Придет время, и ты назовешь свою неудачу успехом.
Трудности нужны. Бог развивает нас, как детей с помощью трудностей. В детстве мы хотим побольше сладостей, чтобы всегда были каникулы, побольше разных игрушек. А вот если бы тогда мы все это получили в неограниченном количестве? Кариес, ожирение, необразованность. Не нужна вам легкая жизнь, поверьте мне.
*****
Обычный человек считает злом, если другой причинил ему душевную или физическую боль. А маги Мексики, наоборот, ищут таких плохих людей, чтобы оттачивать свое совершенство. «…Эффективная стратегия для отработки безупречности включает в себя шесть элементов. Пять из них называются атрибутами образа жизни воина: контроль, дисциплина, выдержка, чувство времени и воля. Шестой же элемент – наиболее, пожалуй, важный из всех – называется мелким тираном. – Но что же все-таки это такое – мелкий тиран? – Мучитель. Мелкий тиран – это мучитель,– объяснил дон Хуан. – Некто либо обладающий властью над жизнью и смертью воина (воин – человек, ведущий определенный образ жизни на пути к духовному росту ), либо просто раздражающий его до безумия. Дон Хуан говорил это с лучезарной улыбкой. Он сообщил мне, что новые видящие (новые видящие – современные духовные искатели, достигшие способности видеть мир как энергию) разработали собственную классификцию мелких тиранов и, несмотря на то, что речь идет едва ли не о самых важных и серьезных вещах, классификация эта не лишена юмора. …Новые видящие поставили во главу классификационного перечня тиранов то, что является истоком всего – первичный источник энергии. Поскольку он является единственным и полноправным правителем всей Вселенной, они назвали его просто тираном. Естественно, любые другие деспоты и диктаторы стоять неизмеримо ниже категории тирана. По сравнению с источником всего сущего самые могущественные и беспощадные тираны рода человеческого являются жалкими шутами и потому относятся к категории мелких тиранов – «пинчес тиранос». Кроме того, существуют два подкласса мелких тиранов. Первый подкласс составляют мелкие тираны, во власти которых всячески преследовать человека и даже довести его до нищеты, но которые не могут непосредственно лишить его жизни. Их называют мелкие тиранчики – «пинчес тиранитос». Второй подкласс состоит из мелких тиранов, которые просто бесконечно раздражают и надоедают. Их название – мелюзговые тиранчики – «пинчес тиранитос чикитос». Потом он добавил, что в подкласс мелких тиранчиков входят четыре их категории. Первая – те, что мучают посредством жестокости и насилия. Вторая – те, кто своей хитростью и нечестностью создают невыносимую обстановку неуверенности и постоянных опасений. Третья категория мелких тиранчиков нажимает на жалость – эти терроризируют посредством своего собственного страдания. Ну и последняя – те, которые просто приводят воина в бешенство. – Ты пока не свел воедино все составляющие стратегии новых видящих... а когда ты сделаешь это, ты поймешь насколько эффективным и толковым приемом является использование мелкого тирана. Мой учитель часто говорил, что воин, которому удалось случайно наткнуться на мелкого тирана – просто счастливчик. Он имел в виду, что если мелкий тиран сам возник на твоем пути, тебе крупно повезло. Потому что в противном случае тебе придется покинуть насиженное место и отправиться на поиски своего мелкого тирана. Постигнув человеческую природу, видящие пришли к неоспоримому заключению: если видящий способен добиться своего, имея дело с мелким тираном, то он определенно сможет без вреда для себя встретиться с неизвестным и даже выстоять при встрече с непознаваемым (неизвестное и непознаваемое – это глубокие энергетические уровни). – Обычный человек – продолжал Дон Хуан, – расположил бы эти утверждения в обратном порядке. Тогда получится, что видящий, способный остаться самим собой в столкновении с неизвестным, гарантированно может справляться с мелкими тиранами. Но в действительности это не так. Именно из-за этой ошибки погибли многие выдающиеся видящие древности. Однако теперь мы в этом разобрались получше. И знаем – ничто так не закаляет дух воина, как необходимость иметь дело с невыносимыми типами, обладающими реальной властью и силой. Это – совершенный вызов, и только в таких условиях воин обретает уравновешенность и ясность, без которых невозможно выдержать натиск непознаваемого. Я принялся бурно выражать свое несогласие. Я сказал дону Хуану, что, по моему мнению, тиран может только сделать свою жертву либо абсолютно беспомощной и жалкой, либо такой же злобной и жестокой, как он сам. Я сослался на множество работ по изучению воздействия физических и психологических пыток на психологию жертвы. – Да, но ты сам только что сформулировал то, чем обусловлено принципиальное различие, – парировал дон Хуан. – Ты говоришь о жертве, а не о воине. Когда-то в отношении этого вопроса я испытывал те же чувства, какие ты испытываешь сейчас. Потом я расскажу тебе, что заставило меня измениться, но сначала давай вернемся ко временам Конкисты. Видящие тех времен даже мечтать не могли о лучших условиях. Испанцы были мелкими тиранами, в столкновении с которыми видящие испытывали свое мастерство в самом полном объеме, до предела. Натренировавшись же на завоевателях, они могли иметь дело с чем угодно. Видящим тех времен крупно повезло. Мелких тиранов тогда было полным-полно, и встречались они повсеместно. Да, но те замечательные времена изобилия давно прошли и теперь дело обстоит несколько иначе. Никогда после этого не было мелких тиранов такого масштаба, поскольку неограниченной их власть была только тогда. А ведь мелкий тиран, обладающий неограниченными правами и возможностями – это идеальный компонент для получения выдающегося видящего. Так что в наше время видящим приходится идти на крайние меры, чтобы отыскать нечто достойное внимания. И тем не менее в большинстве случаев им приходится удовлетворяться очень-очень крохотными тиранчиками. – А ты? Тебе-то удалось найти мелкого тирана, дон Хуан? – Мне повезло. Он нашел меня сам – великолепный мелкий тиран, прямо-таки королевский экземпляр…» (К. Кастанеда). «Если увидишь шаолиньского монаха – в любом случае ударь его. Мастеру ты не сможешь причинить вреда, ученик поблагодарит тебя за урок, а лжемонаху так и надо». «Самая опошлившаяся из всех опошлившихся вещей, что причинять боль – дурно», потому что «Ослабляя болезнь, вы ослабили больного, вы не врачи, а шарлатаны» (Ф. Ницше). «Повинуйтесь своим господам, но лелейте свою злопамятность, помня, что вы хороши, а они плохи, и вы будете наслаждаться, наблюдая, как они горят в аду», потому что «Все добродетели хотят, чтобы им заплатили» (Ф. Ницше). «По ту сторону хорошего и дурного раздается мой смех!» (Ф. Ницше). *****
У молодых российских офицеров есть поговорка: «К солдату как ни подойди, у него везде...опа». Имеется в виду, что если насаждать жесткую дисциплину, то солдаты будут роптать и выражать недовольство. А если чуть ослабить требовательность, то солдаты просто-напросто сядут на голову. Пострадает и служба, и дисциплина, и порядок. В итоге наказывают и самого солдата, и офицера, который допустил безнаказанность. Вот здесь молодые лейтенанты, практически такие же юные, как и солдаты, начинают понимать относительность добра и зла и связанные с этим сложности выбора. В дополнение темы одна суфийская история. В чайхане сидят посетители, пьют чай и обсуждают события дня. Тут заходит молодой суфий и говорит, обращаясь ко всем собравшимся: «Мой учитель просил объявить, что мудрым может стать только тот, кто с нетерпимостью относится ко злу, даже если сам на себе его не испытал». Тут встал ходжа Насреддин, пивший до этого чай, и ответил: «Передай своему учителю, что ни к чему не надо относиться с нетерпимостью, особенно, пока не убедишься, что первоначальное зло не является скрытым благом. И наоборот».
|