Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Садово – парковое искусство Европы середина 18 – конец 19 веков





Исторический очерк.

XVIII в. называет эпохой Просвещения. С наступлением капитализма в Европе резко изменились социальные, экономические и политические условия жизни общества. Буржуазия, разбогатевшая вследствие развития промышленности и транспорта, не придавала значения земле, которая раньше была главным источником доходов. Сосредоточение большого количества рабочих на промышленных предприятиях вело к бурному стихийному росту городов и резкому ухудшению санитарных и гигиенических условий жизни. Население, живущее в тесно застроенных городах, нуждалось в зеленых массивах для отдыха и развлечений. Буржуазное общество полностью отвергло геометрический характер парков с их аристократичностью и церемониальным характером использования. Стихийность, присущая экономике раннего капитализма, проявилась и в садово-парковом строительстве. Основное направление садово-паркового строительства этого периода - создание природных условий для произрастания различных видов растительности естественного ландшафта. Спутником дымящих труб мануфактур и фабрик становилась романтическая природа.

В проти­вовес барочной пышности абсолютизма и католической церкви выдвигались идеи классической простоты, обращения к природе, романтизации мифических времен золотого века античности. Разница между садами а и садами классицизма и романтизма была очевидной. Если регулярные барочные сады и связаны в первую очередь с Францией и называ­ются «французскими», то пейзажные сады классицизма явились бесспорной принадлежностью Англии, получив на­звание «английских», т.к. первые пейзажные парки появились в Англии. Несмотря на то, что пейзажный тип парка был известен в Китае уже давно, в Европу некоторые сведения о нем начали поступать только в начале XVIII в. вместе с китайским фарфором и шелком. В 1759 г. появилась книга У. Чемберса (1726-1796) "О восточном садоводстве", в которой довольно подробно были изложены основные принципы пейзажного искусства Востока. Однако влияние китайского садово-паркового искусства в Европе было весьма поверхностным и сказалось только в том, что в садах и парках появились китайские и японские элементы композиции - павильоны, горбатые мостики, пейзажи настроений. Философия восточного искусства не была понята в Европе, а поэтому пейзажные сады влияли больше на форму, чем на содержание садово-паркового искусства.

Среди факторов, оказавших влияние на развитие пейзажных парков в Европе, необходимо отметить своеобразное глубинное течение в живописи, литературе, философии, выразившееся в восторженном отношении к естественной природе, не затронутой человеком. Пейзажный парк в Англии сформировался в эпоху господства романтизма в искусстве и в садово-парковом искусстве выразился как своеобразный протест против французского классицизма XVII в. Первые пейзажные парки Англии были проникнуты печальным настроением. В них появились мрачные руины, могилы, надгробные урны. Печальное настроение усиливали плакучие формы деревьев и кустарников, чувство сосредоточенности - пирамидальные формы.

Климат.Быстрому развитию пейзажного парка в Англии способствовал мягкий климат с обилием осадков и влажным воздухом. Такие климатические условия благоприятствовали созданию обширных лугов, украшенных естественными группами деревьев и кустарников или отдельно стоящими деревьями, например ливанскими кедрами. Величественные силуэты кедров, которые в это время были акклиматизированы в Англии, стали лучшим украшением парковых пейзажей. Кроме того, луга английских парков имели утилитарное значение и играли роль декоративных пастбищ. На них выпускали стада овец, которые уплотняли почву и тем самым укрепляли газон. Такие луга не нуждались в подстрижке.

Стилевые особенности.Были усовершенствованы приемы композиции пейзажа. Начались теоретические исследования вопросов ландшафтного искусства, результаты которых не потеряли значения и в наше время. Стремление к красоте и естественности проявилось в отказе от регулярных приемов композиции. Аллеи и дорожки свободно извивались по территории парка, дороги огибали живописные группы деревьев и кустарников, озера и речки. Романтические каскады, переливавшиеся по каменистой россыпи, озера и ручьи стали основой водных систем парков, заменив фонтаны и регулярные водоемы периода классицизма.

Наиболее известными представителями нового направления в садоводстве стали Уильям Кент, Ланселот Браун и ХемфриРептон. Созданная Кентом Концепция планировки сада построена на утверждении, что природе не свойственна прямая линия. Он, в частности, заменил симметричные водоёмы прудами неправильной формы. Браун и Рептон вошли в историю как выдающиеся мастера ландшафтной архитектуры. Прямые дорожки они заменили извилистыми тропами; на смену подстриженной живой изгороди пришли свободно расположенные группы растений. Ручьи и водопады были размещены таким образом, что представляли собой непрерывно движущуюся панораму. Газон начинался у самого дома. Но всё-таки лучшим мастером этого стиля, «королем ландшафта», считается Ланселот Браун (1715–1783), который ездил от одного заказчика к другому, указывая на «возможности улучшения», обеспечившие ему и неплохой заработок, и почетное прозвище Всемогущий Браун. Браун особенно стремился придать парку естественный вид. Лучшее его творение – Стоу в Бакингемшире. В Стоу едва ли не впервые был проложен ров для защиты от домашнего скота. Благодаря этому изгороди больше не портили вид. Браун любил работать с водой; озера – подлинное украшение его парков.

Характерным примером английского пейзажного парка является парк Стоу, строительство которого в 1713 г. начал ЧарльзБриджмен. В плане парк имел форму неправильной трапеции. Основа композиции - свободное размещение растительности. Здесь был использован прием оптического сочетания композиции парка с окружающим ландшафтом благодаря разрывам в стенах, окружающих парк. За дворцовой постройкой, расположенной в глубине парка, был большой зеленый луг, фланкированный растительными группами (фланкирующими называют боковые части композиции, отнемFlankieren или Flanke —"бок"; франц. Flanquer —"обходить сбоку"). Композицию завершало озеро. Аллеи свободно пролегали среди больших зеленых массивов и отдельных групп деревьев. Строительство парка завершил Уильям Кент (в 1738г.), и парк Стоу считается его лучшим творением. Кент смог создать парковые пространства необычайной красоты с великолепными перспективами, средним и задним планами, мастерским расположением растительности, создающим игру света и тени. Он перепланировал отдельные участки, пластично оформил опушки массивов, искусно подчеркнул неровности местности и уничтожил прямые аллеи.Работы в усадьбе продолжались до 1770-х годов, когда в моду стал входить “идеальный пейзаж” без построек и следов присутствия человека.

Парк Стоу делится на четыре участка, каждый из которых имеет собственное настроение и программу.Справа от партера к дому примыкает луговая зона. По ее краям стояли храмы Венеры Садовой и Бахуса, а вокруг рассыпаны павильоны, объединенные темой любви. Здесь можно было видеть Пещеру Дидоны, страдавшей от неразделенной любви к Энею, Хижину святого Августина, а также скульптуры короля Уильяма и королевы Каролины, воплощающие супружеские добродетели. Холм венчает стоящая в ротонде статуя Венеры.

Справа от центральной оси усадьбы находится речная долина, скрытая разросшимися деревьями. Ее создание приписывается Кенту. Речка, протекающая через долину, названа Стиксом, а сама местность — Елисейскими полями.

Географическая связь с античным царством мертвых объясняется расположенными по берегам памятниками. Выше всего расположен круглый храм, над входом в который написано: “Древним добродетелям”. Внутри стоят статуи воинов и мудрецов с объяснениями их заслуг. Эпаминонд прославил Фиванскую республику своими “доблестями, скромностью и умеренностью”; Ликург изобрел мудрые законы и “превосходно защитил их против всяческой порчи”, противостоя “алчности, роскоши и вожделениям”; Сократ “остался чистым в развращенном государстве” и свел философию “к жизненным обязаностям и пользе общества”; наконец, Гомер был “проповедником добродетелей и врагом бесчестия”.

Отсюда открывается вид на стоящий на низком берегу Храм британских добродетелей. Подковообразный постамент имеет десять ниш, в которых стоят бюсты знаменитых британцев разных веков и родов занятий, — Ньютон и Шекспир, пират Френсис Дрейк и средневековый король Альфред. Первые места отведены Александру Поупу (тогда еще здравствовавшему) и архитектору Иниго Джонсу. С обратной стороны была еще одна доска с эпитафией. В верхней части Храма, под изображением бога Меркурия, раньше читалась надпись: “К Елисейским ведет полям”. Таким образом, души современных героев как бы устремлялись в храм античных доблестей.

Рядом с Храмом древних добродетелей был еще один, весьма необычный памятник. В 1733 году лорд Кобэм и его друзья вступили в конфликт с премьер-министром Робертом Уолполом по поводу закона о налогах. Кобэм был лишен своего военного поста, зато получил возможность создать уникальное садовое сооружение. Это искусственная развалина неуклюжей архитектуры, около которой красовалась статуя человека без головы. Руина была названа “Памятником современной добродетели”, и знакомые Ричарда Темпла постарались разнести рассказы о ней по всей Англии. Адресат безголовой карикатуры немедленно на нее откликнулся; передавали, что премьер-министр с трудом стерпел “построенную и выращенную сатиру”.

В верхнем течении “Стикса”, у водопада и плотины, были помещены морские памятники: ростральная колонна племяннику хозяина капитану Гренвилю, стела исследователю южных морей Томасу Куку. Таким образом, в маленький пруд вводилась тема бескрайних океанов.

Третья зона парка, ХоквеллФилдз, прилегает к дворцу справа. Самая крупная ее постройка — Готический храм, то есть храм языческих богов древних предков англичан — готов. Храм прославлял не язычество, а “свободы наших предков” и был таким же политическим заявлением, как Храм древних добродетелей. Рядом стоит Храм хозяйки, павильон, в котором леди Кобэм часто устраивала вечера и концерты. Ниже находится Храм дружбы, обитаемый преимущественно мужской компанией.

В дальней части парка находится четвертая из его зон —Греческая долина. Это работа садового художника Ланселота Брауна, представителя поколения второй половины XVIII века. Его пейзажи представляют собой куски идеальной природы — лес, луг, озеро. Павильоны и сложные программы Браун почти не использовал. Тем не менее, Греческую долину венчает построенный в античных формах Храм согласия и победы, памятник побед над французами. Холодноватая идеальность пейзажа показывает, по какому пути вскоре пойдет английский парк.

Постройки Стоу, и сохранившиеся, и исчезнувшие, оказали большое влияние на создателей парков в “английском вкусе” в самых разных странах. Достаточно сказать, что многие достопримечательности усадьбы были воссозданы Екатериной II в Царском Селе.

 

Замечательным пейзажным парком Англии XVIII в. был парк Кью (1759), построенный Чемберсом на берегу Темзы в юго-западной части Лондона между Ричмондом и Кью. Королевские ботанические сады Кью или Сады Кью— комплекс ботанических садов и оранжерей. Его площадь достигала 160 га. В настоящее время это один из наиболее известных в Европе ботанических садов.

В течение XVI-XVII веков имение Кью Парк переходил из рук в руки, пока не оказывается в собственности Генриха Кепела. Именно семейство Кепел создало первый известный сад в Кью Парке. Следует сказать, что сам Генрих и все его домочадцы были одержимы садоводством. Они строили теплицы, оранжереи, приобретали и высаживали экзотические деревья, преобразовывали окружающий ландшафт. В 1731 г. сын короля Георга II Фредерик, Принц Уэльский, арендовал собственность Кепела. В 1736 году женился на принцессе Августе Саксготской. Супруги были энтузиастами садового строительства и сразу же приступили к серьезным преобразованиям поместья Кью. При них был сооружен большой газон, озеро с островом, созданы первые аллеи, пополнились ботанические коллекции. После смерти Фредерика безутешная вдова продолжила совместный проект. При содействии графа Буте, при участии ландшафтного архитектора Уильяма Чамберса и садовника Вильяма Айтона она объеденила все разрозненные участки сада, разработала его общий план и приступила к сбору "всех известных в мире растений".Вот так принцесса Августа стала основателем ботанических садов Кью.В 1772 году после кончины Августы впервые в своей истории сады Ричмонда и Кью оказались в собственности одного владельца - ее сына, короля Георга III. Он тоже рьяно увлекался садоводством и его даже за глаза называли "Фермером". Для воплощения своих планов он пригласил всемирно известного ученого-батаника Джозефа Банкса. Именно благодаря стараниям короля и ученого, Ботанический сад Кью стал всемирно известен. Именно при Банксе Сад получил мировую известность как обширнейшее собрание растений, был признан первым в Европе и стал центром практической ботаники. Банкс и Георг III ставшие за многие годы друзьями, умерли в один год (1820), что означало великую потерю для Кью.

Весь описанный период на территории Сада строились и переделывались здания и сооружения различного назначения. Многие из них дожили до наших дней.

 

Великая пагода, возведённая в 1762 году по проекту Уильяма Чемберса, по форме подражает китайскому архитектурному стилю. Высота здания от основания до самой высокой точки — 163 фута (50 м). Каждый этаж заканчивается крышей, созданной на китайский манер, изначально покрытой керамической плиткой и увенчанной крупными фигурами драконов. Ходят слухи, что драконы были сделаны из золота и были проданы Георгом IV, чтобы оплатить долги, а на их место были поставлены другие — деревянные. На самом деле драконы были сделаны из дерева и окрашены золотой краской, которая со временем отшелушилась. Стены здания сделаны из кирпича. В центре пагоды устроена лестница в 253 ступени.Посетители, которые преодолеют все ступени, будут вознаграждены, перед их взором с высоты десятого этажа откроется прекрасный вид на Сад и далекий Лондон.Пагода была закрыта для публики в течение многих лет, но в 2006 году вновь открыта в летние месяцы.

На небольшой поляне, окруженный самыми старыми в саду могучими платанами и дубами, некоторым из них по 300 лет, расположен коттедж королевы Шарлотты, построенный в 1761 году. Коттедж королевы Шарлотты был преподнесён ей Георгом III как свадебный подарок. До 1898 года он оставался частной собственностью. Королева Виктория передала его вместе с 15 гектаров земли Ботаническому саду. Единственным условием было не изменять характер его "дикого" окружения. И сейчас умирающие и падающие время от времени древесные гиганты остаются не убранными, медленно превращаясь в гумус. Под кронами могучих кедров и густых тисов находят укрытие фазаны и павлины.

На берегу небольшого озера стоит здание, известное как «Музей № 2»,построенное в 1847 году одним из директоров сада – Вильямом Хукером с целью демонстрации культурных растений и достижений экономической ботаники. Когда экспонаты перестали вмещаться в залы музея, то построили новое здание в классическом стиле, получившие первый номер. А в прежнем, ставшим Музеем №2, ныне находится школа цветоводства.

Голландский дом – прекрасное трехэтажное строение из темно-красного кирпича, украшенное белыми переплетами высоких окон, известен как Дворец Кью.Дворец Кью — самый маленький из британских королевских дворцов. Он был построен голландским купцом СэмуэломФортри примерно в 1631 году. Позднее он был приобретён Георгом III. Метод строительства, который был здесь применён, состоит в кладке кирпичей попеременно длинными и короткими сторонами и известен как «фламандский ряд». Эта кладка и остроконечная крыша придали зданию характерные голландские черты.Со стороны заднего фасада Дворца разбит «Сад Королевы», который включает в себя коллекцию растений, которые, как считается, имеют лечебные свойства. Перед ним в 1960 году был разбит небольшой Королевский сад, воссоздающий облик садов XVII столетия.

Дворец Кью.Пальмовый Дом.

В 1848 году была построена пальмовая оранжереяилиПальмовый Дом, где собрано около 70% всех известных пальм и устроено 19 водоемов. Впервые такого рода сооружение было возведено целиком из стекла и металла, до этого стены оранжереи строили из кирпича, покрывая стеклом лишь крышу. После открытия она долго оставалась самой большой в мире. Перед ней расположился один из нескольких регулярных садиков.

Еще одно из сооружений – грандиозная Климатическая оранжерея. Строительство ее длилось почти 40 лет и закончилось в 1899 году. Своими размерами она превзошла вдвое Пальмовую. Сегодня это самое большое стеклянное сооружение Викторианской эпохи и самая большая оранжерея в Кью. В центральной ее части гордо возвышается шестнадцатиметровая чилийская винная пальма – самое высокое оранжерейное дерево в мире. Вся территория выдержана в типичном английском стиле. Гуляя по парку вы чувствуете себя карликами среди могучих деревьев.

Японские ворота – ворота в японском стиле, выстроенные возле Пагоды в 1910 году, воспроизводят часть традиционного японского храма. Они являются копией карамон (китайских ворот) храма НисиХонган-дзи в Киото. Это сооружение входит в состав стилизованного традиционного японского сада.

После Японского фестиваля 2001 года Сады Кью приобрели японский деревянный дом постройки 1900 года, прозванный Минка, который первоначально находился в пригороде города Окадзаки. Японские мастера разобрали и заново собрали каркас здания, а британские строители возвели стеновые панели.Минка расположен в зарослях бамбука на западе центральной части сада.

Галерея ботанического искусства Марианны Норт – была построена в 1880-х годах для размещения живописных работ Марианны Норт, дочери члена английского парламента, которая путешествовала в одиночку по Северной и Южной Америке и многим частям Азии, чтобы зарисовать растения. В галерее находятся 832 её картин и рисунков. Картины были завещаны художницей Садам Кью. По завещанию расположение картин в галерее не может быть изменено.

Дом кувшинки — самое жаркое и влажное помещение в Кью. Посреди зала — большой пруд с разными видами кувшинок. Здесь растет знаменитая гигантская амазонская лилия Виктория с двухметровыми листьями и цветами, меняющими в течение 24-36 часов цвет от белого до розового.

 

Мостик Сэклеров, повисший над садовым озером, сделан из гранита и бронзы и открыт в мае 2006 года. Он назван в честь четы меценатов Сэклеров — Мортимера и его супруги Терезы.

«Аллея над верхушками деревьев»—открыта 24 мая 2008 года. Этот остеклённый со всех сторон пешеходный мост длиной 200 метров, вознесённый на 15 метров, обсажен 18-метровыми деревьями.

В Кью находится самая большая в мире куча компоста. В течение долгого времени в ней собирались выполотые сорняки, обрезанные побеги, ботва растений и навоз из придворных конюшен. Этот компост используется как питательный грунт в саду, но иногда он продаётся на аукционе в рамках мероприятий по поиску дополнительных финансовых средств для садов.

В настоящее время Кью – один из наиболее известных в Европе ботанических садов. Его площадь достигала 160 га. Отличительная особенность парка - дорожки, покрытые газоном.

Всемирно известный сад в Боднанте – Северный Уэльс был спланирован и выполнен в 1798 году лордом Аберконвеем, который позднее стал президентом садоводческого общества Англии. Боднант славился своими террасными посадками и бархатными газонами, ярко зеленеющими в тени древних деревьев. Очень красив сад Стаурхеда с его трёх рукавным озером, на берегу которого сооружён небольшой пантеон. За озером – лес, состоящий из бука и пихты. Сад – детище Генри Хора, который в течение 30 лет трудился над ним, превращая в прекрасный образец ландшафтной архитектуры. С тех пор, то есть с середины XVIII века, коллекции сада пополнились значительным количеством новых видов растений. Жители Великобритании гордятся еще многими парками, не похожими друг на друга, но обладающими одним общим качеством – естественностью и гармоничностью, позаимствованными у природы.

Период XVIII и начала XIX века называют «эпохой Англии». В этот период англичане распространяют своё влияние на Северную Америку, Австралию, Восток. Газон, бордюр из цветущих однолетних растений, свободная посадка деревьев, кустарников и вьющихся растений в парках и садах, серпантин проложенных дорожек – всё это явилось вкладом англичан в ландшафтную архитектуру многих стран.

Планировка садов и парков проводилась масштабно, включая в себя устройство озёр путём строительства дамб на небольших реках, перекапывание огромного количества земли, посадку лесов, которая велась не бессистемно, а в соответствии с высокими эстетическими требованиями, и учётом законов гармонии. Совершенство групповой посадки заключается в умелом сочетании деревьев различных видов, возраста и величины. Хвойные, например, высаживались вместе с широколистными деревьями, сбрасывающими листву. Это тоже один из приёмов родившийся вместе с пейзажным садом.

Мастера английского парка отводили большое место элементу непредсказуемости и сюрприза. Посетитель английского парка редко мог предсказать, что ждёт его за очередным поворотом аллеи. Как правило, пейзаж разнообразили живописные мостики и садовые павильоны в Палладиевом стиле, навеянные архитектурными набросками Палладио и его учеников. С пейзажным парком иногда сочетались и вкрапления восточной экзотики (как, например, шинуазри Уильяма Чемберса в садах Кью) либо готические мотивы (впервые использованные Г. Уолполом в Строберри-хилле).

В конце 19 века, под влиянием Уильяма Робинсона и Гертруды Джекилл родился один из видов декоративного цветника в пейзажном саду, – это травянистый бордюр. Начался решительный отказ от стройных рядов растений. Были разработаны всевозможные правила высаживания в бордюр растений. Необходим был фон в виде зелёной изгороди или кирпичной стены со следами времени, а бордюрные многолетники сажались неформальными группами и строго по ярусам: самые высокорослые сзади, а низкорослые – по переднему краю, отгораживая бордюр от газона. От цветовых контрастов бежали как от чумы. Искусно спланированный и ухоженный травянистый бордюр летом, представляет собой великолепное зрелище.

Смешанный бордюр – «миксбордер», так же дитя Гертруды Джекилл, именно она изобрела этот вид декоративного цветника, который вобрал в себя лучшие черты палисадника, травянистого и кустарникового бордюра и английского деревенского сада.

Что же касается архитектуры на территории парка, то здание интегрируется в пейзаж и существует по его законам. Архитектурные принципы уступают место живописным, иррегулярность становится главным достоинством постройки. В этой ситуации парковые павильоны приобретают совершенно новую для архитектуры задачу–они должны воздействовать на чувства зрителя, вызывать в нем определенные ассоциации и настроения.

Но если сад, или парк, отражал в себе идеи античности и палладианства, то архитектура зачастую была представлена отнюдь не в классическом стиле.

Характерным примером может стать знаменитая загородная усадьба «Строберри Хилл», построенная Горацием Уолполом в неоготическом стиле.

Обращение к готике как к возвышенному старинному идеалу давало свободу, допускало асимметрию и живописность композиции. Можно было планировать дом так, как хотелось и как того требовало функциональное устройство здания.

После создания усадебного дома в Строберри Хилл мода на жилища в средневековом, неоготическом стиле охватила Англию и не только её. По всей Европе неоготические тенденции в построении усадеб и вилл были неотъемлемой частью паркового искусства. И даже в далекой России были построены такие замечательные памятники садово-парковой архитектуры в неоготическом стиле как Царицыно, Петровский дворец в Москве, Гатчина и десятки других построек.

Пейзажный парк был в веке территорией экспериментов: здесь ломались традиционные представления об иерархии стилей и жанров архитектуры. Это своего рода «театр» с разнообразными сценами–китайские ворота, голландская ветряная мельница, минарет, итальянский виноградник, лес надгробий и т.д. Все это может по-разному располагаться и соседствовать рядом друг с другом. При этом эти вещи не выглядят эклектично, прогулка по парку сопровождается неожиданной сменой настроений, сменой картин. Сооружения в разных стилях превращают её в воображаемое «большое путешествие».

Безусловно, что это рождение новогостиля, а не отказ от него и переход к дикой природе. «Естественная природа», термин, так широко употребляемый в эпоху расцвета паркового строительства, – не означает дикая, необузданная, запущенная. Это специально придуманная схема насаждения тенистых аллей, зеленых лужаек и полян, «свободно» растущие и представляющие собой яркие, сочные живописные пятна в общей концепции построения парка группировки деревьев и кустарников. Специально создаются или сохраняются ущелья, холмы и долины, вместо золотых фонтанов «строятся» водопады и ручьи. Но все-таки «природность» пейзажных парков века – все тот же «стиль» и условность художественного символа.

Стили садово-паркового искусства в Англии.

После войны (1642–1649) в Англии начался динамичный период развития стилей и направлений в искусстве. Впервые в Англии было создано несколько уникальных, не имеющих аналогов в Европе так называемых «английских стилей». На первый взгляд можно было бы выделить два основных стиля: Формальный (регулярный) и естественный (пейзажный), но их гораздо больше.

Foreststyle – Лесной стиль.

Главной особенностью этого раннего, сложившегося уже в начале века, стиля были многочисленные аллеи и плотное насаждение лесных деревьев. Главным идеологом этого стиля был Стивен Швитзер. Основная идея – это насаждение нескольких аллей, минимальное количество газонов и отказ от мощных и тяжелых стен. До наших дней дошли несколько парков созданных на промежутке между 1700–1750 гг. Самыеизвестныеизнихэтопарк Брамем(1700–31), паркКиренкестер(1715–40), паркBury (1720–25), Wrestпарк (1706–40).

Они сохраняют ещё многие черты регулярного парка, хотя и становятся более тихими и уединенными, с большим количеством лесного массива. От французского регулярного парка остались расходящиеся аллеи (лучи), перспективные решения. Но если во французском парке были пышные придворные церемонии, праздники и балы, на которые и был рассчитан парк, то здесь никакой придворной жизни, скорей наоборот идиллия тихого сельского обитания.

Парк Брамем.Парк Киренкестер.

 

AugustanStyle – Августианский стиль.

Название этого стиля происходит оттого, что этот стиль близко связан с поэзией так называемых «августианцев». Это была попытка писателей, художников, архитекторов возродить славу Рима, периода первого императора, который принял Рим кирпичным, а оставил мраморным. В этих кругах возрождается палладианство, героическая поэзия, и рождается «августианский» стиль садов и парков.Одним из ведущих архитекторов, работавших в этом стиле, был Уильям Кент.

Кент любил придавать аллеям, каналам, фонтанам, прудам «естественный» облик, в отличие от геометрических форм в XVII веке. Кента интересовал ландшафт как картина, а не как некий четкий план. Его основными принципами были перспектива и игра светотени. Его интересовал «античный» ландшафт, поэтому он и Бриджмен наполняли сады и парки статуями, храмами, гротами и «пещерами отшельников».

Это была эпоха, когда ландшафтный дизайн был «благородным» искусством для изысканной аристократии. Многие аристократы любили античность и пейзажную живопись, а парковое искусство соединяло в себе эти две вещи.

Это была попытка воссоздать «ландшафт античности».

SerpentineStyle – Извилистый стиль.

Название этому стилю дал ХэмприРептон, сказав «современная извилистая парковая архитектура».

«Августианский» стиль перешел в «извилистый» в связи с переменой во вкусах. Обращение к античности не давало возможности широкого поля фантазии, оно требовало выполнения определенных правил и канонов. Теперь в модель парка включалось огромное воображение художника.

Этот стиль складывался с 1709 по 1748 гг. Основные памятники этого направления: парк в Данкомбе(1713–50),парк Стадли-Ройял (1715–30), парк Рушэм(1726–39), парк в Стурхеде (1026–39). Основные мастера: Джордж Лондон, Стивен Швитцер и Ланселот Браун.

Парк в Данкомбе.Парк Стадли-Ройял.

Главным принципом этого стиля становится желание учесть и обыграть условия местности. Этот стиль можно назвать символичным, ассоциативным, аллегоричным.

Расцвет стиля обычно связывают с началом карьеры Л. Брауна. Стиль его узнаваем сразу. Характерными чертами его зрелых и сложившихся работ, таких какLutonHoo(ЛутонХоо), BlenheimPark (Бленхеймскийдворцово-парковый ансамбль илиПоместье Бленхейм), Petwood, Harewood (Харвуд-хаус), можно назвать круглые группы деревьев, луг с травой перед домом, а главное извилистые озера (LutonHoo, BlenheimPark). Его линии сравнимы с линиями женского тела. Все очень естественно, гармонично и целостно. Браун стал почти национальным героем. Его широкие, мягко стелящиеся газоны, искусно разбросанные группы деревьев и извивающиеся озера буквально революционировали парковое искусство во всей Европе и Америке.

Поместье Бленхейм. Озеро в Лутоне.

PicturesqueStyle – живописный стиль.

В конце XVIII века очень популярным становиться природа Альп и вообще дикая природа. В 1790-е годы вкусы снова изменились и линеарность «извилистого» стиля сменила любовь ко всему «дикому», «скалистому», «лесистому». Стали сажать разнообразные растения из других стран. Во многом это связанно с путешествиями и впечатлениями от других стран, особенно от тех, которые находятся в Альпах.

Основными принципами таких парков были: разнообразие, сложность и запутанность, суровость и мрачность. Произошел и отказ от искусственных аллей и мощеных дорожек, подстриженных по шаблону кустов и деревьев, регулярной разбивки, прямых углов и геометрических форм, от газонов и прудов, аккуратных лужаек и клумб. Нужны разнообразие и светотеневые эффекты, интересные ракурсы и хаотично посаженые деревья. Однако перед самой усадьбой, считали они, все должно быть аккуратно и четко.

В DowntonCastle Прайс «раскидал» между деревьями огромные глыбы камня, что бы достичь романтического эффекта, схожего с картинами Сальваторе Розы и Маньяско. Куски скал просто валялись перед усадьбой лет 20–30. Таким образом, тотальная иррегулярность превратилась в основной принцип нового направления.

Этот стиль наиболее радикальный уход от геометричности, правильности и регулярности. Это крайнее следствие идеи о том, что искусство должно имитировать природу как она есть, а не создавать парк искусственно, по четкому плану, и не менять уже существующие части ландшафта.

LandscapeStyle – Пейзажный стиль.

Это своего рода сумма всех предыдущих стилей. Это, безусловно, самый значительный стиль. Схема загородного поместья выглядит приблизительно так: первый план – «прекрасная» терраса, затем переход к «живописному парку», и, наконец, «величественный» задний план, открывающийся из парка – горы, море, река, вид на лесные дали.

Таким образом, «пейзажный стиль» вобрал в себя элементы всех других вышеперечисленных стилей. Терраса первого плана – от регулярного парка, дальние перспективы – от «лесного стиля», парковая зона «перехода» (средний план) – от «извилистого», а задний план – «живописный парк».

 

Ключевые элементы дизайна природного сада в английском стиле:

1. При создании такого сада стремятся к сохранению естественного рельефа, почвы, существующих растений.

2. Предусматривается создание как можно более разнообразных сред обитания – от сухого ручья до глубокого водоема, от солнечной полянки до сумрачного леса.

3. Видовые представители мира растений более предпочтительны, нежели сортовые.

4. Некоторые уголки сада не осваивают сознательно, оставляя их в первозданном виде.

Парк, выполненный в этом стиле, отличается чувством природной эстетики. Он наполнен взаимосвязанными элементами рельефа, чередованием очертаний местности, контрастами водной глади и небольшого водопада.

Главный принцип английского парка в ландшафтном искусстве – это естественность и мягкость линий и композиций, плавность контуров, асимметрия. Плавность и извилистость линий присутствуют во всех элементах ландшафта – в плакучей форме деревьев, в природном камне и даже крыши домов не остаются в стороне. Данный стиль предполагает свободное, естественное расположение элементов ландшафта, прямолинейность и симметричность полностью исключается.

Одним из основных признаком природного стиля является отсутствие искусственности пейзажа и намека на его рукотворное происхождение. Часто используется «хаотичное», и то же время, тщательно продуманное расположение деталей и элементов. Гармоничность в сочетании элементов является главным мерилом законченности пейзажа.

Пейзажный стиль, в противоположность регулярному стилю, не обособляет сад. Напротив, он становится органичной частью окружающего ландшафта. В таком саду человек ощущает себя частью природы, а не ее повелителем. На самом деле, эта естественная красота – результат тщательно продуманной планировки и усилий садовника, который поддерживает здесь строгий порядок.

С одной стороны, этот стиль отличается особой вольностью, а с другой – максимальной близостью к природе. Английский парк во многом напоминает лес – сильно облагороженный, но в то же время лишенный всякой искусственности.

Важную роль в ландшафтных композициях пейзажного стиля играют водные объекты, будь то пруд, ручей, небольшой водопад или каскад и даже декоративное болотце. Они носят ярко выраженный естественный характер. Берега водоемов не закованы в камень набережных. Характерна неровная береговая линия, естественное обрамление (галька, песок, береговые растения), а если рядом и строятся какие-то искусственные сооружения – мостики, лестницы или удобный спуск к воде-то они органично вписываются в природный пейзаж.

Обязательной чертой парков пейзажного стиля является неровный рельеф местности с оврагами, искусственными и естественными возвышенностями, водоемами неправильных очертаний, подражая природному ландшафту.

Архитектурные сооружения дополняют и обогащают пейзаж. Части сада объединяют извилистые дорожки, выполненные из природных материалов: дикого камня, спилов стволов деревьев, газона. Если следовать продуманной системе путей, видишь живописную смену пейзажей. Перспектива открывается постепенно, точки, с которой можно обозреть весь сад, нет.

В основе, царящей в ландшафтном саду естественной красоты лежит определенный порядок. Растения высаживают ярусами – большие деревья, подлесок, кустарники, цветы, газон. Для этих композиций, имитирующих природный пейзаж, подбираются уча







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 4891. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия