МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Г. МОСКВЫ
Высоко-Петровский монастырь был основан в 1315-1317 годах святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси. Святитель перенес митрополичью кафедру в Москву, после чего город стал возвышаться как церковный и государственный центр Руси. Среди строителей благодетелей монастыря: князья Иоанн Калита, Дмитрий Донской, Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I. В современном виде архитектурный комплекс Высоко-Петровского монастыря формировался с начала XVI до середины XVIII веков и представляет собой хорошо сохранившийся ансамбль в стиле «Нарышкинского барокко». Самый древний храм обители – собор святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, возведён в начале XVI века архитектором Алевизом Фрязиным, строителем Архангельского собора Кремля. Храм воздвигнут на месте более древнего деревянного храма попечением Великого князя Василия III. Значительный вклад в обустройство монастыря внесли Нарышкины и лично царь Петр I. В 1684 году, во время паломничества в Боголюбово Натальи Кирилловны и ее царственного сына, Петру был подарен список с чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Ради чудес, бывших от этой иконы в память о своих убиенных стрельцами дядьях, юный царь подписал Указ о строительстве над могилами своих дядей каменного храма в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Деревянный Покровский храм повелел разобрать и престол его перенести в задуманный тогда же новый надвратный храм в монастырской колокольне. В Боголюбском храме был поставлен список чудотворной иконы, привезенный царем из Боголюбского монастыря. Боголюбский храм монастыря стал родовой усыпальницей бояр Нарышкиных, предков и родственников императора Петра I. Борьба Петра I за власть со своей сводной сестрой Софьей, фактически правившей государством за юных царей, в 1689 году завершилась его полной победой. Предшествовало этому, однако, бегство 17-летнего царя, извещённого о готовящемся покушении стрельцов, из Москвы в Троице-Сергиев монастырь, под покров преподобного Сергия. В память об этом спасении и в благодарность святому Сергию по Указу Петра I в 1690-93 годах на границе между прежней территорией высоко-Петровского монастыря и бывшей усадьбой Нарышкиных был возведен трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, прототипом которого послужил построенный несколькими годами ранее трапезный храм в Троице-Сергиевом монастыре. В знак особой близости монастыря и венценосной семьи крест главного купола Сергиевского и Боголюбского храмов был увенчан знаком царской короны. Значительный ущерб монастырю был причинён во время Отечественной войны 1812 года. В нем остановились на постой тысяча французских кавалеристов. Все храмы обители были осквернены и разграблены, хотя ризницу и особо ценные реликвии архимандрит Иоанникий успел вывезти в Ярославль. Маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, устроил в монастыре свою резиденцию. Здесь он приговаривал к смертной казни москвичей, подозревавшихся в поджогах города. Их расстреливали у монастырских стен со стороны Петровского бульвара и тут же, в монастыре, у колокольни, хоронили. Одновременно с этим в монастыре была устроена скотобойня. Однако при этом хозяин бойни решил оказать некое покровительство оставшимся в обители монахам и позволил им в одном из храмов совершать богослужения. По воспоминаниям современников, храм не мог вместить всех молящихся. 22 сентября 1918 года в Высоко-Петровском монастыре произошло последнее заседание Совещания епископов по регламенту работы Священного Поместного Собора Православной Российской Церкви. На нем председательствовал Святейший Патриарх Тихон. Святитель Тихон неоднократно совершал богослужение в Высоко-Петровском монастыре во время престольных праздников храмов обители. По Декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 2 февраля 1918 года все церковное имущество было национализировано. Последний храм на территории монастыря был закрыт в 1929 году. Почти весь советский период в Москве действовали тайные общины Высоко-Петровского монастыря. С 1991 года в храмах обители стала восстанавливается приходская жизнь и совершатся богослужения. 10 октября 2009 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода в обители возродилась монашеская жизнь. С 2013 наместником монастыря является игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного университета. Сейчас в братии монастыря 13 человек. Среди них игумены, иеромонахи, дьяконы монахи и послушники. В монастыре всего 3 действующих храма. Богослужения в обители совершается ежедневно. Среди святынь монастыря находятся чтимая икона Святителя Петра, основателя монастыря, с частицей его святых мощей, Крест с частицей Животворящего Креста на котором был распят Господь наш Иисус Христос, чтимые иконы Божией матери Казанская и Толгская, частицы мощей преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и другие святыни. Монастырь занимается просветительской деятельностью. В монастыре действует Петровская богословская школа, выпускается ежемесячная газета «Обитель Петрова», создана Паломническая служба монастыря. В 2014 году была завершена работа по внесению зданий обители в реестр памятников, что позволило подать в Министерство культуры заявку на выделение средств для разработки проектов реставрации и получить финансирование. Благодаря этому весь текущий 2015 год был посвящен разработке проектной документации, историко-архивным изысканиям, чтобы в начале 2016 года можно было начать поэтапную научную реставрацию монастыря. Сейчас в монастыре проводятся проектные работы по 11 объектам. Окончательная сдача проектов запланирована на октябрь. Уже зимой 2015/16 года предполагается старт собственно реставрации архитектурного ансамбля обители.
|