Студопедия — Эгоизм.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эгоизм.






(Омельчанко Е.В.)

"Эгоизм" (от лат. ego - я) - слово все более плотно входящее в наш обиход. Оно слышится в различных разговорах, его употребляют во многих статьях, о нем говорят с экранов телевизоров, с ним люди встречаются в повседневной жизни. В житейских ситуациях под словом «эгоизм» понимают заботу человека лишь о самом себе без учета интересов других людей. Кажется, нет особых трудностей в уяснении его значения. Так как это понятие стало настолько привычным, что уже мало кто задумывается о том, что же все-таки скрывается в его значении.

Для того, чтобы выяснить, несет эгоизм добро или зло, дадим ему исходное определение. Согласно Толковому словарю русского языка, "Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих» [5;939]. Словарь практического психолога рассматривает эгоизм как « ценностную ориентацию субъекта, характеризуемую преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп» [7;773]. В.Г.Степанов пишет: «Жизненная направленность эгоиста - собственное «Я», личное преуспевание (причем нередко за счет других)» [8, с.341].Таким образом, самое характерное для эгоиста – интерес только к себе, своим удобствам, забота о собственной выгоде. Они ставят на первое место свои личные интересы и ради них способны пренебречь интересами коллектива, интересами своих друзей, т.е. им присущи эгоистические черты.

В обыденном словоупотреблении эгоизм выступает как противоположность альтруизму. Если говорить об эгоизме, то нужно понять, что между двумя крайностями: эгоизмом и альтруизмом, существует огромное количество различных состояний человека. И только две крайности - безумный эгоцентризм, опасен для жизни, а крайнего альтруизма просто не существует.Абсолютный альтруизм можно встретить только в психиатрической больнице. А нормальный человек никогда не будет действовать, не учитывая свои интересы, ведь инстинкт самосохранения один из самых сильных. Поэтому показной альтруизм должен настораживать.

Исследования эгоизма распространены в зарубежной психологии, но в России данная проблема фактически не изучена ни в теоретическом, ни в эмпирическом планах. Единственный философско-этический очерк «Эгоизм»[6] Э.Ф.Петрова по данной проблеме был издан у нас более 40 лет тому назад, где впервые в отечественной литературе делается попытка систематического изложения сущности эгоизма, его социально-экономических, политических, философских и гносеологических корней.

В современной психологической литературе теоретические подходы к рассмотрению эгоизма, эгоистической направленности личности мы находим в исследованиях О.В.Бондаревой [1], И.Д. Егорычевой [2], К. Муздыбаева [4]. Так, для выявления уровня эгоизма личности была разработана учеными Института социологии РАН (Санкт-Петербург) под руководством К.Муздыбаева в 1997 году, методика «Шкала диспозиционного эгоизма».

Концепция специалиста в области социальной психологии, психологического консультирования, И.Д.Егорычевой позволяет рассматривать направленность личности как причинно-следственную связь доминирующих отношений – доминирующих социальных установок - доминирующих смыслообразующих мотивов ведущей деятельности - ее личностного смысла – жизненной позиции личности - личностных ценностей. Вся эта причинно-следственная цепь проявляется в двух позициях: в отношении личности к себе и в ее отношении к другим (обществу), со всеми вытекающими из этих отношений последствиями. И.Д.Егорычевой выделено 4 основных типа личностной направленности и 8 подтипов-акцентуаций. Сочетания Я+, Я-, О+, О- (где О – Общество, Другие) оказались связанными с проявлением определенного типа личностной направленности.

Эгоцентрическая направленность личности определяется сочетанием «Я+, О-». При этой направленности в центре внимания личности находится она сама, вся ее активность сосредоточена на себе, собственных интересах, проблемах; личность стремится к признанию обществом ее особой ценности. Основной ценностью для человека с такой направленностью является он сам, его мысли, его суждения, его интересы, его деятельность, результаты его труда. Человек с таким типом направленности очень требовательно подходит к оценке другого, принимая его в целом настолько, насколько он похож на него самого, насколько он согласен с его мнением, разделяет его симпатии и антипатии. В этом типе направленности выделяются две акцентуации: с преимущественно положительным отношением к себе, при отрицательном, в целом, отношении к обществу – индивидуалистическая акцентуация эгоцентрической направленности; и с преимущественно отрицательным отношением к обществу, в целом, положительном отношении личности к себе – эгоистическая акцентуация. Основой характеристики первого подтипа является меньшая жесткость и нетерпимость личности по отношению к обществу. Второму подтипу свойственна полная центрация на себе.

Рождается ли ребенок эгоистом? Или же он по своей природе альтруист? Должен ли он заботиться только о себе? Или обязан считаться с интересами других людей. Известный отечественный психолог, Н.Д.Левитов отмечает, что «эгоистами не рождаются, эгоизм возникает в результате неправильного воспитания, а иногда и неблагоприятных условий жизни» [3:46].

Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности объясняется серьезными дефектами воспитания. Если тактика семейного воспитания направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм личности ребенка, то у него может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчет лишь его собственные интересы, потребности, переживания и прочее. Очень часто дети-эгоисты вырастают в семьях, где детей чрезмерно балуют, где взрослые стараются удовлетворить все их желания и капризы. Дети привыкают к тому, что они центр внимания семьи, что родные обязаны заботиться о них, сами же проявлять заботу о других, они не приучены. Так формируются у детей эгоистические интересы и настроения, а затем и эгоизм как черта характера. Подобным же образом ведут себя эти дети и в школьном коллективе.

Помимо индивидуального эгоизма, Н.Д.Левитов различает «семейный» эгоизм [3;47]. Такая семья живет только узкими эгоистическими интересами, все помыслы взрослых членов семьи направлены на то, как бы получить побольше материальных благ для своей семьи, они далеки от общественных интересов. Подобное отношение передается детям. Некоторые родители в присутствии детей начинают осуждать своих соседей, знакомых, противопоставляя им свою «идеальную» семью. Все это также создает у детей преувеличенное мнение о своих достоинствах, эгоизм

В младшем школьном возрасте эгоизм – чаще всего временное, преходящее явление и относительно «безобиден». Обычно этот эгоизм имеет односторонний характер. Эгоизм младших школьников очень нестоек.

У подростков чаще всего эгоизм проявляется в связи со свойственным этому возрасту стремлением к самостоятельности, которое в свою очередь объясняется значительным скачком в физическом и умственном развитии подроста, его новым, более ответственным положением в школе и семье. Стремление к самостоятельности порождает эгоизм у подростка из-за двух противоположных ошибок родителей в воспитании детей этого возраста. Если родители не считаются с потребностью подростка в самостоятельности, то он в виде протеста начинает поступать по своему, не считаясь с интересами окружающих. Если же родители не ущемляют самостоятельности подростка, но не направляют её, не регулируют, то они дают тем самым подростку возможность злоупотреблять ею, он может неправильно это истолковать – как поощрение к своеволию и эгоизму [3;49].

Нередко эгоизм возникает в результате неправильного отношения родителей к способностям своих детей. Если родители преувеличивают способности детей и слишком расхваливают их, это может вызвать такие эгоистические черты, как зазнайство, самовлюбленность. Успех детей требует поощрения, однако разумного, стимулирующего их трудолюбие, стремление к дальнейшему развитию своих способностей. Таким образом, эгоизм, в особенности у подростков, нередко возникает, как стремление утвердить свое «я», которое недооценивается родителями [3;50].

В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном Я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или социальной группе может привести к отчуждению как переживанию субъектом одиночества во враждебном ему мире.

Если рассмотренное выше развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности объяснялось плохим результатом воспитания, то с точки зрения З.Фрейда эгоизм выступает сущностью человеческой природы и главным принципом человеческих отношений. По З.Фрейду, ребенок рождается с «первичной самовлюбленностью», обусловленной тем, что его либидо направлено на него самого, и самовлюбленность как бы отделяет человека в начале жизни от окружающего мира, побуждая его заниматься только собой. Иными словами, человек, по З.Фрейду, рождается эгоистом. Утверждая, что человек по своей природе эгоист, З.Фрейд широко трактует и понятие эгоизма. Для него эгоизм – не только страсть к стяжательству, накоплению, но и обычные потребности в пище, одежде. И если первая часть не вызывает возражений со стороны психологов, то со второй соглашаются не все. Разве можно назвать потребности человека в еде, без которой он не может существовать эгоизмом?

Формы и степени выражения эгоизма множественны. В.Г.Степанов в своем учебном пособии «Психология трудных школьников» [8;342] подробно описывает основные виды выражения эгоизма: нарциссизм, синдром Клеопатры, эгоизм из-за отчужденности, эгоцентризм, групповой эгоизм.

Школьники и взрослые с нарцисстическим характером чрезвычайно влюблены в себя. Причем объектом собственной любви у них, особенно у лиц мужского пола, не обязательно является внешность. Они могут обожать себя за внутреннее «совершенство» (способности, ум, характер).

Синдром Клеопатры выражается у части старшеклассниц в том, что они стремятся обращать на себя внимание юношей, заигрывают с ними, а потом без явной причины начинают раздражаться, зло и грубо насмехаться над своими товарищами.

Отчужденность возникает у современного человека, потому что окружающие люди часто не оказывают ему помощи, не выражают сочувствия, а то и просто равнодушны из-за занятости своими проблемами и делами. Отчужденность может возникнуть очень рано из-за невнимания родителей к ребенку. Подобное состояние в полной форме нередко возникает у подростков и старшеклассников, когда они встречаются с равнодушием окружающих. Многие родители из-за больших трудностей жизни стали все меньше интересоваться детьми. В связи с этим у заметной части молодежи усилилась эгоистическая направленность личности и появляются все больше грубость и жестокость по отношению к окружающим.

Крайним выражением эгоизма является эгоцентризм. Он заключается в том, что в центр всей жизни школьник или взрослый человек ставит свое индивидуальное «Я». Так, его важной жизненной потребностью является нахождение в центре внимания классного коллектива, постоянные похвалы в его адрес, восхищение его необыкновенными способностями. В семье такой школьник требует, чтобы родители думали и заботились только о нем, жили только для него. Такой ребенок желает, чтобы в семье все отдавалось ему.

Наконец, о групповом эгоизме. Это такое явление, когда люди и каждая личность в отдельности в своем поведении руководствуются только интересами группы, к которой принадлежат. При этом интересы другой части общества не учитываются или считаются неприемлемыми, даже враждебными. У детей и подростков групповой эгоизм бывает, связан с семьей, дворовой или приятельской компанией, коллективом класса или его частью. В последнем случае деление обычно происходит по принципу пола: группа мальчиков класса и группа девочек живут своими интересами, иногда даже вступая в конфликтные отношения.

Как устранить эгоистическую направленность личности школьника? Рассмотрим некоторые способы коррекции эгоистической направленности личности школьников:

1. Каждый человек тесно связан с теми, кто его окружает. Первые люди, с

которыми сталкивается человек, – это его близкие – мама, папа. Именно они в большой степени формируют сознание ребёнка. В зависимости от того, как они будут себя вести друг с другом, с маленьким человеком, будет формироваться его личность. Важно всё, вплоть до элементарных вещей: как родитель сказал, что сказал, как посмотрел на ребёнка – это будет влиять на формирование эгоизма.

2. Прежде всего, необходимо устранить или свести к минимуму действие

тех причин, которые вызывают эгоизм. Индивидуальный подход будет заключаться в учете специфики конкретного вида эгоизма. Следует не только устранять недостатки характера, связанные с эгоизмом ребенка, но и способствовать формированию у него таких качеств как альтруизм, товарищество, забота о слабом.

3. Важно, чтобы школьник не жил изолированно от сверстников, а

научился бы общению с ними и получал от этого удовлетворение. Весьма полезно включение школьника в педагогически контролируемые коллективы. Следует также порекомендовать родителям, не препятствовать осуществлению желания детей иметь домашних животных, поскольку уход за животными развивает у школьников любовь ко всему живому и является профилактическим средством против проявления крайнего эгоизма и жестокости.

4. В борьбе с эгоизмом нужно учитывать возрастные особенности детей.

В младшем школьном возрасте эгоизм обычно нестоек, временен, неглубок и проявляется в немногом. Родителям рекомендуется при первых проявлениях эгоизма реагировать на это отрицательно и при этом замечать и поощрять товарищество. Иначе эгоистичность станет устойчивой чертой характера даже в этом возрасте.

5. У подростков эгоизм возникает в связи с их стремлением к взрослости,

самостоятельности. Родителям рекомендуется предоставлять подросткам самостоятельность там, где это возможно, но не забывать о том, что школьник в этом возрасте нуждается в контроле и поддержке со стороны воспитателей.

6. Необходимо включать подростка и юношу в обсуждение, как

например, распределить месячный доход семьи между ее членами. Причем один раз он берет на себя роль отца и отстаивает его интересы, в другой - роль дедушки и т. д.

7. Э.Фромм основным средством устранения эгоизма считал воспитание у

человека чувства братской любви, т.е. любви ко всем людям вообще. Такая любовь не знает предпочтения. Братская любовь требует развития объективности, разума и смирения. Быть объективным, пользоваться собственным разумом становится возможным только при смирении, отказе от ложных убеждений о собственном всезнании и всемогуществе, которые присущи детству.

Искоренить в себе эгоизм – большая задача. Эгоизм так цепляется за нас или мы цепляемся за него, это вечная борьба.

Литература

1. Бондарева, О. В. Исследование связи уровня эгоизма с возрастом

вступления в брак и удовлетворенностью браком / О. В. Бондарева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - Вып. 5 (83). - С. 120-123.

2. Егорычева, И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее

диагностики // Мир психологии. - 1999. - № 1. - С. 264-277.

3. Левитов, Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и

как их исправлять. - М.: Издательство АПН РСФСР.- 1961. – 83 с.

4. Муздыбаев, К. Эгоизм личности / К. Муздыбаев // Психол. журн.

– 2000. Т. 21. – № 2. – С.27 – 39.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка

/Российская Академия Наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры. - М.: АЗЪ, 1993. - 960 с.

6. Петров, Э.Ф. Эгоизм. Философско-этический очерк [Текст] – М.:

Наука, 1969.

7. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. – Минск:

Харвест, 1998. – 800 с.

8. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: учеб. пособие / В. Г.

Степанов. - М.: Академический проект: Трикста, 2004. - 560 с.

Эгоизм.

Итак, мы имеем духовную природу. Это значит, что мы вечны. Материя, из которой соткано наше тело, не может существовать без силы, которая называется сознанием. Сознание – это сила, которая пропитывает все наше тело, дает возможность ему жить. Сознание проявляется через глаза. Можно видеть сознание через глаза. Поэтому, согласно аюрведе, единственный способ определить живой человек или мертвый, это открыть ему глаза и посмотреть ему в глаза. Если глаза не живые, там нет жизненной силы, это значит, что человек умер. И только глаза указывают на то, что там есть жизнь. Сознание – это первый атрибут души. То, что мы с вами разбирали, у души есть ум, чувства, разум, и у души есть эго, истинное эго. Эго пропитывает и ум, и чувства, и разум. Таким образом, эго или ощущение себя как личности, оно существует во всех проявлениях души. Душа, находясь в центре, вот здесь в груди, в области сердца, как говорится, в центре груди, она распространяет свое влияние на все тело, и все тело пропитано сознанием души. Вместе с тем, как пропитано, все тело пропитано сознанием, оно также пропитано и силой ощущения себя как личности.

Поэтому нам кажется, что мы являемся телом. Так, иногда человек ведет машину, и допустим, кто-то в нее врезается, он выскакивает и говорит, зачем ты меня стукнул? Он его не стукал, он стукал машину, так? Но человек отождествляет себя с машиной, ему стало больно от этого удара, психическая боль возникла. В результате, он выскочил, он готов выяснять отношения. Точно также, Веды говорят, мы находимся в теле, как в машине. Фактически, это машина. Тело – это машина для души, для деятельности, для души. Однако же, многие люди считают себя телом. Они считают, что это я и есть, вот это тело я и есть. И поэтому они говорят, как же так, если я умру, как же я потом буду жив опять.

Они не понимают, что душа может получить новое тело. Вот смотрите, наше тело постоянно меняется. Это значит, мы меняемся что ли, выходит? Но мы не меняемся. Кто это чувствует, что он меняется? Личность одна и та же, тело меняется. Было маленькое тело очень, стало очень большое. Совсем другое тело. За 7 лет все клетки тела меняются полностью. Ничего не остается от старого тела. Мы меняем тело уже в этой жизни. Точно так же мы меняем тело, в следующую жизнь когда переходим. Итак, ощущение себя как личности, оно присутствует всегда. Тело меняется, а ощущение себя как личности, оно остается. Однако же, люди, которые считают себя телом, они начинают думать о себе, как о старике. Или они начинают думать о себе, как о молодом. Поэтому это основная причина того, что пожилые люди очень печалятся часто. Они думают, ну почему я такой старый. Как можно так жить, ведь счастья же нет в старом теле, они думают. Они думают, не в старом теле, а старому человеку счастья нет. Они думают, ну, как это так, кто-то молодой, я старый, ну почему, это не справедливо.

Тело старое. Душа остается всегда молодой. Она никогда не стареет. Если душа это понимает, у нее нет проблем. Тело все равно будет стареть, никуда не денешься, таков процесс. Душа остается молодой. В следующей жизни она получает новое тело. У души есть чувство эгоизма или ощущение себя как личности. Оказывается, это очень интересное чувство. Оно работает только в двух направлениях. Или получает счастье для кого-то, живя для кого-то, или получает счастье, живя для себя. Согласно ведическому знанию, душа, когда имеет духовное тело, которое соткано из духа, в духовном мире, нам трудно понять, что это такое, там не существует даже понятия жить для себя.

Душа в духовном теле не понимает, как можно жить для себя. Она не знает, как можно действовать для себя, у нее нет такого знания совсем. Она этой идеи не имеет совсем, понимаете? Ей кажется, что это невозможно, что надо все делать только для других. Для себя делать ничего нельзя потому, что счастья не будет. Ей кажется, если для себя что-то делать, счастья не будет. Вот ты сделаешь что-то для других, все будут рады, и тогда приходит счастье. Так действует душа в духовном мире. Ей кажется, что если никто не будет рад, счастья не будет. Его же неоткуда взять. Она так думает, душа в духовном мире.

Однако же, если душе хочется пожить для себя, захочется когда-нибудь почувствовать что-то другое, пожить для себя, тогда она попадает уже в материальный мир. И для того, чтобы можно было жить для себя, в материальном мире существует самый тонкий материальный элемент, самый тонкий, тоньше его не бывает. Этот материальный элемент называется ложное эго, или ощущение себя как личности, которая хочет жить для себя – ложное эго. Ложное эго пропитывает и ум, и разум, и чувства человека. Все духовные атрибуты, все атрибуты души, кроме самой души, вся ее деятельность пропитывается этим элементом, этой тонкой структурой материальной, которая называется ложное эго.

Поэтому в противоположность тому, как в духовном мире, в материальном мире ребенок рождается, он уже хочет себе. Он уже хватает что-то, если кто-то пытается отнять, он плачет. Это означает, деятельность ложного эго. Оно пропитывает тело, поэтому мы чувствуем, что это мое тело, попробуйте, у вас кто-то если захочет палец отнять, вы будете сопротивляться: это мое тело. У нас есть ощущение своего тела. Ложное эго действует не только внутри человека, но и снаружи. У нас есть также свой ум, мой ум, я думаю. Я сказал, потому что я так думаю, все. Не ты думаешь, а я думаю, это мой ум.

Дальше, это мое знание, разум. Ложное эго пропитывает разум, мое знание, я так считаю. Дальше, ложное эго пропитывает нашу жизненную энергию. Я не буду на тебя работать, зачем я буду на тебя работать, я буду на себя работать – жизненная энергия означает труд, деятельность, я буду на себя только работать, я не хочу. Если ты сделаешь мне благо, я буду на тебя тогда работать, я буду работать на себя в противном случае. Таким образом, в этом мире, в материальном мире, ложное эго действует во всех сферах нашей жизни. Так же оно действует снаружи – моя профессия, мое имя, мое – то, что связано со мной. Моя семья, дальше шире распространяется уже, моя семья. Моя семья, естественно, что она мне ближе, поэтому чужая семья уже меньше о ней беспокойство, заботы, о своей больше. Это естественно, мы говорим, в этом нет ничего плохого.

Дальше, моя нация. Моя нация, естественно, ближе мне, не то что какая-то другая, моя нация. Дальше, моя страна, ложное эго покрывает территорию большую уже. Моя страна. И в конце концов, моя Земля. Ложное эго пропитывает все сферы нашей жизни, фактически. Вроде бы нет ничего плохого, но оказывается, проблема заключается в том, что в этом мире, фактически, у тех живых существ, которые живут под абсолютным влиянием ложного эго, эгоизма, согласно ведическому знанию, счастья быть не может. Счастья быть не может. Потому что счастье находится в сфере взаимодействия двух истинных эго. У нас также внутри нашей жизни присутствует истинное эго. И оно иногда проявляется в нашей жизни.

Например, мне вдруг ни с того, ни с сего, захотелось бабушке какой-то дать кусочек хлеба. Бывает такое или нет? Я даю, и у меня возникает ощущение счастья, я ничего не хочу от нее, ни благодарности, я просто хочу, чтоб она была счастлива. Точно также мне хочется пожелать счастья какому-то человеку. У кого-то постоянно такие чувства возникают внутри, таких людей называют людьми в благости. У них сила истинного эго преобладает над ложным эго. Они постоянно хотят для кого-то что-то сделать приятное. Эти люди находятся в благости.

Дальше, люди, у которых сила истинного эго и ложного эго находятся в какой-то борьбе, в равенстве, такие люди находятся в страсти. И невежественные люди, у которых сила истинного эго почти на нуле. У них действует только ложное эго в их сознании. Итак, люди, которые находятся под влиянием истинного эго, в основном, они счастливы. Почему? Потому что, делая добро, они предрасполагают к себе людей. Что значит счастье? Счастье означает взаимодействие двух истинных эго. Что такое счастье? Это гармония, бескорыстная гармония. Что такое настоящая любовь? Это бескорыстная вещь. Правильно?

Когда любящие люди вдруг обнаруживают, что близкий человек любит для себя, они очень обижаются. Любовь означает что-то бескорыстное. Допустим, женщина, девушка заметила, что молодой человек ее использует, он живет с ней для себя. Он не хочет ей ничего сделать приятного, он для себя живет. Будет ей приятно или нет? Нет, это означает деятельность ложного эго. Она не приносит счастья. Любовь находится в сфере истин, деятельности истинного эго. Два истинных эго встречаются, возникает гармония, ощущение счастья. Всегда. Когда этой встречи не происходит, значит, счастья не будет. Будет что? Конкуренция, борьба. Борьба за обладание какими-то условиями в жизни, борьба за обладание чем-то.

Итак, согласно ведическому знанию, каждый человек, который хочет быть разумным, должен разобраться в том вопросе, когда, в какую секунду в его жизни действует истинное эго, а когда действует ложное эго. Если он в этом вопросе разберется, ему гарантированно счастье. По крайней мере, не в настоящем, а в будущем потому, что он знает, что если он несчастный сейчас, то по какой причине. Он понимает причину. Когда человек понимает, почему он несчастный, то ему легче жить. Потому что он знает, что он виноват.

Итак, ложное эго имеет две основные функции. Первая функция ложного эго – это вызывать боль. Посмотрите, все, что пропитывает ложное эго, везде возникает боль. Допустим, ложное эго пропитывает тело, как только ложное эго пропитывает тело вместе с сознанием, т.е. сознание пропитывает все тело. Мы же чувствуем, мой палец. Вы чувствуете, что это мой палец, это значит, там есть ложное эго. Если вот так теоретически взять, убрать из пальца ложное эго, посмотрите на него и подумаете, о, не мой палец. Например, некоторые люди обладают такой способностью, они могут воздействовать на этот первый элемент ложного эго своим сознанием.

Они берут, на человека смотрят, он такой смотрит себе на руку, говорит: это не моя рука, где моя рука. Он удивляется. Он видит, что это чужая какая-то рука. Там нет его ложного эго, оно не пропитывает руку. Он убирает просто из руки это ложное эго, и человек в шоке. Достаточно один палец сделать чужим, и человек абсолютно обескуражен. Он не знает, что происходит, ему кажется, что он с ума сошел. Мы настолько привыкли, что это тело является моим атрибутом. Когда ложное эго пропитывает тело, автоматически оно вызывает в нем ощущение боли. Боль означает защита. И это не дешевая вещь. Вроде бы просто ощущение боли, однако же, попробуйте отпилить себе пальчик. Будет очень больно. Боль означает ужасные муки, страдания

Таким образом, ложное эго, первое, что оно вызывает, оно вызывает боль. Но вы скажете, как же определить, ну, хорошо, тело пропитывает ложное эго, а жизненную энергию если она пропитывает, как же боль в жизненной энергии выражается? Как это можно? В теле понятно, нервные импульсы создают боль. А вот оказывается, что ложное эго может напрямую, не через нервную систему вызывать боль. Вы сейчас в этом убедитесь. Допустим, к вам кто-то подходит и говорит: - иди там помой полы, иди вон там помой полы. Вы говорите: - зачем я буду там мыть полы? А вот начальник сказал тебе помыть, все пойдут домой, а ты сегодня, просто так начальник решил, что ты сегодня помоешь полы.

Знаете, какой эффект будет? Первый эффект, сильное такое возмущение, ощущение несправедливости, это боль в пране, боль в жизненной энергии. А второй эффект будет таким, человек почувствует сильную слабость. Он почувствует, что у него нет сил, на самом деле, мыть. Это несправедливо по отношению к нему потому, что он устал, у него нет сил мыть эти полы, и у него нет никакой возможности это делать, внутренней. Он не чувствует энтузиазма психического, физического. Однако же, если ему сказали, что на самом деле, тебя выбрали сегодня помыть полы, и ты один в результате этого, получишь премию, ты один за то, что ты помоешь полы, ты один, все остальные не получат. Так распорядился начальник, он решил выбрать тебя.

У человека появляется сила сразу, энтузиазм, он с удовольствием моет полы, думает, как классно, я получаю премию, никто больше не получает. Два варианта, с одной стороны сила оставляет человека, с другой стороны, у него появляется много сил. Оказывается, это деятельность ложного эго, она влияет на прану. Такой синдром, это называется истерический синдром. Это очень сильная концентрация ложного эго в пране. Возникает истерия. Часто у женщин возникает. В их чувствах. Человеку говорят, иди, то-то сделай. Он говорит, ой, что-то голова заболела.

И на самом деле, голова заболела. Ведь это реальность. Если взять, посмотреть все параметры, возникнет боль. У человека возникает боль от того, что его заставили сделать. Он говорит, не заставляйте меня, пожалуйста, ничего делать, у меня сразу начинает болеть голова. Или еще что-то в этом роде. Это означает истерический синдром. Что это значит? Ложное эго вызывает боль в пране. Психологи говорят, это вымышленная боль. Нет, это не вымышленная боль. Она реальная, настоящая. Потому что человеку больно. Никто же не будет говорить, что в теле вымышленная боль, правильно? Она настоящая. Также в пране настоящая боль.

Дальше. Боль в чувствах. Допустим, дети часто показывают друг другу язык, в детстве показываем язык, да? Вроде, ничего плохого не сделал, а неприятно. Боль в чувствах возникает. Я проверял, если показывать язык обезьяне, ей тоже неприятно. Точно так же можешь передразнить собаку, гавкнуть на нее точно так же, как она. Она начнет сразу злиться. Это означает боль в чувствах. Мы воздействуем на чувства какого-то живого существа не так, как ему приятно было бы, и в результате возникает боль. Сильное ощущение неприязни. Боль в чувствах отличается от боли в теле? Это тоже боль, возникает неприятное такое чувство, боль в чувствах. Дальше, боль в уме. Означает обида. Мы обижаемся или гневаемся – это боль в уме. Бывает же очень больно, да, когда произошло что-то в жизни, событие, можно обидеться на событие, можно на человека обидеться. Можно еще на что-то обидеться, возникает сильная боль, ужасно сильная боль, невозможно ничего сделать. И потом на всю жизнь она сохраняется, память об этой боли.

Дальше, боль в разуме. Означает нежелание слушать. Вот некоторые люди пришли, допустим, первый раз на лекцию, они меня еще не знают, и может возникнуть боль в разуме. Человек может сидеть ерзать, Господи, что же делать, вылезти уже не сможешь, много людей, неудобно как-то, сидишь на лекции, надо выходить отсюда, что-то непонятная тема какая-то, он шизофреник что ли, говорит какую-то глупость, зачем мне это все знать, я жил спокойно без этого и дальше буду жить. Он так думает, сидит, думает, надо сматываться. Очень больно слушать то, с чем не знаком.

Кажется, что это знание, зачем оно нужно сто лет, ну, что он, поговорил бы на какие-то жизненно важные темы, не нужно все. И человека рвет прямо, ему хочется убежать. Можете убежать прямо сейчас, кому хочется, не беспокойтесь. Все воспримем это нормально. Никто не захотел, все продолжают сидеть, сопротивляться. Итак, это чувство в разуме, оно означает нежелание слушать. Человек не хочет слушать, ему хочется спорить.. Человек не может слушать, ему очень больно слышать. Ему кажется, что это не его точка зрения, невозможно слышать. Означает боль в разуме.

Чем больше гордость человека, гордость означает много эгоизма в разуме. Человек со слабым разумом не может быть очень гордым потому, что мало разума. Если разум сильный, то гордости может быть тоже очень много. Означает разумный человек, это разумный человек, но так как эгоизм заполнил весь разум до отказа, тогда появляется очень сильная гордость. Сильная гордость означает нежелание слышать чужое мнение. Невозможно слышать просто, появляется сильное отвращение от него. Итак, эгоизм способен проникать в разные сферы нашей жизни, и везде возникает боль.

Так, допустим, если мы хотим наслаждаться своими детьми, это естественно, что ребеночек маленький рождается, он такой вкусненький, приятненький, хочется его почмокать, пооблизывать и т.д., погладить, и в это время, когда человек этим занимается, он постепенно привязывается к своему ребенку. Привязывается означает ложное эго все больше и больше проникает в это тело. Сначала мать не воспринимает этого ребенка как что-то родное. Она даже может испугаться. Она увидит, о, Господи, неужели это мой ребенок. Они такие маленькие, когда дети очень страшненькие рождаются, такие сморщенные, такие. Думает, неужели это мой ребенок, Господи, что из меня вышло такое?. Потом она берет когда в руки, смотрит, а этот маленький ребенок, он-то себя отождествляет с ее телом, с материнским, он считает одним целым, мать с собой. И он на нее смотрит абсолютно преданными глазами, т.е. нет ни тени антагонизма, полная преданность. И мать, когда видит такие глаза, она сразу тает, сердце ее тает. Она сразу думает, это мое, мой ребенок, и она привязывается очень сильно к этому ребенку. Потом ребенок бежит, допустим, по улице, хлоп, упал, матери больнее, чем ребенку. Их ложное эго очень сильно связано.

Ребенок упал, побежал дальше. Ему чуть… он даже не понимает еще, у него разум не сильно развит, и он почувствовал, что-то произошло в теле, но он не понимает, что это боль или не боль. Он просто упал, побежал дальше. Потом он оборачивается на мать, у нее квадратные глаза. И он начинает истошно орать после этого. Сначала он бежал просто, у него не было проблем, потом он обернулся, начал орать. Ему стало больно в тот момент, когда он увидел боль у матери, т.е. ложное эго связано, у ребенка, у матери.

Согласно ведическому знанию, человек должен отказаться от ложного эго и принять истинное эго. Деятельностью истинного эго он должен пересилить свое ложное эго. Так матери дается 13 лет, с рождения ребенка для того, чтоб она пересилила свое ложное эго, привязанность к ребенку, и сменила на истинное эго – желание ему добра. Оказывается, это прямо противоположные вещи. Сначала матери кажется, что она желает добра своему ребенку, и поэтому он должен делать так, как я хочу. Он должен делать так, как я хочу. Это значит, в соответствии с моим ложным эго. Я тогда буду счастлива. А если я буду счастлива, то и он будет счастлив потому, что он мой ребенок. Понимаете?

И вот это чувство является ложным. Оно приводит мать потом к большим страданиям. Что она должна, на какое чувство поменять? Она должна поменять на другое чувство. Это мой ребенок, да, но это отдельная личность от меня, она должна жить в соответствии с тем, как предназначено ей судьбой. Поэтому, я должна научиться понять, как правильно жить этому ребенку, как ему надо развиваться самому. Мать должна отстраниться от ребенка, не должна считать его своим кусочком. Она должна отстраниться и наблюдать за ним, пытаться понять, как выполнить свой долг.

Вот это желание выполнить свой долг называется деятельностью истинного эго. Это тоже эго, тоже ощущение себя как личности, однако жизнь без корысти. Бескорыстие означает, в какую сторону он пойдет, так и будет хорошо, означает бескорыстие. Если мать считает, что он должен делать, как я хочу, в этом случае эгоизм ребенка вспыхивает. И сейчас мы с вами уже перешли ко второй функции эгоизма, которая называется сопротивление. Вторая функция – это сопротивление. Всегда, когда у человека возрастает взаимодействие ложного эго с другим человеком, у второго человека автоматически возникает возрастание тоже силы ложного эго и сопротивления. То есть это сопротивление воздействию ложного эго на другого человека, оно состоит из двух функций. Первая функция – возрастает ложное эго у того, на кого воздействует ложное эго другого человека. Вторая функция – желание сопротивляться этому процессу. Антагонизм.

Вот, допустим, есл







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 652. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.074 сек.) русская версия | украинская версия