Студопедия — ФЕТИШИЗАЦИЯ ТАЛАНТА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ФЕТИШИЗАЦИЯ ТАЛАНТА






Елизаров Е.Д.

 

I. Природа «героя»

 

Мы живем в отчужденном обществе,[1] и отчуждение накладывает свою печать не только на все отправления интегральной жизнедеятельности социума, но и на все характеристики любого отдельно взятого человека.

В самом кратком определении отчуждение — это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (при этом последняя понимается широко, не только как производственная, но и как любая деятельность вообще). Таким образом, все сотворенное их собственными руками становится неподвластным человеку и даже господствующим над ним. В итоге и сами люди становятся чуждыми миру, в котором живут.

Не только в мироощущении, но и в самих судьбах человека нет ничего более драматичного, чем разделение труда и этот порождаемый им феномен. Именно оно, разделение, отнимает результаты труда и противопоставляет их в виде не принадлежащих ему богатств (включая сюда не только материальные ценности, но и все достижения духовной культуры). Оно же лишает его возможности распоряжаться собственной жизнедеятельностью, ибо противопоставляют суверенитету личности право общества господствовать над нею, институт власти. Наконец, отнимает, может быть, самое главное — право на творчество, и приводят к отделению исполнительской репродуктивной работы от творческого вдохновения. Словом, противопоставляют человеку то, что. собственно, и делает его «венцом творения», его же существованию — собственную жизнь. Не случайно в лексическом обиходе само понятие «человек» получает два едва ли не исключающих друг друга значения, одно из которых синонимично отдельно взятому индивиду, другое — человеческому роду в целом.

Полная совокупность наиболее ярких проявлений нашей собственной природы вообще выносится вне ее и обнаруживает себя как определения богов. Сводимые воедино качества, которые на протяжении столетий и теологическая мысль, и обиходное сознание обывателя используют для познания бессмертных, давно уже не воспринимаются как атрибуты земных червей, как определения тех материй, из которых соткан сам человек. А потому и расставание с ними не осознается как утрата собственно «человеческого» в нем.

Впрочем, не только боги — великие герои также выносятся прочь из людского ряда. Все выдающееся и необыкновенное в нем выделяется в особый род надчеловеческих полубожественных существ:

 

Славных героев божественный род. Называют их люди

Полубогами…[2]

 

а то и, как Гильгамеш, содержащих в себе божественные начала более чем на половину:

 

Велик он более всех человеков,

На две трети он бог, на одну — человек он,

Образ его тела на вид несравненен...[3]

 

Подчеркнем: не только мистифицированное чем-то потусторонним, но и вполне здравый смысл, который исключает любую запредельность вещественному, подвержен тому же недугу отчуждения. Напомним. Еще рациональная мысль греков объясняла все сущее сочетанием огня, воды, земли и воздуха. Из этих материй сотканы люди, они же формируют и природу олимпийских небожителей; вот только в природе последних больше огня и воздуха, в составе же человека — земли и воды. Герои стоят между нами и бессмертными богами. Поэтому, строго говоря, все сводится к одному и тому же... но ведь порождения сантехнических искусств и рафаэлевские полотна в конечном счете разложимы на одни и те же атомы. Однако качественная несопоставимость существует.

Нужно ли удивляться ей, если и сегодня завороженное величием содеянного, человеческое сознание выносит в особый разряд наполеонов и сталиных, коперников и эйнштейнов, рафаэлей и моцартов? В общем, всех, кто способен наиболее ярко проявить себя. Только ранний герой воплощает в себе высшие доблести, которые дают ему возможность сражаться с экзотическими чудищами,— поздний становится культуртрегером. Эта эволюция запечатлевается в мифах о Прометее, искусном Дедале, строителях фиванских стен Зете и Амфионе. Но и смиряющие стихии музыканты (Орфей), и способные посрамить Сфинкса мудрецы (Эдип), и проницательные хитроумные законодатели (Одиссей) — тоже герои. Водительствуемые помощью своих бессмертных родителей, все они благодетельствуют человеку: учреждают царства и города, диктуют охранительные для них законы, даруют знания и ремесла... но так и остаются чужими людям.

Именно так — чужими, ибо герой движим по большей части мечтой о бессмертии, нежели всеподавляющей заботой о дольнем мире. Диалектика парадокса состоит в том, что только смерть способна сохранить его связь с человеческим родом,— но восторжествование над нею есть в то же время и окончательный разрыв с ним...

В сущности, то же применимо и к фигуре гения: как квадратура круга лежит вне плоскости решений, доступных для циркуля и линейки, так нечто таинственное и невместимое разумом не дает возможности до конца уравнять его с теми, кто не отмечен ничем исключительным:

«Плоть богов таится в его теле».[4]

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 344. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия