонизировать пассаж при помощи других интервалов. Все, что для этого нужно - выполнять элементарные арифметические вычисления.

В примере гармонизировался пассаж, исполненный в ля-миноре, но гармонизировать подобным образом можно пассажи, исполненные в любом из ладов, которые были разобраны в предыдущей статье.

Гармония может состоять и из 3-х нот. Давайте, гармонизируем гамму ля-минор при помощи терции и квинты. Для этого надо сначала прибавить к порядковому номеру 2, а затем 4. Вот что получится в результате:

Пример 3:


Звуковой файл

Если внимательно посмотреть на этот пример, то можно увидеть, что это ля-минорная аккордовая гамма. Вспомните триольный арпеджио из урока "аккордовые гаммы". Т.е. грубо говоря, ля-минорная аккордовая гамма является ля-минором, гармонизированным терциями и квинтами.

Удачи!

Урок 9. Анализ соло (ладовая относительность)

Как Вы уже наверное поняли из названия урока, сегодня мы опять займемся анализом соло. Но в отличии от предыдущего урока с аналогичным названием, в котором акцент был сделан на то, чтобы найти и разучить фразы, здесь главное внимание надо будет сконцентрировать на принципе ладовой относительности, который был рассмотрен в одном из предыдущих занятий. В этюде, который я предлагаю для анализа я постарался продемонстрировать этот принцип и его эффективность.

Итак, вот ноты и mp3-файл композиции:

Ритмический рисунок 1 (гитары 1 и 2):

Ритмический рисунок 2 (гитары 1 и 2):

Ритмический рисунок 3 (ритм-гитара во время соло):

Соло:


Звуковой файл

В первых 4-х тактах звучит ритмический рисунок 1. На записи он исполнен двумя гитарами, партии которых идентичны. Далее следует ритмический рисунок 2. Главное его отличие от предыдущего в том, что вторая гитара исполняет партию на октаву выше. Это касается только первых трех тактов. Далее, первая гитара исполняет аккорды, а вторая обыгрывает их. Затем идет соло, которое исполняется поверх ритмического рисунка 3.

Давайте обратимся непосредственно к нотам и рассмотрим, что происходит при смене аккордов.

Ритмический рисунок 1:
В первых трех тактах звучит риф, построеный по ля-минорной пентатонике. В четвертом такте аккорд меняется на G5 (аккорд 7-й ступени). Он обыгрывается при помощи миксолидийского лада (см. урок "ладовая относительность"), но на октаву ниже, т.е. с тоникой на 3-м ладу. Здесь используется элемент арпеджио и гаммообразный пассаж. Обратите внимание на то, что здесь присутствуют ноты, которые не совпадают с диатоникой. Это проходящие ноты. Они придают пассажу определенный оттенок.

Ритмический рисунок 2:
В первых трех тактах ситуация аналогична предыдущей. Затем следует гармоническая последовательность: G5 (VII) - B5 (II) - F5 (VI). Каждый аккорд длится один такт и обыгрывается своей "уникальной" гаммой. Аккорд G5 обыгрывается миксолидийской гаммой, но с тоникой на 5-й струне. Аккорд B5 обыгрывается при помощи арпеджио уменьшенного аккорда (локрийский лад). На аккорд F5 звучит бенд к ноте до. Эта нота является 3-й ступенью аккорда фа-мажор.

Соло:
Гармония соло является следующей: A5-A5-A5-C5 (2 раза) - D5-D5-A5-A5-D5-D5-A5-G5.
Практически на протяжении всего соло используется принцип ладовой относительности.

Для обыгрывания аккорда A5 я использовал ля-минор (эолийский лад) и пентатонику, причем, здесь используются аппликатуры в твух позициях - с тоникой на 6-й и 5-й струнах.

Аккорд C5 обыгрывается при помощи до-мажора - ионийский лад. Причем, в 8-м такте соло используется позиция с тоникой на 4-й струне.

При обыгрывании D5 я использовал дорийский лад с тоникой на 6-й струне, а при переходе с D5 на A5 я переходил к аппликатуре ля-минора, расположенной на 5-м ладу. На практике такой метод используется очень редко. Намного целесообразнее было бы использовать аппликатуру ре-дорийской гаммы с тоникой на 5-й струне. Тогда при переходе к аккорду A5 не пришлось бы перемещаться в другую позицию на грифе гитары. В данной композиции это исполнено умышленно, для того, чтобы было легче понять принцип действия предложенного метода.

В последнем такте звучит аккорд G5. Для его обыгрывания используется секстольный гаммообразный пассаж по соль-миксолидийской гамме на 1-й и 2-й струнах.

Завершается соло нотой ля, которая звучит поверх аккорда A5.

Давайте подведем итог.

В соло было использовано 4 разных гаммы для обыгрывания соответствующих им типов аккордов. Но ведь все эти гаммы состоят из нот ля-минорной гаммы. Зачем было использовать все эти лады, если можно все это обыграть при помощи лишь одного ля-минора? Ответ на этот вопрос Вы получите самостоятельно, если попробуете обыграть эту прогрессию при помощи одной гаммы.

Удачи!

Урок 10. Аккордовые гаммы (часть II)

В сегодняшнем занятии мы опять вернемся к вопросу об аккордовых гаммах. В прошлом занятии было дано общее понятие гамм, а конкретнее, внимание было сконцентрировано на самостоятельном построении созвучий, из которых состоят те или иные аккорды, входящие в аккордовую гамму. Сегодня мы рассмотрим основные аппликатуры аккордов, а так-же исполним аккордовую гамму на разных струнах и в разных местах грифа.

Речь в занятии будет идти о минорной аккордовой гамме состоящей из трезвучий.

Рассмотрим основные аппликатурные модели аккордов.

Хочу сразу отметить, что предложенные аппликатуры не являются исчерпывающими, однако, они помогут Вам лучше владеть музыкальной ситуацией.

Если Вы вспомните предыдущий урок(***Ссылка на прошлую статью об аккордовых гаммах***), то Вы увидите, что в аккордовой гамме было 3 типа аккордов: мажорный, минорный и уменьшенное трезвучие. Так как уменьшенное трезвучие применяется на практике довольно редко, вместо него мы будем исполнять полууменьшенный септаккорд (уменьшенное трезвучие + 7-я ступень).

Вот аппликатуры аккордов:

Каждый аккорд представлен тремя аппликатурными моделями. С тоникой на 6-й, 5-й и 4-й струнах.

Тоника на рисунке обозначена красным цветом.

Теперь, когда в нашем распоряжении имеются аппликатуры аккордов с тониками на разных струнах мы можем исполнить аккордовую гамму в восходящем движении, двигаясь по разным струнам.

Давайте исполним аккордовую гамму в восходящем движении для случая, когда тоники аккордов располагаются на 6-й струне.

Пример 1а:

Тональность выбрана произвольно. В данном случае это тональность фа-минор.

В следующем примере тоники аккордов располагаются на 5-й струне. Тональность си-бемоль минор.

Пример 1b:

Теперь исполним гамму для случая с тониками на 4-й струне. Тональность ми-бемоль минор.

Пример 1c:

На практике не совсем удобно работать с аккордовыми гаммами, в которых тоники аккордов располагаются на одной струне. В следующем примере аккордовая гамма исполняется в восходящем движении в одной позиции на грифе гитары. Здесь задействованы разные аппликатурные модели аккордов.

Пример 2а:

Пример 2b:

Примеры этой серии идентичны. В первом случае движение начинается на 6-й струне, а затем продолжается по 5-й и 4-й струнам (тональность соль-минор). Во втором примере движение начинается на 5-й и 4-й струнах, а затем переходит на 6-ю струну (тональность до-минор).

Во всех примерах урока тональности были выбраны произвольно. Попробуйте исполнить аккордовую гамму в других тональностях. Все, что для этого нужно сделать, так это сдвинуть все аккорды гаммы таким образом, чтобы тоника первого аккорда совпадала с первой ступенью минорной гаммы, по которой происходит движение. Возьмем, к примеру, тональность ре-минор. В этом случае пример 2a надо исполнить начиная с 10-го лада, а пример 2b с 5-го.

Удачи!

Урок 11. Легато

В этой статье мне хочется более подробно остановиться на одном техническом элементе, с которым мы познакомились в одном из предыдущих уроков (урок "базовая техника"). Мы рассмотрим более подробно такой элемент, как легато, т.е. исполнение таких приемов как "hammer-on" и "pull-off".

Легато очень удобно для исполнения быстрых гаммообразных пассажей. Пассажи, построенные при помощи этого приема имеют свою, присущую только им, "уникальную" окраску.

Что касается технической стороны, то легато исполнять немного проще, чем пассажи с использованием попеременного звукоизвлечения. Однако, если Вы не исполняли легато, то у Вас возникнут некоторые трудности при исполнении пассажей с использованием данного приема.

Цель этой статьи состоит как раз в том, чтобы подготовить Вас к исполнению пассажей с использованием легато.

Многие люди практикуют данный прием не используя метроном, однако, я считаю, что игра под метроном дает намного большие результаты, поэтому все упражнения я рекомендую практиковать ритмически, с использованием метронома.

Давайте разберем несколько подготовительных упражнений.

Пример 1a:
В этом упражнении исполняется повторяющаяся 3-х нотная секвенция на третьей струне, которая исполняется при помощи приема "hammer-on". Здесь задействованы 1-й, 2-й и 4-й пальцы. Первая нота каждой триоли исполняется при помощи медиатора (это касается всех упражнений этого урока). Штрих медиатора все время вниз.


Звуковой файл

Начинайте играть в очень медленном темпе (неплохо начать с темпа 60 - 80) и следите за тем, чтобы все ноты были одинаковыми по громкости. Как только почувствуете уверенность, то увеличивайте темп на 5-10 ударов в минуту.

Попробуйте играть упражнение непрерывно в течении максимального времени (не пытайтесь это делать если Вы не можете свободно играть пример, т.к. это может повлечь за собой боль в левой руке).

Пример 1b:
В отличие от предыдущего примера здесь задействован прием "pull-off". Здесь, как и в предыдущем примере, задействованы 1-й, 2-й и 4-й пальцы.


Звуковой файл

Как Вы, наверное, успели заметить, в примерах 1a и 1b все ноты отстоят друг от друга на интервал, равный одному тону. Однако, в реальных игровых ситуациях встречаются самые ранообразные комбинации интервалов, поэтому, необходимо уметь исполнять и их.

В примерах 1c и 1d используется комбинация интервалов - полутон-тон и задействованы 1-й, 2-й и 4-й пальцы (следующие примеры серии 1 не содержат звуковых примеров, т.к. все, что отличает их от предыдущих - это комбинации интервалов).

Пример 1c:

Пример 1d:

В примерах 1e и 1f используется комбинация интервалов - тон-полутон и задействованы 1-й, 3-й и 4-й пальцы.

Пример 1e:

Пример 1f:

Если Вы впервые столкнулись с легато, то Вам потребуется довольно много времени, чтобы отработать примеры серии 1. Но не отчаивайтесь. Немного терпения и у Вас все получится.

Обязательно попробуйте поиграть все предыдущие примеры на других струнах.

Теперь, если у Вас все в порядке с исполнением предыдущих примеров, пора перейти к еще одному очень важному аспекту исполнения легато - к переходу со струны на струну.

Следующие упражнения являются производными предыдущих примеров и концентрируют внимание на переходе со струны на струну.

Пример 2a:


Звуковой файл

Пример 2b:

c

Пример 2c:

Перенесите все примеры серии 2 на другие струны. Попробуйте сыграть их используя, 1 и 2 , 2 и 3, 4 и 5, 5 и 6 струны.

Если Вы достаточно поработали с предыдущими примерами, то пришло время обьединить все полученые навыки. Следующее упражнение подводит итог под всем вышесказанным и представляет из себя пассаж построеный по соль-мажорной гамме.

Пример 3:


Звуковой файл

Здесь задействованы все комбинации интервалов, рассмотренные в статье. Если в медленном темпе пример 3 можно сыграть используя штрих медиатора вниз, то при игре в быстром темпе у Вас возникнут некоторые трудности. Для это придется перейти к попеременному штриху (см. ноты).

Данная статья не является исчерпывающей. В ней рассмотрена лишь часть материала, необходимого для свободного исполнения легато. В следующих статьях тема будет продолжена и мы разберем другие упражнения и примеры с использованием легато.

Желаю успехов!

Урок 12: Анализ риффов

Однажды ко мне пришел один начинающий гитарист с просьбой помочь придумать соло на несколько риффов, которые он сочинил. Основной его проблемой было незнание в области гамм и ладов. В результате этого возникла идея написания этой статьи. В этом уроке мне хочется показать некую последовательность действий, которую надо выполнять в том случае, если вам требуется придумать соло на рифф.

Для этой статьи я решил не придумывать свои риффы, а решил взять именно те, которые мне принес мой приятель, тем самым, усложнив задачу и сделав ее более интересной. В этом уроке мы разберем два риффа, которые иллюстрируют две типовые музыкальные ситуации.

Итак, давайте приступим к занятию. Следующий пример является риффом номер 1 и представляет собой повторяющуюся секвенцию (аккорд ля-минор). Но, пожалуйста, не торопитесь играть ля-минорную пентатонику, так как здесь есть некоторые нюансы, на которые стоит обратить внимание.

Рифф 1

Звуковой пример (28кБ)

По поводу исполнения рисунка стоит отметить, что удобнее всего исполнять его при помощи удара медиатора вниз, однако если вам удобнее использовать переменный штрих, то играйте именно так. Еще стоит напомнить, что P.M. (palm mute) - это глушение нот при помощи ребра ладони правой руки.

Теперь давайте посмотрим на ноты. Первое, что нужно делать в подобных ситуациях, это посмотреть на ноты риффа и попытаться определить гамму, которая положена в его основу. Тут у вас может возникнуть естественный вопрос: а почему бы не спросить у автора, какая здесь гамма? Дело в том, что в ряде случаев автор понятия не имеет, что здесь за гамма. Все сочиняется на слух. Но даже если автор и может предоставить вам необходимый теоретический материал, не торопитесь просить его об этом. Постарайтесь вникнуть во все самостоятельно. Тем самым вы получите огромный опыт.

Давайте отобразим на грифе все ноты, использованные в риффе.

Хочу сразу сказать, что вам не стоит двигаться дальше, если вы не знаете, какие бывают гаммы и аппликатуры гамм. Об этом можно прочитать во многих учебных пособиях по электрогитаре. Также вы можете обратиться к уроку 7 "Ладовая относительность".

Как я уже говорил раньше, этот рифф играется на аккорд ля-минор. Таким образом, тоникой (нотой ля) будет открытая пятая струна. Давайте посмотрим, какие еще здесь используются ступени. 4-я и 6-я восьмые ноты являются V и VI ступенями минорной гаммы. Они так же используются в конце второго такта. Так же во втором такте используется IV ступень минора - нота ре.

На самом деле вышесказанное не строго указывает на приемлемость эолийского лада, так как в риффе нет никаких указаний по поводу II и III ступеней гаммы. Следовательно, здесь перед вами открываются некоторые возможности по выбору гаммы.

Внимательно посмотрите на аппликатуры ладов, и вы без труда сможете определить, какие гаммы подходят к данной ситуации.

Для данного риффа можно использовать либо эолийский, либо фригийский лад.

Как вы, наверное, уже успели заметить, у нас осталась одна неразобранная нота - это последняя нота первого такта. Она является тритоном и не входит ни в эолийский, ни во фригиский лады. Чтобы выделить эту ступень в своем соло, вы можете использовать блюзовую гамму, так как тритон является неотъемлемой ее составляющей.

Подведем итог. Для риффа 1 вы можете использовать три лада - эолийский, фригийский и блюзовый. Это не значит, что вы должны остановиться на одном из них. Наилучший способ - использовать их комбинацию.

Теперь давайте разберем рифф под номером 2.

Рифф 2

Звуковой пример (78кБ)

Весь рифф исполняются при помощи приема palm mute.

Данный рифф демонстрирует типичную ситуацию, встречающуюся на практике. Если внимательно посмотреть на табулатуру, то можно сразу понять, что из себя представляет данный рифф. Второй такт получен из первого путем повышения всех нот на 1/2 тона.

Существует два способа обыграть этот рифф:

  • Думать при игре о прогресси F# - G. При этом каждый аккорд обыгрывать своей "уникальной" гаммой;
  • Обыграть рифф при помощи лишь одной гаммы (ладовая относительность).

Мы разберем 2-й способ.

Если попытаться отметить на грифе все ноты, которые используются в риффе, то мы получим следующее.

Как видно из рисунка, здесь у нас имеются фрагменты хроматической гаммы. Конечно, можно обыграть рифф используя и ее, но это довольно сложно, потому что при обыгрывании придется думать о характерных нотах аккордов. А для этого требуется огромный опыт.

Я предлагаю оптимизировать рифф под одну из известных гамм, упростив таким образом задачу при выстраивании соло.

Если бы рифф состоял только из одного первого такта, то его можно бы было обыграть при помощи следующих ладов:

  • Эолийский лад;
  • Фригийский лад;
  • Фригийский доминантовый лад (фригийский с 3-й повышенной ступенью).

Давайте рассмотрим вариант с фригийской гаммой. Напомню ее аппликатуру с тоникой F#:

Следующие действия будут направлены на то, чтобы изменить 2-й такт таким образом, чтобы его ноты совпали с нотами гаммы, использованной в первом такте (фригийский лад).

Педальная нота соль останется без изменений, так как она совпадает со 2-й ступенью гаммы. Ноту ре на пятой струне я предлагаю сдвинуть на 1/2 тона вниз, так, что она совпадет с нотой до-диез (хотя можно оставить ее на месте, потому что и до-диез и ре - ступени F#-фригийского лада).

Нота ре-диез не входит в лад. Следовательно, ее можно сдвинуть на 1/2 тона вниз к ноте ре.

Нота до (пятая струна, 3-й лад) не входит в гамму. Ее надо сдвинуть на 1/2 тона вниз к ноте си.

После всех этих операций рифф примет следующий вид:

Рифф 2 (модифицированный)

Звуковой пример (78кБ)

Рифф 2 можно обыграть при помощи фригийского лада, а так же при помощи фригийского доминантового лада (так как III повышенная ступень не используется в риффе).

Очень надеюсь на то, что этот материал поможет при создании вашей музыки. Удачи!

Урок 13: "От квартолей к триолям...и обратно"

Многие гитаристы сталкиваются с проблемой, когда им требуется исполнить знакомый пассаж в другой, отличной от оригинальной, ритмике. Например, исходный пассаж исполняется в квартольной ритмике, а его необходимо перенести в триольную.

В этой статье я предлагаю вашему вниманию один прием, который позволит исполнять квартольные фразы в триольном ритме и наоборот.

Давайте разберем две простые фразы. Первая исполняется в квартольной ритмике, а вторая в триольной.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 2468. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.025 сек.) русская версия | украинская версия