Студопедия — Реактивный научно-исследовательский институт
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Реактивный научно-исследовательский институт






Результаты, достигнутые в начале 30-х годов двумя ведущими научно-исследовательскими организациями - Газодинамической лабораторией в Ленинграде и Группой изучения реактивного движения в Москве,- показали, что назрела необходимость объединить усилия ученых, инженеров и конструкторов в едином научно-исследовательском и опытно-конструкторском центре. Таким центром явился Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), сформированный в Москве 21 сентября 1933 г. на базе ГДЛ и ГИРД. Создание РНИИ придало работам по ракетной технике государственное значение, привело к улучшению их материально-технического обеспечения, позволило установить постоянную связь специалистов по ракетной технике с ведущими научными учреждениями страны, открыло широкие возможности кооперации в проведении научных исследований и изготовления изделий, осуществило синтез ракетно-артиллерийского и ракетно-авиационного направлений. Начальником РНИИ был назначен И. Т. Клейменов, заместителем сначала С. П. Королев, а с января 1934 г.- Г. Э. Лангемак. Научное руководство РНИИ осуществлял технический совет в составе Г.Э.Лангемака (председатель), В.П.Глушко, В. И. Дудакова, С. П. Королева, Ю. А. Победоносцева и М. К. Тихонравова. Почетным членом совета 23 июня 1935 г. был избран К. Э. Циолковский.

В РНИИ под руководством Г. Э. Лангемака на основе работ, проведенных ранее в ГДЛ, продолжалась разработка пороховых реактивных снарядов и пусковых установок различного назначения. Были усовершенствованы реактивные снаряды РС-82 и РС-132 и пусковые станки, монтировавшиеся под крыльями самолетов. Ракетные заряды стали изготавливать из нитроглицеринового пороха, который обладал по сравнению с пироксилин-тротиловым порохом энергетическими и технологическими преимуществами. Теплота сгорания и, следовательно, удельный импульс нитроглицеринового пороха выше, чем у пироксилин-тротилового. Из нитроглицеринового пороха можно было изготавливать пороховые заряды больших размеров методом непрерывного прессования, что в наибольшей степени отвечало требованиям крупномасштабного производства. Из пироксилин-тротилового пороха каждая пороховая шашка приготавливалась индивидуально методом «глухого» прессования.

После успешных войсковых испытаний реактивные снаряды РС-82 были приняты на вооружение истребительной, а РС-132 - бомбардировочной авиацией. С 1938 г. в РНИИ начались работы по созданию опытных образцов многозарядной самоходной пусковой установки с РС-132 для реактивной артиллерии сухопутных войск. В 1939- 1941 гг. установка и снаряды прошли заводские и полигонные испытания, было освоено промышленное производство РС-132 и начата работа над серийными образцами пусковых установок для РС-132 и РС-82. В 1939 г. реактивные снаряды успешно использовались в Монголии во время боевых действий против японских войск на реке Халхин-Гол, а в 1941 -1945 гг. широко применялись во время Великой Отечественной войны.

Опыт работы ГДЛ и ГИРД позволил РНИИ разработать обоснованную программу по созданию жидкостных ракет. Этот опыт, в частности, показал, что одной из главных задач в области жидкостного ракетостроения является создание надежного ракетного двигателя на жидком топливе, пригодного для массового применения на ракетных аппаратах. В 1939 г. было спроектировано и изготовлено несколько вариантов кислородно-спиртового двигателя, развивавшего тягу 300 кгс в течение 60 с (Л. С. Душкин, М. К. Тихонравов и др.). Под руководством Глушко был разработан азотнокислотно-керосиновый двигатель (усовершенствованный вариант ЖРД ОРМ-52), развивавший тягу 310 кгс и выдержавший 29 запусков с общим временем работы 530 с.

Наряду с проблемой создания надежных ЖРД все большее значение приобретала проблема обеспечения устойчивости полета ракет, в том числе проблема автоматической стабилизации баллистических ракет. Первый ракетный гироскопический прибор стабилизации ГСП-1 был создан группой сотрудников РНИИ под руководством С. А. Пивоварова во второй половине 1934 г. Наряду с разработкой аппаратуры управления важное значение имели экспериментальные исследования особенностей полета крылатых ракетных аппаратов. Нужно было выяснить причину возмущений, приводящих к нарушению устойчивости в полете, выбрать наиболее подходящие аэродинамические схемы ракет, профили несущих плоскостей. Для этого требовалось провести летные испытания моделей крылатых ракет. Было принято решение исследовать устойчивость ракет без систем управления на моделях с пороховыми двигателями, которые отличались от имевшихся в то время ЖРД более высокой надежностью и простотой эксплуатации. В 1935 г. состоялись многочисленные пуски экспериментальных неуправляемых пороховых ракет массой 5-11 кг, имевших размах крыла и длину фюзеляжа 0,5 м и отличавшихся одна от другой формой крыла и оперения. Ракеты изготавливались весьма тщательно. Были введены регулировка направления вектора тяги двигателя на центр тяжести ракеты, чтобы исключить возмущающий момент, а также регулировка по продувкам в аэродинамической трубе положения плоскостей управления ракеты, чтобы исключить их аэродинамическую несимметрию и обеспечить полет с заданным углом атаки. Пуски этих ракет дали богатый экспериментальный материал для теоретических исследований устойчивости полета и проектирования крылатых ракет с ЖРД.

В 1936 г. работы над жидкостными баллистическими и крылатыми ракетами с системами управления были объединены в одном отделе РНИИ, руководимом Королевым. В этом же году прошел официальные стендовые испытания двигатель ОРМ-65 конструкции Глушко, работавший на азотной кислоте и керосине и предназначавшийся для ракетоплана и крылатой ракеты. Его создание позволило приступить к разработке более простых в эксплуатации ракет на высококипящем топливе.

Под руководством Королева разрабатывались крылатые ракеты 212 с гироскопическим автопилотом и 301 с гирокомандной системой наведения, оснащенные двигателем ОРМ-65, а также серия ракет 217-П на РДТТ. Рабочий проект ракеты 212 был утвержден техническим советом РНИИ в августе 1936 г. Ракета имела следующие характеристики: стартовая масса 165 кг, масса топлива 15 кг, масса полезного груза 35 кг, размах крыла 3 м, площадь крыльев 1,7 м2, аэродинамическое качество 12,5, длина 3 м, максимальная скорость 280 м/с, скорость взлета 40 м/с, максимальная дальность полета 80 км. На ракете использовался автомат стабилизации, обеспечивавший стабилизацию по трем осям. Старт производился с ракетной тележки-катапульты, разгоняемой пороховым двигателем тягой 1850 кгс. Ракета представляла собой моноплан со среднерасположенным трапециевидным крылом. Крыло несло элероны, а хвостовое оперение - рули курса и тангажа. В центроплане поперек фюзеляжа располагались топливные баки: три бака для азотной кислоты и один для керосина, а также баллон со сжатым азотом. Все трубопроводы, электропроводка и тяги к органам управления проходили внутри корпуса ракеты и в расположенном над фюзеляжем желобе коммуникаций. Корпус ракеты - цельнометаллический из дюралюминия.

В 1937-1938 гг. проводились продувки ракеты в аэродинамических трубах ЦАГИ, отработка установки двигателя ОРМ-65, гироавтомата, регистрирующей аппаратуры, пневмогидравлической схемы, холодные и огневые испытания двигательной установки.

29 января 1939 г. было проведено первое летное испытание ракеты, которая стала первым отечественным ракетным летательным аппаратом, взлетевшим с помощью ЖРД на высококипящих компонентах топлива. Однако основной идеей Королева в 30-е годы было создание экспериментального ракетного летательного аппарата для полета человека в стратосфере как первой ступени на пути к космическим кораблям.

В 1934-1935 гг. Королев, используя свой опыт и положение известного конструктора и летчика, в свободное от работы время проектировал летательные аппараты, пригодные для использования в качестве ракетопланов.

В 1936 г. работы над ракетопланом были включены в планы РНИИ. После углубленных изысканий и рассмотрений различных конструкций был разработан проект двухместного самолета - моноплана РП-318 с жидкостной ракетной двигательной установкой на основе трехкамерного ЖРД с суммарной тягой 900 кгс, работавшего на азотной кислоте и керосине. Тяговооруженность самолета позволяла осуществлять взлет с Земли и быстрый набор высоты. Самолет имел следующие расчетные характеристики: стартовая масса 1600 кг, масса топлива 540 кг, масса полезного груза 160 кг, длина 7,5 м, размах крыльев 7,4 м, тяговооруженность 0,56, максимальная высота при взлете с Земли 9 км, при старте с восьмикилометровой высоты - 25 км. В качестве первого шага было принято решение о создании ракетоплана РП-318-1 на базе двухместного планера СК-9, который был построен Королевым еще в 1935 г. Для ракетоплана была создана и отработана двигательная установка на основе ЖРД ОРМ-65. После проведения серии холодных испытаний по регулировке системы подачи в период с декабря 1937 г. по апрель 1938 г. было проведено 32 огневых испытания двигателя, которые показали, что двигательная установка отвечает предъявляемым требованиям и может обеспечить полет ракетоплана.

В феврале 1938 г. Королев совместно с Е. С. Щетинковым выдвинул и обосновал идею создания истребителя-перехватчика с ЖРД. Были представлены различные варианты компоновки экспериментального стратосферного самолета на азотнокислотном и кислородном ЖРД, поднимающегося с Земли до высоты 20 км и при пуске с самолета до высоты 40 км. Королев готовился совершить первые полеты с работающим ЖРД на ракетоплане РП-318-1, однако в июле 1938 г. он был ранен при аварии на стенде крылатой ракеты 212, и отработка ракетоплана надолго задержалась.

В последующие годы ведущим конструктором по ракетоплану РП-318-1 был назначен известный в те годы авиаконструктор А. Я. Щербаков, а по двигателю - А. В. Палло. На ракетоплане был установлен ЖРД РДА-1-150, являющийся модификацией ОРМ-65. Ракетоплан РП-318-1 имел следующие характеристики: масса конструкции 345 кг, масса двигательной установки 137 кг, масса топлива 75 кг, масса пилота с парашютом 80 кг, полная стартовая масса 657 кг, длина 7,88 м, размах крыльев 17 м, площадь крыла 22 м2.

Исторический полет ракетоплана, пилотируемого первым советским летчиком-ракетчиком В. П. Федоровым, состоялся 28 февраля 1940 г. В отчете Федорова о полете говорилось: «После отцепки установил скорость 80 км/ч. Включение двигателя произвел на высоте 2600 м. Запуск ЖРД прошел нормально. Все контрольные приборы работали хорошо. При давлении в камере 12 ат, что соответствовало тяге 150 кгс, ЖРД имел ровный режим работы, который поддерживался до полного израсходования топлива. Примерно на пятой-шестой секунде после включения ЖРД скорость полета возросла от 80 до 140 км/ч. Я установил режим полета с набором высоты 120 км/ч и держал его во все время работы. По показаниям приборов подъем происходил со скоростью 3 м/с. В продолжение всей работы ЖРД в течение 110 с был произведен набор высоты в 300 м. На всем протяжении работы ЖРД никакого влияния на управляемость РП-318-1 замечено не было. Планер вел себя нормально - вибрации не ощущалось. После выключения двигателя спуск ракетоплана происходил нормально».

10-19 марта 1940 г. на РП-318-1 состоялись еще два успешных полета. Эти полеты стимулировали также развитие работ по внедрению ракетного двигателя в авиацию.







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 536. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия