Концептуальные подходы в методологии сравнительно-прав исследований: понятие и основные виды.
Концепт.подходы (идеи) отражают методологич основы познания, кот. выполняют роль прожекторов, освещающих путь исследователя к постижению объекта исследования. В структуре методологии сравн-прав. исследований выделяют цивилизационный, герменевтический, аксиологический и антропологический подходы. Цивилизационный подход, согласно которому центральной категорией выступает цивилизация. Большинство исследователей считают, что понятие «цивилизация» впервые возникло в концепциях «обществ.договора» в конце 18в.: А. Фергюсон в своем «Опыт истории гражданского общества» рассматривает переход от дикости и варварства к цивилизации. Цивилизация возникает как новый высший этап истории человечества, вследствие необходимости обуздания опасных для целостности общества противоречий и создания того способа существования, который позволит человечеству жить и развиваться дальше. Но отсчет применения цивилизац подхода необходимо начинать с 14 в. и связывать с именем Ибн Халдуна, кот был первым, кто ввел понятие «цивилизация» и посмотрел на историч процесс с цивилизац точки зрения, и в соответствии с этим определил задачу истории не только в описании смены поколений общества, но и в изучении цивилизац особенностей различных народов По мнению А. Дж. Тойнби, каждая цивилизация представляет собой своеобразную попытку единого, великого, общечеловеческого творчества, т.е. цивилизации у него представляются как типы человеческих сообществ, вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, т.е. в области культуры. По С. Хантингтону, цивилизация — это самый широкий уровень культурной идентичности людей, связанный с наличием таких черт объективного порядка, как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективная самоидентификация людей. Таким образом, цивилизацию можно определить как социально-историческую структуру сложившихся общностей, характеризующихся идеологическими, религиозными, культурными, мо- рально-нравственными особенностями формирования, отражающими переход человечества от варварства к новому, более упорядоченному уровню развития. Использование цивилизац подхода предполагает отказ от применения принципа европоцентризма, кот заключается в узком подходе к анализу всемирной истории, что является следствием недостаточности знаний об истории др народов и чувства превосходства над другими, незападными цивилизациями. Цивилизац подход дает возможность рассматривать историю человечества как многовариантный процесс. Соответственно, использование данного подхода в сравнительном правоведении позволит, с одной стороны, сделать наше видение эволюции правовых систем более многомерным. С другой стороны, последовательное использовании данного подхода в изучении эволюции правовых систем приводит к выводу об их принципиальной равнозначности в плане культурно-исторического развития, что, в свою очередь, обуславливает необходимость изучения всех правовых систем. Герменевтический подход. Основоположником современного понимания герменевтики считают Ф. Шлейермахера, разработавшего общие правила, предполагавшие единообразное применение к текстам религиозного и светского характера, для которых ранее считалось необходимым применять разные способы интерпретации. По его мнению, каждый текст имеет две стороны — предметно-содержательную и индивидуально-лич- ностную, т.е. текст имеет грамматическую (объективную) и психологическую (техническую) природу. Герменевтика является объединяющим понятием, включающим в себя искусство интерпретации, истолкования и понимания письменно зафиксированных в языке жизненных объективаций. Она отстаивает ценность традиций, указывает на образцы поведения, которые существовали в прошлом как эталоны современности. Для нее важнейшим является вопрос о понимании человеком сущего и должного. В процессе понимания на предмет познания распространяется интеллект, чувства, интуиция, вообще личность того, кто стремится к пониманию. В современной герменевтике понимание — это не прикладная задача при истолковании текстов, а фундаментальная характеристика, определяющая человеческое бытие и мышление. В этой связи возникла проблема использования гуманитарных традиций в диалоге культур, и, к примеру, политическая (правовая) наука стала перед необходимостью разработки новой гуманитарной методологии политического (правового) анализа, которая названа политической (правовой) герменевтикой. Итак, прав герменевтика способна обеспечить определение и понимание базовых прав ценностей, осуществить разработку истолкования текстов, появившихся в рамках различных прав культур, психоанализа участников прав отношений, составить картину прав миров др цивилизаций. Аксиологический подход. Аксиология – это теории о ценностях, теории общезначимых принципов, определяющих человеческую деятельность, мотивацию поведения. В прав аксиологии различают инструментальную, собственную и социальную ценность права. Инструментальная ценность права — это его ценностный смысл как определенного регулятора, в соответствии с правилами и требованиями которого люди выстраивают свое поведение. Чем выше инструментальная ценность права, тем в большей степени объем правового регулирования соответствует требованиям жизни. Собственная ценность права состоит в том, что именно с помощью права можно отстаивать свободы и права. Как известно, собственная ценность права выражается через его социальную и личностную ценности. Собственная ценность права находит свое выражение в том, что право ценно само по себе. Личностная ценность права заключается прежде всего в том, что право является источником свободы личности, входящей в определенную социальную общность. С помощью права удается разрешить противоречие между личной свободой и общим благом. При этом право указывает пути движения к различным ценностям, придавая общественным отношениям такие свойства, как доступность, оперативность, надежность, одинаковость, безопасность. Социальная ценность права определяется его способностью разрешать возникающие в обществе проблемы с помощью правовых средств, направленных на обеспечение социальной стабильности. Антропологический подход. Юр антропология изучает процессы юридизации человеческого бытия, обусловленные конкретными историч типами цивилизаций. В результате этого выявляются закономерности, разъясняющие основные моменты, связанные с социальной и правовой жизнью человечества. Юр антропология основывается на анализе устных и письменных памятников права, с одной стороны, и практике общественной жизни, с другой. В ее предметную область входят правовые системы,,и в целом — весь комплекс правовых явлений (все правовые формы в широком смысле этого слова — правовые нормы, отношения, идеи и представления, институты, процедуры, способы регуляции поведения, защиты порядка, разрешения конфликтов и т.п.), которые складываются в различных сообществах (первобытных, традиционных, современных), у разных этносов (народов, наций), в разные эпохи и в разных регионах мира. Использование антропологич подхода позволяет определить реальное место человека в прав жизни общесова, что обеспечивает объективное рассмотрение закономерностей формирования и функционирования разл прав систем.
|