История формирования и развития исламского права.
— 1 этап — зарождение и начальный период развития ислам-го права (ИП) (VII в.); — 2 этап —доктринальная разработка ИП в период становления Арабского халифата (VII—XII вв.) — 3 этап — развитие ИП в эпоху Османского халифата (XIII —XX в.); — 4й этап — развитие ИП в современный период (2 половина XX в. — до наших дне) Первый этап истории ИП -совпадает с началом формирования исламской религии и цивилизации как его основы.Возникновение ислама связано с жизнедеятельностью Пророка Мухаммада (570—632), личность которого занимает важнейшее место как в религиозной доктрине ислама в целом, так и в сфере его правового проявления. Божественные откровения, посланные людям через Мухаммада, позднее были собраны и составлены в Коран. Основные положения Корана доходили до мусульман в устной форме — заповедях, освещавших многие вопросы их жизни и веры, поэтому поступки, слова Мухаммада и его сподвижников принимались в качестве комментариев к Корану. Эти комментарии сформировали 2ой по значимости источник ИП — Сунну. Затем родственники и сподвижники Мухаммада консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти Мухаммада стали выбирать новых лидеров исламской общины — халифов. Необходимо указать на особый характер отношений между Пророком и четырьмя праведными халифами. Второй этап истории исламского права — это период его доктринальной разработки в эпоху становления Арабского халифата (VII—XIII вв.). Он связан с дальнейшим распространением ислама и развитием ИП. В результате сложилась наднациональная империя, получившая название Арабский халифат, основой которой стала единая религия — ислам, также были созданы новые административная, налоговая, военная и судебная системы. В истории Арабского халифата выделяют два периода: дамасский, или период правления династии Омейядов (661 — 750), и багдадский, или период правления династии Аббасидов (750—1258). Правители из династии Омейядов управляли исламским государством и обществом, руководствуясь Кораном и сунной, которые толковали, исходя из принципа целесообразности и с учетом местных особенностей различных провинций. Период правления Аббасидов связан с усилением влияния исламского права в Арабском халифате. Постепенно начинает ощущаться недостаточность конкретных предписаний Корана и сунны. Главную роль в ликвидации этих пробелов и адаптации положений указанных источников к требованиям времени взяла на себя исламская правовая доктрина. Таким образом, VII—IX вв. стали периодом расцвета толкования Корана, составления и определения подлинности сунны Пророка, что обусловило формирование доктринальной разработки исламского права. В результате сложился ряд правовых школ, обусловивших дальнейшее развитие исламского права и рациональное осмысление новых явлений общественной жизни, выработку целого ряда абстрактных правил. Третий этап развития исламского права охватывает дальнейшую его эволюцию в период существования Османского халифата (конец XIII — первая половина XX в.). Несколько веков в начальном периоде Османской империи исламское право находилось в застойном состоянии, однако во второй половине XIX в. начинается период исламской реформации. В рамках этих реформ происходит переоценка источников права в ИП, так как постепенно вытесняется доктрина в качестве источника права, а ее место занимают крупные кодифицированные акты в области государственного, административного, уголовно-процессуального и отдельных институтов гражданского права, построенные на рецепции европейских законодательных образцов. Был провозглашен также принцип равенства мусульман и немусульман перед законом, ставший, согласно Парижскому трактату 1856 г., международным обязательством Османского халифата. Также был принят ряд нормативно-правовых актов, способствовавших применению норм классического исламского права при решении вопросов, обусловленных новыми условиями, среди которых необходимо особо выделить принятое в 1869 г. Собрание юридических установлений, вошедшее в историю под названием «Маджалла», основным назначением которого было укрепление исламского права собственности и обязательственного права. Вступила в силу Конституции 1876 г., провозгласившая принципы личной свободы и равенства всех подданных, независимо от вероисповедания. Дальнейшее развитие исламского права характеризуется принятием первых кодифицированных актов не только в области публичного права, но и в сфере личного статута. Четвертый этап в развитии исламского права (вторая половина XX в. — по настоящее время) характеризуется усилением тенденций частичного возврата правовых систем некоторых исламских государств к традиционным истокам и усилением роли ислама на правовую идеологию, правовую культуру, правовое сознание граждан этих государств. Во второй половине XX в. наблюдается усиление влияния ислама, именуемого исламизацией. Тотальная исламизация всех сфер жизни в исламских государствах идет в разрыв с процессами глобализации, которые пронизывают политическую, экономическую, гуманитарную, экологическую сферы жизни всего человечества. В таких условиях вопрос о диалоге цивилизаций становится актуальным. Представляется глубоко символичным, что третье тысячелетие открылось годом диалога цивилизаций. Решение об этом было единодушно принято в 1998 г. на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Таким образом, эволюция исламского права на протяжении почти четырнадцати столетий показывает, что несмотря на разные периоды процветания и застоя, исламское право было и остается динамичной правовой системой, способной к модернизации как ответ на вызов времени.
|