ДОБРО И ЗЛО
Вот интересный вопрос от участников моих тренингов. «Как совместить христианские заповеди с необходимостью делать карьеру?» О, добро и зло – интереснейшая тема. 416 год до нашей эры. Древняя Греция. Город-государство Афины выступили в военный поход, чтобы захватить остров Милос. Однако прежде чем предпринять нападение, они выслали вперед делегацию, которая должна была уговорить островитян сдаться и стать союзником Афин. А. Грин так описывает этот исторический эпизод. «Вы не хуже нас знаете, – говорили посланцы, – что справедливость определяется соотношением силы и смирения и что сильные делают то, на что хватает их власти, а слабые принимают то, с чем им приходится мириться». Когда островитяне заметили, что это отвергает идею честной игры, афиняне ответили, что именно власть имущие решают, что честно, а что нет. Милосцы возразили, что это привилегия богов, а не смертных, решать, что честно, а что – нет. Ответ афинян был в высшей степени мудрым. «Наше знание законов богов и наши наблюдения за людьми привели нас к выводу, что основной и необходимый закон природы призывает властвовать над тем, с чем только сможешь справиться». Милосцы заговорили о чести и о том, что честь и гордость заставляют их противостоять грубой силе. «Не загоняйте себя в тупик из-за ложно понятого чувства чести, – сказали афиняне, – нет потери чести в том, чтобы уступить крупнейшему государству в Элладе, которое предлагает такие разумные условия». Переговоры закончились, милосцы после обсуждения вежливо отклонили предложение Афин. Афиняне вежливо удалились. Через несколько дней остров был захвачен. Афиняне казнили всех мужчин, а женщин и детей продали в рабство и заселили остров своими колонистами. В своих действиях, как и в рассуждениях, афиняне были абсолютно прагматичны. Они уничтожили население целого острова, но их совесть была спокойна. Создается мнение, что их рационализм не оставлял места морально-нравственным ценностям, свойственным человечеству. Но прежде чем их осуждать, давайте отметим одну особенность в высказываниях посланцев: они ссылаются на законы богов. И игнорировать эту ссылку мы не можем – наоборот, нам следует разобраться, какие законы имеют в виду афинские посланцы. Древняя Греция не зря считается колыбелью современной науки и философии; она дала много гениальных людей, оказавших существенное влияние на дальнейшее развитие человечества. То, как понимали в Древней Греции законы природы и законы общественных отношений, многие последующие поколения относили к высшей мудрости. И в этой мудрости был глубоко проработан вопрос о взаимоотношениях между соблюдением моральных требований и необходимостью прагматично бороться за собственные интересы. Сегодня любой специалист, имеющий отношение к физиологии, знает, что равновесие в организме поддерживается за счет постоянной борьбы противостоящих систем и клеток. И никому в голову не придет назвать аморальным, если более сильная клетка пожирает слабую. Это нормальный физиологический процесс, необходимый организму. Человек и сообщество людей, возможно, являются клетками более высокоорганизованной коллективной сущности, которой для эволюции необходимо, чтобы внутри нее происходила борьба. Борьба за собственные интересы, эгоизм и стремление к власти заложены в человеке до самой его последней клетки и необходимы ему для выживания. «Повсюду, где я находил живое, я находил волю к власти» (Ф. Ницше). Эгоизм такое же равноправное средство эволюции человечества, как мораль и нравственность, иначе он не был бы заложен в нас в виде инстинкта. Возведение в высшую ценность только морали, так же как и возведение в высшую ценность эгоизма, всегда будут тупиковыми направлениями эволюции. Только найдя их гармоничное сочетание, человечество сделает очередной шаг в своем развитии. Homo Sapiens (Человек Разумный), каким бы разумным он ни был, является существом биологическим и как представитель вида обладает всеми животными атрибутами. Питание, секс, испражнения. Биохимические процессы в теле человека практически ничем не отличаются от тех, что происходят в теле теплокровных животных. Во многом схожи и психические процессы, например проявления инстинктов, в том числе и воли к власти. Базовый инстинкт всего живого – это инстинкт выживания. Его функционирование осуществляется через несколько вторичных инстинктов: 1. Потребность в питании. 2. Потребность в продолжении рода. 3.Потребность в комфорте (поиск среды, наиболее благоприятной для жизнедеятельности). И в реализации всех этих потребностей любое живое существо встречается с Ее Величеством Конкуренцией. Упрощенно, или, как принято сегодня говорить, концептуально, это выглядит так. Когда существо сыто, сексуально удовлетворено и находится в комфортных условиях, оно самодостаточно и не чувствует потребности в какой-либо деятельности. Но холод, голод, сексуальный зов или беспокоящие конкуренты выводят его из состояния удовлетворенности. Ему приходится выходить в мир и проявлять усилия. Чтобы эффективно действовать и снова себя удовлетворить, существо должно развивать в себе необходимые качества, например силу, выносливость, ловкость. Чем выше уровень развития этих качеств, тем выше уровень выживания. Кто скажет, что развитие этих качеств не является благом для эволюции? А ведь они развиваются только потому, что этого требуют эгоистические потребности индивида.
*****
Любое отклонение от состояния удовлетворенности есть стресс. Все наши отношения с реальностью – комплекс сильных и слабых стрессов. Ганс Селье, подаривший миру учение о стрессах, сначала говорил, что стресс – это смерть, а в конце жизни пришел к выводу, что стресс – это жизнь. И вот почему. Стресс заставляет нас действовать, развивать необходимые для более высокого уровня выживания качества, то есть совершенствоваться. Стресс – это двигатель эволюции. Опасен тот уровень стресса, с которым не могут справиться приспособительные возможности психики и организма. Тогда, действительно, вместо развития получается снижение уровня выживаемости. Но кто знает свой предел? При постепенном увеличении силы испытаний мы можем развить в себе высокий уровень преодоления любых стрессов, а следовательно, высокий уровень необходимых для выживания качеств. Вот почему для успешности стрессы необходимы; стремящийся к успеху всегда столкнется с испытаниями, и ему следует с радостью встречать их, а не избегать. Здесь тоже можно увидеть отличия между успешными и неуспешными. Неудачники стараются избегать избегать и всегда стремятся к покою, а удачливые, в отличие от них, не боятся трудностей и любят, как они говорят, «решать проблемы».
|