Основные этапы эволюции позитивизма.
Позитивизм – это философское направление, основанное на принципе, что подлинное положительно знание м.б получено лишь как результат отдельных специальных наук и их объединения, что философия, как особая наука, претендующая на самостоятельные исследования реальности, не имеет права на существование. Позитивизм в своем развитии прошел несколько этапов: - Классический (Конт, Спенсер, Милль) Конт в своем труде «Курс позитивной философии» попытался преодолеть противоречия субъект-объектной метафизики, отказавшись от постановки и решения проблемы сущности бытия. Конт явился основателем социологии, он считал, что она должна заменить социальную философию, описывая конкретные явления социальной жизни и отказавшись от решения абстрактных проблем. - Махизм (Мах, Авенариус) – появился в конце 19 века. Ставится задача очиститься не только от философии, но и от всех ненаучных размышлений, критикуется всякий опыт (эмпириокритицизм). Провозглашается отказ от деления на субъект и объект познания (субъективный идеализм). Главной задачей науки называется описание фактов опыта. Познание становится возможным только благодаря координации субъекта, когда он познанет сам себя, а через это – свое окружение. - Неопозитивизм (Рассел, Витгенштейн, Карнап) – это течение претендовало на анализ и решение актуальных философских проблем, выдвинутых развитием науки. В нем восполнен недостаток логики, которая по мнению неопозитивистов является сущностью любых рациональных суждений. Философия – это логический анализ, который дает не новое, а формальное знание. Происходит лингвистический переворот в позитивизме: элементарные факты обозначаются именами, а их сочетания – предложениями. Выдвигается мнение о необходимости проверки – верификации знаний. - Постпозитивизм (Поппер, Лакатос, Кун). Постпозитивизм не является единой концепцией, а представляет собой множество концепций, пришедших на смену неопозитивизму: А) Поппер – Задача эпистемологии (философии научного знания) – это разрешение проблемы роста знаний. Этот рост достигается в дискуссии. Согласно Попперу в мире науки выживают самые непротиворечивые концепции. Теория носит гипотетический характер, т.е. ее образуют не законы, а правдоподобные утверждения, которые можно опровергнуть, фальсифицировать. Здесь на помощь приходит философия. Б) Лакатос – выявил метедологию научно-исследовательских программ, подчеркнув важность сравнения одной теории с другой. Он подчеркивал важность моментов сравнения в процессе развития знания. Научно-исследовательские программы содержат несколько теорий, в которых должно быть твердое ядро, разрушение которого приводит к переходу к новой программе. В) Фейерабенд – критикует кумулятивизм, по которому развитие знаний происходит в результате постепенного накопления. Он ярый сторонник тезиса о несоизмеримости теории, т.е. выступал за плюрализм в науке, считая каждую теорию приемлимой, если она принимается научным сообществом Г) Кун – отводит важную роль парадигме,.т.е. совокупности убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. Тем самым он подчеркивал, что наука – это результат деятельности научных коллективов, где большую роль играют социальные и психологические аспекты.
56. Проблема человека в «философии жизни». Сущность человека, согласно натуралистическим воззрениям, не в том, что он обладает разумом, а в том, что он принадлежит природе. Все, что философы привычно называют мышлением, чувствами, желаниями, можно оценивать как символическое выражение инстинктивных импульсов. Человек всего лишь высокоразвитое живое существо. Дух, разум - это возведенные на новую ступень высшие психические способности животных. месте с тем эта концепция не принимает и тезис о неизбежной деградации человека, наблюдаемой якобы на протяжении многотысячелетней истории, и пытается самостоятельно решить проблему происхождения и сущности человека. По мнению представителей философии жизни (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше и др.), человек - это существо, утратившее ощущение подлинной жизни, ее основных ценностей и законов. Это существо, растерявшее сознание божественного космического смысла бытия. Оно довольствуется набором сплошных суррогатов, в числе которых язык, орудия труда и т.д., вместо того, чтобы развертывать в своей творческой деятельности истинные природные потенции. 57.
|