Студопедия — Путь развития
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Путь развития






 

Мифология не сохранила практически никаких сюжетных историй, связанных с именем богини Гекаты. Их даже еще меньше, чем рассказов о Гестии. (Хотя в культе влияние богини было несомненно велико.) Поэтому нам будет сложно опираться на мифологию для обнаружения пути Гекаты. Завораживает и то, что сама богиня была божеством трех дорог. Может быть, у этого архетипа три пути развития?

Попробуем разобраться в целом, особенно себя не обнадеживая. Архетип Гекаты в достаточной мере проявляется довольно поздно, в зрелом возрасте. Для этого необходимы взгляд со стороны (по аналогии позиции «из зеркала» в психодраме или «мета-позиции» в НЛП) на происходящую жизнь и непрямое участие в событиях реальности. Это возможно либо при принятии на себя роли ведуньи (или иногда врача, сотрудника милиции или даже спецслужб[297]) уже с молодых лет, либо естественным и бытовым путем в зрелом и пожилом возрасте, когда многое уже не только отцвело, но и отплодоносило, а пчелки и птички разлетелись. Поэтому с данной точки зрения важно лишь не идентифицировать себя с архетипом, не принимать на себя функций богини (или Господа Бога), не считать себя истиной в последней инстанции. Кстати, использование власти, данной архетипом Гекаты, в своих целях будет говорить нам о вмешательстве и интересах другого архетипа. У Гекаты нет других целей кроме власти как таковой.

При пробуждении архетипа Гекаты в юном и достаточно молодом возрасте мы обратим внимание на важный (возможно, осознанный) переход от развитого архетипа Коры-Персефоны к архетипу Гекаты. Геката дает уход в Подземный мир и возращение обратно как инструмент для выполнения каких-то личностных задач. Затем оказывается важным само умение ходить разными путями. Возможно, молодая женщина-Геката встретит на этих дорогах и Афину с Артемидой, и Гестию, и Деметру, и Афродиту с Герой…

Успехов нам всем!

 

Библиография

 

 

1. Аполлодор. Мифологическая библиотека / Пер. В.Г. Борухович. М.: Ладомир, Наука, 1993.

2. Апулей. Метаморфозы / Пер. М.А. Кузмина // Апулей. Апология или речь в защиту самого себя от обвинения в магии. Метаморфозы. Флориды. М.: Наука, 1993.

3. Аретино П. Рассуждения Нанны и Антонии под фиговым деревом, в Риме, которые ради своей забавы и в поучение женщинам трех состояний сочинил божественный Аретино / Пер. с итал. С. Бушуевой. СПб.: Инапресс, 1995.

4. Астарта. Вып. 2. Женщина в структурах власти архаических и традиционных обществ. СПб., 1999.

5. Ахматова А.А. Десятые годы: в 5 кн. М.: Издательство МПИ, 1989.

6. Боровой К. Двенадцать самых успешных. М.: Вагриус, 2003.

7. Брюсов В.Я. Стихотворения. Минск: Госучпедгиз БССР, 1955.

8. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. М.: Изд-во института психотерапии, 2001.

9. де Виллар, Монкофор. Граф де Габалис, или разговоры о тайных науках / Пер. с франц. Ю. Стефанова. М.: Энигма, 1996.

10. Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в Средние века / Пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССМЭН), 2002.

11. Гомер. Илиада. Одиссея / Пер. с древнегреч. Н. Гнедича, В. Жуковского. М.: ЭКСМО, 2003.

12. Грейвс Р. Мифы Дневней Греции / Пер. с англ. К. Лукьяненко. М.: Прогресс-Традиция, 1999, тт. 1-2.

13. Гулик, Роберт ван. Искусство секса в Древнем Китае / Пер. с англ. Н.Г. Касьяновой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.

14. Джонсон Р.А. Мы: Источник и предназначение романтической любви / Пер с англ. В. Мершавки. М.: Гиль-Эстель, 1998.

15. Джонсон Р.А. Он: глубинные аспекты мужской психологии / Пер. В. Мершавки. М., Харьков, 1996.

16. Джонсон Р.А. Она: Глубинные аспекты женской психологии / Пер. В. Мершавки. М.: ИОИ, 1997.

17. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное / Пер. с англ., коммент. и указатель СВ. Пахомова; Послесловие Ф.Х. Кессиди. СПб.: Алетейя, 2000.

18. Ефимкина Р. Три инициации в «женских» волшебных сказках // Российский гештальт, вып. 4. М.; Новосибирск, 2003, ее. 18-37.

19. Ингерман С. Возвращение души: Восстановление разбитого на части «Я» / Пер. с англ. Н. Шпет. Киев: София, 2001.

20. Исландские саги / Под ред. М.Н. Стеблин-Каменского. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956.

21. Калшед Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001.

22. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб: Петербургское Востоковедение, 2001.

23. Книга оракулов: Пророчества пифий и сивилл / Пер. А. Шапошникова. М.: ЭКСМО, 2002.

24. Коптев A. «Fornicator immensus — о “гареме” киевского князя Владимира Святославича» // Russian history/Histoire russe, vol. 31, no. 1-2, 2004, pp. 1-37.

25. Лабзина А.Е. Воспоминания // История жизни благородной женщины. М.: Новое литературное обозрение, 1996.

26. Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М.: Энигма, 1996.

27. Лосев А.Ф. Афродита // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1980.

28. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 тт. М.: Советская Энциклопедия, 1980.

29. Михайлова Е.Л. «Я у себя одна», или Веретено Василисы. М.: Независимая фирма «Класс», 2003.

30. Моз Ллойд де. Психоистория. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000, с. 84.

31. Нильссон. Греческая народная религия. СПб.: Алетейя, 2003.

32. Норфолк Л. Словарь Ламприера / Пер. с англ. А. Блейз. М.: ЭКСМО; СПб: Домино, 2003.

33. Пратчетт Т. Вещие сестрички / Пер. с англ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

34. Пратчетт Т. Дамы и Господа / Пер. с англ. Н. Берденникова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

35. Пратчетт Т. Мрачный Жнец: Фантастический роман / Пер. с англ. Н. Берденникова. М.: ЭКСМО, 2005.

36. Раундберг М. Алистер Кроули и учебник Таро / Пер. с англ. Д. Кронтулайтиса. М.: Конек, Латард, 1998.

37. Риман Ф. Основные формы страха / Пер. с нем. Э.Л. Гушанского. Изд. 3-е. М.: Алетейа, 2000.

38. Робски О. Casual. M.: Росмэн, 2005.

39. Семейные узы: модели для сборки. В 2 тт. М.: Новое литературное обозрение, 2004.

40. фон Франц М.-Л. Алхимия: Введение в символизм и психологию / Пер. с англ. Ю.М. Донца. СПб.: Б.С.К., 1997.

41. Хейг К. Елизавета I Английская. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

42. Ходасевич В. «Некрополь» и другие воспоминания. М.: Мир искусства, 1992.

43. Хоффман Э. Настоящее волшебство / Пер. А. Блейз. М.: София, 2005.

44. Шелли П. Б. Избранное. М.: ТЕРРА, 1998.

45. Элиаде М. Миф о вечном возвращении / Пер. А.А. Васильевой. М.: Ладомир, 2001.

46. Эредиа Ж. М. де. Трофеи. М.: Наука, 1973. (Литературные памятники.)

47. Эстес К.П. Бегущая с волками / Пер. Т. Науменко. М.: София, 2000.

48. Юнг К.-Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996.

49. Jean Shinoda Bolen. Goddesses in Everywomen: A New Psychology of Women. N.Y.: Harper & Row, 1984.

50. Jennifer Barker Woolger, Roger J. Woolger. The Goddess within: A Guide to the Eternal Myths that shape Women's Lives. N. Y. Columbine Trade, 1989.

 

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]Он говорил об архетипе Водана, германского бога вдохновения, безумия и битвы, и об одержимости Адольфа Гитлера этим архетипом.

 

[2]Jean Shinoda Bolen. Goddesses in Evcrywomen: A New Psychology of Women. N.Y., Harper & Row, 1984; Kris Waldherr. Embracing the Goddess Within: A Creative Guide for Women. N.Y., Beyond Words Publishing, 1997; Jennifer Barker Woolger, Roger J. Woolger. The Goddess within: A Guide to the Eternal Myths that shape Women's Lives. N.Y., Columbine Trade, 1989.

 

[3]Это не относится к монотеистическим религиям, в которых божество выполняет в основном функции родителя по отношению к своим детям. Исключение представляет фигура Иисуса Христа, которая дает возможность идентификации с Сыном (или его главенствующего влияния в Анимусе).

 

[4]Эстес К.П. Бегущая с волками / Пер. Т. Науменко. М.: София, 2000, с. 279.

 

[5]Арес пойдет бить морду обидчику, Аполлон его засудит; Гермес же - засмеет.

 

[6]Архетипы отцов - Зевс, Посейдон, Аид; архетипы сыновей - Аполлон, Гермес, Арес, Гефест, Дионис.

 

[7]По гомеровскому гимну Деметре - очень {женской} версии этого и в целом {женского} мифа.

 

[8]{Досо} - вымышленное имя. Русский аналог - {дарёна}, та, что дарит и дает (намеки Деметры на свою божественную роль).

 

[9]Лопухина Е.В. Психодраматическая техника {Архетипический оракул} в работе с психологической травмой предательства // Психодрама и современная психотерапия. 2004. №№ 1-2, с. 10.

 

[10]Брюсов В.Я. Стихотворения. Минск: Госучпедгиз БССР, 1955. С. 131-132.

 

[11]Аполлодор. Мифологическая библиотека / Пер. В.Г. Борухович. М.: Ладомир, Наука, 1993, с. 8.

 

[12]Подробнее о взаимоотношениях мужчин с материнским архетипом см.: Бед-ненко Г.Б. Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности. М.: Независимая фирма {Класс}, 2005.

 

[13]Михайлова Е.Л. {Я у себя одна}, или Веретено Василисы. М.: Независимая фирма {Класс}, 2003, 320с.

 

[14]Термин предложен психодраматистами И. Любитовым и Э. Падаром. {Большая фигура} - обычно мифологическая фигура, стоящая над обычным сюжетом и действом.

 

[15]Цит. по: Шелли П. Б. Избранное. М.: ТЕРРА, 1998, cc. 49-50.

 

[16]Цит. по: Ингерман С. Возвращение души: Восстановление разбитого на части {Я} / Пер. с англ. Н. Шпет. Киев: Cофия, 2001, 256 с.

 

[17]Под неошаманизмом мы понимаем синтетический опыт современных представителей западной культуры, изучающих аутентичные практики шаманов и использующих их в своей работе, обычно психотерапевтической. Видными представителями современного неошаманизма являются Майкл Харнер, Сандра Ингерман, в нашей стране - Алина Слободова.

 

[18]Подробнее об использовании этой техники в современной психотерапии см.: Любитов И.Е., Егорова М.В. Возвращение души: шаманские техники и психодрамa // http://pryahi.indeep. ru/psychology/erlin_02. html.

 

[19]Цит. по: Ингерман С. Возвращение души: Восстановление разбитого на части {Я} / Пер. с англ. Н. Шпет. Киев: София, 2001, с. 45.

 

[20]Из песни группы {Адо}.

 

[21]Другие архетипы, которые дарят женщинам определенную настойчивость в следовании своей цели, - Гестия и Артемида. Остальные либо способны менять задачи, как Афина или Геката, либо меняют сами цели, как Гера, либо вовсе не стремятся ни к чему конкретному, как Кора-Персефона или Афродита.

 

[22]Действительно, мало ли что они там в темноте натворят.

 

[23]Данилова Н. Право матери солдата: инстинкт заботы или гражданский долг // Семейные узы: модели для сборки. М.: Новое литературное обозрение, 2004, кн. 2, с. 191.

 

[24]Там же, с. 193.

 

[25]Там же, с. 194.

 

[26]Э. Хоффман. Настоящее волшебство. / Пер. с англ. А. Блейз. М.: София, 2005, cc. 52-54.

 

[27]Э. Хоффман. Настоящее волшебство. / Пер. с англ. А. Блейз. М.: София, 2005, с. 55.

 

[28]Вира - выкуп за преступление против другого рода, семьи или чести, достоинства человека. В традиционном обществе человек не воспринимался как отдельная личность, он всегда был частью рода.

 

[29]Исландские саги / Под ред. М.Н. Стеблин-Каменского. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956, с. 613.

 

[30]Щепанская Т.Б. Миф материнства и техники управления. Женские символы и техники власти в русской этнической традиции // Астарта. Вып.2. Женщина в структурах власти архаических и традиционных обществ. СПб., 1999, cc. 126-158.

 

[31]Заговорить об этом публично первой решилась публицистка и драматург М. Арбатова.(См. {Меня зовут женщина} и др.) Но эта тема постоянно всплывает и на женских психотерапевтических группах (см. Е. Михайлова. {Я у себя одна}, или Веретено Василисы), и в ныне сложившемся сетевом сообществе, сильно расширившим круг обычного общения.

 

[32]{Открой в себе богиню} (СПб.: Невский Проспект, 2003); {Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности}. М.: Независимая фирма {Класс}, 2005.

 

[33]См., напр.: Эрхардт У. Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие - куда захотят. М.: Независимая фирма {Класс}, 2003.

 

[34]Ефимкина Р. Три инициации в {женских} волшебных сказках // Российский гештальт, вып. 4. М., Новосибирск, 2003, cc. 18-37.

 

[35]Это версия Гесиода. По другим версиям, Уран отягощал чрево Геи самыми разными чадами, все зачиная их и зачиная.

 

[36]ДеМоз Ллойд. Психоистория. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000, с. 84.

 

[37]Тахо-Годи А.А. Гея // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1980, т. 1. c. 300.

 

[38]Грсйвс Р. Мифы Древней Греции / Пер. с англ. К. Лукьяненко. М.: Прогресс-Традиция, 1999, т. 1,с. 47.

 

[39]Как воскликнула во время мифодрамы одна из участниц: {Разве такое возможно в какой-то другой религии?} Пожалуй, что подобного я не вспомню.

 

[40]Остров Делос первоначально назывался Астерией - по имени титаниды, родной сестры Лето, не уступившей сексуальным домогательствам Зевса, но также обратившейся перепелкой, а затем превращенной в остров.

 

[41]Вспомним поговорку: {Жить опасно, от этого умирают}.

 

[42]Ср. с подобным поведением у собак: {Помимо ухода и кормления сука защищает своих детенышей от врагов, при этом наиболее опасными для них оказываются другие суки. Подобный инфантицид у собак-париев и пород народной селекции (случаи его не редки и у собак пород заводской селекции) является проявлением материнской агрессии и служит механизмом регуляции численности. Такое убийство никак не связано с пищевой потребностью, суки не едят умерщвленных ими чужих детенышей. Этот акт явно направлен на повышение благополучия собственных щенков, даже если у суки в данный момент и нет выводка. Детоубийство является, кроме всего прочего, способом отбора сук-матерей по адаптивности их поведения. Если сука не сумела устроить логово в укромном месте, не смогла уберечь щенков сама, если ей не помогает в заботе о детенышах кобель, то шансы такой суки воспроизвести свой генотип в потомстве малы} (Поведение собаки: Пособие для собаководов / Е.Н. Мычко, М.Н. Сотская, В.А. Беленький, Ю.В. Журавлев и др. М.: ООО {АКВАРИУМ ПРИНТ}, 2004, 400 с.)

 

[43]Значение ее второго имени - Персефона - достаточно туманно; использовалось оно но большей части в эпосе.

 

[44]Ефимкина Р. Три инициации в женских волшебных сказках / /Российский гештальт, вып. 4. М., Новосибирск, 2003, cc. 18-37.

 

[45]Там же.

 

[46]Юнг К.-Г. Кора // Юнг К.-Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996, cc. 121 - 177.

 

[47]Юнг К.-Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996, с. 126.

 

[48]Это немного отличается от понятия Самости Юнга.

 

[49]Юнг К.-Г. Кора // Юнг К.-Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996, с. 129.

 

[50]Там же.

 

[51]О выстраивании различных линий защиты речь пойдет в главах об Афине и Артемиде.

 

[52]М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001, 368 с.

 

[53]Калшед Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного Духа. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001, с. 14.

 

[54]Там же, с. 28.

 

[55]Юнг К.-Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996, с. 197.

 

[56]Пер. с фр. Ю. Стефанова. М.: Энигма, 1996, 176 с.

 

[57]Тогдашние {каббалисты} не имели ничего общего с иудейской каббалой. {Кабалистикой} называли европейскую эклектику оккультных знаний. Так продолжалось до конца XVIII - начала XIX века, когда европейские оккультисты наконец познакомились с аутентичной Каббалой... и вновь начали творить эклектичные учения. Яркий пример - синтез карт Таро и {каббалы} Элифаса Леви.

 

[58]де Виллар, Монкофор. Граф де Габалис или разговоры о тайных науках / Перевод с франц. Ю. Стефанова. М.: Энигма, 1996, с. 29.

 

[59]Другой вариант спроецировать архетип невинной Коры на женщину - это увидеть в ней отражение своего Внутреннего Ребенка. Тогда любая бестактность или даже глупость женщины в глазах мужчины способна восприниматься как милая непосредственность.

 

[60]В шоколадном яйце с сюрпризом {Подружка} недавно вышла серия {Зачарованные феи} - с игрушками и описаниями вроде {Фея сказочных историй. Она забирается в сказки и помогает маленьким девочкам становиться принцессами. Фея живет в гиацинтах}. При этом можно было отрезать часть купона и отдать его {своей лучшей подружке}, чтобы ей в подарок пришла посылка с {набором классных наклеек и веселенькой закладки-календаря}.

 

[61]Моя кривая улыбка декану при получении студенческого стала знаком {своей} для моей первой институтской подружки. Она была манекенщицей и богемной особой, приобщила меня к миру {блошиных рынков} и всячески одобряла мою развивавшуюся экстравагантность. За что ей большое спасибо. Впрочем, после первого курса ее отчислили.

 

[62]Татьяна Лапшина. Текст в рукописи.

 

[63]И остались чудесные воспоминания.

 

[64]Первым выученным наизусть стихотворением было {Сижу за решеткой в темнице сырой, вскормленный в неволе орел молодой...}, оно было первым в сборнике. Конечно, я думала, что стих этот об орле: мне было пять лет, и я понимала лишь общий смысл поэтического сочинения. Но в целом это тоже о Коре-Персе-фоне.

 

[65]Воли в двух смыслах - и как общей свободы, и как свободы личного намерения.

 

[66]Вместе проживали я, мой отец и моя родная сестра, моя мачеха, ее дочь и ее родители. Соответственно, не все были кровными родственниками друг другу.

 

[67]Это мои впечатления в десять лет - то, что я поняла и запомнила. Больше я ни разу не приближалась ни к тексту, ни к фильму.

 

[68]Если гадают сплошь девицы.

 

[69]Ахматова А.А. Десятые годы: в 5 кн. М.: Издательство МПИ, 1989, с. 13.

 

[70]Калшед Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа. М: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001, с. 169.

 

[71]Моя собственная прабабка, жительница украинского городка Смелы, родившаяся еще в XIX веке, говорила как о большой своей заслуге о том, что она ни одну свою дочь насильно замуж не выдала. Она принадлежала к крестьянскому сословию или к пролетариату - точно неизвестно, но и в той среде обычно выходили замуж только по воле родителей. А если вспомнить крепостное право, то семейная история кажется мне еще более тоскливой.

 

[72]О восприятии образа Дьявола в средневековье рекомендую почитать историческую фантазию Е. Хаецкой, ее роман {Мракобес}.

 

[73]Я как-то обсуждала эту тему с турецкой ведьмой-викканкой. Мы с ней сошлись во мнении, что Рогатый бог - это чисто кельтский образ, он не особенно близок дамам других кровей и традиций.

 

[74]Калшед Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001, с. 177.

 

[75]Разрушение.

 

[76]Калшед Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного Духа. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001, с. 182. Книга М. Вудман, которую цитирует Д. Калшед, - Addiction to perfection: The still Unravished Bride - на русский язык, насколько мне известно, пока не переведена.

 

[77]Калшед Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001, с. 183.

 

[78]Мужчины впадают в депрессию, как кажется, немного по-другому.

 

[79]Депрессия у мужчин тоже часто связана с женским компонентом - с Анимой.

 

[80]Ахматова А.А. Десятые годы: в 5 кн. М.: Издательство МПИ, 1989, сс. 65-66.

 

[81]Или даже Аполлона. Как мы помним, у этого бога было полно странных возлюбленных - которых он вдобавок обучал прорицанию и которые ему почему-то изменяли.

 

[82]Тех, кто проводит обряды - по большей части те обряды, которые их просят делать и за которые хорошо платят.

 

[83]Тех, кто знает ({ведает}) и видит обычно скрытое от неопытного и непроницательного человека: связи событий и возможные следствия поступков, корни происходящего и того, что {всегда бывает}. Зачастую это результат не только особой духовной и интеллектуальной проницательности, но и опыта, в том числе профессионального.

 

[84]Гражданская и лишь в последние дни перед смертью - официальная жена Адольфа Гитлера.

 

[85]Отсюда, как мне кажется, и традиция безудержного шоппинга у современных женщин. За такими покупками (когда важно перепробовать, перемерять, можно Даже не приобрести, важен процесс насыщения...) ходят с подружками или с мамой. Или с мужем, капризно показывая пальчиком на вещь, требуя восхищения собой и расплаты за приобретенное. Обращали ли вы внимание на то, каким сюсюкающим {детским} голоском говорят женщины с мужчинами в такой ситуации?

 

[86]Идеальный вариант семейной женщины в условиях патриархата - Кора-Деметра, послушная как дочь и хозяйственно-заботливая как мать. Л для удовольствий были другие, непременно зависимые, лучше всего - социально отвергнутые женщины.

 

[87]Гулик, Роберт ван. Искусство секса в Древнем Китае / Пер. с англ. Н.Г. Касьяновой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003, cc. 159-160.

 

[88]Мы можем допустить, что автор несколько идеализирует свое поведение... Но значит таков был идеал! Хотя, если честно, мне кажется, что свои чувства и тогдашнее отношение к матери автор не приукрашивает.

 

[89]Лабзина А.Е. Воспоминания // История жизни благородной женщины. М.: Новое литературное обозрение, 1996, с. 19.

 

[90]Ей еще не было, кажется, и 14 лет.

 

[91]Лабзина А.Е. Воспоминания // История жизни благородной женщины. М.: Новое литературное обозрение, 1996, с. 29.

 

[92]Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в Средние века / Пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССМЭН), 2002, с. 199.

 

[93]В данном случае - у южных осетин, но подобный обычай был распространен Достаточно широко.

 

[94]Речь идет уже о быте армянских семей конца XIX века.

 

[95]Это уже о нравах хевсуров.

 

[96]Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб: Петербургское востоковедение, 2001, с. 113.

 

[97]В обоих смыслах.

 

[98]Ходасевич В. {Некрополь} и другие воспоминания. М.: Мир искусства, 1992, с. 24.

 

[99]То есть для мужчины, чьим ведущим или одним из основных архетипов яв-яется Аид. Подробнее см.: Бедненко Г.Б. Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности. М.: Независимая фирма {Класс}, 320 с.

 

[100]О других детях Зевса и Геры - Аресе и Гефесте - иногда говорилось, что они дети одной лишь Геры.

 

[101]Мы помним, что подавляющее большинство мифологов были мужчинами, потому в сюжетах видели в основном мужскую точку зрения. И лишь теперь, особенно в драматической постановке мифа, дав голос каждому персонажу и повторяя миф вновь и вновь, мы узнаем о них больше.

 

[102]Вот интересно, какой смысл сидеть в уединении, когда тебе приписывают всяческие приключения и твое имя склоняет на все лады вся Греция? Странное и Естественное объяснение истории: женщины такими не бывают.

 

[103]Позже по ней будет тосковать Симон-маг; вызывать дух Елены, по легендам, будет и доктор Иоганн Фауст.

 

[104]Имеется в виду смесь христианских представлений с языческими или так называемое {народное христианство}.

 

[105]То есть в зависимости от них, как бы это ни было обставлено.

 

[106]Апулей. Метаморфозы / Пер. М.А. Кузмина // Апулей. Апология или речь защиту самого себя от обвинения в магии. Метаморфозы. Флориды. - М.: Наука, 1993, сс. 167-202.

 

[107]Апулей. Метаморфозы, с. 170.

 

[108]Джонсон Р.А. Она: Глубинные аспекты женской психологии / Пер. В. Мершавки. М.: ИОИ, 1997.

 

[109]Если только в ней не выражен очень ярко архетип Геры: тогда муж будет {принцем на белом коне} (во всяком случае, таковы будут ожидания).

 

[110]Кстати, в моей личной истории было место и Афродите. Ею стала жена моего отца.

 

[111]Джонсон Р.А. Там же.

 

[112]Апулей. Метаморфозы, с. 181.

 

[113]Джонсон Р.А. Там же.

 

[114]Джонсон Р.А. Там же.

 

[115]Пан - божество стад, лесов, полей. Он козлоног, покрыт шерстью и у него есть рожки. Пан очень любвеобилен, но способен наводить небывалый ужас на людей и даже богов (отсюда слово {паника}).

 

[116]Апулей. Метаморфозы, с.194.

 

[117]Jean Shinoda Bolen. Goddesses in Everywomen: A New Psychology of Women. - N.Y., Harper & Row, 1984.

 

[118]Там же.

 

[119]К которым она относит Деметру, Кору-Персефону, Геру, но в данном случав и Афродиту.

 

[120]В известной песне группы {Ария} конца 1980-х {Воля и разум} декларируется борьба {прогрессивного человечества} (впрочем, прямо не называемого) с {чудищем-змеем}, ядерными боеголовками. Припев этой песни - {Воля и разум} - может символизировать борьбу солнечных божеств (к спутникам-атрибутам которых часто относят Орла) с хтоническими.

 

[121]Роберт А. Джонсон, впрочем, полагает, что вся эта история - о том, что надо в своей жизни довольствоваться малым (одним флакончиком), а не пытаться достичь чего-то сверх меры.

 

[122]Дит, или Дис - одно из имен Аида, бога царства мертвых.

 

[123]Джонсон Р.А. Там же.

 

[124]Отметим этот факт: речь идет о законах природы, а не человека. В этом ее отличие от Афины.

 

[125]Тахо-Годи А.А, Артемида // Мифы народов мира. - М.: Советская энциклопедия, 1982, т. 1, сс. 107-108.

 

[126]Н. Webster, Primitive secret societies: a study in early politics and religions, 2nd edition (New York, 1968), p. 165; H. Schurtz, Altersklassen und Mannerbuende, p. 296.

 

[127]Коптев A. "Fornicator immensus - о "гареме" киевского князя Владимира Святославича " // Russian history / Histoire russe, vol. 31, no. 1-2, 2004, p. 1-37. (Адрес в Интернет http:// pryahi.indeep. ru/history/koptev_01. html).

 

[128]Подробнее см. Бедненко Г.Б. Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности. М.: Независимая фирма {Класс}, 2005.

 

[129]де Эредиа Ж. М. Трофеи. М.: Наука, 1973, с. 20.

 

[130]Отсюда замечательные истории о мальчишеской влюбленности в девицу. которая в какой-то момент со всей дури треснула поклонника чем-то крепким или совершила еще что-то в подобном духе.

 

[131]Если она не будет сильно сопротивляться.

 

[132]Обратим внимание на текст от первого лица, но в мужском роде. Это тоже Достаточно характерно.

 

[133]Хорошая фигура (как ни странно) - это зачастую {пунктик} именно Артемиды. Мы это еще заметим.

 

[134]Торжество идеологии и принципов Артемиды (и чуть меньше - Афины) я заметила в книге немецкой писательницы Уте Эрхардт {Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие - куда захотят...} (М.: Независимая фирма {Класс}! 2003). Кому интересна активизация именно этих ролевых архетипов - рекомендую.

 

[135]{Песняры} и Ольга // Российские вести. 22-28 октября 2003 года. (Цит. по http://www.rosvesty.ru/numbers/1698/sport/article_65.phtml).

 

[136] Я позволила себе выбрать описание боя между мужчиной и женщиной.

 

[137]Отрывок взят с сайта Клуба Женских Единоборств (http:// www.fscclub. com). Адрес статьи: http://www.fscclub. com/kaleidoscope/ korbut.shtml.

 

[138]Хотя, казалось бы, правила игры всем известны и возможности легко просчитываются.

 

[139]О Джой Адамсон см. сайт о гепардах {Пятнистый Ветер} (http://gepard.org/ adamson_ bio.html).

 

[140]Песня группы {Вербный мед}, автор - Марина ({Исида}) Зайцева.

 

[141]Мне было 23 года.

 

[142]В этом мы можем видеть еще синтез Артемиды и Коры-Персефоны; девы - они такие...

 

[143]В нем храбрая и жестокая воительница, дочь Ареса, в какой-то момент переходит на {сторону добра}, осознает свою миссию защитницы слабых и карательницы несправедливых и великолепно сражается дальше.

 

[144]Если это первые и (или) значимые отношения.

 

[145]Или преследующими, или преследуемыми...

 

[146]Подробнее об образе Миноса см.: Бедненко Г.Б. Боги, герои, мужчины: архетипы мужественности. М.: Независимая фирма {Класс}, 2005. Там Минос рассмотрен как {герой Зевса}.

 

[147]Как в оперетте И. Кальмана {Сильва}: {...Что значит не мальчик??? А кто?!!}

 

[148]Мы знаем, что такова была обычная практика в древности. {Ненужных} детей, особенно часто девочек, оставляли в диких местах.

 

[149]Это греческое имя.

 

[150]Когда Мелеагр родился, было предсказано, что умрет он только тогда, когда догорит полено. И мать выхватила полено из огня и сохранила, а узнав о гибели своих братьев - бросила обратно в очаг.

 

[151]Bolen J. Sh. Goddesses in Everywoman: A New Psychology of Women. Harper & Row, 1985.

 

[152]Удивительным образом древние греки полагали, что львицы могут заниматься любовью только с леопардами. Таким образом, наказание предусматривало не только звериный облик, но и невозможность милых занятий для Атланты.

 

[153]См. Бедненко Г.Б. Боги, герои, мужчины: архетипы мужественности. М.: Независимая фирма {Класс}, 2005.

 

[154]Калшед Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001, с. 368.

 

[155]Там же, с. 31.

 

[156]В реальной истории королева-девственница Елизавета Английская приказывает казнить свою {сестру и соперницу} шотландскую королеву Марию Стюарт именно через отсечение головы. Так она наказывает Тело красавицы, поэтессы, Излюбленной... Можно увидеть в этом и ее проекцию на Марию как Тело, и месть Афины Медузе Горгоне, прежде прекрасной...

 

[157]При этом асов мы можем охарактеризовать как патриархатных богов неба, законов, справедливости и порядка, то есть, по сути, связанных с функцией Логоса, а ванов - как богов плодородия, богатства, магии оборотничества и связи с предками, в свою очередь ассоциирующихся с силой Эроса. Скандинавы интегрировали обе эти функции в мифологии: боги из разных кланов помирились и обмялись заложниками. Хотя не все вечно...

 

[158]Этот мотив встречается в кельтской мифологии ({голова Брана}) и в другом древнегреческом мифе - о вещающей голове Орфея. Но он уже о другом.

 

[159]Пратчетт Т. Вещие сестрички / Пер. с англ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001, с. 357.

 

[160]Другое дело, что, когда мы говорим об архетипах, то и видим через них тоже не реальных людей, а архетипы. Афина видит только своих Героев, Афродита - только Возлюбленных.

 

[161]Конечно, иногда это заводит слишком далеко...

 

[162]Как у Персефоны: {Я такая слабая, защити меня} или {Это ты виноват в том, что мне так плохо}; у Афродиты: {Я такая горячая и соблазнительная, где ты...}; у Геры: {После свадьбы - да} или {Я - твоя половина, ты мне должен все}.

 

[163]На самом деле {Шехина}; в средневековой каббале это женская ипостась Яхве. - Примеч. Г.Б.

 

[164]Джонсон Р.А. Он: глубинные аспекты мужской психологии / Пер. В. Мершавки. М., Харьков, 1996.

 

[165]В этом смысле интересная мифологическая параллель: об опасности со стороны еще не рожденных детей Метиды сообщает Зевсу либо {оракул Геи} (позже ставший оракулом Аполлона), либо - как мы это представляем в мифодрамах - Прометей. Оракул Геи будет символизировать {власть матери, бабки}; Дельфийский оракул Аполлона - сиблинговую конкуренцию (но здесь мы допустим некоторую контаминацию по времени); Прометей - обычную борьбу за власть и политические хитросплетения.

 

[166]Хейг К. Елизавета I Английская. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997, сс12-13.

 

[167]Мы видели, как архетип Афины усилил свое значение во внешней социальной деятельности женщины и вместе с тем ушел с {домашней сцены}. Раньше Женщина могла проявлять {свою Афину} лишь в роли хозяйки дома или ремесленной мастерицы, теперь же появилось много других возможностей, чем мы не преминули воспользоваться.

 

[168]Даже если не права.

 

[169]Пратчетт Т. Дамы и Господа / Пер. с англ. Н. Берденникова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002, с. 174.

 

[170]Пратчетт Т. Вещие сестрички / Пер. с англ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001, с. 157.

 

[171]Хотя Афродиты, но Пандемос...

 

[172]Хейг К. Елизавета I Английская. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997, cc. 15-16.

 

[173]Боровой К. Двенадцать самых успешных. М.: Вагриус, 2003.

 

[174]Интервью с Еленой Ворониной // Боровой К. Двенадцать самых успешных. М.:Вагриус, 2003, с. 21.

 

[175]Вспомним, как Афина пришла в кузницу к Гефесту и он на нее набросился со всей страстью. Но Дева сумела прилично выйти из положения.

 

[176]Михайлова Е.Л. {Я у себя одна}, или Веретено Василисы. М.: Независимая Фирма {Класс}, 2003, с. 93-94.

 

[177]Безусловно, Алкиной ярко отражал архетип Зевса. И разумная Навсикая была дочерью, подобной Афине.

 

[178]У славян это обычно встреча у реки. Мотив, встречающийся и во снах, и в значимых семейных мифах (историях). См., например: Разумова И.А. Потаенное знание современной русской семьи: Быт. Фольклор. История. М.: Индрик, 2001, 376 с.

 

[179]Этот аспект подчеркивается и размышлениями Одиссея, прикасаться ли ему к коленям девушки...

 

[180]Наверняка уже сообразила, что, во-первых, пришелец слаб и не способен на большие усилия, во-вторых, кругом куча слуг и других сильных людей, в-третьих... ну, обычно у всякой подобной дамы есть в запасе острая шпилька или тяжелый ключ, что она сжимает в руке и твердо знает, что в случае чего надо постараться ткнуть им насильнику в глаз.

 

[181]Зависть - родная сестра Победы в греческой мифологии. Это, кстати, было темой мастерской Ю. Власовой и А. Щербакова на 3-й психодраматической конференции в Москве.

 

[182]Гомер. Илиада. Одиссея / Пер. с древнегреч. Н. Гнедича, В. Жуковского. М.: ЭКСМО, 2003, с. 568.

 

[183]Там же, с. 570.

 

[184]Там же, с. 571.

 

[185]Впрочем, я характерно нечувствительна к бунту против богов, высших порядков и всего такого. Мой бог - скорее Один, достаточно безумный демиург, и потому нарочитое бунтарство и трикстерство Локи кажется мне опасным и не особенно нужным. Я понимаю, что это мое субъективное восприятие мифа и мира; любимый многими Голосовкер, например, стоял на прямо противоположной стороне.

 

[186]Одним из ее прозвищ стало имя {Анадиомена} - {возникшая на поверхности моря}.

 

[187]Со временем роль Афродиты становится более {цивилизованной}, игривой, рафинированной. А одна из первопотенций вселенной - Эрос (по Гесиоду) - вовсе представляется непослушным баловником, сыном Афродиты, Эротом (Амуром). Мы же возвращаемся к древней, могучей Афродите, стараемся ощутить и понять ее силу.

 

[188]Лосев А.Ф. Афродита // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1980, т. 1, с. 132.

 

[189]Обратим внимание на то, что ни один из богов-мужчин не может устоять перед любовью. (Спасибо Анне Звонковой за это замечание.)

 

[190]Иногда полагают, что Афродита сама сотворила Эрота; так подчеркивается ее самостоятельная созидающая творческая сила.

 

[191]Александр - {защитник мужей}, прозвище Париса.

 

[192]Гомер. Илиада. Одиссея // Пер. с древнегреч. Н. Гнедича и В. Жуковского. М.: ЭКСМО, 2003, с. 84.

 

[193]Последнего так страшилась известная гетера Таис Афинская у И. Ефремова:

 

[194]Богиня милосердия.

 

[195]Креативность - способность творить, создавать нечто новое. Прокреативность - способность к деторождению, появлению новых людей на этой Земле.

 

[196]Для сравнения: творчество Афины более функционально, изобретательно или качественно. Творчество Персефоны - более индивидуально, ей не особенно важно мнение (и даже наличие) публики. Творчество Артемиды будет, скорее, провокационно и иметь общественно-политическую, а не художественную значимость.

 

[197]Это так для богини, но может оказаться совсем по-иному для реальной женщины или девушки, которую внезапная или необузданная страсть {вдруг} поставила перед выбором... Афродиту же это совершенно не беспокоит.

 

[198]А это самое главное и важное; то, о чем он забывает в последнюю очередь.

 

[199]Аретино П. Рассуждения Нанны и Антонии под фиговым деревом, в Риме, которые ради своей забавы и в поучение женщинам трех состояний сочинил божественный Аретино / Пер. с итал. С. Бушуевой. СПб.: Инапресс, 1995, с. 103.

 

[200]Апулей. Метаморфозы / Пер. М.А. Кузмина // Апулей. Апология или речь в защиту самого себя от обвинения в магии. Метаморфозы. Флориды. М.: Наука, 1993, cc. 193-194.

 

[201]А на деле их намного больше... Это тоска в разлуке, невозможность высказать то, что чувствуешь, страх, жалость, неопределенность, надежда, иллюзии, обещания... много чего еще.

 

[202]Как всегда с архетипическими историями - это далеко не обязательно; в жизни нас не всегда подстерегает счастливый конец и награда за муки. Да и приз, если он и достается, имеет мало общего с ожидаемой {наградой}. Это скорее сокровище души}, чем удача и счастье.

 

[203]Цит. по: Александрова А. У меня только одна любовница - Франция...// Карьер







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 380. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия