Глобальные проблемы современности и способы их разрешения.
Глобальные проблемы современности и способы их разрешения. Глобальные проблемы (франц. g1оbа1 - всеобщий, от лат. g1оbus (terrae) - земной шар) представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, мирового океана и т.д.; преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва" в развивающихся странах) и устранение опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции. Двадцать первый век, только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа. Критериями выделения глобальных проблем является следующее: повсеместное их распространение затрагивает человечество в целом; неразрешение данных проблем может привести к гибели все человечество; разрешить их возможно только совместными усилиями человечества, т.е. они не могут быть полностью разрешены в рамках отдельного государства или региона. Данные проблемы, которые существовали прежде как локальные и региональные, приобрели в современную эпоху планетарный характер. Таким образом, время возникновения глобальных проблем совпадает с достижением индустриальной цивилизацией апогея в своем развитии. Это произошло, примерно, в середине XX в. Вместе с тем существует разница между проблемами действительно глобальными и всеобщими. Нерешение глобальных проблем ведет человечество к неминуемой гибели, а всеобщие проблемы - это те, которые носят повсеместный характер и могут перерасти в глобальные. К числу всеобщих можно отнести проблемы здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. Например, больше всего в мире умирает сегодня людей не от рук террористов и не от СПИДа и наркомании, а от сердечно-сосудистых заболеваний. Обобщив известное о глобальных проблемах современности, их можно свести к трем основным: возможность уничтожения человечества в мировой термоядерной войне; возможность всемирной экологической катастрофы; духовно-нравственный кризис человечества. 29. Историко- культурные предпосылки древнеиндийской философии и её основные категории. 4 Книги- веды(«Знание»): - Риг- Веда- веда гимнов(главная); - Веда мелодий; - Веда заключений; - Веда жертвоприношений; Веды- памятник древнего полетеизма(много Богов)+ генотеизм- отсутствие главного божества, нестрогая иерархия. В VIII-VII вв. до н.э.- комментарии к Ведам- Упанишады Категории: -Брахман, Брахмо- первоначало бытия, абсолютная божественная сущность мира, единая универсальная духавно- телесная субстанция мира, из которой все возникает, все существует в которой все возвращается. В этот период произошел переход от мифа к философии. -Атман- категория, обозначающая любое индивидуальное существование(в том числе человека), проявление единой универсальной божественной сущности. Атман- проявление Брахмана. - Карма- универсальный закон, который определяет существование всех живых существ, в том числе и людей. Эти существа- в круге Сансары. - Йога- учение о том, как достичь слияния с абсолютным бытием, прекратив круговорот бытия и достигнув освобождения сознания. - Видение- непосредственное восприятие истины, которое достигается путем слияния человеческого сознания с абсолютным битием.
30.Буддизм появился в VIв. До н.э. Основатель: Сидхардха Гаутама Черта- аскетизм- дух важнее тела и необходимо избавиться от телесных благ ради совершенствования души. Основа буддизма- 4 благородные истины: 1. Всякое существование- страдание; 2. Причина страданий- иллюзия индивидуального Я; 3. Страдание можно прекратить, если выйти из круга бытия; 4. Путь избавления от страданий- соблюдение учиния Будды(благородный путь). Три этапа благородного пути: 2. Этап нравственности: праведная речь, праведное поведение(ненасилие), праведный образ жизни; 3. Этап созерцания (только для монахов): праведное усилие, праведная мысль, праведная сосредоточение(человек полностью сливается с окружающим миром) Буддизм стал перерастать в мировую религию в III веке до н.э.
31 Философские школы Древнего Китая: сравнительный анализ даосизма и конфуцианства. 1. Основатель даосизма- Лао ЦЗин(начало VI в. до н.э.) Основное понятие- дао- абсолютное потустороннее начало, божественное первоначало бытия, которое определяет существование всех предметов и явлений материального мира. Главные принципы даосизма: 1.) принцип недеяния- отказ от действий, противоречащих природе вещей. Вмешательство человека в законы природы- ошибочно и не может привести к успеху. 2.) Принцип молчания- постижение истины возможно только через слияние человека с природой, а не через разум и чувства. Истинное знание не выразимо в словах. Главная цель человеческой жизни- достижение гармонии с природой. 2. Основатель- Конфуций(VI век до н.э) Главные принципы: 1.) принцип взаимности (поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой); 2.) принцип соблюдения ритуала(необходимо соблюдать культурные традиции для возврата к «Золотому веку»); 3.) принцип сыновьей почтительности- сын должнен почитать отца, младший(в общественной иерархии) должен почитать старшего, но при этом старшие должны заботиться о младших; 4.) Принцип исправления имен- необходимо вернуть словам их истинный смысл, который был утерян; нужно внимательно следить за собственной речью. Главная цель в жизни(конфуцианство)- социальная гармония. Достигнуть ее можно только соблюдая нормы морали(поэтому значительная часть конфуцианства- этика).
32.Проблема первоначала в ранней Греческой натурфилософии. Первой философской проблемой стала проблема первоначала, первоосновы и первопричины бытия. Она сводится к определению единой сущности многообразного и бесконечного мира. Точки зрения на эту проблему: 1. Фаллес из Милета: все состоит из воды и все одухотворено(пантеизм) 2. Анаксимандр: первоначало- бесконечно и безгранично; 3. Анаксимен: все состоит из воздуха и возникает на основе божественного вздоха; 4. Героклит Эфесский: сущность вещей- огонь, мир явлений- куча мусора; сущность человека- божественный огонь; 5. Пифагор: первоначало бытия- число- это мера, которая обуславливает качественную определенность и своеобразие каждой вещи; 6. Эллейская школа(основатель- Парменид из Эллеи): логический анализ понятий бытия и небытия; бытие- это божественная сфера, неизменная неподвижная, вечная и неделящаяся на части; реальный мир, который видит человек- это иллюзия, то есть сущность мира нельзя познать с помощью разума. Последователь- Зинон Эллейский: более 40 доказательств против движения и множественности(мир статичен и един). 7. Мпедокл: 4 первоначала- вода, воздух, земля, огонь; их объединяет любовь и разъединяет вражда; 8. Анаксагор: бесконечное множество первоначал, которые создают Семена всех вещей; если они соединяются, то получаются вещи, если разъединяются, то вещи разрушаются.
33. Учение Демокрита о структуре мира и природе человека.Понятие детерминизма. Структура мира. Демокрит придерживался атомистической теории: все состоит из атомов(мельчайших неделимых частиц, непрерывно движущихся в пространстве) и пусоты(пространства, в котором движутся атомы). Соединения атомов- возникновение вещей, а возникновение вещей, а разъединение- смерть, разрушение. Демокрит был сторонником детерминизма- философской концепции, которая отрицает существование случайности. Согласно ей все в мире строго предопределено и необходимо. Единственной причиной случайности может быть невежество. Природа человека. Человек тоже состоит из атомов: атомов души, которые могут двигаться в пространстве и имеют способность к эманации(истечению этих атомов и созданию в сознании чувственного образа предмета), и атомов тела. Атомы души и атомы тела могут распадаться, поэтому человек смертен. Сущность человека связана с нравственными принципами и следствиями. Состояния полной гармонии духа- эвтюмия, возникает когда человек освобождается от страхов, от реальной жизни, понимает, что все приходяще и не имеет никакого значения.
|