Антон Паркс
ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ БОГОВ (LA DERNIERE MARCHE DES DIEUX)
Через посредничество греко-римской империи Египет оказал большое влияние на Европу и западный мир. Наше прошлое несомненно имеет свои источники в культуре и религии. Среди восточных религий, египетская была наиболее распространена у западных народов, а именно у греков. Очевидно, что содействие между Египтом и Грецией берёт начало в глубокой древности. Начиная с эллинистической эпохи духовный брак установился между двумя народами, бесспорным идеологическим очагом которого была Александрия. В её огромной библиотеке (288 до н.э. — 642 нашей эры) должны были быть рукописи Плутарха, Страбона и даже античного Платона. Большинство этих текстов, например Исиды и Осириса, география XVII и диалоги Платона Критий и Тимей, вдохновлены египетской мыслью. Таким образом, мы можем себе представить, насколько просто египетские концепции могли распространяться через греческую культуру и проникать в западный мир через Александрию.
Храм Хоруса в Эдфу, конец прошлого века.
При упоминании Атлантиды наиболее внимательные из нас видят, что греческая легенда приписывает эту версию жрецу древнего Египта. Многочисленные специалисты и почитатели древнего Египта упоминают здесь и там о существовании египетской Атлантиды, а также «подлинной истории Атлантиды», не называя, тем не менее, ни источник этой информации, ни его содержания. Бессмысленно утаивать что-то дальше, эту версию можно увидеть на стенах храма Эдфу в Верхнем Египте.
На стенах храма находятся тексты Тота, озаглавленные «Le Livre du Commencement de l’Âge Primordial des Dieux» и «Le Livre de la Description des Monticules Sacrés au Commencement de l’Âge Primordial». Эти два текста, как представляется, и сообщают о первоначальной версии Атлантиды, извлечённой из древних папирусов, сегодня давно пропавших.
Платон выводил свою историю из рассказа Крития, обнаружившего её в неизданной рукописи своего предка – Солона, великого законоведа и учредителя афинской конституции. Критий сообщал, что легенда стала достоянием Греции после возвращения Солона из Северного Египта, а особенно посещения им Саиса в дельте Нила. Это произошло между 593 и 583 до нашей эры.
Платон рассказывал, что история, переведённая Солоном с египетского, имела корни в изначальном языке Атлантов. Крантор, первый комментатор Платона, сообщил, что история Атлантиды, египетская версия, была представлена его современникам египетскими жрецами. Эти последние утверждали, что легенда была записана на стенах нескольких храмов, таких как Эдфу, построенных позже. Если эта информация точна, то, как представляется, из этих версий в Египте сохранился только храм Эдфу! Он старше платоновских текстов на 450 лет. Однако вариант Эдфу настолько разниться, и настолько архаичен по стилю, что думается, он явно старше, чем перевод с египетского эллинизированный и романтизированный Платоном.
Рассказ, выгравированный в Эдфу, приписывается богу Тоту, собственной персоной (см. E.VI, 181.10) и воспроизведён на стенах храма явно с древнего исчезнувшего папируса. Несомненно, речь идёт о мифических табличках и регистрах Тота. При упоминании о текстах Тота, мы обычно представляем себе Изумрудную Скрижаль или другие рукописи, о происхождении и тем более достоверности, которых нам ничего неизвестно. Но мы не можем сомневаться в серьёзности гравюр, которые каждый может наблюдать на стенах храма. Это отменное содержание разделено на несколько так или иначе полных копий на стенах храма Хора и обычно называемые Космогония или Генезис Эдфу или просто Тексты строителей. Несколько записей (раздел E.VI) составляют космогонию Египта, вырезанную исключительно на внутренних поверхностях стен (восточной, северной и западной) и на обрамлении прохода I’J1. Замечательные исследования по этому вопросу были опубликованы в 1969 году египтологом Евой Реймонд (Eva Anne Elyzabeth Reymond). Её книга называется: Мифологическое происхождение египетского храма (The Mythological Origin of the Egyptian Temple).
Тот-Эдфу
Мы постараемся рассмотреть более полно некоторые, к сожалению, отрывочные элементы, расшифрованные до настоящего времени. Полный перевод Генезиса Эдфу под авторством г-жи Реймонд не отражен в её исследовании и нигде не опубликован. На 11 странице своего труда она поясняет: «Переводы и комментарии основных источников нашего исследования не включены в настоящую работу, поскольку филологическим исследованиям требуется большой объём и возросшая цена. Учитывая важность этих текстов, тем не менее, будет полезным дать подробное резюме основных документов космогонии Эдфу».
Уникальность и важность этих документов состоит в том, что они нигде не опубликованы. Их можно обнаружить только в Эдфу. Таким образом, ценные записи на этом храме позволяют нам более или менее восстановить может быть навсегда утерянные рукописи, такие как «Description des Monticules Sacrés au Commencement de l’Âge Primordial». Вероятно, они были заархивированы среди свитков великой библиотеки Александрии, которая, как известно, погибла.
В настоящее время не существует ни одного полного и верного перевода раздела E.VI храма Эдфу. Университет Гамбурга (Archäologisches Institut der Universität Hamburg) уже долгие годы планировал осуществить перевод, это касается проекта «Das Edfu Projekt». И в то время, как я пишу эти строки перевод разделов E.V и E.VI всё ещё продолжается. Эта работа рассчитана на срок – 12 лет (с 2004 по 2016).
За неимением единой интерпретации этих текстов, мы попробуем снова восстановить эту историю с отрывками, предварительно расшифрованными и добавленными к тем, что я скромно расшифровал и интерпретировал сам. В порядке значимости работы, касающиеся этой темы и служившие мне основой, следующие:
Le Livre du Commencement de l’Âge Primordial des Dieux et Le Livre de la Description des Monticules Sacrés au Commencement de l’Âge Primordial:
- Émile Chassinat, Le Temple d’Edfou — tome sixième, le Caire, Institut français d’archéologie orientale, 1931. (Transcription complète de la section E.VI en hiéroglyphes) + extraits du quatrième tome pour les passages E.IV, 358,9 à 359,3.
- Eva. A. E. Reymond, The Mythological Origin of the Egyptian Temple, Manchester University Press, 1969. (Etude quasi complète du Livre du Commencement de l’Âge Primordial des Dieux et du Livre de la Description des Monticules Sacrés au Commencement de l’Âge Primordial, mais sans la traduction).
- Maurice Alliot, et André Barucq, Les textes cosmogoniques d’Edfou d’après les manuscrits laissés par Maurice Alliot, BIFAO 64, 1966. Traduction partielle du Livre du Commencement de l’Âge Primordial des Dieux. Parties traduites de 181,10s à 185,2, soit 17 registres sur les 21 que compte ce livre cosmogonique.
- Sylvie Cauville, Essai sur la théologie du temple d’Horus à Edfou, volumes 1 et 2, Institut français d’archéologie orientale, 1987. (Etude sur l’ensemble des textes).
- Nathalie Baum, Le temple d’Edfou, éditions du Rocher, 2007. (Etude sur le temple et ses textes).
- Jon, D. Singer, La filière égyptienne aux sources de l’Atlantide de Platon (1980) in magazine Khadath n°62, 1986. (Etude sur le livre de Reymond).
- François Dumas, E. A. E. Reymond. The Mythological Origin of the Egyptian Temple, In Revue de l’histoire des religions, tome 198, n°2, 1981. (Petite étude sur le livre de Reymond).
Le Livre du Disque Ailé:
- Émile Chassinat, Le Temple d’Edfou — tome sixième, le Caire, Institut français d’archéologie orientale, 1931. (Transcription complète de la section E.VI en hiéroglyphes).
- Henrich Brugsch, Die Sage von der Geflügelten Sonnenscheibe nach altägyptischen Quellen, Göttingen, in der Dieterichschen Bruchhandlung 1870.
- Wallis Budge, Legends of the Gods, (The Egyptian Texts, edited with translations), Kegan Paul, Trench, Trübner & Company, Limited, London.
Благодаря этим различным документам я смог восстановить регистры Тота, записанные на стенах I’O, I’N и I’E храма Эдфу. Я прибегнул к оригинальной транскрипции Эмиля Шассина (d’Émile Chassinat), датированной 1931 годом для перевода источников и проверки работы, сделанной уже моими предшественниками. Главная трудность, с которой я столкнулся, это орфография некоторых иероглифов, толкование которых приводит к замешательству. Тексты, действительно, обладают несколькими уровнями прочтения. Только «посвящённые» могли расшифровать их надлежащим образом.
«Рукопись записей Тота по мнению мудрецов Uâret, называется «Книгой начала Изначальной эпохи богов».
E.VI, 181,10-11
«Её (Его) Око (l’oeil du Son) упало и [распространилось] по волнам. От стихийного бедствия создал наводнение и волну войны. Когда снова появился свет и засияли первозданные воды Uâret, Wa и A’â, двое божественных существ и спутников Божественного Сердца появились из устойчивых потоков. Они направились к тёмному острову Yu-Titi (остров топота), к которому присоединялись два других основных острова: Yu-Hetep (остров мира) и Yu-He (остров войны). Оба спутника были руководителями группы, называемой Shebitiu. По прибытию они обнаружили тростник на краю первобытных вод и копьё бога Heter-Her (древнего Хоруса). На этом месте они построили своё жилище Ges-Uâret (граница первобытных вод), на месте расположения бога Bon (Ptah-Osiris), который был отныне в полдень [на небе] «.
E.VI, 181,11-15
Строки 9 — 11 E.VI, 181. Конец строки 11 отчётливо показывает падение Её (Его) Ока (l’oeil du Son).
«Прекрасный остров появился; «Хорус священный» — название города. Он наш господь Neb-Heru. (Он) пришёл сформулировать слово [Создатель] и имя произносилось [...]. «Имя, создавшего район, имя Ра, названный Хорус-РА» — сказали Shebitiu. Солнце снова тронуло воды и священный холм – место массового убийства врагов. Среди земель вновь появились три области. Эти три области принадлежали к великой изначальной горе, вышедшей из волны. Высокие холмы назывались «место, где враги были низведены в ничто», «территория Предка» и «страна великого оружия». Такими были их названия, данные в ту эпоху».
E.VI, 182,11-15
«В году 363 Царь Ра, Святой, Сокол Горизонта, Бессмертный, Живущий Вечно, был в земле Хенна (Нубия). Его сопровождали воины, поскольку враги состояли в сговоре против их Господина в районе, называемом Ua-Ua (область на севере Нубии).
Ра отправился в путь на своём корабле со своими Спутниками. Он высадился в районе Места Трона Хоруса (Эдфу), в западной части региона, к востоку от Дома Хенна, называемого королевским с того времени. Хорус Бехдетский взошёл на корабль Ра. Он сказал своему предку: О, Сокол Горизонта, я знаю, что враг сговорился против Вашей Светлости (для захвата) твоей Короны Света.
Тогда Ра,Сокол Горизонта, сказал Хорусу Бехдетскому: «Благородный потомок Солнца, моё дитя, поспеши, уничтожь врага, которого ты видел». Тогда Хорус Бехдетский улетел вверх, к солнцу в Крылатом Диске, вот почему с этого дня его называют «Великим Богом, Господином Небес»
С высоты неба, в Крылатом Диске он увидел врагов и приблизился к ним сзади. Он испустил на них такую ужасающую силу, что их глаза не могли видеть, а уши – слышать. В одно мгновение он убил их всех, не выжил никто!
Тогда Хорус Бехдетский появился в [разноцветном] блестящем Крылатом Диске, и возвратился на корабль Ра, Сокола Горизонта. И Тот сказал Ра: О, Бог богов! Хорус Бехдетский вернулся в большом блестящем Крылатом Диске. Поэтому с этого дня мы называем его «Бехутет». И с этого дня также был назван город Хут-Бехутет, в честь Хоруса-Бехутета.
Ра обнял своего «двойника». Ра обратился к Хорусу Бехдетскому: Ты бросил капли крови в воду. Твоё сердце должно быть удовлетворено. Поэтому канал Хоруса Бехдетского был назван [...] с этого дня. И Хорус сказал: «Вперёд, Ра! Посмотри на своих врагов, лежащих на земле!» Тогда Священный Ра направился вперёд: планета Венера сопровождала его».
E.VI, 109,9 — 112,4
«Затем стан врагов появился перед ним на краю пролива. Их лица были повёрнуты в сторону побережья и заднего моря Uatch-ur (Средиземное море). Они хотели достигнуть его под парусом, но бог поразил их сердца и они бежали и исчезли в водах островов Аменти (Атлантида). Они собрались в водах островов, чтобы обнаружить врагов (служивших) Сетху, оказавшихся в этом районе. Хорус Бехдетский был полностью вооружён для борьбы, продолжившейся в затопленном проливе».
E.VI, 118,1-4
Отрывок из главы 2 части 6-й:-3114 / 2012, начало и конец:
Около 3200 — 3000 г. до н.э. без какой либо очевидной причины мир пробуждается из длительного хаоса и история оставляет неизгладимые следы до сих пор видимые на земле. В эту эпоху появляются первые искусства и исторические цивилизации. Кроме того, в наших исторических книгах совершенно ничего не упоминается о загадочной предистории, которая началась с рождения человека, дату появления которого учёные затрудняются определить. Таким образом, между 3200 и 3000 годами до н.э. под влиянием какого-то загадочного импульса в течение нескольких веков мир пробуждается из хаоса без каких либо видимых научно и логически объяснимых причин и первые исторические короли начинают управлять человеческим родом от Египта до Шумера…
Если верить учебникам истории, искусства и методы полностью революционные и нигде не зафиксированные появляются уже сформированными «из ничего». Среди многочисленных культурных и цивилизаторских революций этой эпохи-ключа, мы можем отметить появление колеса, что является гигантским шагом для человечества. Это революционно меняет транспорт, передвижение и искусство боя. Бесспорно, что колесо открывает путь для развития коммуникаций и общения. Как предполагается, эксплуатация колеса началась на древнем Востоке. Самое древнее представление дошло до нас в виде гравюры храма Инанны в Эрехе (Шумер), где показана тележка на двух колёсах. Гравюра датируется между 3200 и 3100 гг до н.э.
В то же время на территории от Египта до Шумера появляются гвоздь, пила и сварка. Первые официально обнаруженные иероглифы датируются тем же периодом. В 1988 году немецкий археолог обнаружил их в некрополе Умм-эль-Кааб (Uj d’Umm el-Qaab). Приблизительно 190 артефактов из кости, деревянных и артефактов из слоновой кости. Шумерская клинопись появилась примерно в то же время. С 3100 до н.э. также появляются древние музыкальные инструменты, такие как арфа и флейта. Глиняная посуда уже присутствовала, по крайней мере, с восьмого тысячелетия до нашей эры, но гончарный круг появляется только к 3000 году в Египте.
В эту эпоху человечество проходит путь от хижины к городским постройкам, и заключает торговые сделки на Древнем Востоке. В эту же эпоху появляются первые виноградники, а также появляются ароматы, благоухания. В этот же период в Египте начинается одомашнивание пчёл. Измерение времени появляется вместе с удивительными инструментами и городами. Мы также можем упомянуть, что в эти невероятные времена начали использовать соху и плуг, а также интенсивно применяли первые медные и бронзовые инструменты, изобрели мыло, булавки, зеркала… Что же случилось?
***
В 1,7 км к северу от Умм-эль-Кааб стоят разрушенные стены из необработанного кирпича погребального участка Kom el-Sultan (холм Султана), обнаруженный Мариетте (Mariette) в 1860 году. Эмиль Амелиу (Émile Amélieau) справедливо связал их с Осирисом. Эти структуры очень плохой сохранности и по сей день остаются таинственными. В начале прошлого века здесь вели раскопки Уильям Мэттью Флиндерс Питри и Эрик Пиит (T. Eric Peet). С 1986 года их изучением занимается Pensylvania-Yale-Instituteof Fineво главе с Дэвидом О’Коннором (David O’Connor).
В 1991 году Дэвид О’Коннор сделал фантастическое открытие, он нашёл 12 огромных лодок, стоящих на якоре в пустыне вдоль западной мастабы и ограду фараона Хасехемуи. С того времени найдено ещё два корабля, что вместе составляет их общее количество – 14, это считалось священным числом Осириса. Открытие кораблей не является беспрецедентным в Египте, большие лодки расположены в Саккаре, рядом с фиктивными гробницами фараонов раннего исторического периода, и на захоронениях в Хелуане (d’Helwan). Эти суда обычно представляют собой похоронные барки, готовые принять души, чтобы в последнем пути пересечь вечность. Большая разница между барками Абидоса и уже известными похоронными барками, состоит в их очень внушительных размерах. Огромные нос и корма также представляют большое различие по сравнению с традиционными похоронными судами. Кроме того суда Абидоса не связаны с фараонами. Их использование остаётся тайной до сего дня.
Барки Абидоса располагаются на песке равномерно, одна рядом с другой вдоль стены ограждения фараона Хасехемуи. Дэвид О’ Коннор отмечает, что с точки зрения стратиграфии, барки Абидоса старше, чем сама ограда. Впрочем, это было обнаружено во время датирования барок. Длина лодок меняется от 18 до 24 м, и каждая из них находится в кирпичной траншее длиною в среднем 26,25 м, покрытой густым слоем штукатурки и побелённой известью. Они плохо сохранились и деревянные доски повреждены термитами, корпус толщиной около 60 см покрыт снастями, в то время как деревянные доски выстланы коврами из тростника. Речь идёт о совершенно неизвестной технике для египетских судов.
Эти суда не являются просто моделями или фиктивным средством передвижения, так они могли плавать и поднимали на борт до тридцати гребцов. Последние обзоры указывают дату к 3000 году до н.э., указывая на то, что это самые древние корабли в мире, обнаруженные по настоящий день. Зачем и почему эти корабли были поставлены в Абидосе, священной области Khentamentiu-Osiris точно к 3000 году до н.э., в то время, когда цивилизация проснулась почти везде и особенно на древнем Востоке? Известный календарь майя даст нам ответ…
Отрывки из глав 1 и 3 шестой части:
Документация в клинописи Аменхотепа III и Эхнатона. Несколько важных документов было найдено на тель-амарнской земле. Древний город Эхнатона таил королевскую переписку, записанную на табличках на аккадском клинописном языке, на языке дипломатии и коммерции того времени. В 1887 году после находки первых табличек, тайными раскопками было охвачена вся эта местность. По оценкам, за один год было найдено около 200 табличек, которые продавались на чёрном рынке Каира. К счастью для истории некоторые дошли до зарубежных музеев.
На этих глиняных клинописных табличках содержатся послания, которыми обменивались египетский королевский двор и его вассалы Ближнего Востока, а также их союзники – Вавилон и Ассирия. Они представляют собой только часть королевского архива, остальные были утеряны или разрушились давным-давно. К сожалению, ответы с египетской стороны утеряны почти полностью, мы располагаем ответами, посланными Эхнатону и его отцу Аменхотепу III, касающиеся различных предметов или союзников соседних народов.
Большая часть этих писем иллюстрирует политическую обстановку той эпохи, когда хетты угрожали
85. Дипломатическое письмо Burra-Buriyash из Вавилона для Naphurareya (Эхнатона), Британский музей, Middle East Department.
городам-государствам Сирии. Последние уповали на подкрепление из Египта, но как оказалось, напрасно. Относительно документации о Палестине, таблички констатируют местные конфликты, в которых различные стороны настойчиво просят вмешательства Египта. Похоже, что Аменхотеп III остался глух к многочисленным просьбам своих вассалов. Вероятно, он вряд ли был обеспокоен защитой людей, которые продолжали, во всяком случае, признавать суверенитет и протекторат Египта. Ситуация была крайне серьёзной и заметно пошатнула египетский авторитет. Пренебрежение Аменхотепа III привело к тому, что он оставил сыну империю, где уже царил беспорядок. История и архивы Амарны донесли до нас, что Эхнатон впоследствии не действовал лучше.
Глиняные архивы Города Солнца подразделяются следующим образом: 350 документов представляют собой королевскую переписку, а около тридцати других текстов – литературного содержания, смешение истории и мифологии. В этих последних оказались отрывки мифа Нергал и Эрешкигаль, версия легенды Адапа (фрагмент B) и копия с исторического текста – «Саргон – король сражения». Этот текст сообщает о кампании под предводительством Саргона в Анатолию против города Пурусханда (Бурушханда). История рождения Саргона в Аккаде обладает несколькими общими точками с историей рождения Моисея. Некоторые исследователи и читатели знают об этом. Эхнатон был очень развитым человеком. Мы можем не без основания предположить, что и другие фундаментальные тексты древней Месопотамии были в его столице. Документы, найденные в Амарне это только крохи, принадлежащие древней королевской библиотеке.
3. Амарна
Переход между царствованием Аменхотепа III и Аменхотепа IV по сегодняшний день служит пропастью для историков. Было ли сорегентство между отцом и сыном или Тийей, женой фараона, взявшей на себя правление, чтобы передать сыну науку королевской власти? Барельеф третьего пилона храма Амона-Ра (Луксор) представляет отца и коронованного сына, участвующих в праздновании юбилея. Второй вариант кажется тоже вероятным. Это отражают несколько документов, например, письмо царя Тушратта (Верхняя Месопотамия), отправленное египетской царице. Начало сорегентства, по-видимому, имело место, когда Тийя пришла на смену после исчезновения Аменхотепа III. Тийя знала все государственные тайны и сама могла управлять страной, разумеется, она передала своё умение молодому царю.
Переход, следовательно, произошёл при королевском дворе Мемфиса. Рамос, находившийся на службе Аменхотепа III уже тридцать лет, должен был продолжить своё служение при молодом сыне. У него не было выбора. На третьем году своего правления, Эхнатон вводит значительные изменения в культовую иконографию, принимая совершенно необычные изображения, которые распространяет по всей стране. Эти преобразования освещаются публично по случаю празднования его юбилея Хеб-Себ (Heb-Seb). По традиции такой юбилей отмечается после 30 лет правления, но Аменхотеп IVпоступает иначе, и мы не знаем причин этому.
Во время празднования король должен символически выправить опору Джеда, поваленную Сетом, когда убили Птаха-Осириса. Джед свидетельствует о балансе, об этом говорит его название «Джед» («стабильность» и «время»). Этот очень древний ритуал возрождает акт Хоруса, о котором сообщают тексты Тота в Эдфу. Вспомним, что разрушение столбов Джед древней Аменти (Атлантида) спровоцировало её гибель. Исправляя или восстанавливая первоначальную опору, царь подтверждает, таким образом, благополучие и защиту в стране в целом. Этим жестом царь также воспроизводит священный тысячелетний обряд. Когда фараон Эхнатон, едва прошло несколько лет после правления отца, осуществляет этот ритуал, он и не подозревает, что этот жест отметит начало его собственной гибели [...].
87. Фараон Сети 1-ый выправляет священный Джед в присутствии Исис в своём храме Абидоса.
87. Фараон Сети 1-ый выправляет священный Джед в присутствии Исис в своём храме Абидоса. Он символически восстанавливает стабильность страны и воспроизводит жест Гора, осуществлённый за несколько тысячелетий до него в Аменти (Атлантида).
Начиная с этого момента, молодой царь с пылкостью посвящает культ солнцу – Атону. Первое время поклонение бывшим богам не ставилось под вопрос, но скорее это деятельность духовенства Амона. Кризис произошёл на пятый год его правления, когда Аменхотеп IVсменил своё имя на Эхнатон («тот, кто любит Атона»). В это же время он решает строить новую столицу, посвящённую Атону, расположенную в 450 километрах на север Thèbes, полностью пустынном месте.
Амарна, а по-простому, Эхнатон («Горизонт Атона») основывает Город Солнца, построенный посередине пустоты. Эхнатон пожелал создать свой культ, где все древние Великие тайны должны проявиться на свет. Небесный храм, открытый в его столице провозглашал зарождающийся свет каждый день. Место, где располагался город, не было окружено стеной. Практически на всей земле города жилища бедных и богатых сменяли друг друга. Все классы тель-амарнского общества находились бок о бок. В городе Эхнатона живёт множество рабочих, торговцев, уважаемых лиц и придворных.
По прошествии чуть более двух лет, оптовая торговля этой гигантской метрополии, 9 км длиной и километр шириной, поднимается из ничего. Таким образом, этот монументальный труд погружает Египет и его духовенство в состояние крайнего замешательства. Эхнатон переехал в город со всей своей семьёй и придворными в IVгод своего правления, через год после начала работ. Через три-четыре года после основания Амарну населяло уже население численностью 20 000 человек, как минимум. Египтолог и исследователь Жозеф Давидовиц думает, что Эхнатон применял древнюю технику прессовки камня (Biat-inir), чтобы осуществить чудо по строительству города. За 700 лет до Эхнатона этот метод упомянут на стеле C14 музея Лувра. Слова скульптора по имени Иртусен (Irtysen) гласят следующее: «Я знаю методы техники литья жидкости, которая затвердевает (литой камень). Я знаю, как сделать формы для копий объектов, сделанных из материала, который не горит в огне и не растворяется в воде…»,
Эхнатон применяет тысячелетний способ, давно забытый рабочими и жрецами Амона. Его отец Аменхотеп III всё-таки вернулся к этому понятию, но не в полной мере. Священные тексты приписывают метод богу Хнуму, двойнику Птаха-Осириса, творцу, ремесленнику и гончару мира и человечества. Отказываясь от гранита в пользу спрессованного кварцита, Эхнатон вновь возвращается к культу строителей пирамид. Он хочет вернуться к божественному воплощению агломерата. Согласно Давидовицу, резной гранит тела Амона представляет только разделение Египта и многобожие. Древняя техника прессованного камня происходила с Севера, в то время как резного камня – с Юга. Эхнатон пробовал уничтожить эту двойственность, основав свою новую справедливую столицу Амарну посередине страны для сближения народа.
В городе солнца приношения богу Атону изобиловали пищей. Множество таких сцен можно увидеть на фресках. Но неясно, какова судьба этих приношений. Были ли они уничтожены или оставались гнить на месте согласно ритуалу? Многочисленные изображения приношений, найденные в этих местах свидетельствуют о ежедневном пожертвовании. Можно представить, что весь народ на службе Атону пользовался этим изобилием… Однако существенный фактор заставляет потускнеть эту идиллическую картину. В 2007 году команда под руководством преподавателя антропологии университета Арканзаса Джерри Розе (Jerry Rose), исследовала скелеты, обнаруженные археологом Бэрри Кемпом из Кембриджского университета. Гробница Амарны и её скелеты показывают условия жизни рабочих Эхнатона. В то время как храм завален божественными подношениями, население, по-видимому, испытывало нужду. Во многих случаях скелеты несут на себе явные признаки анемии с наличием наростов на уровне глаз. Ярко выраженная анемия детей, родившихся в Амарне, удивила всю команду, таких скелетов около 60%. Всё это говорит о том, что условия жизни в Амарне были хуже по сравнению с другими местами! С анемией связан высокий уровень смертности между 12 — 20 годами. Население обладало всеми признаками болезни. После многочисленных анализов Джерри Розe задалась вопросом: может быть население Амарны заболело новым видом болезни или даже возникла эпидемия. Смешение народов в королевском городе создало новый смертельный вирус? Гипотеза антрополога Джерри Розe основывается на высокой смертности, обнаруженной среди молодых и здоровых людей. Цифры не обманывают.
Эти больные Эхнатона, эти отшельники, называются по-египетски – Ubru. Этот термин имеет корни в слове Ubri (стихийное бедствие, болезнь). Ubri или Ubru (во множественном числе) странно походит на «еврейский» термин. Если гипотеза Джерри Розe подтвердится, то это удостоверяет наличие Ubru (Евр.) в Египте и их страдание, описанное в Ветхом Завете. Однако трудно сказать, понял ли действительно Эхнатон ситуацию, в которую он погрузил свой народ и весь Египет. Его одержимость Атоном привела к тому, что он не замечал многих основных болевых точек. За это он заплатил очень дорого…
LA DERNIERE MARCHE DES DIEUX
par Anton Parks