BOOSTING BRAIN POWER THROUGH THE ARTS
1. Listen to the exerpt from a piano sonata by Mozart and discuss the following questions. Scientists have discovered that listening to classical music, particularly music composed by Mozart, improves our ability to perform certain tasks. What skills or abilities (for example, drawing pictures) may be helped by listening to such music? Compare your ideas. 2. Work in a small group and discuss your answers to the following questions. Think back. Did you have music and art lessons in primary and secondary school? How often? How important were they in the overall school program? Did you like them? Why or why not? Outside of school, what other music or art training have you had? What role do music and art play in your life today? PREPARING TO LISTEN
VOCABULARY FOR COMPREHENSION Match the words and expressions in the first column with a definition or synonym from the second column. Write the appropriate letter in the clank spaces in the first column. Compare your answers.
TRANSLATION Translate into English. A) МУЗЫКА - МОЯ ПОВЕЛИТЕЛЬНИЦА Экспрессивный язык джаза - язык особого рода. Его упоительная, чувственная, опьяняющая красота создает удивительное по богатству оттенков настроение, позволяющее слушателю проникнуть в мир души музыканта. Джаз как искусство не скован расовыми или национальными рамками. Это свойство большого искусства и больших художников. Таким художником был Эдвард Кеннеди Эллингтон — один из величайших музыкантов мира, получивший прозвище – Дюк - герцог - за элегантность манер. В 1920-е годы Эллингтон выступает в качестве руководителя джаз-оркестра и записывает ставшие сразу же шлягерами мелодии "Одиночество," "Черная красавица," "Я выпустил песнь из сердца своего." Гастроли по Великобритании, прошедшие в 1933 году, положили начало международной славе оркестра. Затем были турне по другим странам. Весь мир рукоплескал его искусству. В январе 1943 года состоялось первое выступление Дюка Эллингтона в самом престижном концертном зале Нью-Йорка Карнеги-Холл. Исполнялась его сюита "Черный, коричневый, бежевый" - "история американских негров в цветовой гамме." Музыка была его профессией и досугом, работой и счастьем, музыку в одном из стихотворений он назвал "своей повелительницей." Дюк Эллингтон оставил после себя огромное наследие: сотни песен, десятки концертов, сюит, симфоний, опер и балетов. Недаром выдающаяся американская певица Элла Фицджералд считает, что "Дюк Эллингтон - это энциклопедия музыки. У него можно научиться всему. Душа, чувственность, джаз, искусство и любовь - все это есть в гении Эллингтона, в его музыке." B) Выдающийся американский композитор Джордж Гершвин не получил систематического образования. Он брал уроки музыки, в дальнейшем занимался самообразованием. К двадцати пяти годам он приобрел известность как автор эстрадных джазовых песен, оперетт, ревю, мюзиклов. Гершвин - виднейший представитель симфонического джаза. Особенность его стиля - в сочетании традиций и импровизационного джаза, элементов афро-американского музыкального фольклора и легкого жанра с формами европейской музыкальной классики - оперной, симфонической, концертной. Искусству Гершвина свойственны гуманизм, демократичность; его музыкальный язык отличается непосредственностью, красочностью, острым юмором, чертами гротеска. В духе гротеска написана им программная симфоническая сюита "Американец в Париже." Известность приобрели эстрадные лирические песни, особенно джазового типа. В музыке для театра Гершвин стремился к освобождению от штампов, в частности от оперных канонов. Для оперы "Порги и Бесс," первой американской национальной оперы, характерны своеобразие формы, правдивость сценических ситуаций, динамичность развития сюжета. В ее мелодии чередуются напевы спиричуэлсов, лиричных блюзов и гротескных регтаймов. Опера получила мировое признание, как и другие произведения композитора, такие, как "Рапсодия в стиле блюз." "Пусть гремит оркестр," "О тебе я пою" и другие.
|