КАК ВСЕЛЕНСКИЙ ЭГОИЗМ ПРИВОДИТ К ВСЕЛЕНСКОЙ ГАРМОНИИ
Конкуренция между группами, в свою очередь, заставляет объединяться их в более крупные группы. И так до бесконечности. Этот закон работает на всех уровнях. От атомов до галактик, от отдельных клеток до человеческих существ и вплоть до обществ и культур. Внутри любого образования мы найдем составляющие его меньшие системы, между которыми происходит конкуренция, и внутри меньших – еще более меньшие и так далее. И на всех уровнях существует конкуренция и взаимная необходимость друг в друге. В целом равновесие противоположностей всегда сохраняется, но в каждом частном случае будут победители и проигравшие, пожираемые и пожирающие как обязательное условие борьбы за выживание. Именно об этих законах и предупреждали афиняне жителей острова Милос. Эволюция общества может осуществляться только посредством борьбы за выживание. Это повышает выживание самого общества. Для целей эволюции необходима борьба. Это выявляет наиболее приспособленного индивидуума. Когда-то в примитивном сообществе необходимо было просто преодолевать ограничения природы или бороться с физически сильными конкурентами. Теперь, чтобы преуспеть, человеку необходимо использовать новые способности, он должен эволюционировать. Люди начинают торговать, заниматься искусством, политикой, познавать себя и мир с помощью духовных практик. В зависимости от талантов. Все многообразие человеческой деятельности есть попытка поднять свой уровень иерархии в условиях, когда к существовавшим прежде ограничениям добавились законы, мораль и нравственность. Появление морали и нравственности внутри общества создает более сложные условия для конкуренции. Теперь нельзя быть успешным благодаря только силе, ловкости и выносливости. Теперь необходимо много других талантов, в том числе способность к партнерству и способность к состраданию. Когда эгоизму дадут право на существование, мир станет добрее. Люди всегда будут иметь ту мораль, которая соответствует их силам, пока их не принудит к добру необходимость.
*****
Как-то в книжном ларьке по случаю я купил Шопенгауэра. Вот что он пишет: «Мнение других о нашей жизни ценится обычно, по слабости человеческой натуры, непомерно высоко, хотя малейшее размышление показывает, что это мнение само по себе несущественно для нашего счастья. Мудрено постичь, почему человек испытывает такую сильную радость, когда он замечает благосклонность других или когда как-нибудь польстят его тщеславию. Как кошка мурлычет, когда ее гладят, так же стоит похвалить человека, чтобы его лицо непременно засияло истинным блаженством; похвала может быть заведомо ложной, надо лишь, чтобы она отвечала его претензиям. Знаки чужого одобрения нередко утешают его в реальной беде. С другой стороны, достойно изумления, какую обиду, какую серьезную боль причиняет ему всякое оскорбление его честолюбия, в каком угодно смысле, всякое неуважение или высокомерное обращение. Но с точки зрения личного счастья дело обстоит иначе: следует, наоборот, отговаривать людей от чрезмерного уважения к мнению других. Едва ли бы одобрение публики польстило виртуозу, если бы он узнал, что за исключением одного или двух, все остальные глухи, и желая скрыть друг от друга свой порок, старательно хлопают ему, как только увидят, что захлопал единственный слышащий». Великий философ хочет сказать, что бессмысленно зависеть от людского мнения. Ничего подобного! Мы живем в обществе. Зависимость от чужого мнения заложена в рефлексах, потому что она необходима для выживания. Конечно, иногда этот рефлекс работает совершенно не к месту, но в целом он нужен. Так же нужно торговцу хорошее мнение покупателя. Торговец должен уметь улыбаться и быть вежливым, а то вымрет. Поэтому мы инстинктивно радуемся, когда нас хвалят. Да и сам Шопенгауэр пишет про необходимость вежливости: «Вежливость – это благоразумие; следовательно, невежливость – глупость; без нужды, из одной удали наживать себе ею врагов – это такое же безумие, как поджечь собственный дом. Вежливость, подобно жетонам в игре – заведомо фальшивая монета; скупиться на нее – значит выказать свою глупость, щедро раздавать ее – вполне разумно. Правда, быть вежливым – задача трудная в том отношении, что приходится выказывать величайшее почтение ко всем людям, из коих большинство этого не заслуживает, и симулировать живейшее участие в них, в то время как нам хотелось бы вовсе о них не думать. Сочетать вежливость с гордостью – это величайшее искусство». Отслеживание чужого мнения и вежливость – необходимейшие вещи для жизни в обществе. А жизнь в обществе повышает нашу способность выживать. «Все труднее встретить вежливого человека, который ничего не пытается вам продать». Демонстрируя кому-либо свое расположение, мы получаем хорошее расположение взамен. И через вежливость постепенно начинаем управлять поведением других. Ведь люди боятся показаться неблагодарными, невежливыми или эгоистичными. «Если кто-нибудь сделает нам добро, мы обязаны терпеливо сносить и причиняемое этим человеком зло» (Ларошфуко). Если это будет выгодно - бескорыстными станут все. «Доброе поведение – это одна четверть стыда, одна четверть страха перед законом или возмездием, четверть тщеславия и еще четверть привычки». «Некоторые считают, что у них доброе сердце, но на самом деле у них лишь слабые нервы» (М. Эбнер-Эшенбах). «Деликатность – всегда боязливость, на самом деле люди всегда эгоистичны, только боятся свою эгоистичность проявить». *****
Инстинкт выживания заставляет развиваться общества всех уровней. Когда-то конкуренция привела к созданию ядерного оружия. Но появление атомной бомбы заставило уже не отдельного человека, а целые страны отказаться от грубой силы и совершенствоваться в других направлениях. Они вынуждены сконцентрироваться на новых, неизведанных путях повышения своих возможностей. Движущая сила эгоизма продолжает давить, борьба между великими странами продолжается, но она идет уже не бомбами и ракетами, а экономикой, наукой, культурой и борьбой за умы. Атомная бомба поставила все человечество на лезвие бритвы, но это единственный путь дальнейшего развития вида. Законы эволюции требуют, чтобы человечество было поставлено перед лицом кризиса, преодолевая который оно поднимется на новые ступени в иерархиях Вселенной. И куда бы мы ни взглянули, мы увидим, что борьба за статус приводит к совершенствованию популяций всех уровней. А человек является частью всех систем: семьи, социальной группы, национальности, страны, человечества, природы. Он поставлен перед необходимостью соблюдать взаимоисключающие интересы всех систем, частью которых он является, при этом заботиться и о личном биологическом выживании. И поле битвы – сердце человеческое, ибо оно разрывается от всех этих противоречивых побуждений и потребностей различного уровня. Человек хочет, чтобы сосед был беднее его, но одновременно желает облагодетельствовать все человечество; он хочет пользоваться плодами цивилизации, но при этом не губить природу, частью которой он является. Он хочет нравиться людям и помогать им, то есть быть хорошим; одновременно он не хочет быть отстающим, и ему приходится бороться, делая кого-то проигравшим, а значит, приходится быть плохим. Он хочет нести добро, но в глазах своих конкурентов за уровень иерархии он олицетворяет зло. «С нами Бог!» – говорили солдаты всех времен и народов. А кто же тогда Бог их противников? В необходимости реализовывать противоречивые интересы человек почти всегда поставлен перед «двойной мотивацией». Его личное совершенствование и личная успешность зависят от того, как он будет решать возникающие перед ним парадоксы «двойной мотивации». Поэтому Вселенский Эгоизм – это проявление Вселенской Гармонии и необходимое условие эволюции. Именно в балансе противоречивых интересов может существовать Вселенная, как электрический ток может существовать только при разности потенциалов или при наличии двух полюсов – плюса и минуса. В этом вся красота замысла. Дуализм (единство и борьба противоположностей) – основа материального мира. Противоречия между личностью и обществом, активностью и пассивностью, хищниками и жертвами, ограничениями и свободой, духом и материей, скольжением и торможением. Существуют и миллиарды других дуальных пар. Пары высшего порядка: жизнь – смерть, сознательное – бессознательное, добро – зло, мужское – женское.
|